15 самых известных картин Айвазовского
*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Иван Айвазовский - известный русский художник XIX века, один из самых знаменитых маринистов за всю историю живописи. На протяжении своей долгой жизни он написал около шести тысяч картин, из них более четырех тысяч посвятил морской тематике. С самого детства Айвазовского, которое прошло в портовом городе Феодосии, море для него служило источником неисчерпаемого вдохновения. Работы художника еще при его жизни пользовались большой популярностью, а его имя было широко известно не только в Российской империи, но также во многих странах Европы и на ближнем Востоке. Любопытно, что при создании своих картин, Айвазовский крайне редко писал с натуры, предпочитая отображать на холстах свое собственное видение морских пейзажей. Некоторые из его шедевров можно увидеть в Русском музее, Третьяковской галерее, но большая часть находится в Феодосийской галерее имени Айвазовского. Каждому, кто хоть немного интересуется изобразительным искусством, стоит включить в свой кругозор творчество этого художника. В данной подборке мы расскажем о 15 наиболее знаменитых картинах выдающегося мастера.
Самые известные картины Айвазовского
Номинация | место | наименование | рейтинг |
Самые известные картины Айвазовского | 1 | Волна | 5.0 |
2 | Хаос | 4.9 | |
3 | Черное море | 4.8 | |
4 | Среди волн | 4.7 | |
5 | Буря на море ночью | 4.6 | |
6 | Море. Коктебель | 4.5 | |
7 | Радуга | 4.4 | |
8 | Лунная ночь на Капри | 4.3 | |
9 | Морское сражение при Наварине | 4.2 | |
10 | Тонущий корабль | 4.1 | |
11 | Неаполитанский залив | 4.0 | |
12 | Чесменский бой | 4.0 | |
13 | Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями | 4.0 | |
14 | Вид Константинополя и Босфорского залива | 4.0 | |
15 | Девятый вал | 4.0 |
Волна
Рейтинг: 5.0
Фото: Ivan Ayvazovsky, Public domain, via Wikimedia Commons
Полотно Айвазовского "Волна" изображает бурное море в зимний день, больше всего на нем приковывает взгляд надвигающаяся волна, которая вот-вот поглотит тонущий корабль и хрупкую шлюпку, до отказа заполненную пытающимися спастись моряками. Картина пропитана ощущением невероятной силы морской природы и фатальной беспомощности горстки людей перед лицом разбушевавшейся стихии. Особого драматизма ей придают изображенные на переднем плане люди, из последних сил ухватившиеся за призрачную надежду в виде обломка мачты, пока еще не ушедшего под воду.
Картину отличает довольно узкий спектр оттенков, ее выразительность достигается в основном за счет мелких деталей, таких как густая пена и отблески молний на вздымающихся гребнях волн. Скрытая линия горизонта и низко нависшие над водой грозные свинцовые тучи прекрасно передают эффект неминуемого бедствия.
Хаос
Рейтинг: 4.9
Фото: Ivan Ayvazovsky, Public domain, via Wikimedia Commons
"Хаос" считается наиболее известным творением Айвазовского на религиозную тематику. В тот период художник жил в Италии и совершенствовал свое мастерство венецианскими морскими пейзажами. Слух об этой картине быстро дошел до Ватикана и ею заинтересовался сам Папа Римский Григорий XVI. За написание полотна "Хаос" русский живописец получил награду в виде золотой медали от понтифика, а затем тот высказал готовность купить картину. Однако Айвазовский отказался от оплаты и просто подарил полотно музею Ватикана.
Очевидно, за основу сюжета художник взял библейское предание о сотворении мира, согласно которому "Земля была безвидна и пуста... и Дух Божий носился над водою". Хаос изображен в виде непокорных и колеблющихся морских волн и грозовых туч, одна из которых приняла облик таинственной темной фигуры. А вверху, над ними - яркий силуэт Бога с распростертыми руками, исходящий от него свет отражается в темных волнах. Духовный символизм, а также темно-зеленая цветовая палитра оставляют у зрителя ощущение внутренней силы и магнетической притягательности картины.
Черное море
Рейтинг: 4.8
Фото: Ivan Ayvazovsky, Public domain, via Wikimedia Commons
Несмотря на простую композицию и сдержанную цветовую гамму, многие искусствоведы считают "Черное море" грандиозной картиной. На ней изображены лишь море и небо, но благодаря мастерству художника, его умению использовать полутона, они представляются реалистичными, живыми и беспредельными. Узкая полоска горизонта делит полотно на две части: хмурое небо с набежавшими тучами и серые гребни волн, нарастающие в сторону зрителя. Айвазовскому удалось точно передать тот напряженный момент, когда с минуты на минуту на море должна разыграться свирепая буря.
