10 стран с самым дешёвым бензином

Обновлено: 22.11.2024 10:22:19

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Цены на бензин в России давно стали притчей во языцех. Вроде бы и сырьевая страна, да и нефтеперерабатывающих заводов очень много – буквально в каждом более-менее крупном городе есть – а всё равно за «горючку» приходится отдавать немалую часть зарплаты. Да что там говорить – жители приграничных с Казахстаном районов ездят на заправку именно к соседям. У них бензин – всего по примерно 25 рублей (в пересчёте на российскую валюту) за литр 95-го.

Но может, поездки в Казахстан – не самый выгодный вариант, и есть способ заправляться дешевле? В этом мы сейчас и разберёмся, составив рейтинг из 10 стран с самым дешёвым бензином. Для топа использовались данные исследования финансовой группы Bloomberg, проведённого в 2018 году.

Рейтинг стран с самым дешёвым бензином

Номинация место Страна цена за литр
Рейтинг стран с самым дешёвым бензином      10 Россия      $0,72
     9 ОАЭ      $0,68
     8 Индонезия      $0,67
     7 Малайзия      $0,54
     6 Саудовская Аравия      $0,54
     5 Египет      $0,43
     4 Нигерия      $0,41
     3 Казахстан      $0,39
     2 Кувейт      $0,35
     1 Иран      $0,28
       Бонус Венесуэла      $0,01


10 место: Россия ($0,72/л)

Рейтинг: 4.1

Россия

Фото: Zscout370, Public domain, через Викисклад

Удивительно, но открывает рейтинг страна, жители которой привыкли жаловаться на высокие и постоянно растущие цены на горючее. Средневзвешенная цена бензина в России составляет всего 0,72 доллара за литр – это примерно втрое дешевле, чем в европейских государствах. Возможно, именно поэтому граждане страны всё чаще, независимо от уровня дохода, выбирают в качестве личного транспорта автомобиль.

Bloomberg сообщает, что в среднем автовладелец в России тратит 330 литров бензина в год. Это говорит о том, что в первую очередь машина используется для недалёких рутинных поездок – на работу и домой. Ну, то есть заменяет автобус. Правда, обходится дороже, поскольку средние расходы на топливо – чуть более 0,6 долларов в день.

Бензин россиянам по карману. Согласно опубликованной информации, на горючее уходит около 2,5% от дохода.

9 место: ОАЭ ($0,68/л)

Рейтинг: 4.2

ОАЭ

Фото: See File history below for details., Public domain, через Викисклад

С бензином в Объединённых Арабских Эмиратах творятся удивительные вещи. Он мало того, что объективно недорогой, так ещё и субъективно дешёвый! Агентство Bloomberg выдало ОАЭ 5 место по доступности топлива – то есть даже небогатый араб может себе позволить регулярно заправляться без особого ущерба для семейного бюджета.

Средневзвешенная цена литра бензина в этой стране (которая также специализируется на добыче и переработке нефтепродуктов) составляет всего 68 центов за литр. При этом арабы активно так его расходуют. Каждый местный автовладелец в год тратит чуть более 1100 литров горючего.

Такой высокий расход обусловлен в первую очередь значительным расхождением между социальными классами «богатых» и «бедных». «Средних» арабов, которые бы рассекали по стране на экономичных Ford Focus, практически нет. Богачи ездят на огромных внедорожниках и спорткарах, которые сжигают горючее как хороший самолёт; а бедняки – на старых и расходующих топливо с до обидного низким КПД машинах.

8 место: Индонезия ($0,67/л)

Рейтинг: 4.3

Индонезия

Фото: See File history section below for details., Public domain, через Викисклад

Жители Индонезии – крайне бережные и экономичные автомобилисты. По статистике, в среднем владелец машины сжигает всего 120 литров горючего в год. И это обусловлено крайне высокой ценой топлива.

Дело в том, что несмотря на объективную дешевизну горючего, зарплаты в Индонезии до обидного низкие. Средний дневной доход гражданина этой страны составляет всего 10 долларов. Это значит, что большинство индонезийцев и половины от данной суммы не получают (а все мы знаем, как работает статистика). Как следствие, ездить на машине для большинства граждан Индонезии становится просто не по карману – литр бензина при цене в 0,67 долларов обходится в 6-10% от дневного заработка.

Поэтому улицы индонезийских городов – пустые. Здесь редко встретишь частную машину, а пробки и вовсе случаются раз в никогда. Просто бензин в Индонезии объективно дешёвый, но субъективно – очень дорогой.

