Сколько слов в минуту должен читать первоклассник
Содержание
Совершенно нормальной реакцией любящих родителей является обеспокоенность успеваемостью и личными способностями своего ребенка. Особенно в наши времена, когда определенные требования и критерии предъявляются школьникам начиная с первого класса. Ребенок, который приходит на первую в своей жизни линейку для того, чтобы начать обучение в 1 классе, уже должен обладать определенным набором знаний, умений и навыков. Входит ли в этот список навык чтения и какое количество слов должен читать за минуту первоклассник, об этом и пойдет речь в статье.
Требования, предъявляемые ребенку при поступлении его в первый класс
Начнем рассмотрение вопроса с правовой базы. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», принимать первоклассников в общеобразовательные учреждения, имеющими государственный и муниципальный статус на конкурсной основе запрещено. По этой причине, чтобы там не говорили в администрации этих учреждений, официального перечня вопросов, ответы на которые должен знать потенциальный школьник, не существует в принципе.
Несмотря на условность существующих требований они все же имеют место в жизни любой современной школы. Те учреждения, где должны заниматься дети с неординарными способностями, чаще других проводят тестирование и подробные собеседования с потенциальными претендентами на обучения именно у них.
Многие школы, в том числе и обычные, на своих информационных сайтах дают сведения для родителей по желательным критериям готовности ребенка к обучению в 1 классе. Эти критерии могут дать представления родителям на какой уровень знаний их ребенка будут сориентированы педагоги этого учебного заведения. Когда выбор школы будет сделан не будет лишним поинтересоваться перечнем вопросов, которые обычно задает психолог ребенку. А также уточнить, - проводят ли в школе тестирование.
К стандартному набору общих навыков и умений, которые скорее всего будут проверены у первоклассника в учебном заведении, относятся:
-
Умение считать от 1 до 20 и в обратную сторону в том же диапазоне;
-
Знание основных цветов, права и лева, времен года и суток, простых фигур геометрии, - круг, прямоугольник, квадрат и т.п.
-
Знания из области естественной природы, - животные, птицы, насекомые. Растения, - деревья, кустарники, цветы и трава. Основные различия и характеризующие их признаки.
Как видно из этого приблизительного списка умение читать для ребенка, который пойдет в первый класс не входит даже в пожелания об уровне подготовки будущего ученика, но безусловно приветствуется. Можно сказать, больше, даже в Федеральным государственным образовательным стандартом России ФГО СР не установлено определенное количество слов в минуту и страниц в день, которые должен читать ученик. Оценка лежит в области качества чтения и зависит от следующих показателей:
-
читает ли учащийся по слогам или способен воспроизводить слова целиком;
-
соблюдение пауз, правильная постановка ударений и общая выразительность чтения;
-
умение логически соединять прочитанные слова в предложения;
-
количество ошибок при чтении, способности к четкому произношению всех звуков и букв в тексте;
-
сознательный подход к чтению, выражающийся в способности понять суть прочитанного, провести анализ и оценить материал, изложенный в тексте.
Средние нормативы чтения для большинства школ
Как и было сказано ранее единой нормы, принятой в качестве государственного стандарта по количеству слов в минуту, которые должен уметь читать ребенок нет. Впрочем, это утверждение достаточно субъективно, так как подавляющее большинство учебных учреждений, дающих среднее образование руководствуются в своей деятельности традиционной программой «Школа XXI века». Исходя из её положений, школьник к концу первого класса должен уметь читать 30 слов в минуту и это не предел! Существуют программы, по которым этот показатель должен превышать 40 слов в минуту, а если вдруг кому-то из родителей это покажется много, ну тогда знайте, - стандартом в советском образовании «норма» предусматривала 47 слов. Впрочем, сама подготовка в начальной школе СССР значительно отличалась от современной программы. Хорошо это или не очень покажет время, а пока средние показатели по скорости чтения в школах Российской Федерации для первоклашек выглядят так:
-
От дошкольника до конца 2-й четверти – не ниже 20 слов/минута.
-
Окончание 3-й четверти – от 35 слов/минута.
