Как выбрать горный велосипед - мнения экспертов
Выбирая свой первый велосипед, многие сознательно отдают свой выбор в пользу так называемых «горников», даже если речь заходит об эксплуатации в городских условиях. Покупателей прельщает перспектива возможности похулиганить на бездорожье, а также опробовать на доступность всевозможные ухабы, горки и трамплины. А с учетом того, что и в городских условиях такие байки отличаются вполне себе сносным комфортом, выбор в их пользу становится понятным, логичным и уместным. Все , что остается покупателю – определиться с конкретными характеристиками и подобрать наиболее оптимальную модель.
содеражние
- Бренды решают все. Лучшие производители велосипедов для пересеченной местности
- Ключевые характеристики горных велосипедов
- Какими бывают горные велосипеды?
- Главные критерии выбора
- Видео по выбору горного велосипеда
Бренды решают все. Лучшие производители велосипедов для пересеченной местности
Мощные, массивные, оборудованные продуманными механизмами и органами управления, оснащенные мощными колесами с развитым протектором – именно такие ассоциации рисует воображение при упоминании словосочетания «горный велосипед». Учитывая огромную популярность таких моделей, выпуск «горников» освоило великое множество производителей, однако должным качеством изготовления и ультимативными возможностями могут похвастать далеко не все из них. Именно по этой причине, выбирая горный байк, предпочтение следует отдавать продукции следующих брендов:
- Giant;
- Trek;
- Scott;
- Author;
- Specialized;
Моделей, представленных в ассортименте каталогов каждого из данных брендов, великое множество. И для того, чтобы выбор получился действительно логичным и осознанным, следует уделять внимание не только техническим характеристикам и каталожным описаниям, но также и отзывам конкретных пользователей. Найти их можно в сети интернет на специализированных форумах и пабликах социальных сетей, касающихся эксплутации и обслуживания подобной техники.
Ключевые характеристики горных велосипедов
Изучая ассортимент представленных в продаже моделей, отличить горный велосипед от своего городского либо шоссейного аналога сможет даже неискушенный покупатель. Нет, технические узлы и их общая конструкция у всех велоипедов схожи, а вот исполнения и критерии прочности, заложенные в них на заводе, кардинально иные:
- Основной силовой элемент конструкции – рама- обладает максимальным усилением и повышенной жесткостью, имеет достаточно высоко расположенный педальный узел и высокопрочные сварные швы. Опционально может устанавливаться задняя независимая подвеска (как правило, привилегия наиболее дорогих моделей);
- Передняя вилка оборудована пружинными либо газомасляными амортизаторами, имеющими ход вплоть до 170-220 миллиметров;
- Выносной мощный руль, являющийся дополнительной точкой опоры во время езды;
- Мощные и большие колеса (минимум 25 дюймов), оборудованные покрышками значительной ширины и ярко выраженным протектором;
- Дисковые тормозные механизмы, обеспечивающие максимальную эффективность в любом режиме эксплуатации;
- Наличие продвинутой трансмиссионной системы, позволяющей переключать передачи в зависимости от условий эксплуатации и режима езды. Все компоненты, используемые в трансмиссии, имеют максимальный запас прочности и подготовлены к эксплуатации в самых суровых условиях. Производитель механизмов – практически всегда Shimano.
Какими бывают горные велосипеды?
Как и в случае со всеми остальными моделями, горные велосипеды имеют множество подвидов, предназначенных для эксплуатации в тех либо иных условиях.
Кросс-кантри байки (XC)
Для многих покупателей считаются наиболее оптимальным вариантом, поскольку позволяют активно и динамично перемещаться как по пересеченной местности, так и по обычным городским дорогам. Развитый протектор допускает использование на полном бездорожье, а благодаря системе трансмиссии, включающей, как минимум, 20-23 скорости, обеспечивается достойная скорость перемещения вне зависимости от типа покрытия.
