Какие ценности самые важные в жизни?
На этот вопрос у каждого есть свой ответ. У подавляющего большинства в приоритете здоровье, личные и семейные ценности. Люди выстраивают жизнь в зависимости от иерархии потребностей. Кто-то направляет энергию для удовлетворения карьерных амбиций; кто-то посвящает себя детям, духовному развитию. Психологи expertology предлагают поговорить о формировании системы жизненных ценностях и составить свое мнение.
Какие бывают ценности?
Они влияют на состояние души и наполняют жизнь смыслом. Помогают накапливать опыт, формируют фильтры сознания, позволяющие реалистично смотреть на жизнь. У ментально зрелых людей личностные потребности давно сформированы и служат вектором развития.
Базовые ценности разделяют на материальные и духовные. Многие делают ставку на комфорт и вкладывают энергию на обустройство жилья, покупку машин, картин, драгоценностей. Около 30% сосредоточены на самосовершенствовании, самоутверждении, самоактуализации, или становятся адептами философии, подразумевающую внутреннюю трансформацию. Чаще это люди в возрасте 40+, прошедшие ни один возрастной кризис. Они понимают непостоянство материального мира и выбирают для себя:
-
психологический комфорт;
-
духовные знания;
-
настоящие чувства;
-
внутреннюю свободу;
-
творчество в разных проявлениях.
Иерархия ценностей у современного общества похожа на Пизанскую башню с перекосом в сторону материальных выгод. Люди стремятся наслаждаться благами цивилизации и мало заботятся о нравственных качествах. Духовные материалисты придерживаются гармонии. Они не отрицают материальной составляющей, озабочены развитием и предпочитают во всем находить баланс, считая, что это – взаимодополняемые вещи.
Базовые ценности
Осознание главных смыслов помогает проживать яркую жизнь. В молодом возрасте важно сформировать картину мира, в которой есть место интеллекту, здоровому мышлению, стремлению совершенствоваться. Ключевое значение занимают приоритеты. У каждого они свои, но базовые передаются вместе с генетической памятью.
-
Наслаждаться жизнью можно при условии хорошего здоровья. Но мало кто о нем заботиться с молоду, пока не настигают проблемы. Осознанные люди понимают его ценность, вкладывают энергию и время в занятия спортом с юных лет.
-
Основа мироздания – любовь к родителям, партнерам, детям, природе, делу. До безусловной любви человечество не доросло, но глубокие чувства вынуждают подвинуть эго, проявлять доброту и эмпатию к другим.
-
Время– бесценный ресурс. Если деньги приходят и уходят, то время всегда течет линейно, связывая прошлое с настоящим и будущим. Когда вы используете его продуктивно, оно меняет реальность. Праздная жизнь не позволяет осознать скоротечность.
-
Семья. Многие считают высшей ценностью отношения. Они позволяют реализовать человеческие потребности: любовь, доброту, желание стать родителем. Пары создают коллективное поле для рождения детей. Благодаря ему, удается поддерживать энергетический баланс, духовное здоровье, растить здоровых потомков.
-
Личные. Это –- осознанные и принятые ценно - смысловое измерение, убеждения, мировоззренческие взгляды, определяющие личностные характеристики. Они бывают прагматичные и ситуационные, эгоцентрические, обусловленные личной выгодой; группоцентрические для отождествления себя с окружением.
-
Свобода. Это один из главных компонентов счастья, раздвигающий границы души и дающий возможность самому выбирать судьбу. Она определяет качество жизни, социальный имидж, дает энергию созидания, неразрывно связана с творчеством.
-
Знания. Они делают из людей личностей. Но не все отрицают невежество и стремятся образовываться. Однако расширение кругозора, профессиональной квалификации относится к социально-образовательной сфере, отвечающей за самореализацию и материальное благополучие.
-
Личностный рост и мудрость. Тождественные понятия считают показателями зрелости и взвешенных решений. Люди преодолевают страх, усиливают черты характера, стрессоустойчивость, становятся на голову выше.
-
Изобилие. Ценность рассматривают как возможность обладать материальными и ресурсами. Человек относится к миру как к источнику благополучия и возможностей для получения прибыли.
-
Закон. Он выступает как правило взаимодействия с социумом. Становится стандартом для соблюдения общечеловеческих принципов, нравственных норм.
-
Созиданиеи творчество. Это стремление создавать материальные объекты, произведения искусства для глобальных культурных изменений.
Пирамида потребностей
Если стремитесь выйти на новый уровень, проведите инвентаризацию личных ценностей. Вы поймете, где ваши и навязанные приоритеты, которым придавали чрезмерное значение. Судя по пирамиде Маслоу, для счастья не так много надо. Психолог исследовал стимулы и мотивации, выступающие движущей силой, сформировал систему. Ее не следует принимать как истину. Это лишь попытка систематизировать ценности на основе потребностей. Схема:
-
дает представление, как из потребностей формируются ценности;
-
позволяет разобраться с желаниями;
-
структурировать цели.
Суть в том, что потребности невозможно удовлетворить полностью, но запросы побуждают к действиям. Причем он систематизировал их на первичные, заложенные природой; вторичные, формирующиеся с опытом на основе желаний. 5 основных ценностей в иерархической концепции по возрастанию оформлены в виде пирамиды. Внизу лежат базовые потребности, к вершине расположены духовные и познавательные. Позже Маслоу добавил самоактуализацию и познавательные способности, показывающие культурные и индивидуальных различия.
