Как выбрать велосипед - мнения экспертов
В настоящее время популярность велосипедов переживает очередной, невиданный доселе, подъем. И в городах, и в деревнях этот вид транспорта становится основным, с его помощью добираться до места учебы либо работы зачастую получается быстрее, чем на автомобиле. Особенно это касается больших городов с их многочисленными пробками и большим количеством автомобилей в час пик, а также пересеченной деревенской местности, качество дорог в которой оставляет желать лучшего. Помимо этого, огромным плюсом велосипеда является его полезное воздействие на организм – каждодневные велопрогулки положительно влияют на дыхательную и кровеносную систему организма, позволяют укреплять мышечный корсет и способствуют снижению веса. Именно эти, а также многие другие причины, заставляют задуматься о покупке компактного байка даже тех людей, которые не мыслят собственное существование без автомобиля и скептически относятся к двухколесному транспорту. А все, что требуется от будущего райдера – определиться с конкретными особенностями велосипеда, а также подобрать наиболее подходящую модель, исходя из собственного бюджета и условий эксплуатации.
содержание
- Лучшие производители
- Виды велосипедов. Байки какой конструкции популярны на рынке?
- Главные критерии выбора велосипеда
- Выбираем велосипед для решения конкретных задач
- Видео по выбору велосипеда
Лучшие производители
Покупка качественного велосипеда – дело весьма ответственное, требующее определенного уровня знаний и опыта. Однако первое, на что следует обращать внимание – это производитель вашего будущего байка. Именно от того, чьих рук творением является велосипед, зависит качество его сборки в целом и примененных элементов в частности, а также то, насколько беспроблемной окажется эксплуатация впоследствии. Опытные специалисты, работающие на данном поприще достаточно давно, в один голос советуют отдавать предпочтение продукции следующих марок:
- GT Bicycles
- Merida
- Shimano
- Forward
- Author
Каждый из вышеобозначенных брендов имеет в своих каталогах великое множество моделей, рассчитанных на определенные условия эксплуатации вне зависимости от того, является райдером подросток, взрослый мужчина либо хрупкая барышня. Впрочем, ограничиваться одной лишь каталожной информацией не следует – в сети Интернет присутствует великое множество отзывов покупателей, успевших обкатать тот либо иной велосипед и определенно имеющих что сказать. Подобные отзывы носят как положительный, так и негативный характер и обозначают также и недостатки конкретной модели. Такую информацию определенно не найти в официальных буклетах компании-производителя, однако очень часто именно она несет в себе максимальную пользу для конечного покупателя.
Виды велосипедов. Байки какой конструкции популярны на рынке?
Еще совсем недавно ассортимент велосипедов, которые можно найти в продаже, был ограничен рамным «Аистом», его «дамским» аналогом, лишенным верхней перекладины, а также раскладным велосипедом со смешными маленькими колесами. С той поры минуло почти три десятилетия, и количество представленных в продаже велосипедов выросло в десятки раз, что сыграло злую шутку с покупателем, многократно усложнив выбор конкретной модели. Однако не следует отчаиваться! Прежде, чем отдать свои кровные деньги, следует ответить на один простой вопрос – «а для чего я покупаю себе велосипед? В каких условиях я буду его эксплуатировать?» И в качестве своеобразного ответа на него могут выступить наиболее распространенные классы, к которым так или иначе относят 99% представленных в продаже велосипедов.
Универсальные велосипеды (All-round MTB)
Именно на данный класс велосипедов приходится наибольшее количество продаж. Оно и неудивительно – универсальные велосипеды носят свое название отнюдь не просто так. Являясь некоей упрощенной версией «горников», эти байки одинаково хорошо подходят для эксплуатации и в режимах бездорожья, и при покатушках на ровной асфальто-бетонной дороге. Развитый протектор дорожной формы, колеса диаметром 23-25 дюймов и выше, чувствительная и эффективная тормозная система, а также продуманный алгоритм изменения передаточных числе, включающий в себя как короткоходные, так и «длинные» передачи, предназначенные для быстрой езды по трассе – вот основные характеристики универсальных моделей байков.