Картина достоверно передает настоящий характер Черного моря, непредсказуемого и довольно опасного для судоходства. Как намек на это, вдали изображен едва заметный силуэт парусного судна. Вода вокруг него еще спокойная и гладкая, однако неизвестно, успеет ли кораблик добраться до спасительной линии суши, виднеющейся на горизонте или же его поглотит стремительно приближающая стихия. Как и во многих других работах Айвазовского, здесь господствует гнетущая неопределенность.
Среди волн
Рейтинг: 4.7
Фото: Ivan Ayvazovsky, Public domain, via Wikimedia Commons
Картина отличается минимализмом, даже в контексте остального творчества Айвазовского. Однако именно благодаря этому художник с такой поразительной точностью сумел изобразить красоту и передать подвижность морских волн. Цветовая гамма колеблется от светлых серебристо-голубых оттенков на переднем плане до насыщенного глубокого синего цвета в дальней части пейзажа. Особое внимание привлекает пронизанная наискосок лучом света волна, сверкающая белоснежной густой пеной на гребне.
Свое произведение "Среди волн" Айвазовский написал в возрасте восьмидесяти одного года, потратив на работу всего десять дней. Любопытно, что изначально на полотне помимо водных просторов была запечатлена небольшая лодка с людьми. Но когда художник продемонстрировал работу своим близким, один из его родственников, будучи корабельным инженером, высказал сомнение, что такое судно могло бы хоть недолго удержаться на высоких волнах. Рассерженный Айвазовский не говоря ни слова, ушел в свою комнату, и на следующий день представил переделанную картину, на которой от лодки не осталось и следа.
Буря на море ночью
Рейтинг: 4.6
Фото: Ivan Ayvazovsky, Public domain, via Wikimedia Commons
Картина "Буря на море ночью" - яркий образец романтизма и эмоциональной живописи, характерных для творчества Айвазовского. Хотя картина отображает бурный темперамент морской стихии, она не оставляет мрачного впечатления. Одним из главных элементов композиции является луна, свет которой падает на волны, окрашивая их в золотистые оттенки. Лунная дорожка, отражаясь в воде, делает ее почти прозрачной, и высвечивает из темноты пенные верхушки.
Немаловажной частью сюжета можно считать и корабль. Большая его часть остается в виде темного силуэта, что позволило визуально подчеркнуть развернутые паруса. Очевидно, несмотря на шторм, корабль стойко держится на плаву и раскатывающиеся по палубе волны не помешают ему идти дальше намеченным курсом. Картина отличается динамичностью, и несет в себе заряд оптимизма, свойственный многим творениям автора.
Море. Коктебель
Рейтинг: 4.5
Фото: Айвазовский, Иван Константинович, Public domain, via Wikimedia Commons
Картина "Море. Коктебель", называемая также "Коктебельская бухта", изображает берег Феодосии. Это одна из самых ярких и теплых работ Айвазовского, в которой он сумел живо и естественно передать беспокойную красоту Черного моря. На заднем плане, в правой части холста возвышается скала Кара-Даг, которая почти полностью заслоняет собой клонящееся к закату солнце. Маленький корабль на волнах с развевающимся за кормой красным вымпелом и контрастирующая с ним спокойно лежащая на берегу лодка усиливают романтизм произведения художника.
Большую часть пространства полотна занимает вечернее небо, нарисованное оранжевыми и перламутровыми оттенками. Также большое внимание Айвазовский уделил надвигающемуся на побережье морю, благодаря искусной лессировке его волны кажутся прозрачными, почти реальными.
Радуга
Рейтинг: 4.4
Фото: Ivan Ayvazovsky, Public domain, via Wikimedia Commons
При работе над картиной "Радуга" русский маринист несколько отступил от привычного ему романтизма, отдав предпочтение классическому реализму в изображении борьбы человека со стихией. В центре сюжета - бушующий шторм, приведший к кораблекрушению. Судно, видимо севшее на рифы, опасно накренилось и с минуты на минуту пойдет ко дну. А на переднем плане борются с волнами моряки, пытающиеся доплыть до берега. На первый взгляд кажется, что им это не удастся, и мощные волны поглотят шлюпку с людьми. Однако появившаяся перед ними радуга является символом спасения и скорого отступления бури.
