15 самых известных немецких писателей

Обновлено: 21.07.2021 16:53:39

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Немецкая школа мыслителей и философов значительно повлияла на культуру – и, в особенности, литературу. Практически каждая книга, вышедшая из-под пера германского писателя, отличается глубокой метафоричностью и серьёзным нравственным посылом. И неважно, идёт ли речь о практически философских трудах или о направлении young adult, особенно популярном среди современных германских авторов.

Поэтому чтение литературы от немецких писателей – это отличный способ расширить свой кругозор или понять что-либо о человеческой природе. И для тех, кто хочет ознакомиться с самыми известными авторами Германии, мы составили рейтинг наиболее популярных. В него вошло 15 немецких писателей – от классических до современных, от представителей художественной школы до авторов детских и юношеских книг.

Для составления рейтинга из 15 самых известных немецких писателей использовались данные букинистических интернет-магазинов. Чем больше покупок и сохранений у автора – тем выше его позиция в топе.

Обзор самых известных немецких писателей

Номинация место Автор Рейтинг
Обзор самых известных немецких писателей      1 Бернхард Шлинк      4.1
     2 Корнелия Функе      4.2
     3 Отфрид Пройслер      4.3
     4 Керстин Гир      4.4
     5 Патрик Зюскинд      4.5
     6 Генрих Бёлль      4.5
     7 Михаэль Энде      4.5
     8 Иоганн Вольфганг фон Гёте      4.6
     9 Томас Манн      4.7
     10 Герман Гессе      4.7
     11 Гюнтер Грасс      4.7
     12 Анна Франк      4.8
     13 Франц Кафка      4.8
     14 Эрих Мария Ремарк      4.9
     15 Эрнст Теодор Амадей Гофман      5.0


Бернхард Шлинк

Рейтинг: 4.1

Бернхард Шлинк

Фото: Roger Eberhard, CC BY-SA 3.0 <creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0&gt;, via Wikimedia Commons

Бернхард Шлинк начинал свою карьеру с весьма несерьёзного жанра – с детективных романов о частном сыщике. Такой старт выглядит как минимум неординарно. Сам писатель – доктор наук, профессор, успешный юрист, специализирующийся на конституционном праве. Никто не ожидал, что он начнёт именно с бульварного чтива.

Но романы о частном детективе были только началом литературной карьеры. Популярность Бернхарду Шлинку принесла книга, называющая «Чтец». Она вышла в 1995 году – и практически сразу попала в список бестселлеров The New York Times.

Популярность «Чтец» получил вполне заслуженно. В романе писатель поднимал довольно сложные и часто табуируемые темы, такие как вопрос виновности, отношения между подростком и взрослой женщиной, а также нацизм. Впрочем, критики утверждают, что «Чтец» — это книга о прощении. И отчасти они правы. Хотя, конечно, один из персонажей книги виновен в преступлении против человечества.

Юрист по образованию и призванию, Бернхард Шлинк часто поднимает в своих книгах вопросы вины и виновности. Даже в первых, «бульварных» романах эти понятия рассматриваются через призму неопределённости прошлого. Но иногда он рассматривает и другую проблематику, обращаясь в рассказах к любви, месту женщины в мире, власти и величии.

Корнелия Функе

Рейтинг: 4.2

Корнелия Функе

Фото: Cruccone, CC BY 3.0 <creativecommons.org/licenses/by/3.0&gt;, via Wikimedia Commons

Корнелия Функе – немецкая писательница, прославившаяся романами для детей и подростков. На момент написания этого материала у неё вышло чуть более 40 книг, пять из которых были экранизованы. Корнелия Функе наиболее известна по трилогии «Чернильное сердце», первая книга которой послужила основой для одноимённого голливудского блокбастера.

Творчество Корнелии Функе высоко оценено литературными критиками. Так, за «Короля воров» она получила две американских премии. Его же оценил и Guardian, назвав важнейшим представителем детской литературы. А в 2005 году Times назвали Корнелию Функе самой влиятельной немкой на планете.

Любимый жанр Корнелии Функе – фэнтези. Впрочем, серия книг «Дикие курочки» написана в жанре классической детской литературы и рассказывает о компании девочек, их взрослении и отношении с другими людьми. «Король воров», несмотря на некоторые фантастические допущения, также повествует о мальчишеской дружбе и приключениях.

Такое понимание детской жизни пришло к Корнелии Функе не просто так. До выхода первой книги она работала в социальной службе. В её обязанности входила забота о детях-инвалидах. И писатель отметила, что малыши очень ценят увлекательные истории, которые помогают отвлечься от малоприятной реальности. Поэтому её книги отчасти эскапистические – в описанные сюжеты и миры хочется «убежать».

Отфрид Пройслер

Рейтинг: 4.3

Отфрид Пройслер, немецкий писатель, творивший во второй половине XX века, не может похвастаться большой библиографией. За практически шесть десятилетий работы он выпустил всего лишь чуть менее десятка книг. Но при этом он весьма известен на постсоветском пространстве.

Его книги впервые появились на постсоветском пространстве в начале 90-х годов. Эти детские сказки, которые одновременно погружали в фэнтезийный мир, смешили и поднимали важные для каждого ребёнка вопросы, очень полюбились мальчишкам, девчонкам и их родителям. Творческий дебют Отфрида Пройслера – книга «Маленький Водяной», вышедшая в 1956 году.