Достоинства
- Высокое качество изготовления;
- Большой ход системы амортизаторов и вилки в частности – 90-110 миллиметров;
- Широкие и мощные колеса, оборудованные цепким протектором, имеющие диаметр 23-25 и более дюймов;
- Надежные и функциональные механизмы, позволяющие регулировать скорость перемещения, точечно дозировать тормозные усилия и обеспечивают максимальную маневренность в любом режиме эксплуатации;
- Универсальныые характеристики, допускающие эксплуатацию и на умеренном бездорожье, и на хорошем асфальтном покрытии;
Недостатки
- Едва ли «переживут» экстремальную эксплуатацию на бездорожье;
- Наиболее продвинутые модели дороги;
Достоинства
- Высокое качество изготовления;
- Большой ход системы амортизаторов и вилки в частности – 90-110 миллиметров;
- Широкие и мощные колеса, оборудованные цепким протектором, имеющие диаметр 23-25 и более дюймов;
- Надежные и функциональные механизмы, позволяющие регулировать скорость перемещения, точечно дозировать тормозные усилия и обеспечивают максимальную маневренность в любом режиме эксплуатации;
- Универсальныые характеристики, допускающие эксплуатацию и на умеренном бездорожье, и на хорошем асфальтном покрытии;
Недостатки
- Едва ли «переживут» экстремальную эксплуатацию на бездорожье;
- Наиболее продвинутые модели дороги;
Городские велосипеды
Компактные устройства, рама которых напоминает старый-добрый раскладной велосипед в несколько видоизмененной его форме. Основной режим их эксплуатации – размеренное катание в городском цикле. Посадка на таких велосипедах практически вертикальная, максимально удобная для размеренной и неспешной езды по улицам города. Схожими характеристиками обладает и регулятор скоростей – большого количества передач ожидать не стоит, максимальное их количество не превышает 6-8. Кроме того, отличительными признаками городских велосипедов являются установленные на обеих колесах брызговики, а также багажник.
Достоинства
- Компактная конструкция;
- Наличие багажника;
- Удобная посадка;
- Простота и неприхотливость в обслуживании и уходе;
- Небольшие собственные габариты;
Недостатки
- Не являются скоростными;
- Практически все устройства этого класса лишены амортизаторов;
- Посредственная тормозная система;
Достоинства
- Компактная конструкция;
- Наличие багажника;
- Удобная посадка;
- Простота и неприхотливость в обслуживании и уходе;
- Небольшие собственные габариты;
Недостатки
- Не являются скоростными;
- Практически все устройства этого класса лишены амортизаторов;
- Посредственная тормозная система;
Горные велосипеды
Обозначаются аббревиатурой MTB (Mountain Bike) и позиционируются в качестве идеального варианта для велотриала и всевозможных покатушек по бездорожью. Ключевыми их особенностями являются мощные колеса с развитым протектором, диаметр которых не меньше 25-27 дюймов, укороченная рама, имеющая ярко выраженные ребра жесткости, а также каретка, расположенная достаточно высоко относительно поверхности земли. Не обойдется и без мощной и надежной системы перемены передаточных чисел, а также развитой тормозной системы, позволяющей останавливать байк практически мгновенно.
