10 лучших стихов Беллы Ахмадулиной
*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Белла Ахатовна Ахмадулина – одна из самых известных поэтесс второй половины XX века. Её стихи, пронизанные невероятным лиризмом и чувственностью, известны, пожалуй, каждому жителю постсоветского пространства. Творчество Беллы Ахмадулиной – и современно, и вечно, поскольку в нём переплетаются актуальные образы с классическими мотивами.
Её творчество отличается необычной мелодикой. Рифмы, использующиеся в стихах – небанальны, часто неожиданны и удивительны. Поэтесса использует всё богатство русского языка, практически не обращаясь к «новоязу» или англицизмам. Но, несмотря на чувственность и лиричность, в её произведениях часто воспевается образ сильной женщины.
Для тех, кто хочет восхититься одним из удивительных представителей российской поэзии и словесности, мы составили рейтинг из 10 самых известных и лучших стихов Ахмадулиной. Для размещения произведений в топе использовались данные поисковых машин.
Стихи Ахмадулиной – лучшие и самые известные произведения поэтессы
Номинация | место | Произведение | рейтинг |
Обзор лучших стихов Беллы Ахмадулиной | 10 | «Ни слова о любви…» | 4.1 |
9 | «Осень» | 4.2 | |
8 | «Ночь» | 4.3 | |
7 | «Август» | 4.4 | |
6 | «Свеча» | 4.5 | |
5 | «Сказка о дожде» | 4.6 | |
4 | «Прощание» | 4.7 | |
3 | «Какое блаженство, что блещут снега…» | 4.8 | |
2 | «По улице моей который год…» | 4.9 | |
1 | «О, мой застенчивый герой…» | 5.0 |
10 место: «Ни слова о любви…»
Рейтинг: 4.1
Открывает наш рейтинг одно из самых лирических и метафорических произведений Беллы Ахатовны. В этом стихотворении, опубликованном в 1973 году – на пике творчества и популярности – поэтесса умело играет самыми разными образами. Здесь также автор-героиня предстаёт сильной женщиной, которая даже с некоторой грустью «критикует» «коллег по цеху», воспевающих чувства, романтику и любовь.
«Ни слова о любви…» вследствие своей метафоричности и преисполненности различных образов может показаться достаточно сложным для восприятия. Ведь в нём есть как обыденные, так и чувственные элементы. «Вселенская полынья» встречается в одной строфе с упоминанием памятника Гоголю, а Арбат, в настоящее время туристическо-торговый, предстаёт «пустыней белых дюн». Автор намеренно использует такие образы, чтобы показать душевное состояние героини – человека, который «душил» свою способность любить ради выживания в современном мире, но при этом сохранившего тонкую чувственность.
9 место: «Осень»
Рейтинг: 4.2
Осень всегда была источником вдохновения для российских поэтов. И Белла Ахмадулина также не смогла не поделиться своими чувствами, которыми у неё возникали при созерцании естественного увядания природы.
Но в стихотворении «Осень» Белла Ахатовна демонстрирует крайне необычный подход к описанию чувств и эмоций, возникающих в то время, когда листья на деревьях сначала желтеют, а потом и осыпаются. Она не восхищается печалью, не воспевает её. Напротив, в произведении она говорит, что плоды душевного труда, рождающие осенью – пусты. И хоть рождаются они в кропотливых стараниях, источником для них является лишь пустяк.
Отдельно поэтесса мягко критикует и попытки проявить мудрость в это время года. Она их называет «ленью». И, дескать, человек, который отказывается от творчества и труда в осеннее время ради созерцания увядания природы – ничуть не мудр. Он просто ленится. И эти два состояния весьма похожи друг на друга.
8 место: «Ночь»
Рейтинг: 4.3
Написанное в 1965 году стихотворение-посвящение Андрею Смирнову, «Ночь» повествует о трудностях написания поэтических произведений. В нём поэтесса рассказывает о том, как сложно всё-таки творить, и при этом использует одни из самых ярких образов, эпитетов и метафор.
Действительно, «Ночь» отличается от других произведений Беллы Ахмадулиной удивительной образностью. При чтении «запинаешься» уже в первой строчке, той самой, где «темнеет рассвет». Этот образ, сколь нестандартный, столь же и очевидный, погружает в удивительную, тягуче-яростную атмосферу стихотворения.