-
К концу первого класса скорость чтения должна составить – не менее 40 слов/минута.
Именно окончание первого полугодия ознаменовано практически по всем программам обучения первоклассников первым официальным контролем по основным дисциплинам обучения и конечно же чтение в их числе. Однако разнообразие среди школьных программ создает широкий «коридор» для оценки. Требования к ученикам первых классов в зависимости от программы находятся в диапазоне от 15 до 25 слов/минута. Хотя это не должно расслаблять любящих родителей. Даже нижний показатель в 15 слов достичь, не имея предварительной дошкольной подготовки, в условиях современного обучения, крайне сложно. Лучше, всё же, позаботиться об обучении ребенка до того, как он пойдет в школу.
Каким требованиям должны отвечать тексты, предоставляемые для чтения
Для объективности оценки первоклассника в вопросах скорости чтения, способности осознавать прочитанное и аналитически мыслить, тексты должны соответствовать ряду требований:
-
Начальный этап обучения, соотносится с возрастом 6-7 лет. Первыми образцами для чтения должны быть двусложные простые слова, в которых гласные повторяются, - ма-ша, ба-нан, жа-ба и т.п.
-
Последующее усложнение по смыслу основанное на постепенном увеличении многосложных слов.
-
С третьей четверти в текстах начинают присутствовать слова с шипящими звуками и слова, где звуки имеют многообразное сочетание.
-
К окончанию учебного года школьник должен перейти от чтения по слогам к чтению слов целиком. В программу добавляются стихотворные произведения.
7 советов как помочь первокласснику научиться быстро читать и понимать прочитанное.
-
Для того чтобы ребенок освоил навык и полюбил чтение у него должны сформироваться устойчивые нейронные связи в мозге. Этот процесс связан с затратой энергии организмом, а он этого не любит. Поэтому пока ребенок не «начитает» 300 часов, процесс чтения, скорее всего будет для него неприятен. Взрослому стоит завести тетрадь учета и фиксировать время которое было потрачено ребенком на чтение, следя за ростом количества минут и часов, посвящённых этому занятию.
-
С самого раннего возраста нужно практиковать интерактивное чтение. В 2013 г. в журнале Perspectives on Psychological Science было впервые опубликовано исследование подтверждающие, что подобный вид чтения не только дает возможность ребенку полюбить сам процесс, но и значительно способствует росту его интеллектуальных способностей. Суть методики, по словам одного из авторов этой работы, опубликованной в виде статьи «Как сделать ребенка умнее» Джона Процко, ученого из Нью-Йоркского университета, в том, чтобы взрослый не просто читал ребенку, а через вопросы помог установить ему диалог с книгой.
-
Использовать время в машине, когда ребенок с вами. В современном мегаполисе это занимает порой несколько часов. Необходимо слушать аудиокниги, лучше записанные голосом одного актера, это позволяет эффективней сосредоточиться на смысле читаемого.
-
Где-то со второй четверти можно начать использовать слоговые таблицы. Хотя набор комбинаций букв в словах велик, но отнюдь не безграничен. Эти таблицы могут помочь, при правильной тренировке прочитывать слова одним взглядом.
-
Используйте детские журналы, в которых есть кроссворды. Обычно детей увлекает занятие по их разгадыванию, кроме того там есть много заданий в стиле «найди пять отличий в этих рисунках» и множество других заданий на развитие внимания. Детям зачастую это нравится, а навыки чтения незаметно для них совершенствуются.
-
Тренируйтесь читать с первоклассником в разном темпе, помимо навыка чтение это дает дополнительную тренировку в выразительности чтения.
-
Внимательней относитесь к подбору литературы. Следует предоставить возможность выбора самому ребенку. Ярко иллюстрированные, с простыми текстами книжки и журналы на первых порах станут отличным подспорьем в том, чтобы ребенок захотел читать. Тематика может быть любой, главное, чтобы она заинтересовала ребенка.
Статья составлена на основании: школьной программы «Школа ХХI века», и материалов работы педагогов и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК.
Оцените статью |
|
22.11.2024
22.11.2024
22.11.2024