Достоинства
- Высокая проходимость;
- Максимальная устройчивость вне зависимости от режима эксплуатации и характера трассы;
- Прекрасные амортизирующие качества благодаря подвеске, оборудованной центральной вилкой с длинным ходом;
- Большое количество алгоритмов переключения передаточных чисел (как правило, 20-22 и более);
- Неприхотливая и мощная конструкция;
Недостатки
- Высокая стоимость;
- Активная езда предполагает особую посадку, не являющуюся удобной и эргономичной;
Достоинства
- Высокая проходимость;
- Максимальная устройчивость вне зависимости от режима эксплуатации и характера трассы;
- Прекрасные амортизирующие качества благодаря подвеске, оборудованной центральной вилкой с длинным ходом;
- Большое количество алгоритмов переключения передаточных чисел (как правило, 20-22 и более);
- Неприхотливая и мощная конструкция;
Недостатки
- Высокая стоимость;
- Активная езда предполагает особую посадку, не являющуюся удобной и эргономичной;
Шоссейные или трековые велосипеды
Спорт в чистом своем виде. Шоссейные велосипеды можно отличить невооруженным глазом – их главное отличие это тонкая облегченная рама и загнутый вниз руль. Выделяются и колеса – меньше 29-30 дюймов в диаметре на такие велосипеды не устанавливают в принципе, а протектор их имеет минимальную толщину и способствует развитию максимальной скорости. Обязательным является и наличие продвинутой системы переключения передач (вплоть до 30-35 скоростей), а также мощной тормозной системы, которая позволит остановить велосипед даже на высокой скорости.
Достоинства
- Минимальный вес;
- Функциональная система переключения передач;
- Качественная тормозная система;
- Большие колеса с низким профилем протектора;
- Прочная и компактная рама;
Недостатки
- Не подходят для эксплуатации на плохих дорогах и бездорожье;
- Неудобная посадка;
- Высокая стоимость;
Достоинства
- Минимальный вес;
- Функциональная система переключения передач;
- Качественная тормозная система;
- Большие колеса с низким профилем протектора;
- Прочная и компактная рама;
Недостатки
- Не подходят для эксплуатации на плохих дорогах и бездорожье;
- Неудобная посадка;
- Высокая стоимость;
Детские велосипеды
Детский велосипед также можно отличить невооруженным глазом. Своим внешним видом такие велосипеды напоминают городские либо универсальные байки, однако их размер в 1.5-2 раза меньше обычного. Рассчитаны такие велосипеды для самых маленьких райдеров и прекрасно подходят для того, чтобы научиться кататься. Устанавливаются на такие велосипеды компактные колеса, диаметр которых практически никогда не превышает 15-17 дюймов, а в комплект поставки по умолчанию входят маленькие дополнительные колеса, фиксируемые в задней части велосипеда и придающие ему дополнительную устойчивость.
Достоинства
- Прекрасный вариант для начинающих велолюбителей;
- Небольшая цена;
- Можно настроить под малыша любого роста;
- Простая и надежная конструкция, не боятся неаккуратного обращения;
Недостатки
- Хлипкая рама;
- Невозможно купить «на вырост» - после того, как малыш подрастет, велосипед останется невостребованным;
Достоинства
- Прекрасный вариант для начинающих велолюбителей;
- Небольшая цена;
- Можно настроить под малыша любого роста;
- Простая и надежная конструкция, не боятся неаккуратного обращения;
Недостатки
- Хлипкая рама;
- Невозможно купить «на вырост» - после того, как малыш подрастет, велосипед останется невостребованным;
Главные критерии выбора велосипеда
Определившись с классом конкретного байка, функциональные особенности которого подойдут к вашим условиям эксплуатации наиболее оптимальным образом, самое время рассмотреть ключевые технические характеристики, которым необходимо уделять самое пристальное внимание. Равно, как и автомобиль, велосипед также состоит из большого количества различных элементов, каждый из которых напрямую влияет на функциональные характеристики и возможность эксплуатировать байк в тех либо иных условиях.
