Когда дети начинают смеяться

Обновлено: 22.11.2024 13:27:39

Смех является физиологической особенностью, которая присуща каждому живущему на земле человеку. Он служит индикатором хорошего настроения и отличных эмоций. Смех у людей может вызвать забавная шуточка или понимание комичности какого-то инцидента. Кроме этого, смехом человек выказывает свое добродушное отношение к оппоненту в разговоре или желание сближения. Это универсальный вид коммуникативных способов общения, доступный для понимания любого человека, способный облегчить преодоление языкового барьера в общении.

Когда дети начинают смеяться

Возрастная физиология и психология новорождённых детей

Человек приходит в этот мир совершенно неготовым к жизни в нем. В своем развитии он преодолевает множество трудностей и претерпевает колоссальные изменения трансформируясь в принципиальное иное существо. Это вполне можно сравнить с чудесами превращений бабочки. В начале своего пути он всего лишь маленькая личинка, затем неуклюжая, но очень милая гусеница, следующим рубежом трансформации станет кокон и лишь в итоге взросления явиться та самая прекрасная бабочка – то есть человек.

Помимо внешних изменений, не менее, а может и более перемен случится с психикой ребенка при превращении его в «человека разумного». Таким образом ребенок не готов к этому взрослому миру дважды:

  1. Во-первых, – банальное физическое несоответствие и биологическая незрелость. Если сравнивать человеческое дитя с любым новорожденным животным, то сравнение всегда будет в пользу второго. У человека весь первый год жизни уходит на то, чтобы более или менее «устроиться» в собственном теле и научиться мало – мальски с ним управляться. То, что у всех животных происходит внутри утробы матери, человек переживает уже появившись на свет. Такое «заблаговременное» рождение позволяет опередить другие виды в развитии и формировании человеческого мозга, что и позволит в будущем, доминировать человеку над всеми остальными.

  2. Во – вторых – это совершенное социальное несоответствие ребенка. То, что из себя представляет человек физически – это на 80% вода, а то, что человек представляет собой как личность – это на 80% культура. Человеку, вступившему в этот мир не ведомы ни язык, ни социальные роли, ни умение себя вести в социуме. Он чужд образованию, а тем более научным знаниям о мире. Все что было накоплено человеческой цивилизацией за тысячелетия и чем оно по праву гордиться, должно быть усвоено человеком за первые двадцать лет его жизни.

В начале же своего пути ребенку предстоит научиться пользоваться своим телом, разделять внутренние ощущения от внешних. Ребенку потребуется освоить свой собственный аппарат психики. Научиться концентрации внимания, преодолевать свою «разбросанность» чувств, желаний и эмоций, справляться с чувством страха, научиться адекватному выражению эмоций и т.д.

Первый год своей жизни ребенок тратит на то, чтобы «встроиться» в организм «выданный» ему при рождении. Он должен научиться его понимать, например, отличая чувство жажды от чувства страха, а боль в руке от боли в животе. К тому же ему надо научиться его использовать, начиная с опорно-двигательного аппарата, заканчивая аппаратом речевой и голосовой артикуляции.

Сравнить это можно с помещением человека в огромный космический скафандр и принуждением его жить в нем всегда. Параллельно ребенок учится еще массе нужных навыков, - установлению контакта с другими людьми, выражению эмоций, демонстрации своего состояния окружающим, определением причин своего беспокойства. Это непрестанный процесс обучения, в который, в том числе включен такая «опция» как умение смеяться.

Опция смеха

Когда дети начинают смеяться

Смех – дело серьезное! Смех, с точки зрения физиологии, он представляет собой сложный акт движения, включающий в себя сокращения мышц диафрагмы сопровождающийся работой аппарата голосовой артикуляции. В организации смеха задействован мозжечок, гипоталамус и средний мозг, а сам центр смеха локализован в стволе головного мозга. Такая вот непростая «конструкция».

Появившись на свет человек лишен многих опций и смех в их числе. Новорождённые лишены врождённой способности смеяться, общается с окружающими он пока только при помощи обыкновенного крика. Через крик младенец сигнализирует обо всем в чем испытывает нужду и им же, до определённого возрастного рубежа, обеспечивает те требования, которые для него актуальны исходя из возникающих ситуаций.

Новорождённые дети обладают способностью улыбаться, это случается в непроизвольная форма. Ребенок усиленно осваивает свою центральную и периферийную нервные системы, и улыбка, которая может возникнуть на его милом личике – это не отражения позитива, а спонтанное сокращение лицевых нервов при освоении карапузом этих систем его организма.

Дальнейшая стимуляция у ребенка эмоций связанных с радостью может быть основана только на поддержании его комфортного мироощущения, создания умиротворяющей среды пребывания и ощущении безопасности вокруг него. Впервые дети проявляют осознанное желание улыбаться в возрасте двух месяцев. Выглядит это как имитация действий матери, которая улыбается ему, эти малыш выражает свое удовольствие.

