Ребенок рисует черным цветом: когда это нормально, а когда бить тревогу

Обновлено: 22.11.2024 13:27:38

Родители, безмерно любящие своих детей, стараются отслеживать изменения и отклонения в развитии, чтобы вовремя предупредить проблему. Особую гордость вызывают первые художественные шедевры малышей – цветные круги, линии и первые головоножки. Другое дело, когда произведения искусства нарисованы в темных цветах. У тревожных мам и пап возникают страхи и сомнения относительно психологического здоровья их крох. Сразу хочется сказать, что самостоятельно ставить диагнозы ребенку нельзя – для этого есть специалисты, разбирающиеся в психодиагностике лучше людей без профильного образования. К тому же, своей обеспокоенностью вы можете вселить в малыша тревожные чувства и непонимание происходящего вокруг.

Ребенок рисует черным цветом: когда это нормально, а когда бить тревогу

Проективные методы диагностики, в частности качественный анализ рисунков, методы крайне субъективные. На достоверность полученных аналитических данных влияет масса факторов:

  1. Настроение. Дети не в курсе, что по их рисованию будут пытаться поставить диагноз. Экспрессия их чувств происходит из текущих переживаний, радости и печали. Не удивляйтесь, если недовольный малыш нарисовал вам картинку в темных цветах. Это не значит, что имеют место отклонения в психологическом развитии. Чтобы качественно отследить его состояние по характеру рисунка, для анализа важно взять более длительный временной промежуток – например, несколько месяцев. В их течении вы смотрите, какими цветами рисует ребенок, и какой сюжет этих картинок.

  2. Сюжет рисунка. Само содержание идеи для художеств предполагает предварительный выбор подходящей цветовой палитры. Например, пасмурная погода и дождь не могут быть нарисованы в розовых и оранжевых тонах. Солдатики, собаки, чемоданы – при рисовании различных предметов дети руководствуются имеющимися у них представлениями о реальных предметах.

  3. Наличие различных цветов карандашей. Дети до трех лет в принципе не относятся избирательно к цветопередаче рисуемой картинки. Для них важен фактор близости – он нарисует кружок или черточку тем цветом, что находится у него под рукой. Если нет разнообразия карандашей, дети постарше начнут выбирать более подходящие оттенки среди имеющихся.

  4. Возрастные особенности. Серьезно подходить к оценке рисунка ребенка-трехлетки не стоит. В этом возрасте нет существенных оснований для проективной диагностики. Начиная с 3,5-4 лет появляется осознанность сюжета картинки. Выявляются подсознательные связи и переживания. Лучше проводить беседу по нарисованному рисунку – спросить, что он нарисовал, кто изображен, что делает и т.д. Это поможет точнее проанализировать картинку. А вот анализировать цветовую палитру рисунка можно начинать с 4,5-5 лет.

Далее вы сможете ближе познакомиться с тревожными признаками использования черного цвета в рисунках и признаками, полностью соответствующими нормам развития. А также узнаете правильные действия родителей, если те обнаружили первые звоночки неполадок.

Выбор черного цвета на рисунке как вариант нормы

Как уже говорилось выше, выбор цвета до 4-5 лет не имеет диагностического потенциала. Так, психолог и педагог Максимова М.В. в своей статье « Влияние цвета на выразительность детского рисунка» отразила идею, что до пяти лет дети используют цвет в качестве декоративного элемента. Они не выражают эмоции или чувства через изобразительное искусство. Соответственно, здесь пойдет речь о средних и старших дошколятах (5-7 лет), когда выбор цвета становится значимым диагностическим критерием. В каких случаях выбор черного цвета является нормой:

  1. Малыш плохо себя чувствует, нездоров. Недомогание, грусть, печаль ребенка находится выход в отображении конкретных образов. Это связано с тем, что происходит переход от наглядного к образному мышлению. На этом этапе он оперирует синтезом этих двух форм мышления. Прямые ассоциации играют роль в отображении эмоциональных и физических переживаний. Так дождь и пасмурное небо ассоциируются с грустью. Если ему будет грустно, он нарисует этот сюжет, который изобилует мрачными оттенками. И это будет вариантом нормы.