Конструкция рамы и материал, из которого она изготавливается
- Рамы, выполненные из стали, устанавливаются на бюджетные модели велосипедов. Их плюсами является минимальная цена и высокая прочность, а к минусам относят большой вес и склонность к коррозии;
- Алюминий – куда более легкий и удобный в эксплуатации материал. Недостатками алюминиевых рам является окисление, а также относительно невысокая механическая прочность;
- Хром-молибденовые. Рамы, выполненные из сплава хрома и молибдена. Используются в недорогих велосипедах и представляют собой некую золотую середину между сталью и алюминием – они не подвержены коррозии и окислению, а также отлично выдерживают нагрузку и обладают высокой прочностью;
- Облегченные рамы – титановые, магниевые, углепластиковые – являют собой удел профессиональных моделей высшего ценового диапазона. Такие рамы исключительно прочные, жесткие и выносливые и при этом практически невесомые. Недостаток у подобных рам – один: крайне высокая цена.
Выбираем велосипед по росту и весу
Рассматривая раму, нельзя не отметить и такой важный параметр, как ее высота. Пропорции здесь достаточно просты: чем выше рост райдера, тем большей высотой должна обладать рама велосипеда. Измеряется она по прямой линии от каретки педального узла и до того места, где крепится седло. Существуют специальные формулы пересчета роста человека на длину рамы, однако сводные таблицы уже давно составлены и их не составит никакого труда найти в сети интернет.
Обращать внимание следует и на вес рамы велосипеда. Старая-добрая формула – «чем тяжелее- тем прочнее» в настоящее время практически не применяется: в продаже можно встретить великое множество велосипедов, рама которых, при собственном минимальном весе, с легкостью справляется с динамическими весами вплоть до 180-200 килограмм в эквиваленте. Именно по этой причине, неким разумным минимумом, на который можно ориентироваться, являются следующие цифры:
- Классические ситибайки и универсальные велосипеды не должны весить более 15-17 килограмм;
- Шоссейные и трековые модели, основная задача которых – развитие максимальной скорости – требуют минимального собственного веса конструкции. 10-12 килограмм для подобных велосипедов – оптимальное значение;
- Маунтинбайки, испытывающие во время эксплуатации серьезные физические нагрузки, требуют несколько большего собственного веса. Оптимальными считаются модели, вес которых составляет 14-16 килограмм;
Система амортизаторов
От того, насколько соответствует амортизационная система условиям эксплуатации, зависит комфорт и ощущения райдера от процесса езды. Основное предназначение амортизаторов, равно, как и в автомобиле, скрадывание дорожных неровностей, с которыми приходится сталкиваться во время покатушек. Основное внимание здесь следует уделять амортизаторам, установленным в передней вилке байка.
- Самыми бюджетными считаются классические пружинные амортизаторы. Для езды в городском цикле их более, чем достаточно, и с учетом низкой стоимости пружин, данным типом амортизаторов оснащается подавляющее большинство городских и универсальных велосипедов. Недостаток у данной системы тождественен автомобильным пружинам – со временем металл устает и пружины перестают выполнять свои функции;
- Масляные амортизаторы по принципу собственной работы схожи с таковыми в автомобилях. Стакан такого амортизатора наполнен специальным маслом, при помощи которого осуществляется работа устройства. Более продвинутые аналоги – газомасляные амортизаторы, позволяющие регулировать жесткость срабатывания механизма и выдерживающие вес ездока вплоть до 100-120 килограмм;
- Воздушные амортизаторы считаются наиболее мягкими и комфортными, однако применять их рекомендуют исключительно на ровных дорогах. Покатушки по бездорожью способны вывести их из строя достаточно быстро. Именно такими амортизаторами комплектуются наиболее дорогие шоссейные и трековые велосипеды.
Тормозная система
Любой опытный райдер наверняка скажет, что недостаточно быстро разогнаться, необходимо еще и уметь вовремя остановить свой байк. И в этой связи качество тормозной системы играет архиважную роль.
