Чем отличается лицей от обычной школы

Обновлено: 22.11.2024 13:27:39

Вопрос, встающий перед родителями, - «Куда пойти учиться их чаду?», нельзя назвать праздным. Несмотря на попытки государственных программ в направлении повышения уровня среднего общего образования «на всех фронтах» в стране, здесь все далеко от совершенства. Вытаскивая «слабенькие» средне образовательные учреждения до уровня «сильных» государству похвастаться пока нечем, в реальности этот значительный промежуток, который формировался годами, преодолеть одним рывком не получается. Лицей или школа, в чем их отличие и куда же пойти учиться? Об этом пойдет речь в статье.

Чем отличается лицей от обычной школы

Взгляд с юридической точки зрения

На протяжении первых десятков лет постсоветского периода истории государства образовательная политика, как и многое другое, была пущена на самотек. Надежда на «магическое» действие пресловутых «законов свободного рынка», когда все должно было сложиться «само – собой» дало свои перекосы и в области среднего образования.

Система среднего образования стала представлять собой разветвленную систему, включающую в себя несколько видов средних школ. Они имели различия между собой как в правовом поле, так и в педагогических практиках в них. Хорошо или плохо, но по факту уже на старте потенциальный ученик сталкивался с разным подходом к получению им среднего образования и уровень одного заведения мог в разы превышать уровень другого.

Разница между такими базовыми учреждениями, связанными с получением общего среднего образования как школа, лицей и гимназия была закреплена юридически. Однако в 2012 году выходит новый закон « Об образовании в Российской Федерации». Призванный выровнять всех по одному уровню и этим обеспечить равенство качества получения среднего образования школьником в любом учреждении.

Сам по себе закон не в состоянии изменить, как по мановению волшебной палочки тот потенциал, который годами нарабатывался каждым отдельным педагогическим коллективом, но формально юридические различия между ними согласно этому закону были устранены, теперь все они имеют один статус – общеобразовательная организация.

По мере внедрения закона на местах, постепенно начали меняться названия учреждений и те из них, которые именовались раньше лицеи и гимназии, «превращаются» назад в школы. В Первопрестольной этот процесс идет быстрей, Москва уже практически везде сменила вывески на большинстве подобных зданий. Регионы пока не очень-то и торопятся, поскольку в законе продолжительность перехода законом не оговаривается.

В упомянутые постсоветские десятилетия за появившимися и сумевшими утвердиться на пространстве «диких рынков» образования лицеями и колледжами закрепились почетные звания престижных учебных заведений. Совершенно неудивительно, что в этих учреждениях, в случае сохранения в них прежних педагогических коллективов, и соблюдения традиций элитарного образования, которых они неуклонно придерживаются, названия менять не спешат. Такой «бренд» стоил этим коллективам многих лет труда и поиска оптимальных решений в непростых условиях становления новой государственной формации. Закон оставляет за ними право оставить в своем названии слово «лицей», но лишь как название, а не организационно – правовая форма.

Для того, чтобы стало понятней, в юридическом плане слово «лицей» или «гимназия» на табличке у входа значат не больше чем «Солнышко» или «Чебурашка» в названии детских садов. По закону все лицеи и гимназии равны школе и имеют общий статус – общеобразовательных учреждений. В уставе всех этих заведений прописан единый статус – государственное бюджетное общеобразовательное учреждение. К этой категории теперь в РФ отнесены все средние школы, вне зависимости от выбранного ими самими для себя названия.

Профильное обучение на основе прежних стандартов в образовании

Изменения, случившиеся в законе на бумаге не в состоянии по факту повлиять на уже сложившуюся у большинства учебных заведений практику реализации средней образовательной программы. Общая уравниловка по новой версии закона призвана сгладить все различия между учебными заведениями, но те, кто остался верен своим традициям продолжили «держать марку». Кроме того, у организаций в области среднего образования появились новые перспективы по направлению выбора ими специализации.

До упомянутого 2012 года единого закона регулирующего организационно-правовую форму для учебных заведений, как такового не было. Частные приказы издаваемые в Министерстве образования и науки РФ для учреждений образования на базе программы средней школы жестко разграничивали возможности профиля исходя из статуса заведения:

  1. Гимназии относились к гуманитарному профилю.

  2. Лицеям выделялся технический или естественно – научный статус.

  3. В школе со специализацией по углублённому изучению отдельных предметов, профиль соответственно зависел от выбранных к углублённому изучению дисциплин.

  4. Обычная средняя школа конкретных специализаций не имела и несла детям общую программу всеобщего среднего образования.

Самостоятельное расширение профиля, с выходом из норм, установленных директивами Минобрнауки, было на практике почти невозможным. Для смены или получения дополнительных направлений в области предоставляемых образовательных услуг было необходимо провести значительные реорганизационные мероприятия. Такую реорганизацию больше стремились проводить «простые» школы, которые ставили для себя целью приобретения статуса лицеев или гимназий. Сами же лицеи и гимназии придерживались уже единожды выбранного направления профильного образования. Желание самих учеников, их родителей и даже администрации этих заведений не могло повлиять на изменения положения дел в профиле обучения.

Преимущества, получаемые от внедрения новой модели

Чем отличается лицей от обычной школы

Как это часто случается в нашей действительности, закон внедряемый в общество сверху ставит своей целью «общее благо», без учета интересов уже имеющейся на местах ситуации, что приводит к его адаптации в местных условиях. Впрочем, в сложившейся ситуации со средним образованием в РФ закон принес больше пользы, трансформировавшись при помощи самих исполнителей в эффективный инструмент повышения качества уже имеющихся наработок в этом направлении.