Достоинства
- Мощные и надежные;
- Невысокая стоимость;
- Качественная и развитая передняя подвеска, нивелирующая неровности;
- Развитый протектор, позволяющий ездить по полному бездорожью и по трассе с одинаковой эффективностью;
- Универсальные;
Недостатки
- Не допускают по-настоящему экстремальную езду, прыжки и маневры;
Достоинства
- Мощные и надежные;
- Невысокая стоимость;
- Качественная и развитая передняя подвеска, нивелирующая неровности;
- Развитый протектор, позволяющий ездить по полному бездорожью и по трассе с одинаковой эффективностью;
- Универсальные;
Недостатки
- Не допускают по-настоящему экстремальную езду, прыжки и маневры;
Даунхилл-маунтинбайки
Особый подвид горных велосипедов, предназначенный для скоростного маневрирования и спусков по ухабистым горным склонам и полнейшему бездорожью. Основными элементами конструкции являются сдвоенная подвеска, обеспечивающая максимальную амортизацию, а также передняя вилка, обладающая огромным значением хода – под 250-300 миллиметров.
Достоинства
- Мощные и надежные;
- Дисковая тормозная система;
- Развитый протектор;
- Большой ход передней вилки;
- Двойная система подвески;
Недостатки
- Достаточно дороги;
- Малопригодны для эксплуатации на обычных дорогах;
- Большой вес;
Достоинства
- Мощные и надежные;
- Дисковая тормозная система;
- Развитый протектор;
- Большой ход передней вилки;
- Двойная система подвески;
Недостатки
- Достаточно дороги;
- Малопригодны для эксплуатации на обычных дорогах;
- Большой вес;
Универсальные MTB
Велосипеды, которые являются некоей аналогией кроссоверов в мире авто. Предназначены для активных городских покатушек с возможностью выезда на легкое либо среднее бездорожье. Характеристики их схожи с более старшими «братьями», однако наблюдается некоторое упрощение в системах подвески и трансмиссии, а также несколько иной форм-фактор рамы, обеспечивающий комфортную посадку при городской эксплуатации.
Достоинства
- Высокая универсальность;
- Невысокая цена
- Прочная, и в то же время нетяжелая рама;
- Дисковая тормозная система;
- Продуманная конструкция подвески;
Недостатки
- Не являются в полной мере горными велосипедами;
- Тормозная система практически всегда имеет тип v-brake;
- Практически всегда оснащаются бюджетной трансмиссией;
Достоинства
- Высокая универсальность;
- Невысокая цена
- Прочная, и в то же время нетяжелая рама;
- Дисковая тормозная система;
- Продуманная конструкция подвески;
Недостатки
- Не являются в полной мере горными велосипедами;
- Тормозная система практически всегда имеет тип v-brake;
- Практически всегда оснащаются бюджетной трансмиссией;
Главные критерии выбора. На что обратить внимание, выбирая горный велосипед?
Определившись с конкретным типом, самое время обратить внимание на ключевые характеристики, напрямую влияющие на функциональность и комфорт.
Размер рамы
Параметр, напрямую влияющий на удобство посадки во время езды. В отличие от остальных моделей, все маунтинбайки имеют четко определенную классификацию рамы. Включает в себя она шесть различных классов, начиная с XS (extra-small, высота до 14 дюймов) – велосипедов, предназначенных для эксплуатации ездоками ростом от 135 до 150 сантиметров, и заканчивая моделями класса XXL (высота рамы 24 дюйма), предназначенных для людей ростом в 2 и более метра. Между ними располагаются классы S, M,L,XL, рама которых имеет высоту 16,18,20 и 22 дюйма соответственно;
Материал, из которого выполнена рама
Ситуация здесь достаточно схожа с таковой, характерной для всех остальных велосипедов, однако различие кроется в достаточно серьезных требованиях к механической прочности, связанных со спецификой эксплуатации на пересеченной местности. Именно по этой причине покупатели очень часто жертвуют общим весом велосипеда в пользу прочности, предпочитая более тяжелые модели.