  2. Его окружают темные предметы, или он одет в темную одежду. Присущий детям раннего и дошкольного возраста эгоцентризм выражается в художественной сфере. Это выражается в том, что юный творец ставит себя в центр происходящих вокруг него событий. Например, когда он идет и ему кажется, что облака и солнце идут за ним вслед. Это было доказано известным психологом Ж. Пиаже, разработавшим теорию когнитивного развития. Каждый рисунок наделяется субъективными взглядами маленького художника. Например, если он находится в помещении с приглушенным светом, или одет в одежду мрачных тонов эти образы найдут выход в цветовой палитре рисунка.

  3. Богатое воображение и многогранная фантазия. Для малыша его рисунок – это больше, чем просто картинка. Он наделяет его «живыми» образами. Фантазеры буквально чувствуют, как тяжело дышит собака, отображенная на рисунке, и как тепло сияет солнце. Иногда, чтобы уберечь себя от возникающих в воображении потенциальных опасностей, ребенок закрашивает часть рисунка в черный цвет. Он выражен в качестве ограничителя, заплатки, сдерживающим движение образов, остро воспринимаемых богатым воображением художника. Чтобы выяснить эту причину, достаточно побеседовать с ним. Спросите о части рисунка, относительно которой у вас возникли сомнения. Малыш с удовольствием поделиться субъективным смыслом, которым наделил свой шедевр.

  4. Рисунки нарисованы в мрачных тонах, но ребенок активный физически, радостный и спокойно себя ведет. Может быть и такое, что черный цвет выступает способом сделать рисунок контрастным относительно белой бумаги. Это просто нравится ему. Что делать родителю, если все равно имеют место переживания? Разговаривайте с малышом больше, играйте, проводите совместное время. Так вы сможете убедиться в необоснованности ваших сомнений и волнений.

  5. Список таких случаев, когда мрачные цвета являются нормой для дошколят куда шире. Каждый конкретный случай требует уточнения и работы с ребенком. Для старших детей (от 8-9 лет и старше) варианты нормы использования черного цвета уже отличаются. Это связано с созреванием эмоционально-волевой сферы и развитым самоанализом. Теперь траурный цвет на холсте – это способ сублимировать переживания, волнения и негативные чувства. Через отображение печальных образов находят выход тяготящие эмоции. Однако есть характерные признаки для младших школьников и ранних подростков, объясняющие абсолютно нормальные причины использования черного цвета:

  6. Выработанная стилистика. Для детей постарше рисунок – это не просто способ скоротать время. Они наделяют его определенными художественными образами, и подход к рисованию приобретает осознанный характер. На первый план выходит стиль, который нравится ребенку и может быть связан с превалированием мрачных оттенков. В таком случае, это никак не характеризует психологические проблемы.

  7. Кризисные моменты. Подростковый возраст – период серьезных личностных трансформаций ребенка. Часто подростки принимают мир как враждебную единицу и с помощью изобразительного искусства выражают протест, негодование и просто одиночество. В таком случае любовь к черному цвету в рисунках пройдет, как закончится острая фаза переживания кризиса.

Когда черный цвет на рисунке является тревожным признаком

Ребенок рисует черным цветом: когда это нормально, а когда бить тревогу

Далее представлены варианты использования черного цвета, которые указывают на наличие психологических проблем. Важно, что данные признаки относятся к детям от 5 до 8-9 лет. Если ребенок старше 10-12 лет продолжает рисовать черным цветом, важно провести с ним беседу и при необходимости проконсультироваться с психологом. Гамма чувств и эмоций у старших детей шире, чем у младших школьников. Это требует не просто внимательного подхода и понимания, но и опоры в виде родительского плеча и их дружественного отношения.

Резкая смена цветовой палитры

Допустим, ваш малыш до определенного момента рисовал яркие, радужные картинки с добрыми животными и ярким солнышком. После стилистика рисования резко сменились – добрые животные стали темными, печальными образами. Такая перемена может объясняться множеством причин, самые популярные из которых представлены далее:

  1. Ребенок пережил сильный стресс. Травмирующие события вроде смерти любимого питомца, вызывают негативный отклик в эмоциональной сфере. Сам того не осознавая, он глубоко переживает стресс, а неосознанные эмоции находят выход в мрачных цветах на рисунке.

