Плохое поведение в школе: что делать родителям


Содержание


  1. Что может стать причиной плохого поведения
  2. Может «само пройдет…»?!
  3. Ключевая ошибка родителей
  4. Какие меры могут оказаться эффективными в данном вопросе
Обновлено: 22.11.2024 13:27:39

Плохое поведение детей в школе всегда имело место в жизни, не являются исключением и наши дни. Более того, тенденция направлена к тому, что сейчас среди школьников оно встречается всё чаще и чаще.

Плохое поведение вызывает замечания со стороны педагогов, отражается записями в дневнике, а случается, что переходит к административному воздействию, начинающемуся с приглашений на беседы родителей сорванца к завучу или директору школы и иногда заканчивающееся уже противоправными действиями учеников. Во избежание названых проблем, необходимо пересмотреть подходы к воспитанию школьника, об этом и пойдет речь в статье.

Плохое поведение в школе: что делать, советы психолога

Что может стать причиной плохого поведения

Мгновенного перехода от спокойного и уравновешенного поведения к нарушениям школьной дисциплины практически не бывает. Если поведения внезапно стало квалифицироваться как девиантное и ребенок ведет себя неадекватно – это уже веский повод для обращения к специалисту, психологу или даже психотерапевту. К счастью это чрезвычайно редкие среди детей и подростков случаи. Обычно же близкие взрослые поначалу не придают значения изменениям в поведении ребенка в школе, пока это не становится предметом замечаний со стороны педагогического состава.

Причинами изменения поведения в сторону плохого можно назвать следующие моменты:

  1. В семье отмечается дефицит настоящей любви к ребенку. Взрослым следует помнить, что с приходом в школу, как раз в 7 лет, у ребенка происходит возрастной скачок, связанный с изменением сознания. Примерно с 10 лет начнется следующий этап жизни и до 12-13 лет ребенок обретет все черты «личности», в том смысле этого понятия как мы его представляем. После этого его настигнет пубертатный период и изменения гормонального фона смоют как мощное цунами все предыдущие «наработки», чтобы подросток «возродился» в новом для себя состоянии. За это время прежними у ребенка останутся только его Фамилия Имя и Отчество. Помнить об этом всегда и вовремя корректировать линию поведения с ребенком родителям надо всегда. Если на каком-то этапе ребенок перестает ощущать к себе любовь в семье, то ранее спокойный молодой человек превращается в бунтаря и начинает протестовать, а активный напротив может замкнуться в самом себе. Вовремя замечать эти изменения и проявлять заботу и любовь, одна из основных задач родителей.

  2. Следующая причина также связана с нестабильностью мышления и вообще психики ребенка подверженной процессам постоянного формирования. Поэтому изменение в поведении может быть вызвано внешними раздражителями, даже такими незначительными, по мнению взрослых, как обидное высказывание в его адрес со стороны одноклассника или несправедливая, по мнению самого ребенка, отрицательная отметка, выставленная преподавателем.

  3. Слишком большая строгость по отношению к ребенку в семье, может привести к тому, что он начинает «выпускать пар» в школе. Будучи дома паинькой, из-за страха наказания или боязни расстроить родителей, ребенок пускается в школе «во все тяжкие» и превращается в хулигана. Если ситуация в семье не изменится, то рано или поздно такой ребенок перестает реагировать на замечания и по причине двойственности стандартов, а также накопления отрицательных эмоций продолжить действовать уже «на зло системе».

  4. Ещё один вариант развития событий, - ребенок попадает под влияние. Проходя через различные этапы развития, даже если в семье все вполне благополучно, ребенок «примеряет» на себя различные модели поведения. Иногда достаточно сдружиться с компанией или даже с одним ребёнком, чье поведение привлекло внимание ребенка из благополучной семьи, и он начинает подражать поведению «отрицательного» персонажа, просто из желания сыграть роль «плохого парня» для мальчика или «отчаянной девчонки» для юной леди.

  5. Желание проявлять качества лидера, самоутвердиться в коллективе, занять место в центре внимания. Самым простым способом в этом случае, как кажется ребенку, конечно является нарушение дисциплины. Поскольку не требует развития каких-то дополнительных талантов или проявления качеств, которые зависят от приложения усилий к их достижению.

  6. Обучение не дается ребенку, он плохо или вообще перестал усваивать материал, опустил руки, и учеба у него вызывает отторжение. В качестве замены он обращается к тому, что ему доступно, - неудержимое веселье и бурные забавы на переменах, разговоры с одноклассниками на уроке и препирательство с учителями. Все это – средство от охватывающей его скуки при необходимости что-то понять и усвоить из школьной программы.

  7. Часто употребляемый сейчас термин как гиперактивность. Который заключает в себе отсутствие усидчивости, повышенной эмоциональности, большом количестве нерастраченной энергии. Корнем этой проблемы может быть с одной стороны отсутствие дополнительной физической нагрузки, которую может дать ему занятие в спортивной секции. Другая причина, появилась относительно недавно – это «цифровая» зависимость которая может вызвать подобное поведение у детей. В этом случае стоит обратиться к рекомендациям ВОЗ по ограничению времени «общения» с гаджетами.

  8. Существуют явные или скрытые причины, влияющие на психоэмоциональное состояние ребенка, по которым он испытывает дискомфорт в коллективе класса. В этом случае плохое поведение – это проявление самозащиты ребенка.

