30 простых игр для развития воображения
Развитие воображения очень важно. Оно выступает в качестве инструмента познания окружающего нас мира, позволяет выйти за рамки действительности, наделяет предметы новыми свойствами. Благодаря воображению легче контролировать свое эмоциональное состояние, мыслить нестандартным образом, видеть неожиданное решение ситуации.
Фото: thevillagediary.co.uk/
Развитие воображения
Умение представлять нестандартные образы и управлять ими не является врожденным качеством. Оно формируется с годами во время развития. На каждом возрастном этапе, начиная с грудничков, есть индивидуальные особенности этого процесса, которые зависят не только от возрастных границ, но и от физиологии человека.
От года до трех лет
Воображение детей возникает в игровой деятельности. В младенчестве оно не отделимо от восприятия предметов. Еще в раннем возрасте малыш представляет палочку, как лошадь, себя, как всадника, и скачет на ней. По мере развития воображение переходит в другие виды деятельности. В целом умение представлять нестандартные образы у детей первых трех лет жизни бедней, чем у взрослых, хотя играет в их жизни большую роль. Ниже мы предложим игры на развитие воображения от года до трех лет проверенные временем.
Игры с песком
На улице с детьми от года до трех полезно проводить время в песочнице. Песок не только развивает мелкую моторику, но и отлично развивает творческие способности детей, знакомит их с новым свойством предмета, сыпучестью. Мы предлагаем следующие игры с песком:
-
«Что тяжелей?». Для игры потребуются два ведерка, маленькое и большое. Во время игры ребенку показываем малышу пустое ведерко, наполненное песком наполовину и полное ведерко. Сравните с ним, какое ведерко тяжелей. Обратите внимание, что в маленьком ведерке меньше помещается песка, чем в большом.
-
«Секрет в песке». Для игры потребуется песок, совок, пластмассовые игрушки. Спрячьте в песок игрушку таким образом, чтобы малыш видел. Предложите ребенку откопать совком ее.
-
«Куличики». Смешайте воду с песком в разных пропорциях. Вместе с малышом «сварите кашу», сделайте «куличики», «испеките пироги».
Игры с красками
Фото: novakdjokovicfoundation.org/
С помощью красок можно проводить занятия на развитие познавательной активности, сенсорного опыта, цветовосприятия. Для игр следует приготовить краски, которые разрешены для детей младше трех лет, клеенчатый фартук, стакан-непроливайку с водой, клеенку на стол.
-
«Замечательные кляксы». Приготовьте лист белой бумаги, сложите его пополам. Пусть ребенок разрисует одну половину бумаги краской произвольными пятнами. Затем сложите лист бумаги по сгибу, пригладьте его рукой. На другой стороне получились забавные отпечатки. Посмотрите, на кого они похожи. Можно подрисовать к пятнам еще детали, чтобы получить какую-нибудь забавную зверушку.
-
«Превращение воды». Приготовьте прозрачные стаканчики и воду. Помогите малышу сделать воду цветной, смешав в ней какую-нибудь краску. Можно усложнить игру, попробовать получить из двух разных цветов совершенно новый, другой цвет.
-
«Курочка». Приготовьте плотный лист белой бумаги. Налейте краску в лоточек. Аккуратно обмакните ладошку малыша в лоточек с краской, затем приложите ее к бумаге. Подскажите, чтобы ребенок раздвинул пальчики веером. Таким образом на бумаге останется отпечаток ладошки. Затем при помощи цветного карандаша к отпечатку большого пальца подрисуем глазки и хохолок, а к основанию руки – ножки курочки. Попросите малыша, чтобы он сам придумал дополнительные элементы и получил свой вариант изображения.
-
«Причудливые узоры». Краску налейте в лоток, приготовьте неоформленный материал, комочек бумаги, и лист белой бумаги. Комочек бумаги окуните в краску, сделайте отпечаток на бумажном листе. Попробуйте найти знакомый образ в причудливых узорах. Добавьте к нему другие элементы. Можно пофантазировать, кто спрятался на картинке, на что похоже пятно, что получилось после изменения картинки.
Другие игры
Развивать воображение можно при помощи различных приспособлений.
-
«На что похоже?» вырезаем из плотного картона геометрические фигуры. Для детей от года до трех лет хватит круга, треугольника, квадрата, прямоугольника. Показываем малышу фигуры и спрашиваем на что похоже. Например, круг похож на солнце, воздушный шарик, квадрат – на домик, окно. В канцелярский отделах есть наборы геометрических фигур. Можно их приобрести для занятий. Детям нравится выкладывать разные картинки, аппликации из геометрических фигур. Можно одновременно придумывать сказку.
-
«Морские камни». Эта игра развивает мелкую моторику, эмоциональное восприятие. Поставим на пол таз с водой, около него разложим камешки, любые тонущие предметы. Скажите малышу, что кто-то их достал на «берег». Нужно помочь предметы вернуть «морю». После чего малыш их опускает на дно «моря».
-
«Забавные человечки». Для этой игры понадобятся цветные карандаши разной длины. Попробуем из них собрать тельце человечка. Можно таким образом построить свою семью, группу детского сада. Предложите ребенку поставить их рядком по росту, цвету.
От 3 до 5 лет
Фото: theconversation.com/
Советский психолог Лев Выготский говорил, что в 4-5 лет у ребенка происходит второй этап развития воображения. В это время включается планирование ребенком действий. Он планирует один вид своих действий, выполняет их, приступает к планированию следующего шага. Ступенчатое планирование является основой словесного творчества. В этом возрасте мы предлагаем следующие игры:
-
«На что похоже?» Рассматриваем на прогулке облака, наблюдаем за их движением, ищем в них знакомые фигуры. В лужицах знакомые отражения могут принять совершенно неожиданный вид.