Как и в других своих произведениях, в «Ночи» поэтесса ставит под сомнения привычные понятия и состояния. Дескать, тот интеллектуальный подъём, что мы часто испытываем по ночам, это вовсе не «острота ума». Это сочетание полуночного азарта с литрами выпитого кофе. И поэтому в ночи мы бодры и активны, но всё равно не способны к творчеству.
7 место: «Август»
Рейтинг: 4.4
Написанное в 1958 году, стихотворение «Август» — это ярчайший пример ранней лирической прозы Ахмадулиной. В нём автор-героиня ещё не предстаёт той сильной, закалённой в бытовых и жизненных неурядицах женщиной, какой её можно увидеть в более поздних произведениях.
Но уже в этом произведении можно увидеть, как поэтесса обращается с рифмами и образами. Она берёт за основу реальные явления (в частности – метеорный поток Персеид, который наиболее ярко наблюдается как раз в августе на южных широтах) и дополняет их лирическим контекстом. Рифмы здесь – также неожиданные, довольно удивительные и нестандартные, но при этом ничуть не нарушающие мелодику текста.
И пусть основное настроение стихотворения немного непривычно для творчества Беллы Ахмадулиной – лирические сожаления об утраченной любви – оно всё равно занимает важное место в библиографии автора.
6 место: «Свеча»
Рейтинг: 4.5
В творчестве поэтессы есть практически поджанр стихотворений-посвящений. В них Белла метафорическим языком рассказывает о трудностях творчества. Этот лейтмотив демонстрировался и в посвящённой Андрею Смирнову «Ночи», и в «Свече», чьим адресатом является Геннадий Шпаликов.
В «Свече» поэтесса вновь объединяет простые, понятные любому человеку символы с глубокой метафоричностью. Как говорили критики, Белла Ахмадулина умеет видеть дополнительные смыслы в каждом окружающем нас предмете. И «Свеча» — это самое яркое подтверждение этой мысли.
В стихе не так ярко демонстрируется трудность творчества, как в, например, «Ночи». Напротив, «Свеча» показывает, как автор легко может извлекать смыслы из любого объекта, отображая связь нашего окружения с эмоциональным состоянием.
Но особый интерес представляет язык произведения. В то время как большая часть стихотворения построена из общеупотребимых слов, периодически поэтесса использует необычные термины. Они служат практически «якорями», за которые «цепляешься» во время прочтения. Но при этом они не выглядят чужеродно – напротив, легко вписываются в общую мелодику произведения.
5 место: «Сказка о дожде»
Рейтинг: 4.6
«Сказка о дожде» — это одно из самых масштабных произведений Ахмадулиной. Поэма из 12 частей, которая дополняется хором детей за авторством Евгения Евтушенко, первого супруга поэтессы.
«Сказка о дожде» — это удивительное с языковой точки зрения произведение. Даже если учесть, что поэтесса весьма вольно, но при этом уважительно обращается с русской словесностью. Здесь слог особенно архаичен и высокопарен, непривычен для остальных произведений, а аллегории невероятно причудливы.
Такая языковая сложность помогла усыпить бдительность цензоров, и произведение, которое, в сущности, критиковало советскую антирелигиозность, «ушло в народ». Причём не только «сарафанным радио», ни в коем случае. «Сказка о дожде» и в журналах публиковалась, и в сборниках, даже граммофонная пластинка, на которой автор читает это произведение, была выпущена.
В «Сказке о дожде» поэтесса сравнивает бездуховность общества с засухой, опустынивающей землю. Она рассказывает, как пребывает в Святом Духе, и какое одиночество испытывает в атеистическом обществе. Но всё это подаётся через сложные аллегории и многоуровневые метафоры, поэтому определить истинный посыл произведения при первом прочтении может быть сложно. А кому-то «Сказка о дожде» и вовсе покажется милой и забавной историей с фантастическим сюжетом.
4 место: «Прощание»
Рейтинг: 4.7
Написанное в 1960 году стихотворение «Прощание» наиболее известно по первой строке, которая звучит как «А напоследок я скажу…». Уже эта фраза, имеющая ярко выраженный, свойственный творчеству Беллы Ахмадулиной эмоциональный окрас, настраивает на определённый лад.