7 место: Малайзия ($0,54/л)

Рейтинг: 4.4

Малайзия

Фото: MapGrid (old version SKopp, Zscout370  and  Ranking Update), Public domain, via Wikimedia Commons

Малайзия – страна контрастов. С одной стороны это – быстро развивающееся государство, в котором становится всё больше промышленных и производственных центров. С другой же – 19% населения заняты в низкобюджетном сельском хозяйстве, которое составляет 7,3% ВВП. Но именно в Малайзии находятся производственные мощности Intel, Texas Instruments, AMD и других высокотехнологичных компаний.

Как следствие, с бензином тут тоже всё довольно средне. Личный автомобиль могут себе позволить в основном представители среднего класса, владельцев машин сравнительно немного, и каждый из них, по статистике, расходует 526 литров горючего в год.

В среднем литр бензина обойдётся в 54 цента. Это примерно 2 процента от дневного дохода. Бензин доступен – но не очень-то и нужен, поскольку при огромной плотности населения и развитой транспортной инфраструктуре малазийцы предпочитают пользоваться общественными автобусами и метро.

6 место: Саудовская Аравия ($0,54/л)

Рейтинг: 4.5

Саудовская Аравия

Фото: See File history below for details., Public domain, via Wikimedia Commons

Саудовская Аравия – это ещё одна страна, которая специализируется на добыче, поставке и переработке нефтепродуктов. Поэтому было бы глупо ожидать здесь высокой цены на бензин. Но вот с экономической ситуацией всё куда интереснее.

Дело в том, что в Саудовской Аравии наблюдается жесточайшее расслоение социальных классов. Эта страна набрала 45,9 пунктов в индексе Джини – показателе общественно-экономического неравенства (для сравнения, в России он составляет 41,4 пункта). Наблюдается гиперконцентрация богатства в капиталах правящей элиты, в то время как 9% населения не могут себе позволить даже в начальную школу ходить.

Как следствие, автомобили здесь – роскошь, а не средство передвижения. А вот бензин – недорогой. Всего 54 цента за литр, согласно статистике. При этом стоит помнить, что правящая элита предпочитает мощные и дорогие автомобили, сжигающие горючее как самолёт. По данным экономических исследований, в среднем владельцем машины в этой стране сжигается до 1200 литров топлива в год.

5 место: Египет ($0,43/л)

Рейтинг: 4.6

Египет

Фото: Open Clip Art, Public domain, через Викисклад

В Египте тоже есть нефтяные месторождения и перерабатывающие заводы. Но при этом «чёрное золото» занимает сравнительно небольшое место в экспорте страны – то есть практически полностью расходуется гражданами. И поэтому бензин в Египте очень дешёвый.

Вот только тратить его некому. Большинство жителей страны – за чертой бедности. Согласно исследованиям ООН, 31% египетских детей недоедают, в государстве угроза голода, правительство ведёт странную политику, а уровень безработицы составляет 19%! Индекс Джини – даже выше, чем у Саудовской Аравии, 47 пунктов. Доходы распределяются крайне неравномерно. И поэтому неудивительно, что туризм занимает практически лидирующее место в доходах страны.

В итоге при цене бензина в 43 цента за литр его среднегодовой расход составляет всего 99 литров на каждого владельца машины.

4 место: Нигерия ($0,41/л)

Рейтинг: 4.7

Нигерия

Фото: Jon Harald Søby., Public domain, через Викисклад

Нигерия – та самая страна, нищетой в которой пугают людей. Как следствие, бензин тут дешёвый, только его не покупают. Автомобилей на нигерийских дорогах практически не встретить – слишком уж дорогое это удовольствие, обычный гражданин этого государства не может себе позволить машину.

Среднесуточная зарплата нигерийского работника составляет 5,19 долларов. То если литр бензина – даже если учесть его практически копеечную цену в 41 цент – обойдётся в 8% дневного дохода. Тут уж остаётся только выбирать – купить еды или съездить на работу на автомобиле.

Есть ещё один немаловажный фактор, останавливающий нигерийцев от покупки личного транспорта – очень высокий уровень преступности. Оставишь так машину без присмотра – и дальше будешь ходить пешком. Уличные кражи и ограбления лидируют в числе совершаемых преступлений, так что хвастаться наличием автотранспорта – это невероятная авантюрность и рискованность.

Среднегодовой расход горючего составляет 54 л на водителя.

3 место: Казахстан ($0,39/л)

Рейтинг: 4.8

Казахстан

Фото: -xfi-, Public domain, через Викисклад

Как было сказано во вступлении к этому рейтингу, многие россияне, живущие в непосредственной близости к Казахстану, ездят в соседнее государство на заправку. А почему бы и нет? При цене бензина в 39 центов за литр (в среднем) экономия получается весьма значительной.

