10 самых известных бардов СССР и их песни

Обновлено: 20.11.2024, просмотров: 74654

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Бардовская музыка в Советском союзе была одним из самых ярких способов самовыражения. Исполнители в своих песнях высказывали мысли и размышления, иногда весьма контркультурные, но чаще – жизненно-философские. А сама музыка была сравнительно простой и доступной для повторения, поэтому наиболее известные бардовские композиции то и дело исполнялись на гитаре у костра в кругу близких друзей.

Глубокие песни – часто куда более глубокие, чем кажется на первый взгляд – и легко воспроизводимая музыка делали бардов очень народными исполнителями. И сейчас именно эти композиции являются символом СССР и источником ностальгии по тем временам, когда для хорошего времяпровождения нужны были только гитара, тёплый вечер и близкие друзья.

Для тех, кто хочет окунуться в ностальгию по временам СССР, мы составили рейтинг из 10 самых известных бардов СССР и их песен. Топ собран по данным стримингового сервиса Яндекс.Музыка.

Рейтинг самых известных бардов СССР и их песни

Номинация место Исполнитель рейтинг
Рейтинг самых известных бардов СССР и их песни     10 Новелла Матвеева («Девушка из харчевни»)     4.1
    9 Александр Городницкий («Атланты»)     4.2
    8 Юлий Ким («Московские кухни»)     4.3
    7 Сергей Никитин («Александра»)     4.4
    6 Александр Розенбаум («Вальс-бостон»)     4.5
    5 Олег Митяев («Лето – это маленькая жизнь»)     4.6
    4 Александр Галич («Когда я вернусь»)     4.7
    3 Юрий Визбор («Милая моя»)     4.8
    2 Булат Окуджава («Ваше благородие, госпожа удача»)     4.9
    1 Владимир Высоцкий («Ноль семь»)     5.0


10 место: Новелла Матвеева («Девушка из харчевни»)

Рейтинг: 4.1

10 место: Новелла Матвеева («Девушка из харчевни»)

Фото: Георгий Елин, CC BY-SA 4.0 <creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0&gt;, via Wikimedia Commons

Новелла Матвеева не была слишком широко известна при жизни. Впрочем, это неудивительно. Она практически не выступала как бард, а большая часть композиций записана совместно с Иваном Киуру. Новелла Матвеева больше знаменита как поэтесса, чем как исполнитель.

Впрочем, те, кто случайно – или целенаправленно – услышал её песни, вряд ли смогут их забыть. У Новеллы Матвеевой был крайне необычный для бардовской музыки голос – высокий, тонкий, практически детский. Исполняла она песни в первую очередь на свои стихи, преисполненные неожиданных метафор и игры слов, часто с толикой юмора и иронии.

«Девушка из харчевни», записанная то ли со стилизацией под шотландские песни, то ли под впечатлением от кельтской музыки – самая известная композиция этого барда. И даже сейчас она постоянно появляется в «эфире». Сначала её перепела подмосковная группа «Сегодня в мире», отделившаяся от «Високосного года»; затем – молодая певица Юта. И многие исполнительницы стремятся рассказать эту историю любви сами – но вряд ли кто-нибудь из них сможет приблизиться к оригинальному стилю, сочетающему грусть и ироничность.

9 место: Александр Городницкий («Атланты»)

Рейтинг: 4.2

9 место: Александр Городницкий («Атланты»)

Фото: Дмитрий Рузов, CC BY-SA 4.0 <creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0&gt;, via Wikimedia Commons

Александр Городницкий – это один из основателей авторской и бардовской песни в России. И это неудивительно. Он – живое воплощение барда: геолог, который половину жизни провёл в экспедициях, писал стихи, продвигал отечественную науку и отправлялся в путешествия на Крайний Север.

Многие песни Александра Городницкого воплощают эту таёжную и северную романтику. В «Кожаных куртках» он восхищается трудом полярных лётчиков, в «Снегу» и «Перекатах» - суровостью холодной арктической красоты, в «От злой тоски не матерись» - тяжёлым бытом моряков и геологов, покинувших родные земли. Первые песни были записаны ещё в середине 1950-х годов, на Крайнем Севере, откуда распространялись по стране в виде магнитофонных плёнок.