Как и другие произведения ранней Ахмадулиной, «Прощай» характеризуется аллегоричностью и метафоричностью, а также намеренно выспренным языком. Кроме того, поэтесса в нём использует ритмические приёмы для демонстрации внутреннего состояния автора-персонажа. Так, в третьем четверостишии мелодический ряд и стихотворный размер резко ломаются, чтобы показать «бездушность» и опустошённость героини.
Кроме того, «Прощание» также демонстрирует, насколько хорошо поэтесса обращалась со звучанием русского языка. Первые четверостишья – не только певучи. Они пропитаны ассонансом, благодаря чему становятся особенно мелодичными – опять же, резко обрываясь на третьем. Но им стихотворение не заканчивается, показывая, что даже после перелома, потери, опустошения поэтесса ещё жива, ещё способна творить.
3 место: «Какое блаженство, что блещут снега…»
Рейтинг: 4.8
«Какое блаженство, что блещут снега…» – одно из самых милых произведений Беллы Ахмадулиной. Несмотря на то, что оно пронизано светлой, лёгкой грустью – как и другие стихотворения этой знаменитейшей поэтессы – в основном оно посвящено празднику. Новому году.
В стихе поэтесса отмечает торжественность ожидания празднования. То тонкую, но практически волшебную радость, которой наполнено предчувствие новогоднего веселья. И, со свойственной ей манере, поэтесса видит глубокую символику в повседневных вещах. Она описывает праздничное настроение через объекты декорации, отмечая «нагрянувшие нежность и ель» и восходящие над обыденностью и унынием серпантин с мишурой.
Действительно, предновогоднее время – это удивительный период, когда можно отринуть повседневное уныние и просто начать любоваться окружающим миром, наряжать ель и ожидать чуда.
2 место: «По улице моей который год…»
Рейтинг: 4.9
«По улице моей который год…» – это одно из первых стихотворений Беллы Ахмадулиной. Оно ярко отражает период раннего творчества, когда произведения поэтессы были наполнены сложными, многогранными и многоуровневыми метафорами. Ахмадулина написала этот стих, когда ей было всего 22 года.
Стихотворение о быстротечности времени, в котором каждая строка кажется по-настоящему выстраданной, стало особенно популярно через 20 лет после публикации. Именно тогда М. Таривердиев превратил его в романс, прозвучавший в культовом фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».
Удивительно, но это стихотворение существует сразу в нескольких вариантах. В «народном исполнении» оно лишилось нескольких строф. В песне из «Иронии судьбы…» оно также приведено в неполном виде. Кроме того, сама Белла Ахмадулина, исполняя его вживую, периодически меняла строки и слова. Поэтому сложно сказать, какая версия произведения «истинная». Кроме того, существует и даже «остро-политическая» версия стихотворения, в которой слово «страх» заменяется на «власть».
1 место: «О, мой застенчивый герой…»
Рейтинг: 5.0
Самое известное и, пожалуй, наиболее репрезентативное стихотворение Беллы Ахмадулиной, «О, мой застенчивый герой…» стало наиболее популярно после того, как прозвучало в горячо любимом народом кинофильме «Служебный роман». В ленте его прочитала Светлана Немоляева, актриса, исполнившая одну из ролей. Её нежный, но при этом чуть надорванный и хриплый голос с тех пор ассоциируется с этим произведением.
Впервые это стихотворение было опубликовано в 1961 году. Можно предположить, что оно описывается разрыв с поэтом Евгением Евтушенко, произошедший двумя годами ранее, но прямых доказательств тому нет. Как и многие другие произведения поэтессы, оно описывает сильную автора-героиню, пережившую и переживающую потрясения.
Став уже публичным человеком и пережив немало тяжёлых событий, поэтесса представляет автора-персонажа в роли актрисы, наполняя стихотворение дополнительными смыслами. Она определяет широкую публику как стада, алчущие развлечений – и это неудивительно. Как известно, после разрыва с Евтушенко поэтесса была вынуждена сделать аборт, и это активно порицалось советским обществом. Хотя, по сути, кому какое могло быть дело?
Оцените статью |
|