Как лечить испуг у ребенка

Обновлено: 22.11.2024 13:27:44

Подвижная нервная система ребенка подвержена сильным потрясениям, вызванным, казалось бы, незначительными факторами. Интересно, что впечатлительные малыши настолько остро переживают психологический дискомфорт, что он приравнивается к испытанию физической боли. Что представляет собой испуг? Испуг – это рефлекторная реакция на угрожающий фактор. Отпечаток негативных ощущений закрадывается в сознание ребенка и беспокоит его тревожными проявлениями.

Признаки детского испуга

Фото: daily.jstor.org/

Признаки детского испуга можно разделить на две группы. Первая – это проявляющиеся непосредственно в момент воздействия травмирующего фактора. Они имеют краткосрочный характер. Вторая – отложенные признаки. Проявляются они периодически, мучают ребенка и порождают другие страхи, тревожность, беспокойность. Познакомимся ближе с первой группой:

  1. Расширение зрачков. Это рефлекторная реакция зрительного анализатора на возникновение потенциальной опасности. Организм старается усилить ощущения и расширить поле для анализа угрозы.

  2. Плач. Через поток слез происходит мгновенный выход негативных эмоций, которые испытывает маленький человек.

  3. Учащение пульса происходит из-за выработки гормонов стресса, активизирующих сердечно-сосудистую систему организма.

  4. К детям дошкольного возраста и старше относится признак непроизвольного мочеиспускания или дефекации.

  5. Нарушение координации, дезориентация в пространстве.

Вторая группа признаков более обширна и позволит точнее установить факт испуга у детей (особенно у малышей, которые еще не умеют выражать свои мысли вербально):

  1. Бессонница, ночные кошмары. Подсознание отражает наличие травмы в виде пугающих картинок во сне. Также наличие определенных переживаний сильно возбуждает детскую нервную систему. От этого нарушается цикл бодрствования-сна. Возможны также другие нарушения сна – ребенок начинает разговаривать, громко плакать во сне, проявляется ночной энурез.

  2. Появляются новые страхи. Ребенок болезненно реагирует на ранее привычные вещи – ему становится страшно оставаться одному, он боится темноты, с опаской относится к некоторым игрушкам, предметам, животным.

  3. Повышается возбудимость. Ребенок острее реагирует на замечания, слова и действия. Он становится чувствительнее, его легко довести до слез или рассердить. Если малыш ранее был спокойным, а теперь нет – это повод задуматься.

  4. Заикание. Нарушение речи происходит на фоне изменения психомоторного развития из-за испытания сильного стресса. Ему подвержены дети раннего, дошкольного и реже школьного возраста. Если малыш начал заикаться, не откладывайте консультацию у врача невролога. Это может быть связано с органическим поражением головного мозга.

  5. Замкнутость является следствием предыдущих проявлений испуга (энурез, заикание, повышенная возбудимость). Ощущение происходящих изменений, перманентные негативные переживания отражаются на социализации и отдаляют ребенка от товарищей по играм и родителей. Вовремя не скорректированные страхи влияют на построение межличностных отношений.

В детском возрасте страхи, имеющие реальную основу, переживаются одинаково остро, как и беспочвенные фобии. Это происходит в силу специфики детского восприятия себя и окружающей действительности. Помочь ребенку справиться с испугом и скорректировать его побочные проявления помогут представленные в данной статье методы и способы.

Способы борьбы с детским испугом

Специалисты отмечают, что подверженность неврозам объясняется незрелостью вегетативной регуляции (регулирование работы внутренних органов центральной нервной системой), нарушением баланса реакций возбуждения – торможения нервной системы. Поэтому чаще с клиническими проявлениями испуга сталкиваются дети.

Лечение испуга лучше доверить специалистам: детским психологам, психотерапевтам, неврологам. Но успешность терапии зависит от поведения родителей, их поддержки и правильно выбранной тактики взаимодействия с травмированным малышом. Рассмотрим профессиональные терапевтические методы и успешные условия лечения испуга, организуемые родителями.