Фото: ru.wikipedia.org/wiki/
В 2010-м американские психологи пирамиду обновили, но базовые ценности остались без изменений. На верхних позициях появились новые цели: поиск партнера, сохранение отношений, воспитание детей. Признание и самоактуализацию объединили, отметив, что потребности могут взаимозаменяться и интегрироваться.
Маслоу сам не исключал отклонение от классической модели. Он понимал, что люди находятся на разных этапах развития, воспитаны в неодинаковых религиях и культурах, и цели могут отличаться. Одни больше нуждаются в безопасности и защите; другие заинтересованы в карьере и социальном успехе.
Многие считают систему несовершенной. Критика вызвана отсутствием сегментации желаний и не только. Когда человек в состоянии закрыть потребности выживания и защиты, не факт, что не стремиться к самореализации. Есть немало примеров, когда люди достигали признания. Любовь была стимулом для создания шедевров. Увлечение Ван Гога живописью связывают со страданиями. Не всем важно социальное признание. Для многих большую ценность представляет семья. Концепция не объясняет того, почему реализованная потребность повторно мотивирует человека.
Теории Маслоу стала триггером для создания теорий мотивации. Клейтон Альдерфер усовершенствовал концепцию, интегрировав потребности. У него получилось 3 группы: потребности существования, коммуникаций и личностного роста. Иерархии в системе существует. Развитие может происходить в любом порядке.
Дэвид МакКлелланд решил, что базовые ценности удовлетворяются в разных мерах у всех, и лучше сконцентрировался на высших потребностях: власти, успехах, причастности.
Фредерик Герцберг сосредоточился на оценки удовлетворенности, и создал работающую теорию для компаний. Она дает понимание о потребностях людей для успешной социализации. Он даже не рассматривал низшие потребности, после исследования анкет сотрудников компаний сделал вывод о влиянии на деятельность 2-х фактора: мотиваторов и удержания стимулов.
Как найти свои ценности?
Каждый ежедневно делает выборы из иерархической приоритетности. Важно вовремя определиться, что первично и вторично, или вообще не стоит внимания. Лучше составить шаблон и увидеть картину целиком, ответив на вопросы.
У вас есть идеи и занятия, с которыми готовы заниматься добровольно каждый день? Они не приносят дохода, но вам важнее процесс, а не результат в денежном эквиваленте. Вспомните моменты, когда отказывались взяться за высокооплачиваемый проект или работу, так как не испытывали интереса? Ответьте, к какому состоянию стремись, что наполняет энергией:
-
увлечения обучение/ развлечение;
-
досуг с семьей/друзьями;
-
состояние потока в работе;
-
социальная активность/волонтерство?
Список приведен для примера. Составьте свою иерархию из пунктов по убыванию.
Отметьте вопросы
Найдите темы, провоцирующие конфликты. Чаще это событии, указывающие на противоположные ценности. Вспомните причины появления. Что задело, если рискнули испортить отношения с человеком? Не спешите с ответом, чтобы не спутать личные ценности с навязанными убеждениями.
-
Способны ли взять на себя ответственность лидера: возглавить родительский комитет, набрать команду для стартапа или организовать субботник? Если осознаете риски и готовы повести за собой другим, значит, в вашей системе координат потребность прописана.
-
На какие вещи не жалко времени: работу, путешествия, досуг, фитнес? Какие планы готовы отложить ради других дел?
-
Определитесь с отношением к семье, любви. Вы способны доверять людям и построить отношения на доверии?
-
Осознайте, что значит для вас свобода. Рассматриваете ее как возможность говорить правду, самовыражаться, совершать поступки или рассматриваете в контексте перемещений/путешествий?
-
Каким видите путь развития? Что значит умственный, личностный, творческий интеллект, готовы ли пожертвовать временем для самообразования?
Проанализируйте ответы
По ощущениям выберите приоритетные. Попробуйте формулировать ценностные пары. Чувства и эмоции идут в связке, и рассматриваются как одно целое. Пример: свобода+ ответственность. Смысл понятен из формулировки: вы свободный человек, но за выражение мыслей и поступки берете на себя ответственность. Спросите: «Как я реализовываю эту ценность? Допустим: защищаю личные границы; выбирают работу по интересам; не вступаю с совестью в противоречия из-за способа зарабатывания денег.
Развитие + движение
Напишете о способах реализации этой ценности: получаю высшее образование, прохожу дистанционные квалификационные курсы, коучинговые программы, много читаю. Для расслабления ума занимаюсь пилатесом или хожу в зал. Заметьте, что многие потребности дополняют и другие ценности.
Как оценить удовлетворенность жизнью?
Для понимая определите на какой стадии находятся текущие ценности. На бумаге нарисуйте круг, разделите на 8 фрагментов, посередине проведите 4 линии. В каждый сегмент напишите приоритеты, поставьте в центре точку отсчета ноль. Каждую из разделяющих осей раздробите 10-ю рисками.
У вас получится 8 прямых с обозначениями для баллов от 0 до 10. На осях отметьте насколько удовлетворены жизнью. Соедините риски и посмотрите, что получилось. В идеале прорисовывается относительно ровный круг. Если стороны просели, посмотрите, какие ценности нужно корректировать. После исправлений события в жизни сгармонизируются.
Оцените статью |
|
22.11.2024
22.11.2024
22.11.2024
22.11.2024
22.11.2024
22.11.2024