Творчество барда воплощает дух этого времени, 1960-1970-х годов, периода первопроходцев и покорителей. А сама знаменитая его песня – это, конечно же, «Атланты». Те самые, которые «держат небо на каменных руках». В 2018 году она стала официальным гимном Эрмитажа.

8 место: Юлий Ким («Московские кухни»)

Рейтинг: 4.3

8 место: Юлий Ким («Московские кухни»)

Фото: Грызлов Игорь Всеволодович, CC BY-SA 4.0 <creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0&gt;, via Wikimedia Commons

Юлий Ким – один из немногих известных советских бардов, участвовавших в диссидентском движении. Да и в уже российский период он весьма активно высказывался против существующего политического строя, но при этом с весьма пацифистской точки зрения. Так, он активно призывал к прекращению всех войн.

В 1980-х годах Юлий Ким несколько отошёл от непосредственно авторской песни. Он стал театралом – автором пьес, актёром, режиссёром. И это стало важной вехой в его карьере. Ведь именно в театре он смог достичь апогея своего творчества, выпустив в 1991 году песенную пьесу «Московские кухни».

«Московские кухни» повествовали об истории диссидентского движения в СССР. В композициях, вошедших в данную пьесу, автор критиковал и политические аспекты, и даже свойственные русским людям черты характера.

Вклад Юлия Кима в развитие русской бардовской песни, театра, кинематографа и просто культуры был оценён на высочайшем уровне. Этот исполнитель – обладатель премии имени Булата Окуджавы. Кроме того, именно он перевёл на русский язык мюзикл «Нотр Дам де Пари» и принимал участие в написании музыки к большому числу современных театральных постановок и фильмов.

7 место: Сергей Никитин («Александра»)

Рейтинг: 4.4

7 место: Сергей Никитин («Александра»)

Фото: Yuriy Lapitskiy, CC BY-SA 2.0 <creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0&gt;, via Wikimedia Commons

Сергей Никитин вместе со своей женой Татьяной известны в первую очередь как авторы песен к огромному количеству советских кинофильмов. Это именно их композиции – в том числе непосредственно в авторском исполнении – прозвучали в таких картинах, как «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Москва слезам не верит» и многих других.

Сергей Никитин долгое время работал в московском театре «Табакерка» под управлением самого Олега Табакова – и итоге занял там должность заведующего музыкальной частью. Песни этого барда использовались во множестве спектаклей, водевилей и даже опер. Впрочем, он и сейчас не отошёл от творчества, продолжая записываться и выступать.

Но стоит отметить, что в настоящее время Сергей Никитин с женой – исполнители в первую очередь детских песен. Например, в вышедшем в 2014 году альбоме «Резиновый ёжик» они положили на музыку семиструнной акустической гитары стихи Юнны Мориц. При этом сам Сергей сохранил свою «цыганскую» манеру исполнения.

Самая знаменитая композиция Сергея Никитина – это, без сомнения, «Александра» из фильма «Москва слезам не верит». Она известна не только на территории постсоветского пространства, но и за рубежом. В 1980 году «Москва слезам не верит» удостоилась премии кинокритиков Оскар. Впрочем, народом любимы и композиции из «Иронии судьбы…» - редкие посиделки с гитарой обходятся без «Если у вас нету тёти» или «Я спросил у ясеня».

6 место: Александр Розенбаум («Вальс-бостон»)

Рейтинг: 4.5

6 место: Александр Розенбаум («Вальс-бостон»)

Фото: Inhotteb, CC BY-SA 3.0 <creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0&gt;, via Wikimedia Commons

Александр Розенбаум – один из самых «молодых» бардов эпохи СССР. Свою творческую деятельность он начал в 1970-х годах, однако первые несколько лет выступал в различных музыкальных коллективах. А самостоятельно на сцену он вышел только в 1983 году.

И с тех пор Александр Розенбаум – один из любимых исполнителей советских и российских солдат. Он активно выступает на концертах МВД, ездит в Афганистан для поддержки войск СССР. Но при этом он исполняет «блатной шансон». В его музыке тех времён преобладают перепевки творчества Аркадия Северного, такие как «Гоп-стоп! Мы подошли из-за угла…».

Несмотря на то, что тексты песен Розенбаума изобилуют элементами блатной романтики, сама манера их исполнения очень близка к бардовской музыке. А самая известная композиция – это, разумеется, «Вальс-бостон». Она лишена элементов блатной романтики и является песней, которая вполне может быть исполнена любым бардом.

