Как лечить испуг у ребенка
Подвижная нервная система ребенка подвержена сильным потрясениям, вызванным, казалось бы, незначительными факторами. Интересно, что впечатлительные малыши настолько остро переживают психологический дискомфорт, что он приравнивается к испытанию физической боли. Что представляет собой испуг? Испуг – это рефлекторная реакция на угрожающий фактор. Отпечаток негативных ощущений закрадывается в сознание ребенка и беспокоит его тревожными проявлениями.
Фото: daily.jstor.org/
Признаки детского испуга можно разделить на две группы. Первая – это проявляющиеся непосредственно в момент воздействия травмирующего фактора. Они имеют краткосрочный характер. Вторая – отложенные признаки. Проявляются они периодически, мучают ребенка и порождают другие страхи, тревожность, беспокойность. Познакомимся ближе с первой группой:
-
Расширение зрачков. Это рефлекторная реакция зрительного анализатора на возникновение потенциальной опасности. Организм старается усилить ощущения и расширить поле для анализа угрозы.
-
Плач. Через поток слез происходит мгновенный выход негативных эмоций, которые испытывает маленький человек.
-
Учащение пульса происходит из-за выработки гормонов стресса, активизирующих сердечно-сосудистую систему организма.
-
К детям дошкольного возраста и старше относится признак непроизвольного мочеиспускания или дефекации.
-
Нарушение координации, дезориентация в пространстве.
Вторая группа признаков более обширна и позволит точнее установить факт испуга у детей (особенно у малышей, которые еще не умеют выражать свои мысли вербально):
-
Бессонница, ночные кошмары. Подсознание отражает наличие травмы в виде пугающих картинок во сне. Также наличие определенных переживаний сильно возбуждает детскую нервную систему. От этого нарушается цикл бодрствования-сна. Возможны также другие нарушения сна – ребенок начинает разговаривать, громко плакать во сне, проявляется ночной энурез.
-
Появляются новые страхи. Ребенок болезненно реагирует на ранее привычные вещи – ему становится страшно оставаться одному, он боится темноты, с опаской относится к некоторым игрушкам, предметам, животным.
-
Повышается возбудимость. Ребенок острее реагирует на замечания, слова и действия. Он становится чувствительнее, его легко довести до слез или рассердить. Если малыш ранее был спокойным, а теперь нет – это повод задуматься.
-
Заикание. Нарушение речи происходит на фоне изменения психомоторного развития из-за испытания сильного стресса. Ему подвержены дети раннего, дошкольного и реже школьного возраста. Если малыш начал заикаться, не откладывайте консультацию у врача невролога. Это может быть связано с органическим поражением головного мозга.
-
Замкнутость является следствием предыдущих проявлений испуга (энурез, заикание, повышенная возбудимость). Ощущение происходящих изменений, перманентные негативные переживания отражаются на социализации и отдаляют ребенка от товарищей по играм и родителей. Вовремя не скорректированные страхи влияют на построение межличностных отношений.
В детском возрасте страхи, имеющие реальную основу, переживаются одинаково остро, как и беспочвенные фобии. Это происходит в силу специфики детского восприятия себя и окружающей действительности. Помочь ребенку справиться с испугом и скорректировать его побочные проявления помогут представленные в данной статье методы и способы.
Способы борьбы с детским испугом
Специалисты отмечают, что подверженность неврозам объясняется незрелостью вегетативной регуляции (регулирование работы внутренних органов центральной нервной системой), нарушением баланса реакций возбуждения – торможения нервной системы. Поэтому чаще с клиническими проявлениями испуга сталкиваются дети.
Лечение испуга лучше доверить специалистам: детским психологам, психотерапевтам, неврологам. Но успешность терапии зависит от поведения родителей, их поддержки и правильно выбранной тактики взаимодействия с травмированным малышом. Рассмотрим профессиональные терапевтические методы и успешные условия лечения испуга, организуемые родителями.