-
«Игра-пантомима». Ребенок с удовольствием будет загадывать жестами, мимикой различные чувства, настроение, профессии, животных. Задача взрослого – угадать, что хотел сказать малыш. Затем взрослый и ребенок меняются местами.
-
«Рисунок». Для игры потребуется ручка и бумага. Взрослый рисует на бумаге простую фигуру, параллельные линии, восьмерку, треугольник, прямую. Ребенок ее превращает в более сложный рисунок. Из круга можно изобразить смешную рожицу, очки. Предлагать варианты и рисовать лучше по очереди.
-
«Пять точек». Ведущий произвольно на листе бумаге наносит пять точек. Задача ребенка – нарисовать на этих точках человечка таким образом, чтобы он на двух стоял ногами, еще две точки приходились на центр ладоней, пятая – на голову.
-
«Оживляем предметы». Ребенку нужно представить себя в виде новой шубы, шубы, побитой молью, потерянной варежкой, варежкой, которая нашла своего хозяина, брошенной на пол футболкой, футболкой, аккуратно сложенной на стуле.
-
«Рисуем-угадываем». Для игры нужно приготовить лист бумаги, карандаш, повязку на глаза. Ребенку завязывают глаза и дают команду нарисовать какой-то предмет. Его задача с завязанными глазами на листе бумаги нарисовать загаданное.
-
«Рисуем настроение». Положите перед ребенком лист бумаги, краски, кисточку. Пусть он нарисует свое настроение. Поэкспериментируйте с игрой, когда малыш находится в разном состоянии духа. Затем сравните рисунки.
-
«Пятнография». Предложите ребенку лист бумаги, поставьте на него пятно. Пусть он нарисует из пятна что-нибудь понятное.
-
«Природные материалы». Принесите домой с прогулки разные природные материалы, камешки, шишки, листики, веточки. Предложите малышу сделать из них композицию на любую тематику или какую-нибудь поделку.
От 6 до 7 лет
Фото: mcm.org/
Лев Выготский говорил, что в возрасте 6-7 лет происходит третий этап развития воображения. Именно в это время в детском мире начинает существование выдуманный мир с воображаемыми героями. Творчество ребенка является символом его переживаний. Воображение перетерпевает существенные изменения. Ребенок уже ищет идею, способ ее реализации, строит план выполнения действий, корректирует его еще до начала деятельности, ставит прогнозы. Для развития воображения в возрасте 6-7 лет мы предлагаем следующие игры:
-
«Несуществующая рыба». В мире много забавных названий рыб. Это и рыба-клоун, рыба-птица, рыба-попугай, рыба-луна. Предложите ребенку придумать свою рыбу, нарисовать ее, описать, как она выглядит, чем питается, где обитает.
-
«Представим себе». Предложите ребенку представить, что у него в руках есть волшебная палочка. В кого бы он хотел превратиться. Пусть он нарисует задуманный образ. Задача родителей – угадать его. Пусть ребенок представит, что у него в руках «цветик-семицветик», как бы он воспользовался своими желаниями. Таким образом у родителей есть шанс узнать о приоритетах малыша, о его желаниях, намерениях.
-
В комнате у ребенка можно сделать уголок «наскальной живописи». Здесь он может оставлять послания родителям, свои фантазии, загадывать загадки, рисовать настроение.
-
«Художник». Завязываем глаза ребенку, даем лист ватмана и карандаш. «Художнику» нужно под диктовку нарисовать рисунок, который загадали родители. Взрослые диктуют, как вести карандаш, влево, вправо, вверх, нарисуй два кружка, точку. После того, как «художнику» открыли глаза, ему остается понять, что он нарисовал.
-
«Космические планеты». Предложите ребенку несколько кругов разного размера. Это будут планеты с космическими обитателями. Попросите его придумать название планет, заселить их различными существами. Можно воображение ребенка направлять, подскажите, что на одной планете живут добрые существа, на другой- злые, на третьей – грустные. Ему необходимо проявить фантазию, нарисовать жителей каждой планеты. Можно их вырезать из бумаги. Пусть они «летают» друг к другу в гости. Придумать сюжет.
-
Отгадывайте с малышом загадки. Учите его придумывать загадки самому, давать характеристику предмета с разных сторон.
-
«Лепка». Приготовим пластилин, тесто, глину, все то, из чего можно слепить фигурки. Предложите малышу слепить любимые персонажи мультфильмов. Лепите вместе с ним. По окончанию лепки можно оживить своих героев, сделать настоящее представление. Постепенно фигурки будут усложняться.
-
«Кукольный театр». Эта забава обычно нравится детям. Она отлично развивает творческие способности. Ребенок таким образом получает возможность свободного самовыражения. Возьмите хорошо знакомую сказку, распределите роли между членами всей семьи. Причем развитие событий может быть нестандартным. Возможно ребенок придумает другой конец истории.
-
«Новогодние шары». Нарежьте вместе с ребенком полоски из цветной бумаги, склейте новогодние гирлянды. Из цветных полосок бумаги можно также сделать фонарики, шары. Из фольги получаются красивые снежинки.
-
«Сказки». Сочиняйте сказки вместе с ребенком. В качестве героев может быть все, что угодно: и предметы мебели, и любимая игрушка, и домашний питомец.
-
«Дон-бидон». За «бидон» берем любую емкость, допустим трехлитровую банку, и за минуту наговариваем, сколько предметов в нее может вместиться. Можно придумать определенную тематику или играть вдвоем. Кто последний сказал, тот и выиграл.
Игры на воображение – прекрасное времяпровождение с ребенком. Они не только укрепляют детско-родительские связи, но и развивают умение мыслить нестандартным образом.
Оцените статью |
|
22.11.2024
22.11.2024
22.11.2024