Чем компонентные колонки отличаются от коаксиальных

Обновлено: 08.11.2022 16:01:46

Хорошая музыка требует как минимум достойного звучания. Хочется, чтобы низкие частоты (басы) были глубокими и ощутимыми буквально физически, а средние и высокие – обволакивающими, детализированными и создающими реалистичную сцену. И это справедливо для любой акустики, а не только домашней. Автомобилистам тоже хочется наслаждаться хорошей музыкой.

И именно поэтому производители автоакустики постоянно имплементируют новые технологии в привычные способы звукоизвлечения. Динамики развиваются, становятся всё более совершенными и приятными на слух. Аналоговые технологии передачи сигнала уступают место цифровым, а привычные системы акустики изменяют свою конфигурацию.

Как следствие, сейчас на рынке представлено два основных типа автомобильной акустики – компонентные колонки и коаксиальные. Определить, какой из них лучше использовать, довольно сложно. И часто при замене акустики автовладельцы задаются вопросом – а чем компонентные колонки отличаются от коаксиальных, собственно? В этом материале мы разберём оба этих типа и подскажем, какой выбрать.

Коаксиальные колонки

Коаксиальные колонки

Начнём обзор именно с коаксиальной автомобильной акустики, поскольку она отличается максимальной простотой и широкой распространённостью. Большинство производителей машин средней и топовой ценовой категории устанавливают именно такую звуковую систему. Кроме вышеперечисленных достоинств, она также характеризуется низкой ценой, что часто имеет решающее значение.

Акустическая конструкция коаксиальной системы подразумевает общий пул низких, средних и высоких частот. То есть из магнитолы выходит один или несколько равнозначных кабелей, одновременно передающих сигнал. На них можно «подцепить» хоть низкочастотный излучатель, хоть высокочастотный.

Именно благодаря этому и достигается максимальная простота конструкции. Но в такой конструкции заключается и главный минус коаксиальных колонок. Если настроить их неправильно, то вместо качественного объёмного звука на выходе будет непонятная мешанина, в которой «сабвуферы» пытаются воспроизвести высокий звук, а «пищалки» – басы.

Для защиты от этого эффекта используются модели с фильтрами частот. Эта небольшая микросхема разделяет входящий на динамик сигнал и отделяет от него неподходящие линии. Так, «пищалки» с фильтром частот воспроизводят только высокие звуки, а без него – и высокие, и низкие.

Фильтр частот может устанавливаться по-разному. Размещение его на каждом динамике – лишь один из вариантов. Он также может быть встроен непосредственно в автомагнитолу или размещаться отдельно – в «корне» звуковой системы (то есть в него входит сигнал от проигрывателя, разделяется и отправляется на отдельные динамики).

Но все эти недостатки меркнут перед главным достоинством коаксиальных колонок – простота установки. Часто они выпускаются под определённые модели автомобилей и имеют идеально подходящие размеры для размещения в специальных пазах на отделке салона (например, на пластиковых полотнах интерьера дверей). Именно поэтому замена акустики проводится максимально быстро и зачастую без обращения в сервисные центры, своими руками.

Ключевые достоинства коаксиальных колонок:

  1. Простота установки. Динамики (акустические головки) часто выпускаются под определённые модели автомобилей и поэтому легко монтируются, в том числе самостоятельно и без обращения в сервисный центр;

  2. Низкая цена. Акустика стоит недорого, поэтому её замена не ударит по карману;

  3. Готовые акустические системы. Не требуется ничего дополнительно настраивать, многие динамики поддерживают установку по типу «подключил, зафиксировал, и готово».

Ключевые недостатки коаксиальных колонок:

  1. Без хорошего фильтра частот звук превращается в невнятную «кашу». Требуется разделять сигнал. Это можно делать как на самом динамике или автомагнитоле, так и посредством установки отдельного фильтра частот;

  2. Коаксиальный кабель часто страдает от «наводок». Электромагнитные поля от некоторых деталей автомобиля, таких как генератор, создают помехи в проводе. От этого можно избавиться, если использовать экранированный или «бронированный» коаксиальный провод.

В целом коаксиальные колонки – решение для тех, кто просто хочет слушать музыку в автомобиле, не сильно «заморачиваясь» качеством звучания. Благодаря простоте в установке и низкой цене они подходят для самостоятельной замены. А если установить хороший фильтр частот, то и вовсе удастся добиться более-менее приятного, объёмного звука.

Компонентные колонки

Компонентные колонки

Компонентные колонки, как понятно из названия, ориентированы на подключение к многополосной акустической системе. Правда, в автомобилях используется, как правило, всего две полосы. Но этого уже достаточно для создания объёмного и детализированного звучания.