О многих проявлениях плохого поведения детьми и способов работы с ними можно почитать здесь.

Может «само пройдет…»?!

Некоторые родители в случае с плохим поведением их чада в школе выбирают «позицию страуса», пряча голову в «песок» стандартных отговорок типа, - «перерастет», «перебесится», «само рассосется» … Безусловно психика ребенка очень гибкая и устойчивая вещь и благодаря постоянно растущему количеству нейронных связей ребенок сможет преодолеть возникающие на пути формирования его мышления кризисы, но вот какая личность выйдет из него по окончанию этих процессов и понравится ли родителям этот результат?

Взрослея ребенок может перевоплотиться из доброго и отзывчивого дитя своих родителей в циничного и самоуверенного индивида, привыкшего манипулировать окружающим и считающего, что ему все дозволено.

Родительская мудрость заключается в том, чтобы не уповать на время «которое все лечит» и жизнь «которая сама научит», а немедленно принимать эффективные и адекватные меры которые перенаправят психическую и физическую энергию их детей в «мирное русло» роста их разносторонних успехов в учебе и спорте. Для этого надо будет выяснить прежде всего причины, о которых писалось выше и уже потом переходить к принятию мер.

Ключевая ошибка родителей

Ошибка, как правило, одна, родители не принимают к сведению поступающие в их адрес «тревожные сигналы», - на родительских собраниях ребенка не отмечают с положительной стороны, от педагогов поступают замечания о том, что он бывает невнимателен, отмечается плохое поведение на переменах.

По началу это кажется все незначительными фрагментами, - на уроке «ворон ловил», одноклассницу за косичку дернул, одноклассника стукнул, ну и что тут такого. Ведь дети же! Если случаи носят единичный характер, то, пожалуй, ничего страшного, если же замечания и жалобы педагогов становятся регулярными – стоит обратить на них внимание. Отсутствие внимания по этому вопросу со стороны родителей может привести к тому, что ребенок воспримет такое отношение к своему поведению как должное и решит, что ему все дозволено.

Какие меры могут оказаться эффективными в данном вопросе

Плохое поведение в школе: что делать, советы психолога

Начинать нужно всегда с разговора «по душам». Он необходим, чтобы найти те причины, которые вызвали плохое поведение ребенка в школе. Зачастую дети скрывают истинные мотивы своих действий, но если взрослый проявит максимальное чувство такта и терпение, то может получится откровенный разговор который поможет увидеть ситуацию полностью.

При этом разговоре категорически нельзя:

  1. ругать ребенка, сразу после того как причина будет установлена;

  2. умалять значение детской проблемы, хотя бы на ваш взгляд она и «яйца выеденного не стоит»;

  3. требовать от ребенка дать заведомо невыполнимые обещания сразу же исправиться.

Цель беседы – расположить ребенка к себе с тем, чтобы он сам захотел исправить ситуацию и помочь ему это сделать. Необходимо постараться представить себя на его месте, понять, как он тяготится посещением школы, которая у него связана с отсутствием интереса к получению образования. Внутренними конфликтами и раздражением, которое выливается во внешнее агрессивно – отрицательное поведение.

Теперь о том какие любящие родители могут принять меры

  1. В некоторых случаях ситуация ощущения дискомфорта, конфликта и неприятия одноклассников может так далеко зайти, что самым эффективным решением будет перевод ребенка в другой класс или даже школу. При этом надо будет полностью проработать с ним проблемы возникшие на его теперешнем месте учебы, для того, чтобы исключить их повторение на новом месте.

  2. Если причина лежит в желании реализовать себя как лидера, нужно помочь ребенку реализовать свой потенциал в рамках общепринятых норм. Помочь ему найти то поприще, которое будет ему по душе и найти самого себя.

  3. Низкая успеваемость – следствие упущений при изучении учебной программы. Это вполне решаемая проблема, - при помощи самих родителей или репетиторов вполне можно восстановить пробелы в знаниях, а практика проверять выполнение домашнего задания подтянет самодисциплину ребенка.

  4. Если проблема в усидчивости, точнее в ее отсутствии, родителям придется заняться воспитанием этого качества. Для начала систематизировать вопрос с нормированием «экранного времени» в соответствии с возрастом ребенка, а затем браться за дисциплину. При этом привить детям терпение можно только если родители начнут вопросы дисциплины с себя, - ежедневно отводить время для контроля выполнения уроков, установить постоянный контакт с педагогами, научится аргументированно разговаривать с ребенком для того, чтобы он принял необходимость поменять свое отношение к вопросу поведения себя в обществе и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Работать в этом направлении просто крайне необходимо и чем раньше близкие ребенку взрослые обратят внимание и сделают правильные выводы из вызывающего поведения ребенка в школе, тем лучше будет для него самого. На начальных этапах бывает достаточно приложить совсем немного усилий, - несколько нравоучительных бесед и строгих замечаний бывает вполне достаточно, для того чтобы дети проявили желание исправиться. Чем дольше был пущен на самотек этот вопрос – тем дольше предстоит этим заниматься.

Но как бы там ни было – родители ни в коей мере не должны проявлять безразличия к проблемам собственных детей!

Статья составлена на основании книг: Бен Фурман «Навыки ребенка в действии. Как помочь детям преодолеть психологические проблемы», Джон Медина «Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям», Андрей Курпатов «Счастливый ребенок. Универсальные правила» и материалов работы педагогов и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Комментарии
Загрузка комментариев...