Компьютерная зависимость у подростков и детей - причины, варианты помощи

Обновлено: 22.11.2024 13:27:36

В настоящее время все, и взрослые и дети оказались в мире глобального цифрового потребления информации. Появление информационных технологий, по началу воспринятое человечество как благо и несомненная польза, внезапно обернулось новыми, доселе невиданными проблемами. Глубина которых и тяжесть последствий от них до сих пор ещё непонятна полностью.

Тревога и опасение от новой, внезапно возникшей угрозы, порождённой самим же человеком, появилось не только у врачей, психологов, педагогов, но даже у самих «отцов-основателей» нового явления, - ученых и инженеров «Силиконовой долины». Создателей этого «нового дивного мира» цифровых иллюзий и миражей.

Джин выпущен из бутылки и дальше нужно жить в новых реалиях, при чем жить придется, тем детям, которые уже сейчас массово попадают в сети «цифровой зависимости». О правилах безопасности в условиях новой окружающей среды и пойдет речь в этой статье.

игры комьют.jpg

Фото: funender.com/

Как это работает

Все предыдущие столетия и даже тысячелетия жизни людей на Земле, человеческий мозг развивался в естественной среде, в привычном режиме, при объективных ощущениях. Для того чтобы жить в этом мире, мозг ребенка начинает выстраивать свою структуру так, чтобы в нем возникла способность принимать нужные решения, учитывая их последствия, создавая для этого достаточно сложные модели возможной реальности.

Итак, последовательность построения всех психологических и интеллектуальных связей сложилась у человека уже давно и всегда работала исправно, из поколения в поколение. И тут в жизнь человечества стремительно ворвалась новая реальность. Среда обитания человека из естественной, буквально на глазах переродилась в цифровую, а если быть точнее виртуальную.

Так, например, член Королевского общества медицины Великобритании Арик Сигман, который неоднократно высказывался о пагубном влиянии воздействия «экранного времени» на детей, в том числе и в интервью Российским СМИ. Провел исследования, в которых установил, что семилетний британский ребенок в 2015 году провел у экрана (смартфона, TV, планшетов и т.п.), к моменту исполнения ему 7 лет больше одного года. Это означает 24 часа в сутки, более 365 дней, - прожив всего семь лет, цифры просто поражают. К чему же это приводит?

Многие слышали и знают, что для полноценного развития ребенку требует развивать мелкую моторику. Это действительно так и нужно, в том числе для того, чтобы научиться строить пространственные образы. Если же только смотреть на предметы, как это происходит с планшетом или смартфоном, области головного мозга, отвечающие за многие вещи в формировании сознания, не заработают.

Как например это происходит с формированием пространственного мышления. Сетчатка нашего глаза плоская, соответственно и картинка приходит на наш «экран» плоская, а уже объем формироваться будет в затылочных долях мозга. Поэтому пространство и соотношение предметов в них, а также соотношение света и тени ребенок учится воспринимать, в том числе «на ощупь». В процессе соприкосновения рук ребенка с предметами, ощупывая их он «записывает» в свой мозг информацию об объеме, структуре и других их свойствах.

То же происходит, когда ребенок движется в пространстве, преодолевает препятствия, поднимается, карабкается, спотыкается, падает, едет на роликах и т.п. Во всех этих процессах он воспринимает ощущение пространства, объема и соотношение между ними. Чем больше этих действий, тем больше опыта.

Соотношение объема и пространства и их ощущение является одним из главных условий формирования абстрактного мышления. Все дисциплины в образовании, связанные с точными науками, такими как алгебра, физика или геометрия являются абстрактно – пространственными. Заменив этот опыт ребенку, вручив ему гаджет, можно лишить его процесса формирования абстрактного мышления.