Что делать, если ваш ребенок испытал испуг
От вашего отношения к недугу малыша зависит то, как он будет его проживать. Ознакомьтесь со следующими рекомендациями, которые облегчат болезненный процесс избавления от детских неврозов:
-
Уважительно относитесь к чувствам малыша. Попытки исправить негативные переживания ребенка через их обесценивание, непризнание и отсутствие к ним внимания ведут к тому, что он перестает ценить свои чувства и желания. Отношение родителей к переживаниям ребенка напрямую влияет на здоровое созревание эмоционально-волевой сферы. Необходимо признать чувства малыша и оценивать их сквозь призму его ощущений (насколько они болезненны, интенсивны и т.д.). Покажите, что вы понимаете его эмоции и признаете их. Через ваше уважительное отношение к его переживаниям, родится его адекватное отношение к своим чувствами и эмоциям.
-
Будьте рядом. Плаксивость, капризность, возбудимость, агрессия испуганных, травмированных детей заставляет их родителей оставлять их одних, чтобы те «подумали о своем поведении». Оставлять ребенка наедине с болью, страхами – нездоровая тактика родительского поведения, ведущая к усугублению его психоэмоционального состояния. Необходимо показать, что вы всегда рядом. Ощущение твердой опоры в виде родительского понимания, поддержки и постоянной готовности прийти на помощь ускорит терапевтический процесс.
-
Создавайте положительные впечатления. В моменты негативных переживаний ребенку сложно испытывать радость, счастье. Помогите ему и создайте положительные эмоции. Подумайте, что любит ваш ребенок, какие занятия, вещи приносят ему радость? Совместные прогулки, игры, хобби сплотят вас и закрепят позитивные ощущения.
-
Используйте элементы профессиональной терапии в домашних условиях, предварительно согласовав их со специалистом. Существует масса методов психотерапии, элементы которой можно перенести в домашние условия. Например, согласно принципам арт-терапии, можно использовать свободные ассоциации для отображения бессознательных фобий и негативных переживаний на рисунке. Или начать борьбу с причиной испуга с ее отображения на листке бумаги (например, нарисовать добрую собаку, которая хорошо относится к малышу и др.).
-
Релаксация связана с избавлениями от негативных следствий невротического расстройства. Так, повышенную возбудимость корректируют через прослушивание спокойных музыкальных композиций. Также для релаксации подходят комплексы физических упражнений, мышечной растяжки. Важно помнить одно правило – все эти методы хороши, если ребенок не против того, чтобы их выполнять. В противном случае, они лишь усугубят ситуацию и усилят переживание испуга.
-
Покажите малышу, что вы тоже испытываете страхи. Сейчас он думает, что его чувства присущи только ему. Это связано с детским эгоцентризмом. Расскажите, что тоже испытываете страхи, и какие фобии вы имеете. Покажите на своем примере, как можно с ними бороться. Пусть малыш знает, что даже взрослые способны бояться, и что это нормально явление для любого человека.
Любовь, забота и внимание родителей – лучшие профилактические и терапевтические методы борьбы с испугом. В этот сложный период детям следует избегать сопутствующих негативных переживаний. Если малыш сделал что-то, за чем следует наказание, поговорите с ним на спокойных тонах. Попробуйте выяснить причину его действий, расскажите, к каким последствиям это привело, и что вы испытываете. Адекватный анализ проступков поможет избежать лишних травмирующих переживаний.
Фото: nashvilleparent.com/
Принципы профессиональной терапии детских неврозов
Психологи и неврологи подходят к лечению испуга с научной точки зрения. Так, в психологии есть масса проективных способов, способных излечить неврозы. Каковы эти методы:
-
Арт-терапия основана на отображении текущего состояния малыша на рисунке. Ребенку дается задание нарисовать рисунок на любую тему в свободном выборе цвета. Это первый – диагностический этап. Сейчас специалист интерпретирует полученные данные и вырабатывает дальнейшую терапевтическую стратегию. После, с помощью направляющих и корректирующих способов, психолог помогает ребенку избавиться от негативных эмоций, пересмотреть отношение к страху и обесценить его.
-
Ролевые игры помогают малышу занять разные социальные позиции. Попробовав себя, например, в роли полицейского, пожарника, супер-героя, ребенок сможет ощутить внутренние силы и обрести опору для борьбы с переживаниями.