- Сталь – достаточно прочный материал, однако отличается максимальным весом и склонностью к коррозии;
- Алюминий – легкий и весьма прочный материал, однако при некачественной обработке сварных швов может достаточно быстро выйти из строя;
- Хром-молибденовый сплав. «Крепкий середняк», занимающий промежуточное положение между сталью и алюминием. Достаточно прочный и выносливый, и в то же время значительно легче стали;
- Титан и высокомодульное углеволокно. Несмотря на принципиально разный характер и происхождение вышеописанных материалов, имеют весьма схожие эксплуатационные характеристики. Оба они сверхлегкие и невероятно прочные. Недостаток – крайне высокая цена, используются данные материалы исключительно в моделях верхнего ценового диапазона.
Форм-фактор и конструкция колес маунтинбайка
По дефолту все модели данного класса оснащаются колесами диаметром в 26 дюймов (лишь подростковые модели могут иметь колеса меньшего диаметра). Увеличение диаметра производится путем замены покрышек на модели, оборудованные более «мясистым» протектором. Важную роль играет и материал, из которого выполнены обода – от стальных моделей лучше отказаться в пользу алюминиевых ободов либо их титановых аналогов.
Конструкция амортизационной системы
- Хардтейл – наиболее популярный тип конструкции. Переднее колесо крепится с помощью амортизационной вилки, заднее – жестко зафиксировано на «хвосте»;
- Ригид – тип подвески, при котором колеса крепятся непосредственно к раме безо всяких амортизирующих элементов. Максимально жесткая и узкоспециализированная конструкция;
- Двухподвесная конструкция – самая продвинутая и в то же время сложная и дорогая. Переднее колесо фиксируется при помощи вилки, заднее – на специальном подвесе, оборудованном амортизаторами.
Длина хода передней вилки
Параметр, напрямую влияющий на амортизирующие характеристики. Все без исключения MTB оснащаются вилкой с длиной хода от 13-150 миллиметров и вплоть до 250-300 миллиметров. Последние характерны для профессиональных моделях класса даунхилл.
Тип и характеристики тормозной системы
- Тормоза ободной конструкции – наиболее бюджетный вариант. Популярностью пользуются так называемые V- и U-brakes, суть которых заключается в наличии специального механизма с расположенными на нем тормозными колодками и имеющего тросиковый привод. При торможении колодки прижимаются к ободу, и чем сильнее сила прижатия – тем эффективнее торможение.
- Дисковые тормоза для MTB – велосипедов куда более предпочтительны. Торможение здесь осуществляется путем контакта колодок не с ободом, а с тормозным диском, расположенным в районе ступицы, что обеспечивает максимальную эффективность торможения в любых условиях. В зависимости от типа привода, такие тормоза могут быть механическими либо гидравлическими. Первые приводятся в движение при помощи классического тросика, вторые предполагают наличие специальной тормозной жидкости и приводятся в действие гидравликой.
Трансмиссия
Механический элемент конструкции, отвечающий за изменение передаточных чисел главной пары и эффективность передвижения как следствие. Для того, чтобы трансмиссия выполняла возложенные на нее функции максимально эффективно, предпочесть следует механизмы производства известных концернов (Shimano, SRAM), оборудованные не менее, чем 20-22 передачами. Впрочем, данная характеристика является обязательной для универсальных байков и моделей, которые предполагают использование не только на бездорожье, но также и в городских условиях. Профессиональные триал – и даунхилл модели очень часто могут быть и вовсе лишены трансмиссии и иметь одну-единственную скорость. В тех дисциплинах, в которых применяются такие байки, переключение передач практически не требуется.
В следующих статьях наши эксперты рассказывают, как выбрать колеса для велосипеда, секреты выбора цепи для велосипеда и особенности выбора шоссейного велосипеда.
Видео по выбору горного велосипеда
Оцените статью |
|