Идем дальше, допустим точные науки не показатель, что же происходит с креативным мышлением и творческим началом, тем базовым навыком мыслить, от которого во многом зависит успех в нашем меняющемся и нестабильном мире. Психолог, профессор College of William & Mary Уилльямсбурга (штат Вирджиния) Кюнг Хи Ким (Kyung Hee Kim) в своих работах, опубликованных в электронной версии Encyclopedia Britannica доказывает, что процесс роста «цифрового потребления» детьми и времени посвящённого нахождения перед экранами по мере своего роста неуклонно понижает уровень креативности детей. Работа охватывает временной срез от 60-х годов прошлого века, времени появления в жизни людей «экранного времени» через приход телевидения, по 90-е, - эпохи активного внедрения в реальность интернет технологий и «цифры». Выводы не утешительны, если до 60-х уровень креативности рос, то с приходом в нашу жизнь «голубых экранов» стал стремительно понижаться.

Объясняется всё довольно просто, хотя легче от этого не становится. Работа человеческого мозга очень энергетически затратное для организма занятие, поэтому по природе своей наше мышление «лентяй» и охотнее будет воспринимать ту информацию, которая легче усвоится. Если даже взрослый человек, имеющий базовый опыт знаний, умений и навыков и, то частенько «залипает» на простую в усвоении информацию с «цифры», то, что уж там говорить о детях.

К тому же мозг человека не способен одновременно принимать решения (мышление) и заниматься исполнением. Проверить это не сложно, достаточно попробовать смотреть ленту новостей (центральная исполнительная сеть) и умножать двухзначные цифры в уме (мышление). Можно быть уверенным, что один из процессов точно пострадает в исполнении.

Таким образом мозг ребенка, исходя из принципов необходимости экономить энергию, выбирает примитивный, легко доступный материал для усвоения. Легкость получения информации порождает, в свою очередь, положительное стимулирование этого процесса на гормональном уровне. Дети, которые будут постоянно потреблять информацию, формируют у себя шаблонное и стереотипное мышление, источником этой непрерывной информации служат гаджеты.

В дальнейшем процесс развития мышления станет затруднен, а в определенный период формирования мозга, вообще невозможен. Поскольку ответственные за мышления зоны головного мозга, при работе только центральной исполнительной сети, вообще не были задействованы.

К чему это может привести

Способы повышения самооценки подростка

Если отсутствует норма в потреблении цифровой информации у ребенка могут возникнуть ряд проблем, одна из которых «функциональная неграмотность». Заключается она в том, что у детей отсутствует правильное восприятие прочитанного текста, они не могут написать сложный связанный текст, отсутствует навык явно выразить чувства и мысли. Ребенок неспособен делать выводы из совершенных ошибок, дискутировать на тему абстрактных понятий, утрачивается способность сосредоточиться на задачах, при чем не самых сложных, оценить ситуации и даже просто четко исполнить действия по инструкции.

Помимо этого, всё больше и больше в обиход входит понятие термина «цифровой зависимости», - состояние близкое по своему действию с наркоманией. Корейские ученые, под руководством профессора Хюнг Сук Сера первые установили, что у людей, зависимых от гаджетов биохимические изменения головного мозга аналогичны изменениям в мозгу наркоманов. Можно заметить, что ВОЗ расценивает этот вид болезни, как всемирную проблему и внесло его в перечень заболеваний в 2018 году 

Опасность от новой напасти ощутили даже те, кто создал эти чудо – технологии.

Стив Джобс, тот самый легендарный отец – основатель корпорации Apple, применял в отношении собственных детей жесткие ограничительные меры по отношению к цифровым технологиям. В дошкольном возрасте – полный запрет, при выходе в школу не более 30 минут в день.

Крис Андерсон, бывший редактором Wired, нынешний директор 3D Robotics, установил такие настройки у всех гаджетов своих детей, что они могут работать только 2 часа в сутки, детей у него 5 и ограничения распространяются на всех, без поправки на возраст.

Директор The OutCast Agency Алекс Константинопль для двух детей-школьников ввел ограничение на пользование интернетом в количестве не более 30 минут в день, дошкольнику гаджет может попасть в руки только на выходных и опять же только на 30 минут.