- Педальные тормоза хорошо известны каждом из нас. Активируют торможение они тогда, когда ездок нажимает на педали в обратную сторону, и чем сильнее сила нажатия – тем выше тормозное усилие. Большинство бюджетных моделей оснащается именно данной системой тормозов. Оптимальной назвать ее нельзя – в ряде случаев такая система способна запаздывать и даже проскальзывать;
- V-образные тормоза. Представляют собой специальный металлический v-образный суппорт, зажимающий обод колеса компактными колодками. Отрабатывают поставленные перед ним задачи только в том случае, когда обод сухой и чистый, в противном случае эффективность торможения катастрофически падает;
- Дисковые тормоза – в отличие от v-образных, тормозят саму втулку колеса, что положительно сказывается на эффективности торможения и исключает зависимость от внешних факторов;
Конструкция трансмиссионной системы
Выбирая велосипед, каждый из нас наверняка предпочтет ту модель, которая будет оборудована многоступенчатой системой трансмиссии. С ее помощью можно переключать передачи и изменять усилие, которое необходимо прилагать для движения на заданной скорости. Выбирая трансмиссию, внимание следует уделять следующим факторам:
Количество передач. Если речь идет о городских велосипедах, переключение передач для которых не является приоритетным, вполне достаточно 5-7 ступенчатой трансмиссии. И напротив, для трековых и горных байков потребуется мощная и надежная «коробка», несущая в себе 25-30 скоростей;
Фирма-производитель тормозных механизмов и фурнитуры. Экономить здесь не следует – предпочтение следует отдавать качественной продукции производства Shimano или SRAM. Shimano Deore и Alivio, SRAM X3 и X5 – вот названия механизмов, считающихся среди райдеров одними из лучших;
Удобство и эргономические нюансы ручки переключения передач. Наибольшей популярностью обладают ручки двух основных конструкций –грип-шифт (поворотная ручка) и рычажная конструкция. Какую из данных моделей предпочесть – зависит только от предпочтений райдера.
Выбираем велосипед для решения конкретных задач
Для того, чтобы выбрать велосипед, который станет верным помощником как в городских условиях, так и на бездорожье, характеристик, описанных выше, хватит с лихвой. И в качестве некоего собирательного образа можно привести несколько примеров, оптимальных для конкретных ситуаций.
Выбираем велосипед для подростка
Подростковые велосипеды представляют собой нечто среднее между детскими моделями и полноценными байками для взрослых. Предпочтение следует отдавать моделям на алюминиевой либо хромо-никелевой раме, оборудованной колесами диаметром 20-24 дюйма, V-образной тормозной системой и трансмиссией производства Shimano.
Выбираем велосипед для мужчины
Велосипеды для взрослых мужчин лучше всего выбирать с оглядкой на условия эксплуатации, а также на бюджет, доступный покупателю. В качестве оптимального для покупки варианта наверняка станет так называемый All-round MTB, несущим элементом которого будет являться облегченная алюминиевая либо хромо-никелевая рама. Тормозную систему следует предпочесть дискового типа, соответствующего качества должна быть и трансмиссия – модели Shimano Deore и Alivio, SRAM X3 и X5 являются одними из лучших.
Выбираем велосипед для женщины
В настоящее время внешний вид так называемых «дамских» велосипедов достаточно сильно отличается от всех остальных байков. В первую очередь, верхняя перекладина рамы в таких моделях либо отсутствует, либо же смещена максимально вниз. Во-вторых, велосипеды для женщин имеют гораздо более низкий вес, что напрямую отражается на удобстве эксплуатации. Неизменным остаются лишь достаточно высокие требования к типу тормозной системы и трансмиссии – выбирать следует те велосипеды, которые оснащены исключительно качественными механизмами от известных производителей.
И напоследок необходимо еще раз напомнить, что вышеописанные требования являются универсальными и подходят для выбора велосипедов любой конструкции и типа. Последний же выбирается, исключительно из условий эксплуатации и потребностей конкретного покупателя: нет никакого смысла покупать горный велосипед для городской эксплуатации, а классическая шоссейная модель окажется бесполезной на бездорожье и пересеченной местности.
В следующих статьях наши эксперты рассказывают, как выбрать велосипед для города, секреты выбора велосипеда для триатлона и особенности выбора велосипеда по росту.
Видео по выбору велосипеда
Оцените статью |
|