Александр Розенбаум в настоящее время продолжает и творить, и выступать. В 2019 году у него вышел альбом «Симбиоз», в котором автор зачитывает собственные мысли и заметки, переходя с прозы к поэзии и обратно. Впрочем, сейчас он уже не бард, а просто представитель современной российской эстрады.

5 место: Олег Митяев («Лето – это маленькая жизнь»)

Рейтинг: 4.6

5 место: Олег Митяев («Лето – это маленькая жизнь»)

Фото: Фотосессия, CC BY-SA 4.0 <creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0&gt;, via Wikimedia Commons

Олег Митяев – это именно тот человек, который написал главный гимн всего бардовского движения, песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». И впервые он её исполнил в 1978 году на Ильменском фестивале.

Песни барда Олега Митяева отражают жизнь простого советского человека, исполнителя и поэта. В них он не высказывает никакой политики или философских замечаний. Когда в Советском союзе было популярно и востребовано движение первопроходцев – Олег Митяев пел о романтике необузданной природы, холодного Крайнего Севера и недружелюбной тайги. В более спокойные 1980-е годы у него вышли песни, повествующие о «городской романтике» - «Соседка», «Давай с тобой поговорим», «Француженка».

А в середине 1990-х годов Олег Митяев выпустил песню, которая способна тронуть каждого взрослого мужчину: «Лето – это маленькая жизнь». Впоследствии эта композиция была перепета огромным количеством исполнителей. И многие до сих пор уверены, что авторство «Лета…» принадлежит группе Uma2rman. Да и «Соседку» абсолютное большинство слышало лишь в исполнении Михаила Шуфутинского. Что ж, такова судьба многих советских и российских бардов – их песни известны куда больше авторов.

4 место: Александр Галич («Когда я вернусь»)

Рейтинг: 4.7

Александр Галич – это один из бардов, которые буквально создали жанр авторской песни. Воспитанный на классических романсах и академической музыке, он привнёс их стилистику в собственное творчество. Исполнял свои песни этот бард на семиструнной гитаре, извлекая из неё удивительные аккорды и переходы.

Несмотря на то, что в первых композициях Александра Галича практически отсутствовал политический подтекст, советская власть нашла их несовпадающими с общепринятой эстетикой. И на барда начались гонения. При этом сам Галич в то время был известным писателем, поэтом и культурным деятелем.

Перед ним встал выбор – или прогнуться под советскую культурную номенклатуру, исполняя только «угодные правительству» композиции, или конфликтовать с властями. И он нашёл в себе смелость выбрать второй путь. Галич начал выступать на «квартирниках», а записи его песен изымали КГБ. В 1968 году он выступил на концерте клуба «Под интегралом», ставшем символом диссидентского движения – и буквально через несколько недель начались публичные гонения. В 1971 году его исключили из всех официальных творческих союзов и начали травить в печати.

И в итоге в 1974 году Александр Галич эмигрировал из СССР. В течение всего времени гонений он писал песни, в которых рассказывал о сложившейся ситуации – и продолжал критиковать советскую власть.

Музыка Александра Галича существует в двух ипостасях. Хорошие, качественные записи были сделаны до начала гонений – и это в основном романсы. Такие как «Когда я вернусь». Конечно, это уже авторская песня, творчество барда, но они преисполнены классических и академических настроений. Вторая ипостась – те самые песни, за которые советская власть так ненавидела Александра Галича. Они записаны на «квартирниках», на некачественное оборудование. Поэтому придётся вслушиваться.

3 место: Юрий Визбор («Милая моя»)

Рейтинг: 4.8

Юрий Визбор – один из бардов, стоявших у истоков советской авторской песни. Он начал творить ещё в 1957 году, при этом работая полевым корреспондентом на Московском радио. Из многочисленных командировок он привозил не только новости, но и придуманные по пути песни, в том числе описывающие увиденное событие.

По сути, Юрий Визбор создал ещё и такое интересное направление бардовской музыки, как «песня-репортаж». Например, «Домбайский вальс» был написан во время экспедиции на вершину Алибек вместе с видными советскими учёными. Эта же песня стала чуть ли не гимном всех первопроходцев и покорителей горных вершин – а потом, в 1978 году, её исполнили в космосе.

