Куда отдать мальчика и девочку в 3-4 года: обзор спортивных секций и развивающих кружков

Обновлено: 22.11.2024 13:27:36

Ребенок в возрасте 3-4 лет начинает переживать свой первый «возрастной кризис», это время, когда маленький человек начинает отделять себя от мира других людей. В его формирующемся сознании происходят принципиальные изменения, изменения просто потрясающие!

При прохождении этого рубежа малыш будет пытаться «позиционировать» свои отношения с другими для него людьми. На этом этапе он будет отстаивать свое мнение и свой взгляд на то, что происходит вокруг него. При этом, зачастую, он может заявлять твердое «Нет!» воспитывающим его взрослым используя любой повод, - надо это или не надо.

Попытки начинать выяснять отношения с ребенком ни к чему хорошему не приведут. Ребенок не капризничает, не противостоит и не пытается идти на конфликт, он сейчас исследователь и он зондирует мир, - проверяя реакции окружающих на свое воздействие.

Особенности мышления детей 3-4 лет

Куда отдать мальчика и девочку в 3-4 года

От 3 до 7 лет малыш находится в процессе «отделения» мира от себя, более обращая внимание на непосредственно свои внутренние ощущения и восприятие. Пока ребенок не слишком заинтересован в познании прочих людей, для него они не понятны и понять он их не торопится.

На данном этапе развития его социальные интересы заключаются на поиске своего личного и по возможности максимально комфортного места в этом мире других людей. К примеру, все воспитатели детского сада будут делиться для него на «хороших» (с которыми ему комфортно) и «плохих» (вызывающих дискомфорт).

Еще нужно учитывать такой необычный, установленный детской психологией факт (известный в духовных практиках задолго до появления психологии как науки), - до 7 лет ребенок не воспринимает себя «плохим». Что бы не вытворял маленький сорванец, в его собственном восприятии, он априори – «хороший», «плохими» могут быть только другие. С учетом этого факта можно себе представить насколько затруднительными являются для этого возраста все воспитательные инициативы со стороны взрослого.

Само сознание ребенка в этом возрасте работает над обучением способностям «торможения» своих реакций при воздействии на них внешними стимулами. Иными словами, идет процесс обучения следованию инструкциям и умением делать, то что «надо», не отвлекаясь на «эту интересную вещицу» или «порхающую рядом бабочку».

Какие цели должны преследовать взрослые отдавая ребенка 3-4 лет в секции или развивающие кружки

По мере приближения ребенка к школьному возрасту в нем формируется:

  1. Иерархическая структура мотивов.

  2. Переход из разряда существ ситуативных (действующих по сигналу непосредственных раздражителей и сиюминутным побуждениям) к существу с организованным мышлением.

  3. Внутренние единство и организация позволяющая действовать исходя из устойчивых желаний и стремлений.

  4. Способность сопоставлять свои желание с усвоенными нормами социализации.

Соответственно, выбранное направление развития ребенка (секция, кружок, группа) должно, в первую очередь помочь ему мобилизовать его мозг, - незрелый, несобранный и продолжающий расти, действовать исходя из диктуемых ему обстоятельств жизни. То есть узнать и понять сущность слова – «надо».

Для того, чтобы это «надо» могло сформироваться в сознании ребенка, от него потребуется приложить все свои, пока еще ограниченные ресурсы и немного мужества. Когда он начнет демонстрировать успехи, взрослый обязан поддержать его начинание, иначе возможный талант может быть загублен буквально «на взлете».

Таким образом секции или кружки для ребенка в этом возрасте должны с одной стороны стать подмогой в переходе к организованному подходу к жизни, а с другой стороны поддержать его стремление в этом вопросе и не навредить.

Более подробно об особенностях развития ребенка в этом возрасте, хотя и более научным языком, можно прочесть у психолога Лидия Ильинична Божович, которой довелось быть ученицей знаменитого профессора Выготского Л.С., в ее работе « Личность и ее формирование в детском возрасте».

С чего стоит начать выбор

Начать нужно с того, что по половому признаку в этом возрасте деление проводить не стоит. Физиология, психология и общее развитие у детей этого возрасте идут пока нога в ногу и у девочек, и у мальчиков. Это означает то, что кружки и занятия в секциях доступны в возрасте 3-4 лет в равной мере всем детям.

Главное, чего не стоит делать, это направлять ребенка на какие-либо дополнительные занятия до 3 лет, психологически ему это не нужно. Пальчиковые игры, логоритмику и рисование в этом возрасте лучше донесут до малыша самые близкие ему люди (это скорее всего родители). Новомодные группы развития для самых маленьких могут дать ещё занятие обучающие чтению по кубикам Зайцева, это тоже вполне доступно родителям и совершенно не обязательно в этом возрасте. А вот отрицательных моментов в виде шумной и совершенно ненужной малышу компании, утомления дорогой и возможности ещё слабому иммунитету получить «дополнительную нагрузку» от возможных вирусов и детских заболеваний, которые неизбежно будут в группе, вполне достаточно, чтобы отказаться от практики посещения таких кружков до 3 лет.