Картина не содержит типичных для автора ярких красок, вместо этого он мастерски передает настроение сюжета мягкими оттенками голубых, лиловых и зеленых цветов. Задний план изображен значительно темнее, чем передний и вся картина будто бы просматривается сквозь тонкий туман из морских брызг. Это придает ощущение глубины и реальности происходящего, художник словно переносит зрителя в самый эпицентр событий.
Лунная ночь на Капри
Рейтинг: 4.3
Фото: Айвазовский, Иван Константинович, Public domain, via Wikimedia Commons
На этом полотне, принадлежащем к его раннему творческому периоду, Айвазовский запечатлел ночной пейзаж вблизи острова Капри. Остров находится в итальянском регионе Кампания и еще со времен римских императоров является самым популярным курортом Тирренского моря. Большая часть композиции отведена небу и воде, однако на картине присутствуют и несколько кораблей. Довольно большой двухмачтовый корабль с поднятыми парусами направляется в сторону острова, а мелкие шлюпки вероятно вышли на ночную ловлю рыбы.
Цветовая гамма полотна в основном состоит из оттенков синего и холодного желтого цветов. Несмотря на такую скромную палитру, художник с легкостью передал атмосферу ночного итальянского побережья. Размытая дорожка лунного света, падая на центральную часть картины, придает ей объем и перспективу. Дополняют это визуальное впечатление невесомые облака, прорисованные аккуратными легкими мазками.
Морское сражение при Наварине
Рейтинг: 4.2
Фото: Ivan Ayvazovsky, Public domain, via Wikimedia Commons
Основой для сюжета данной картины послужило историческое событие, произошедшее в октябре 1827 года. На ней изображено морское сражение в Наваррской бухте Ионического моря, когда корабли русского, английского и французского флота победили в сражении с турецкими кораблями. Исход этой битвы значительно ослабил морские силы Турции, что впоследствии ускорило развитие освободительного греческого движения и привело к автономии Греции. Центральной фигурой композиции выступает знаменитый русский флагман "Азов", сыгравший ключевую роль в разгроме турков.
Перед созданием полотна Айвазовский имел возможность не только посетить место, где происходил бой, но также поговорить с участниками и очевидцами тех событий. Это позволило художнику ярко и живо воплотить на картине жестокость и в то же время притягательную энергетику морской батальной сцены.
Тонущий корабль
Рейтинг: 4.1
Фото: Айвазовский, Иван Константинович, Public domain, via Wikimedia Commons
Картина "Тонущий корабль" - одно из самых драматических работ автора, кроме того в ней наиболее полно раскрылся его талант к графическим художественным произведениям. В качестве инструментов здесь использовались графитный и цветной карандаши. На почти монохромном изображении выделяется накренившийся корабль, терпящий бедствие. Вокруг него поднимаются большие волны, грозящие в любой момент опрокинуть его на рифы, что скорее всего уже случилось с судном, остатки которого видны из-под воды на переднем плане.
Айвазовский, обходясь на этот раз без привычных ему цветовых акцентов и ярких красок, мастерски передал эмоциональную составляющую картины благодаря особо тщательной проработке деталей. Единственным цветным элементом на полотне является флаг, развевающийся на верхушке мачты парусного судна.
Неаполитанский залив
Рейтинг: 4.0
Фото: Ivan Ayvazovsky, Public domain, via Wikimedia Commons
Это полотно было написано художником во время его путешествия в Италию. После того, как картина была представлена широкой публике, о ней неоднократно писали в прессе, а ряд известных людей Европы выразили желание познакомиться с творчеством русского живописца.
Основной акцент произведения приходится на отражение луны в водах залива, которое скрашивает общую темную гамму пейзажа. В левой части изображен спящий Неаполь, ближе к центру виднеются вершины Везувия, единственного действующего вулкана материковой Европы. Будучи маринистом, Айвазовский тем не менее, отлично прорисовал фактуру суши: песок, трава и камни составляют удачный контраст с ровной гладью Тирренского моря. Справа находится картезианский монастырь Чертоза-ди-Сан-Мартино, о чем также говорят фигуры монахов в белых одеждах. Как и многие другие творения Айвазовского, картина наполнена ощущением свежего воздуха и влаги.