Впрочем, недостаточно просто купить компонентную акустику, чтобы насладиться хорошей сценой и высокой детализацией звука. Придётся ещё «повозиться» с её установкой. Как правило, динамики требуется размещать в определённых местах в салоне автомобиля. Среднечастотные акустические головки устанавливаются в дверях, высокочастотные «пищалки» – на передних или задних стойках, а вот с сабвуфером придётся дополнительно повозиться.

Главная проблема компонентной акустики – далеко не все автомобили нативно поддерживают её установку. Отверстия под динамики придётся вырезать самостоятельно. А с сабвуфером и вовсе «колдовать». Так, часто его размещают в багажнике не только для того, чтобы весь район насладился ритмической линией какого-нибудь трека в жанре драм-н-бейс в 7 утра в воскресенье, но и просто потому, что в салоне места для него нашлось.

Поэтому установка компонентных колонок – задача не для самостоятельного решения. Обычно автовладельцы обращаются в специальные студии детейлинга и автозвука, специалисты которых определяют, как лучше проложить кабели и где разместить акустические головки, чтобы водитель смог наслаждаться детализированным и объёмным звуком.

В компонентной акустике также используется внешнее устройство для разделения частот. Только это не фильтр, а кроссовер. Он аккуратно перенаправляет сигнал, не обрезая его, благодаря чему сохраняется высокая детализация по каждой из частотных полос.

Такая конфигурация позволяет экспериментировать по созданию именно той звуковой сцены, которая идеально подходит для владельца автомобиля. Хочется напористого звучания «как на концерте»? «Пищалки» размещаются на передних стойках. Хочется обволакивающего звука, помогающего расслабиться и сконцентрироваться на дороге? «Пищалки» ставятся на задних стойках.

Стоит отметить, что использование компонентной акустики в сверхкомпактных автомобилях вроде Daewoo Matiz или Smart ForTwo не оправдано. Из-за малых размеров салона звуки будут искажаться, что приведёт к деформации сцены. Да и некоторые частоты будут ощущаться слишком высокими или слишком низкими.

Ключевые достоинства компонентных колонок:

  1. Обеспечивают объёмный, детализированный и реалистичный звук. С ними сцена не превращается в «кашу», можно услышать каждую ноту. При этом качество звучания не зависит от любимого жанра – и симфонические концерты, и популярная музыка, и какой-нибудь перенасыщенный низкими частотами дабстеп или хард-рок будут одинаково впечатлять;

  2. Можно экспериментировать со сценой, обеспечивая именно то объёмное звучание, которого хочется – от напористого до обволакивающего.

Ключевые недостатки компонентных колонок:

  1. Сложны в установке. Чаще всего автомобили не оснащаются подходящими пазами для монтажа динамиков, их придётся прорезать самостоятельно. Да и кабели придётся тянуть под обшивкой салона;

  2. Высокая цена. Дороговизной отличаются не только сами динамики, но и устройства воспроизведения с кроссовером, который распределяет сигнал между акустическими головками;

  3. Не подходят для установки в сверхкомпактные автомобили. Точнее, разместить их можно, но это будет не оправдано – в маленьком салоне будут наблюдаться частотные аберрации.

Компонентные колонки – решение для тех, кто нуждается в высококачественном звуке и готов за это платить. Причём речь не только о деньгах, но и о внесении неисправимых модификаций в конструкцию автомобиля. Кроме того, для их установки рекомендуется обратиться в студию автодетейлинга или автозвука.

кпф.webp

Сравнение компонентных колонок и коаксиальных

Итак, компонентные колонки – акустика для тех, кто готов платить за качественный звук, а коаксиальные – решение для экономных людей. Но этим их различия не ограничиваются.

Характеристика

Коаксиальные

Компонентные

Где встречаются

Автомобили среднего и нижнего ценовых сегментов

Премиальные автомобили

Акустическая конструкция

Общий пул

Как правило, две полосы

Разделение сигнала

Фильтр частот

Кроссовер частот

Возможность подключения сабвуфера

Ограниченная

Да

Возможность использования в маленьких салонах

Да

Не оправдано

Создание сцены

Сравнительно плоский звук

Исключительно объёмный звук

Монтаж

Простой

Сложный

Цена

Сравнительно низкая

Сравнительно высокая



Если хочется идеального звучания, то хорошим решением станет подключение компонентных колонок. Но с установкой акустики этого типа придётся «заморочиться» – вплоть до внесения необратимых изменений в конструкцию автомобиля. Если же требуется быстрый и простой монтаж (возможно, проводимый своими руками в домашних условиях), а также хочется сэкономить – то можно взять коаксиальные колонки с хорошим фильтром частот.



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Комментарии
Загрузка комментариев...