Что делать, если ваш ребенок испытал испуг

От вашего отношения к недугу малыша зависит то, как он будет его проживать. Ознакомьтесь со следующими рекомендациями, которые облегчат болезненный процесс избавления от детских неврозов:

  1. Уважительно относитесь к чувствам малыша. Попытки исправить негативные переживания ребенка через их обесценивание, непризнание и отсутствие к ним внимания ведут к тому, что он перестает ценить свои чувства и желания. Отношение родителей к переживаниям ребенка напрямую влияет на здоровое созревание эмоционально-волевой сферы. Необходимо признать чувства малыша и оценивать их сквозь призму его ощущений (насколько они болезненны, интенсивны и т.д.). Покажите, что вы понимаете его эмоции и признаете их. Через ваше уважительное отношение к его переживаниям, родится его адекватное отношение к своим чувствами и эмоциям.

  2. Будьте рядом. Плаксивость, капризность, возбудимость, агрессия испуганных, травмированных детей заставляет их родителей оставлять их одних, чтобы те «подумали о своем поведении». Оставлять ребенка наедине с болью, страхами – нездоровая тактика родительского поведения, ведущая к усугублению его психоэмоционального состояния. Необходимо показать, что вы всегда рядом. Ощущение твердой опоры в виде родительского понимания, поддержки и постоянной готовности прийти на помощь ускорит терапевтический процесс.

  3. Создавайте положительные впечатления. В моменты негативных переживаний ребенку сложно испытывать радость, счастье. Помогите ему и создайте положительные эмоции. Подумайте, что любит ваш ребенок, какие занятия, вещи приносят ему радость? Совместные прогулки, игры, хобби сплотят вас и закрепят позитивные ощущения.

  4. Используйте элементы профессиональной терапии в домашних условиях, предварительно согласовав их со специалистом. Существует масса методов психотерапии, элементы которой можно перенести в домашние условия. Например, согласно принципам арт-терапии, можно использовать свободные ассоциации для отображения бессознательных фобий и негативных переживаний на рисунке. Или начать борьбу с причиной испуга с ее отображения на листке бумаги (например, нарисовать добрую собаку, которая хорошо относится к малышу и др.).

  5. Релаксация связана с избавлениями от негативных следствий невротического расстройства. Так, повышенную возбудимость корректируют через прослушивание спокойных музыкальных композиций. Также для релаксации подходят комплексы физических упражнений, мышечной растяжки. Важно помнить одно правило – все эти методы хороши, если ребенок не против того, чтобы их выполнять. В противном случае, они лишь усугубят ситуацию и усилят переживание испуга.

  6. Покажите малышу, что вы тоже испытываете страхи. Сейчас он думает, что его чувства присущи только ему. Это связано с детским эгоцентризмом. Расскажите, что тоже испытываете страхи, и какие фобии вы имеете. Покажите на своем примере, как можно с ними бороться. Пусть малыш знает, что даже взрослые способны бояться, и что это нормально явление для любого человека.

Любовь, забота и внимание родителей – лучшие профилактические и терапевтические методы борьбы с испугом. В этот сложный период детям следует избегать сопутствующих негативных переживаний. Если малыш сделал что-то, за чем следует наказание, поговорите с ним на спокойных тонах. Попробуйте выяснить причину его действий, расскажите, к каким последствиям это привело, и что вы испытываете. Адекватный анализ проступков поможет избежать лишних травмирующих переживаний.

Принципы терапии детских неврозов

Фото: nashvilleparent.com/

Принципы профессиональной терапии детских неврозов

Психологи и неврологи подходят к лечению испуга с научной точки зрения. Так, в психологии есть масса проективных способов, способных излечить неврозы. Каковы эти методы:

  1. Арт-терапия основана на отображении текущего состояния малыша на рисунке. Ребенку дается задание нарисовать рисунок на любую тему в свободном выборе цвета. Это первый – диагностический этап. Сейчас специалист интерпретирует полученные данные и вырабатывает дальнейшую терапевтическую стратегию. После, с помощью направляющих и корректирующих способов, психолог помогает ребенку избавиться от негативных эмоций, пересмотреть отношение к страху и обесценить его.

  2. Ролевые игры помогают малышу занять разные социальные позиции. Попробовав себя, например, в роли полицейского, пожарника, супер-героя, ребенок сможет ощутить внутренние силы и обрести опору для борьбы с переживаниями.