Список можно продолжать, многие из людей непосредственно участвующие в «прокачке» и продвижении «оцифровки» всего мира, при этом тщательно берегут от неё своих детей.

Что можно сделать

Взрослый человек, понявший всю пагубность и глубину проблемы с которой сталкивается ребенок, ступив в нашу наполненную скрытыми опасностями «цифровой болезни» жизнь, в состоянии помочь своим детям. Однако действовать надо целенаправленно и неотступно, поверхностные методы ощутимых результатов не принесут, а на кону будущее ребенка.

Если мозг ребенка не получит необходимой стимуляции участков и зон, отвечающих за формирование мышления, из-за увлечения «цифрой», во взрослой жизни чуда не случиться и на перспективное будущее такому человеку уже рассчитывать не приходится.

Принципов в решении проблем с «цифрой» будет два и оба они непреложны к исполнению.

Первый. Принцип этот связан прежде всего с самим взрослым. Если не начать самому сокращать свое информационное потребление, то рассчитывать на то, что можно сделать это с детьми не приходится. Просто времени на это физически не будет, а сам взрослый будет «залипать» в своем цифровом мире. Конечно воспитание ребенка, это задача посложнее, чем играть с цифровым устройством. Мозг взрослого, так же как и ребенка выбирает всегда более простое решение, откладывая сложное. Однако взрослый в состоянии сделать осознанный выбор. Начинать надо с простых шагов и с себя самого:

  1. Звук на принадлежащем взрослому смартфоне должен перейти в режим «выключено»;

  2. все уведомления заблокировать;

  3. не начинать утро со смартфона и не заканчивать им день, ложась с ним в кровать;

  4. каждый раз, собираясь, воспользоваться смартфоном, необходимо озадачится вопросом, какую конкретную цель необходимо выполнить с его помощью и сделать только то, что запланировано.

Жизнь многих людей во многом невозможна без этого чудо-устройства, - работа, дела и т.п. Однако можно это все делать дома на компьютере, открывая мессенджеры на нем, а телефон положить на определенном месте и не брать его оттуда без крайней необходимости. Даже если необходимо ответить на сообщение, стоит прибегнуть к компьютеру, так ребенок будет понимать, что взрослый «работает», а не играется. Иначе пример, взрослого постоянно ходящего с гаджетом и «залипающим» в нем, станет красноречивей всех лекций о вреде «цифры».

Второй принцип. Как только удастся обуздать себя. Надо будет построить свою жизнь так, чтобы проводить время вместе.

  1. Правильно будет проводить хотя бы один выходной с выключенными для всей семьи гаджетами, побыть просто всем вместе и по-новому «перезапустить» внутрисемейные отношения;

  2. ребенку в возрасте до 2 лет любой «экран» противопоказан, от 2 до 5 более одного часа в день с гаджетом вредны;

  3. просмотр мультика или сказки с дошкольником лучше организовать совместный, по ходу просмотра объясняя, а по окончании обсуждая увиденное;

  4. в семье должны быть оговорены условия, при которых гаджеты не используются, например, походы, совместные поездки, просто прогулки всей семьей и т.п.;

  5. если и проводить время с использованием «всемирной паутины», то лучше, чтобы от этого было максимально больше пользы. Выбрать наиболее полезные медиа и найти там подходящим менторов, - людей способных объяснить, помочь и рассказать детям, то, что им будет полезно в этом информационном мире;

Даже простое обсуждение за обеденным столом домашних дел и планирование проведения времени вместе, при отсутствии у всех членов семьи гаджетов, уже положительная тенденция в предохранении от «цифровой зависимости». Полезно почитать о психологических аспектах, связанных с цифровой средой у доктора А.Курпатова «Счастливый ребенок. Универсальные правила».

Статья составлена на основании материалов с сайтов и новостных порталов: who.int/ru, molodost.in.ua, excimerclinic.ru, iz.ru; книги А. Курпатов «Счастливый ребенок. Универсальные правила» и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Комментарии
Загрузка комментариев...