Первыми предвестниками зарождения у детей смеха становиться появление у них энергичной улыбки. Тренировка в освоении смеха должна появиться у ребенка сразу же после появления осознанной реакции улыбки, где-то от двух до двух с половиной месяцев. Зачастую эти звуки напоминают «кудахтанье», и родители их не замечают. Тем более, что ребенок, играя, осваивает свой аппарат голосовой артикуляции и какофония звуков, исходящих от младенца в этом возрасте имеет достаточно широкий спектр. Примерно в 3-4 месяца родители услышат звенящий колокольчик задорного смеха малыша.

Смех, в раннем младенческом возрасте – это главное доказательство гармоничного становления психики у детей и их нервной деятельности. Этот смех, как правило, мало кого оставляет равнодушным. Особенно искренне и умилительно звучит звонкий смех детей, ещё даже не освоивших речь.

В процессе взросления происходит накопление информации и впечатлений у малыша, это может стать причиной его смеха во время сна. Бояться этого не стоит, ребенок пока живет в мире, где он и мир едины, а сон и бодрствование не имеют четких границ в сознании. Этот смех – очередной этап формирования эмоционально – психического развития детей.

Иногда наблюдается такое явление, как возникновение икоты после того как ребенок смеялся. Явление это находится в пределах нормы, поскольку в этом процессе работают дыхательные органы, а диафрагма пока у ребенка слабая и подвергается ранее неизвестному ей воздействию похожему на спазмы. Они и вызывают эту икоту, когда ребенок от души посмеялся.

Изучение смеха – это не шутка

Природа детского смеха стала предметом изучения ученых разных стран уже с давних времен. Чарльз Дарвин, автор знаменитой теории эволюции, проводил наблюдения за своим смеющимся сыном. Отец психоанализа Зигмунд Фрейд считал смех выражением чувства превосходства.

Известный швейцарский психолог и основатель генетической психологии Жан Пиаже, отдавший большую часть своей жизни на исследования детского мышления, утверждал, что детский смех – портал, сквозь который можно посмотреть на окружающий мир взглядом ребенка. Он считал, что смешной может стать та вещь или события, которые, с одной стороны неожиданные, а с другой – несмотря на это ложатся в привычную картину восприятия мира. Свои наблюдения он сделал в 1940 году, но продолжения в научных кругах эта тема тогда не нашла.

Дальше других в этом вопросе зашел когнитивный психолог из Биркбек-колледжа Лондонского университета Каспар Эддимен. Он вслед за Жан Пиаже выдвинул теорию о том, что детальное исследование механизмов психики влияющих на смех ребенка, даст возможность точно установить того, каким образом ребенок осознаёт внешний мир.

Им было проделано самое фундаментальное за все годы изучения этого вопроса исследование, посвящённое подробному изучению того, что именно вызывает смех у маленьких детей. В 2014 году он представил первые работы по результатам своих наблюдений на международной конференции. Для своих исследований он использовал анкетирование более тысячи родителей по всему Свету, заключавшему в себе опрос, когда, где и при каких обстоятельствах возникает смех у их малышей.

Работу в этом направлении ученый продолжает, но из уже опубликованного для статьи может быть интересен вывод ученого о том, что время появления первых улыбок у грудничка примерно в шесть недель, а смеха как такового от 3,5 до почти 10 месяцев. Значит родители могут не беспокоится, если их малыш ещё не захихикал до этого возраста.

Самым же важным в исследовании можно считать тот факт, что любой ребенок начинает смеяться при условии наличия со стороны взрослого попыток вызвать у него смех и как результат установления общения в сообществе социума.

Само по себе ощущение щекотки, вид внезапно исчезающей из поля зрения и появляющейся вещи недостаточное основание для смеха ребенка. Смешно им становится только в том случае, если взрослый совершает эти действия для карапуза.

Это наблюдение психолог приводит как доказательство высокого уровня необходимости социализации ребенка, так как эта потребность в общении возникает у маленького человека задолго до того, как он начинает ходить или разговаривать.

Чем рассмешить малыша

Когда дети начинают смеяться

Это исследование, помимо теоретических выкладок, обобщило и вывело несколько универсальных способов развеселить малыша:

  1. Игра в «Ку-ку». Всем известная забава – закрывая лицо ладонями, затем открывая его с удивленным лицом спросить - воскликнуть «КУ – КУУ» или «Кто здесь?».

  2. Пофыркать. Притронувшись губами к животику карапуза фыркнуть при этом. Один из наилучших способов вызвать смех малыша.

  3. Состроить рожицу. Находясь лицом к лицу с ребенком состроить максимально веселую гримасу.

  4. Щекотка. Старый добрый способ хорошо известный со стародавних времен и во всех народах.

Доброе расположение и улыбка близких взрослых, совместная игра с детьми, катание дитя на ручках, детские стихотворения и песенки, веселое музыкальное сопровождение и выразительные изображения вызовут эмоции радости, довольную улыбку и беззаботный заразительный смех. Научитесь улыбаться и смеяться вместе с детьми и это принесет всем счастье!

Статья составлена на основании: книги Андрея Курпатова «Счастливый ребенок. Универсальные правила», сайтов bbc.com/, psychologies.ru/ и материалов работы педагогов и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Комментарии
Загрузка комментариев...