Казахстан старается использовать собственную нефть. В стране довольно много месторождений и добывающих компаний. Более того, Казахстан ещё и немного экспортирует нефть. Как следствие, он может себе позволить продавать горючее сравнительно недорого.

Впрочем, на некоторых казахстанских заправках можно встретить и российское горючее. В этой стране работает сеть «Газпромнефть». И цены на представленный там бензин практически не отличаются от стоимости местного. Воистину, удивительна магия акцизов, ценообразования и других экономических особенностей.

В то же время, Казахстан – это не совсем та страна, в которую стоит переезжать. Индекс Джини составляет 28,8 пунктов, объём безработицы – 4,9%. То есть, в принципе, всё немного лучше, чем в России, но до совершенства всё равно далеко.

2 место: Кувейт ($0,35/л)

Рейтинг: 4.9

Кувейт

Фото: SKopp, Public domain, via Wikimedia Commons

Дешевизна бензина в Кувейте вполне объяснима. Эта страна – один из крупнейших добытчиков и экспортёров нефти. Впрочем, её экономическая ситуация более стабильна и благоприятна, чем в Саудовской Аравии и Египте.

Смотрите сами. Коэффициент Джини (показатель разрыва доходов между богатыми и бедными) составляет чуть более 30 пунктов. Уровень безработицы – всего 1,3%. Инфляция в 2018-2019 годах – менее 1%. Кувейт – экономически стабильная и быстро развивающаяся страна. Поэтому здесь много автомобилей, автомобилистов и адекватная цена бензина.

В частности, за литр горючего в среднем придётся заплатить около 35 центов. Это составляет менее половины процента от среднесуточного дохода кувейтца. Статистически каждый водитель в Кувейте расходует около 960 л горючего в год. Обеспеченность транспортом – 1 автомобиль на 2,25 человека (правда, это приводит к огромной смертности в ДТП, а каждый водитель получает в среднем как минимум 2 штрафа в год, но это уже частности).

1 место: Иран ($0,28/л)

Рейтинг: 5.0

Иран

Фото: See File history below for details., Public domain, через Викисклад

Иран возглавляет рейтинг стран с самым дешёвым бензином. Литр горючего (в среднем) в этом государстве обойдётся в 28 центов. Правда, субъективно он всё-таки дороговат.

В среднем иранец зарабатывает 14 долларов в сутки. Если бы он каждый покупал по литру бензина, на это уходило бы 2% дохода. Так что субъективно далеко не каждый иранец может себе позволить просто так рассекать по стране на автомобиле – для этого требуется быть как минимум обеспеченным. И расход это только подтверждает. Среднегодовые затраты бензина на водителя составляют всего 325 литров – даже немного меньше, чем в России.

Такая низкая цена на бензин обусловлена тем, что Иран – один из крупнейших экспортёров нефти. Ему принадлежит около 10% от мирового запаса «чёрного золота». Кроме того, Иран занимает 5,5% на мировом нефтяном рынке. Но, как это часто бывает с сырьевыми государствами, доходы распределяются до обидного неравномерно – и почти 10% населения страны находятся за чертой бедности.

Бонус: Венесуэла ($0,01/л)

Рейтинг: 5.0

Венесуэла

Фото: Various, see File history below for details., Public domain, через Викисклад

Да, Венесуэла – это страна с практически бесплатным бензином. Литр горючего обойдётся всего в 1 цент – ну или меньше рубля. Благодаря этому практически у каждого взрослого человека в Венесуэле есть личный автомобиль, а среднегодовой расход составляет почти 500 литров.

Впрочем, не всё так радужно. Венесуэла – невероятно, безумно, до ужаса бедная страна. Среднесуточный доход – 92 центра. Но даже за эти деньги не получится купить просто бутылку минералки или колы – они стоят порядка двух долларов. Чашечка эспрессо в кофейне обойдётся примерно в одну полную заправку какого-нибудь Ford Focus III поколения.

Столь безумная ценовая политика (практически бесплатный бензин и очень дорогое вообще всё остальное) обусловлена действиями президента Уго Чавеса. Именно он начал субсидировать нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую промышленность в стране. Каждый год государство выделяет 12 млн долларов компаниям, которые занимаются выкачкой и перегонкой «чёрного золота».

В итоге себестоимость литра бензина оказывается в 28 раз выше его цены.

Интересно, что многие венесуэльцы переправляют топливо в соседние страны контрабандой. Впрочем, при среднесуточной зарплате в 92 цента и 20% населения за чертой бедности людям как-то надо выживать.



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Комментарии
Загрузка комментариев...