  3. Сказкотерапия направлена на проработку различных поведенческих сценариев. С малышом обсуждают сюжет сказки, поведение героев, отношение к ним и эффективность их действий. Сказки с сюжетом соответствующей тематики, помогают со стороны познакомиться со страхами и перенести опыт виртуальных героев в реальную жизнь.

  4. Анималистическая терапия направлена на релаксацию, улучшение навыков взаимодействия и коррекцию психологических нарушений. Общение с животными создает положительные впечатления, которые являются прочной базой для эффективного избавления от фобий и неврозов.

  5. Метод диагностической и терапевтической беседы. Если малыш уже умеет разговаривать и излагать свои мысли, психолог проводит с ним беседу. Она может проходить в свободной форме, так и по заранее подготовленному сценарию.

Целостная терапия испугов не ограничивается консультациями с психологом. Необходима консультация с неврологом, если у ребенка возникли психомоторные нарушения на фоне невроза или наблюдается чрезмерная возбудимость нервной системы. В случае необходимости врач назначает седативные средства (чтобы успокоить ребенка, снизить интенсивность негативных переживаний), препараты, стимулирующие мозговую деятельность. Важно знать, что назначением подобных лекарственных препаратов занимается только специалист с соответствующим образованием. Неправильный подбор препарата может негативно отразиться на состоянии ребенка.

Если появляются нарушение речи, вызванные сильным переживанием страха, малышу необходимы консультации с логопедом-дефектологом. Работа с логопедом поможет устранить последствия испуга (заикание), улучшить произношение, проработать артикуляцию и фонематический слух.

Как не допустить испуга у ребенка

Во избежание необходимости терапии испуга, стоит создать благоприятные условия для развития малыша. Существует несколько групп риска, попадание в которые повышает вероятность развития невротических состояний. Предлагаю вам с ними ознакомиться:

  1. Жестокость в семье. Физическое и психологическое насилие, игнорирование базовых и эмоциональных потребностей малыша, ведет к зарождению фобий и недоверия к окружающему миру. Дети, испытавшие на себе жестокость, исходящую от людей, которые должны их безусловно любить и защищать, становятся потенциальной жертвой реальных и воображаемых страхов. Следствием подверженности фобиям является тревожность, перетекающая в неврозы.

  2. Физические болезни и отклонения. Не все семьи, где есть ребенок с ограниченными возможностями или отклонениями в развитии, относятся к этим особенностям спокойно. Ощущение собственной неполноценности порождает социальные страхи, переживание которых также влечет невротические состояния.

  3. Трудности социальной адаптации. Невозможность настроить отношения со сверстниками, непринятие обществом вызывает чувство неполноценности. Это чувство является основой для мнительности, недоверия и страхов. Для детей с комплексами и социальными страхами характерно острое переживание травмирующих событий.

  4. Родительская гиперопека. Вы думаете, что оберегаете ребенка от потенциальной опасности, а на деле вселяете в него неуверенность и страх. Оберегание, сопряженное с обсуждением потенциальных угроз, делает малышей боязливыми, замкнутыми и повышает риск испугов.

Какие простые действия родителей помогут избежать детских неврозов:

  1. Уважайте личность ребенка. Недопустимыми являются физические методы наказания и оскорбления. Создайте благоприятную среду развития, где вы окружите ребенка пониманием, любовью, заботой и поддержкой.

  2. Обсуждайте с детьми технику безопасности и правила поведения. Знание этих моментов поможет ребенку действовать в потенциально опасных ситуациях осознанно и избегать переживания страха.

  3. Не пугайте малыша животными, прохожими людьми (например «тебя сейчас тетя заберет», «будешь плохо вести, собака укусит» и т.д.). Наоборот, старайтесь в адекватной форме преподносить информацию о социальной безопасности и правилах общения с животными.

  4. Разговаривайте с ребенком, отвечайте на волнующие его вопросы. Информированность повышает вероятность адекватной реакции малыша на стрессовые факторы.

Заключение

Испуг – серьезное испытание для ребенка. Его переживание доставляет массу негативных ощущений. Чтобы с ним справиться, необходимо приложить массу усилий. Но важно помнить, что родительская любовь и уважение к чувствам малыша могут свести риск появления испуга к минимуму.



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Комментарии
Загрузка комментариев...