Музыка Юрия Визбора в советские времена была популярна в первую очередь среди интеллигенции. В своих композициях воспевал романтику походов, покорений, странствий. Даже в одной из самых известных его композиций, «Милая моя», упоминаются костры, самолёты, сосны и палатки.

Песни Юрия Визбора были написаны в дружной компании у костра, вдали от цивилизации. И поэтому исполнять их тоже нужно так. С друзьями, у костра, в лесу или крошечной горной хижине.

2 место: Булат Окуджава («Ваше благородие, госпожа удача»)

Рейтинг: 4.9

2 место: Булат Окуджава («Ваше благородие, госпожа удача»)

Фото: Anastasiya Fedorenko, CC BY-SA 3.0 <creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0&gt;, via Wikimedia Commons

Булат Шалвович Окуджава – один из немногочисленных бардов СССР, прошедших Великую Отечественную войну непосредственно на передовой. И это отразилось в его творчестве. Например, одна из самых известных его композиций – «Нам нужна одна победа», изначально написанная для фильма «Белорусский вокзал», но сейчас исполняемая на каждом посвящённом 9 мая концерте.

Первые стихи Булата Окуджавы публиковались в военных газетах. Например, его «Старинная студенческая песня» увидела свет в издании «Боец РККА». Большая часть из наиболее популярных композиций была записана во времена его жизни в Москве и членства в КПСС – в период с 1959 по 1967 годы.

После 1970 года Булат Окуджава как уже признанный бард начинает писать песни для советских кинофильмов. Его музыка звучит не только в «Белорусском вокзале», но и в «Соломенной шляпке», «Кортик», «Белое солнце пустыни» и огромном числе других картин. Однако, что особенно интересно, первые грампластинки с музыкой Окуджавы были изданы не в СССР, а во Франции.

В 1965 году Булат съездил в Париж, где записал несколько своих композиций. Через три года состоялся релиз пластинки Le Soldat en Papier. А вот на территории СССР бард начал издаваться только с 1976 года.

Многие композиции барда посвящены войне и военному времени. Но по-настоящему народными стали именно «спокойные» песни, преисполненные простой жизненной романтики – такие как «Ваше благородие, господа удача» и «Надежды маленький оркестрик».

1 место: Владимир Высоцкий («Ноль семь»)

Рейтинг: 5.0

1 место: Владимир Высоцкий («Ноль семь»)

Фото: Igor Palmin, CC BY-SA 2.0 <creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0&gt;, via Wikimedia Commons

Владимир Высоцкий – бард, который стал не просто символом советской авторской песни, нет. Он – один из самых ярких, известных и запоминающихся представителей эстрады СССР. В его огромной дискографии каждый может найти песню, которая способна тронуть душу.

Владимир Высоцкий не ограничивался какой-либо одной тематикой. Конечно, в многих его песнях герои попадают в экстремальные обстоятельства и поднимаются экзистенциальные вопросы. Но есть и другие композиции. Есть бытовые истории и «сказочные», уличные и «спортивные», военные и лагерные, сатирические и душещипательно-романтические. По сути, песни Владимира Высоцкого отражают образ русской жизни и поэтому никогда не теряют актуальность. Они не о событиях, а о людях. И пусть Спортлото уже нет, но стремление писать хоть куда-нибудь осталось.

Пик популярности Владимира Высоцкого пришёлся на 1960-е годы. Именно тогда были записаны практически все его ставшие «народными» песни. А вот в 1970-х годах, когда Высоцкий наконец-то сыграл Гамлета в одноимённой пьесе, его лирика изменилась. В ней стало подниматься больше философских и экзистенциальных вопросов.

Да, Владимир Высоцкий был не только бардом. Он полностью выкладывал свою душу в творчество, играя в кино и театре, выпуская прозаические и поэтические произведения. И, наверное, именно поэтому к концу жизни он не выдержал, стал принимать седативные, и, по всей видимости, из-за них и умер в возрасте 42 года.

Сложно назвать самую известную песню Владимира Высоцкого. Практически все они горячо любимы народом и разошлись на цитаты. И бытовая-экзистенциальная «Ноль семь» об одиночестве, и один из альпинистских гимнов «Вершина», и сатирически-сказочная «Песенка о переселении душ», и десятки других…


Оцените статью

 
Всего голосов: 9, рейтинг: 4.89
Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Загрузка комментариев...