  2. По отношению к нему было оказано физическое или психологическое насилие. Любое насилие унижает личность ребенка, приводит в ужас. Это не останется неотраженным в печальных художественных образах. Нередко в таких случаях дети рисуют себя на рисунке в уменьшенных размерах (что отображает их незначимость, отрицательное восприятие себя), а обидчиков активно закрашивают черным или красным карандашом с помощью яростного зачеркивания до порванной бумаги (агрессия, ярость, злость, ненависть).

  3. Трудности в адаптации. Новое общество, место жизни и окружение для стеснительных, замкнутых детей – настоящая эмоциональная пытка. Трудная адаптация находит отображение не только на рисунке, но и в других аспектах жизнедеятельности малыша (поведение, сон, аппетит и т.д.).

Изменения в личности ребенка и его поведении.

Использование черного цвета, сопровождающееся резкой переменой поведения в негативном ключе – это тревожный признак. Например, после перехода в новый детский сад, ребенок стал замкнутым, плаксивым, часто жалуется на недомогания, а также плотно закрашивает бумагу черным цветом. Вероятно, в таком случае имеет место дезадаптация, требующая коррекционного воздействия. Совместно с психологом прорабатываются направления этого воздействия: работа с тревожностью, с механизмами межличностного взаимодействия, диагностическая работа с коррекционным потенциалом и т.д. Следующие перемены в поведение наряду с мрачными сюжетами и цветами рисунков требуют вашего внимания:

  1. Отстраненность (от родителей, друзей, других значимых взрослых).

  2. Агрессивность.

  3. Нарушения сна (ночные пробуждения, сопровождающиеся криком и плачем, трудности засыпания, кошмары, ночные страхи, энурез).

  4. Тревожность (перманентные страхи, острая реакция на резкие звуки и т.д.).

Мрачные сюжеты

Сюжет рисунка – центральный параметр для психологического анализа. С помощью сюжета находят выражение подсознательные страхи, переживания, волнения, агрессия. Вы без труда заметите, что произведения вашего ребенка стали мрачными и по цвету, и по содержанию. Так, плотное закрашивание темным цветом – это неопределенность, пустота, страх. Зачеркивание – подсознательная попытка исключить что-то или кого-то из своей жизни. Рисование черных животных с большими глазами и острыми зубами выражает сочетание сильного страха с ответной агрессивной реакцией. Часто дети рисуют людей, которые причинили им неприятные ощущения, черным цветом, относительно других фигур на рисунке. Если видите на картинке убийства, интенсивные зачеркивания черным или красным цветом, другие страшные сюжеты, лучше сходите с ребенком к психологу.

Длительное использование черного цвета

Разовое рисование мрачной картинки в черных цветах не несет никакого диагностического потенциала. Тревожным признаком является длительно рисование таких рисунков – не менее 3-4 месяцев. Если у ребенка есть разнообразие карандашей и красок, а он намеренно использует исключительно черный цвет в течение долгого времени, имеет место психологическая проблема. Что стоит сделать родителям в данном случае:

  1. Поговорите с малышом сами. Разъясните сюжет картинки, кто что делает и почему нарисованы именно так.

  2. Если не можете самостоятельно прийти к выводу, подключите психолога. Он поможет пролить свет на проблему и даст рекомендации по ее решению.

Заключение

Случаются переломные моменты, когда ваш жизнерадостный ребенок рисует черным цветом. Как выяснилось, это не всегда плохо и зависит от множества сопутствующих факторов: возраст, настроение, погода и прочее. Ваша задача как родителя внимательно смотреть за состоянием юного художника, но ни в коем случае не навязывать ему цвета, которые вам кажутся «правильными» - яркие, желтые, зеленые, розовые оттенки. Через искусство находят выход мысли и чувства малыша, дайте ему свободно самовыражаться.



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Комментарии
Загрузка комментариев...