-
Сказкотерапия направлена на проработку различных поведенческих сценариев. С малышом обсуждают сюжет сказки, поведение героев, отношение к ним и эффективность их действий. Сказки с сюжетом соответствующей тематики, помогают со стороны познакомиться со страхами и перенести опыт виртуальных героев в реальную жизнь.
-
Анималистическая терапия направлена на релаксацию, улучшение навыков взаимодействия и коррекцию психологических нарушений. Общение с животными создает положительные впечатления, которые являются прочной базой для эффективного избавления от фобий и неврозов.
-
Метод диагностической и терапевтической беседы. Если малыш уже умеет разговаривать и излагать свои мысли, психолог проводит с ним беседу. Она может проходить в свободной форме, так и по заранее подготовленному сценарию.
Целостная терапия испугов не ограничивается консультациями с психологом. Необходима консультация с неврологом, если у ребенка возникли психомоторные нарушения на фоне невроза или наблюдается чрезмерная возбудимость нервной системы. В случае необходимости врач назначает седативные средства (чтобы успокоить ребенка, снизить интенсивность негативных переживаний), препараты, стимулирующие мозговую деятельность. Важно знать, что назначением подобных лекарственных препаратов занимается только специалист с соответствующим образованием. Неправильный подбор препарата может негативно отразиться на состоянии ребенка.
Если появляются нарушение речи, вызванные сильным переживанием страха, малышу необходимы консультации с логопедом-дефектологом. Работа с логопедом поможет устранить последствия испуга (заикание), улучшить произношение, проработать артикуляцию и фонематический слух.
Как не допустить испуга у ребенка
Во избежание необходимости терапии испуга, стоит создать благоприятные условия для развития малыша. Существует несколько групп риска, попадание в которые повышает вероятность развития невротических состояний. Предлагаю вам с ними ознакомиться:
-
Жестокость в семье. Физическое и психологическое насилие, игнорирование базовых и эмоциональных потребностей малыша, ведет к зарождению фобий и недоверия к окружающему миру. Дети, испытавшие на себе жестокость, исходящую от людей, которые должны их безусловно любить и защищать, становятся потенциальной жертвой реальных и воображаемых страхов. Следствием подверженности фобиям является тревожность, перетекающая в неврозы.
-
Физические болезни и отклонения. Не все семьи, где есть ребенок с ограниченными возможностями или отклонениями в развитии, относятся к этим особенностям спокойно. Ощущение собственной неполноценности порождает социальные страхи, переживание которых также влечет невротические состояния.
-
Трудности социальной адаптации. Невозможность настроить отношения со сверстниками, непринятие обществом вызывает чувство неполноценности. Это чувство является основой для мнительности, недоверия и страхов. Для детей с комплексами и социальными страхами характерно острое переживание травмирующих событий.
-
Родительская гиперопека. Вы думаете, что оберегаете ребенка от потенциальной опасности, а на деле вселяете в него неуверенность и страх. Оберегание, сопряженное с обсуждением потенциальных угроз, делает малышей боязливыми, замкнутыми и повышает риск испугов.
Какие простые действия родителей помогут избежать детских неврозов:
-
Уважайте личность ребенка. Недопустимыми являются физические методы наказания и оскорбления. Создайте благоприятную среду развития, где вы окружите ребенка пониманием, любовью, заботой и поддержкой.
-
Обсуждайте с детьми технику безопасности и правила поведения. Знание этих моментов поможет ребенку действовать в потенциально опасных ситуациях осознанно и избегать переживания страха.
-
Не пугайте малыша животными, прохожими людьми (например «тебя сейчас тетя заберет», «будешь плохо вести, собака укусит» и т.д.). Наоборот, старайтесь в адекватной форме преподносить информацию о социальной безопасности и правилах общения с животными.
-
Разговаривайте с ребенком, отвечайте на волнующие его вопросы. Информированность повышает вероятность адекватной реакции малыша на стрессовые факторы.
Заключение
Испуг – серьезное испытание для ребенка. Его переживание доставляет массу негативных ощущений. Чтобы с ним справиться, необходимо приложить массу усилий. Но важно помнить, что родительская любовь и уважение к чувствам малыша могут свести риск появления испуга к минимуму.
Оцените статью |
|
22.11.2024
22.11.2024