Формальный лишь на первый взгляд, закон дал возможность не просто объединить под одним названием учебные заведения, но внес единый реорганизационный механизм всей системы среднего образования. Действующее на сегодняшний момент положение Федерального закона «Об образовании в РФ», в части 4, статье 66 позволяет любой школе выбирать самостоятельно любые специализации, даже если они не связаны по профилю. Подобный опыт есть в некоторых лицеях Питера и Москвы, когда лицеи объединяют до 4 профилей:

  1. технического;

  2. лингвистического;

  3. социально-экономического;

  4. естественно – научного направления.

Вообще по всей стране многопрофильных общеобразовательных учреждений в сфере среднего образования становится все больше.

Сам закон предполагал, что произойдет постепенный переход всех школ государства от единой «среднеобразовательной парадигмы» в программе обучения к профессиональной ориентации, дав возможность ученикам со средних классов «нащупать» свою образовательную «траекторию» получения знаний исходя из личных интересов и способностей.

На деле же этот закон в первую очередь снял ограничение с тех учебных заведений которые уже накопили потенциал для такого качественного рывка в области расширения спектра общеобразовательных услуг.

Прочим же «средним среди средних» не достаточно одного только горячего желания поменять ситуацию в своем учреждении. Для расширения потребуется как минимум достойное материально – техническое обеспечение задуманного расширения профиля и естественно подготовленный высококвалифицированный педагогический состав в потенциале.

Сам же новый подход, принципиально улучшил положение дел в системе среднего образования. Появилась возможность получения ранней профориентации, через возможность профильного обучения в старших классах и пред профильной подготовки в средних. При наличии прежних жестких стандартов возможность учитывать индивидуальные возможности, способности и пожелания учеников практически отсутствовала.

Однако, наивно было бы полагать, что само внедрения закона в жизнь послужило стимулом для всех учебных заведений повышать качество образования, которое они дают ученикам. Для подавляющего «простых» школ, это стало стимулом к развитию, а вот те лицеи и гимназии, которые имеют многолетний опыт и традиции не спешат расширяться и строят свою работу по сути на тех же принципах, что и до реформы, что, впрочем, при наличии хорошей репутации ни как на неё не влияет. Принцип, - «Тише едешь – дальше будешь», в их случае вполне оправдан.

Таким образом обычные средние школы приобрели гораздо больше возможностей, чем было прежде и могут вводить дополнительные программы профильного обучения, соответствующие ФГОС.

Где же образование будет лучше?

Все что было сказано выше, пока что не позволяет считать, что лицей и школа теперь ничем не отличаются друг от друга. С юридической точки зрения они различий не имеют и государство всеми силами старается их уровнять, как говорится, и де-факто тоже. Однако пока что все находится в процессе устремлений к идеальным условиям, достижение которых, как известно, процесс долгий.

Пока государство «тянет» обычные средние школы на уровень лицея и гимназии, заведения, достигшие «элитарного» уровня, тоже не стоят на месте углубляя и в некоторых случаях расширяя сферу предоставления более качественного образования своим ученикам. Смена названий ни коим образом не отразилась на их возможностях и уровень качества, получаемого в них образования, даже при превращении их в обычную школу с номером, по-прежнему более выигрышный в сравнении со «середняками».

Само обновление закона 2012 года не привело к исчезновению старых учебных заведений и появлению на их месте принципиально новых. Старые лицеи и гимназии по-прежнему укомплектованы сильными педагогами, сохранили за собой прекрасную материальную базу и больше наработки в области программ по дополнительному образованию. Школы же получили лишь возможность достичь их уровня, которую они реализуют более или менее успешно, в зависимости от условий конкретно каждой из них. Поэтому для родителя ответ на вопрос «Что будет лучше для ребенка –лицей или школа?», в большинстве случаев очевиден и лежит на поверхности.

Какое образование сейчас предоставляется в лицеи и что следует учесть, выбрав это учебное заведение

Чем отличается лицей от обычной школы

В настоящий момент сфера охвата, предоставляемого лицеями образования постоянно расширяется. Многие ВУЗы страны вводят в свой штат профилирующие лицеи, пока можно назвать следующие направления деятельности лицеев, но в силу внедрения вышеописанного закона — это список будет неуклонно расти:

  1. Физико-математические;

  2. Химико-биологические;

  3. Социально-экономические;

  4. Филологические;

  5. Лингвистические профили образования.

Выбирая для получения образования учреждение имеющие в название слово «лицей» надо прежде учесть некоторые детали:

  1. Соответствует ли название сути самого заведения. Лучше почитать историю учебных заведений города, навести справки и найти действительно те учреждения, которые многие годы работающих по программе лицеев, даже если они стали именоваться просто школами.

  2. Принять во внимание склонности ребенка к обучению, учесть, что профильная нагрузка параллельно с общеобязательной по среднему образованию может ему «не зайти».

  3. Выяснить количество детей в классах, стаж работы педагогов, наличие и практическое использование материально – технической базы в выбранном учебном заведении. Если в классах по 26 и более учеников, педагоги все молодые специалисты, а база - «кот наплакал» или используется как «музей», то стоит задуматься над выбором.

  4. Узнать пожелания и наклонности самого ребенка. В любом случае, начальные классы не требуют профильного образования, а к средним классам многое уже станет понятно.

Современная ситуация в области образования в стране. На сегодняшний момент выгодней отличается от предыдущего периода. Вопрос остается только за правильным выбором пути и усердием самого ребенка.

Статья составлена на основании: Федерального закона «Об образовании в РФ» и материалов работы педагогов и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/


Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Комментарии
Загрузка комментариев...