Что следует уяснить прежде чем выбрать направление для ребенка:

  1. Записываться более чем в два кружка, для этого возраста, лишнее. Прежде чем начинать движение в сторону дополнительного развития нужно оценить собственные ресурсы. Если родители или близкие родственники ребенка: дедушки - бабушки, старшие братья – сестры имеют таланты. Например, в спорте, знании языков или музыке и ребенок воспримет их как учителя, а взрослые готовы заниматься систематически, то следует сэкономить время и силы, - на этом этапе обойтись силами самой семьи.

  2. Дайте возможность выбора самому ребенку. Следует посетить имеющийся поблизости дом творчества или развивающий центр при проведении ими презентаций или дня открытых дверей. Даже если выбор не совпал с мнением взрослого, разумней будет дать попробовать ребенку, то, что ему хочется. Сменить кружок, если малыш ошибся с выбором, не такая сложная задача.

  3. Необходимо личное знакомство с будущим наставником и педагогом взрослого, который отдает ребенка в секцию или кружок. Здесь основными критериями должен стать профессионализм и любовь к детям. Сам диплом, сертификат и наличие наград не говорит ни о чем. Стоит посетить его занятие, хороший специалист не испугается такой просьбы, и оценить его уровень. При оценке стоит в первую очередь обратить внимание на атмосферу занятия, она должна быть располагающей и менее формальной чем в школе или детском саду. Настоятельно рекомендуется избегать мест, где из детей с такого юного возраста «лепят» лауреатов и чемпионов!

  4. Исходить из принципа того, что дорога к месту занятий не должна быть продолжительней, чем время самого занятия.

  5. Лучше не посещать комплексные кружки «гармоничного развития», где обучение построено по школьному принципу и включает сразу несколько предметов. Всему свое время, в этом возрасте ребенок к такому не готов.

Обзор спортивных секций и кружков которые можно рекомендовать к посещению ребенку 3-4 лет

Куда отдать мальчика и девочку в 3-4 года

Спортивные секции, в порядке доступности:

  1. Легкая атлетика. Самый доступный вид спорта, с невысокой угрозой получить травму, гармонично развивает все группы мышц. Секции есть практически на всех стадионах и в домах творчества.

  2. Занятия аэробикой. Развивает чувство ритма, мышцы и вестибулярный аппарат ребенка. Помимо домов творчества, группы для малышей могут быть при хороших фитнес–центрах для взрослых, с опытными и профессиональными инструкторами.

  3. Бассейн. Плавание, как вид спорта, очень положительно влияет на физическое развитие детей. Нагрузка на все группы мышц, их гармоничное развитие, укрепление иммунитета и закаливание, развитие координации движений. Конечно все зависит от удалённости и возможности возить ребенка в бассейн.

  4. Фигурное катание. С охотой может быть воспринято как мальчиками, так и девочками этого возраста. Занятия можно начинать с 4 лет, позже мальчики могут уйти в хоккей или конькобежный спорт. Также обеспечивает гармоничное физическое развитие ребенку, чувство ритма и координацию. Вопрос зависит от места проживания и возможностей посещать секцию.

Кружки, в том же порядке доступности

Рисование

  1. в обыкновенных условиях студии, доступно повсеместно;

  2. при художественных школах, зависит от близости подобных заведений;

  3. при известных музеях, зависит от города проживания, не всем доступно Третьяковская галерея или Пушкинский музей.

Театральное мастерство

  1. Кукольный театр, помогает развить творческие начала и подходит даже для самых «стеснительных» маленьких артистов.

  2. Театральная студия, с ребенком занимаются постановкой речи для сцены, движениям, изучают актерское мастерство и пантомиму, танцы и акробатику, развивают чувство ритма и тренируют память, обучают рисовать декорации и изготавливать реквизит, шить костюмы. На выбор влияет наличие самого театра и студии при нем.

Живые уголки

  1. Такие кружки есть в достаточно больших домах творчества. Дети, которые очень любят животных, прекрасно могут развить свои таланты и получить полезные знания и навыки, по работе и уходу за ними под руководством опытных педагогов - ветеринаров и биологов.

  2. При некоторых зоопарках тоже есть подобные кружки, здесь будет зависеть все от наличия зоопарка в вашем городе.

Ремесла

  1. Вот этот вид кружков, пожалуй, больше ориентирован на девочек, их учат таким прикладным ремеслам как плетение бисером, вязание, макраме, вышивке и ткачеству. Отлично развивает мелкую моторику и поможет будущим модницам в самом ближайшем будущем.

  2. Для мальчиков кружки с навыками выжигания, работы с деревом и другими ремеслами станут доступны только с 6 лет, в силу необходимости прикладывать физические усилия к этим занятиям.

В заключении следует напомнить, что секции и кружки в этом возрасте не направлены на профориентацию или подготовку к школе. Они призваны, путем занятия ими ребенком, помочь ему воплощать свои мечты и через общение с взрослыми найти себя и свое место в мире.

Статья составлена на основании книг Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте», А. Курпатов «Счастливый ребенок»; сайтов и родительских форумов: medportal.ru , kolyaski-indigo.ru, courseburg.ru и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/



Оцените статью

 
Всего голосов: 1, рейтинг: 4
Комментарии
Загрузка комментариев...