Чесменский бой
Рейтинг: 4.0
Фото: Ivan Ayvazovsky, Public domain, via Wikimedia Commons
Чесменский бой - важнейшая битва в истории русско-турецкой войны, она произошла в июне 1770 года и окончилась полной победой флота России. Художник запечатлел на картине решающий момент, когда турецкий флот окончательно терпит поражение. Центральной фигурой выступает линейный корабль, флагман "Три иерарха", а фоном служат огни пожаров и взрывов кораблей турков. Смотря на картину, складывается впечатление, будто художник сам побывал в гуще этих событий.
Полотно отличается вниманием к деталям, и неудивительно, ведь Айвазовский имел доступ ко всем кораблям русского флота и досконально знал устройство кораблей. Вдобавок к этому, он мастерски умел создавать нужную атмосферу с помощью правильного выбора красок. Цветовая гамма "Чесменского боя" в целом довольно темная, поскольку дым и гарь буквально закрывают небо, и это служит отличным контрастом для огненного зарева, окрашивающего воду в красные оттенки. Картина несет в себе смешанный эмоциональный заряд: как ощущение победы и героизма русских моряков, так и чувство хаоса, разрушения.
Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями
Рейтинг: 4.0
Фото: Ivan Ayvazovsky, Public domain, via Wikimedia Commons
Сражение русского брига "Меркурий" с двумя линейными кораблями турецкого флота до сих пор считается ярким событием в военно-морской истории, примером отваги, мастерства и силы духа. Это событие случилось у берегов Босфора в 1829 году. По причине слабого ветра бриг не сумел уйти от погони и ему пришлось вступить в бой, имея на борту всего 18 пушек, тогда как у противника было 200 орудий. В ходе двухчасового сражения "Меркурий" пушечными залпами повредил мачты обоих кораблей, вынудив их покинуть поле боя. Что примечательно, хотя бриг и получил значительные повреждения, из команды погибло всего четыре человека.
Айвазовский со свойственным ему размахом отобразил на полотне разгар битвы. Легкий бриз, чуть усиливающийся в сторону зрителя, передает напряженность момента, а белый дымок от пушечных выстрелов кажется почти реальным. Общее впечатление дополняют собравшиеся на небе грозовые тучи.
Вид Константинополя и Босфорского залива
Рейтинг: 4.0
Фото: Ivan Ayvazovsky, Public domain, via Wikimedia Commons
Впервые Айвазовский посетил столицу Османской империи в 1845 году, вместе со Средиземноморской географической экспедицией в качестве официального художника Адмиралтейства. И сам город и вид Босфора произвели на него огромное впечатление, поэтому живописец сделал несколько эскизов. После возвращения домой Айвазовский написал масштабное полотно, на котором детально передал вид залива и мечети Топхане Нусретие.
Картина воплощает в себе спокойствие и романтизм, она наполнена солнечным светом, лучи которого освещают спокойную морскую гладь. Мастерство художника проявилось здесь не только в пейзаже, но и детальной прорисовке зданий, кораблей и человеческих фигур. На сегодняшний день это полотно является самым дорогостоящим из всех, что созданы Айвазовским, в 2012 году оно было оценено в более, чем четыре миллиона долларов.
Девятый вал
Рейтинг: 4.0
Фото: Государственный Русский музей, Public domain, через Викисклад
Картина "Девятый вал" по праву считается вершиной таланта Ивана Айвазовского, воплощением его любви к морю и умения передавать красоту морских пейзажей на холсте. Этот шедевр был создан всего за одиннадцать дней и почти сразу же стал известным по всей России, а вскоре и за ее пределами. Картину приобрел император Николай Первый, большой ценитель творчества Айвазовского. Сюжет полотна изображает бурное море, еще не успокоившееся после ночного шторма, на переднем плане находятся моряки, они держатся за обломок мачты. Чуть дальше за ними видна большая волна, губительный девятый вал, который очевидно, пройдет мимо, не утащив их на дно.
Благодаря ярким и светлым краскам картина производит оптимистическое впечатление, оставляя у зрителя мысль, что самое худшее уже позади. Наиболее детально художник проработал волны: искусное применение лессировки позволило добиться высокой реалистичности в изображении воды. Также полотно отличается плавными переходами цветов, за счет чего море и небо соединились в целостную гармоничную композицию.
Оцените статью |
|
22.11.2024
22.11.2024
22.11.2024
22.11.2024
22.11.2024