Традиционные для немецкой, славянской и городской мифологии отрицательные персонажи – водяные, привидения и Баба-Яга – выступают в книгах Пройслера положительными. Такой подход отличает его от остальных детских писателей. Кроме того, он значительно повлиял на дальнейшие произведения искусства – больше не удавалось пугать ребёнка привидениями или Бабой-Ягой.

После смерти Отфрида Пройслера в 2013 году его родственники опубликовали воспоминания писателя. И это – далеко не детская литература. Во времена Второй Мировой Войны писатель был заключён в советском плену – и в своих воспоминаниях он рассказывал о пережитом.

Керстин Гир

Рейтинг: 4.4

Керстин Гир

Фото: Foto: © JCS, via Wikimedia Commons

Керстин Гир – современная немецкая писательница, которая известна своими книгами в жанре подростковой фантастики (точнее, так называемого направления young adult) и женской литературы. Самое популярное произведение – «Таймлесс». Это трилогия о путешествиях во времени, нацеленная на девушек и в своё время ставшая основой для одноимённых фильмов.

Будучи ориентированной на юных девушек, литература Керстин Гир не ставит фантастическое допущение на первое место. Основное внимание в книгах уделяется переживаниям героинь, происходящим на фоне исторических событий. Из-за некоторой клишированности критики не слишком положительно отзываются о произведениях Керстин Гир, а также отмечают слишком явное использование распространённых приёмов подростковой фантастики, но, тем не менее, это не помешало трилогии «Таймлесс» стать невероятно популярной не только в Германии, но и за её пределами.

Впрочем, не только подростковой фантастикой может похвастаться этот немецкий писатель. В её библиографии есть романы, которые базируются на произведениях и космологии, созданных Дж. Р. Р. Толкиным. Однако лишь немногочисленные книги за пределами трилогии «Таймлесс» были переведены на русский (или даже хотя бы английский) язык.

Патрик Зюскинд

Рейтинг: 4.5

Патрик Зюскинд – один из самых ярких и известных представителей немецкого постмодернизма. Его популярнейший роман «Парфюмер. История одного убийцы» был переведён на 47 мировых языков, а суммарный тираж составил более 12 млн экземпляров. По книге также был поставлен скандальный фильм.

Впрочем, местная популярность пришла к немецкому писателю немного раньше – с выходом его пьесы-монолога «Контрабас». В ней автор поднимал вопросы места «маленького человека» в мире. Чтобы «удержаться», люди вынуждены жертвовать важнейшими элементами своей жизни ради работы, продуктивности и успеха.

Благодаря «Контрабасу» Патрик Зюскинд прославился как драматург. Он стал автором не только театральных произведений, но и киносценариев. В дальнейшем он также обращается к вопросам жизни «маленького человека». Например, эта тема поднимается в рассказе «Голубка» и частично затрагивается в «Повести о господине Зоммере».

«Парфюмер», в свою очередь – это второе опубликованное произведение автора. И именно оно принесло ему мировую популярность. Кроме собственно экранизации, оно также стало основой для рок-оперы и послужило источником вдохновения для групп Rammstein, «Ария» и «Мэйти».

Генрих Бёлль

Рейтинг: 4.5

Генрих Бёлль

Фото: Bundesarchiv, B 145 Bild-F062164-0004 / Hoffmann, Harald / CC-BY-SA 3.0, CC BY-SA 3.0 DE <creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/de/deed.en&gt;, via Wikimedia Commons

Генрих Бёлль – один из известнейших германских литераторов. Не только успешный писатель (в 1972 году он получил Нобелевскую премию), но и переводчик, драматург и поэт-песенник, он был признан и на родине, и во всём мире.

И немецкая, и мировая слава пришла Генриху Бёллю в начале 1960-х годов, после выхода двух романов – «Бильярд в половине десятого» и «Глазами клоуна». Первый посвящён критике нацизма и высказывает практически пацифистскую точку зрения автора. Бёлль ненавидит войну и всё, что с ней связано. А роман «Глазами клоуна» критикует религию и церковные институты.

Критики положительно относились к творчеству Генриха Бёлля. Они отмечали, что автор в своих произведениях очень точно охватывает действительность и не боится демонстрировать «неловкие» темы, в том числе связанные с критикой немецкого национализма; а также искусно создаёт персонажей – их характеры становятся фактурными, детальными и весьма реалистичными.

В последних свои произведениях Генрих Бёлль критикует государственные механизмы, вторгающиеся в жизнь простых граждан. Этому посвящены и «Потерянная честь Катарины Блюм…», и «Заботливая осада». В романах писатель указывает на опасность не только государства, но и прессы – и зачастую не слишком-то отделяет одно от другого.

Михаэль Энде

Рейтинг: 4.5

Михаэль Энде – один из самых экранизуемых детских писателей второй половины XX века. Впрочем, литературу за его авторством сложно назвать «подходящей исключительно для ребёнка». Истории, которые рассказывает в своих книгах Михаэль Энде, вполне понравятся и взрослым, поскольку осторожно балансируют на грани детского восприятия и достаточно серьёзной жизненной проблематики.

Пожалуй, самое известное произведение Михаэля Энде – «Бесконечная история». Впрочем, популярность оно снискало в основном благодаря многочисленным экранизациям (три фильма, сериал и даже компьютерная игра). Сюжет и образность «Бесконечной истории» пропитаны элементами германской мифологии, оккультизма Алистера Кроули и даже эскапизма, а сама структура книги подразумевает наличие «произведения в произведении», что значительно усложняет восприятие. Поэтому назвать этот роман детской литературой крайне сложно.

Зато вот «Волшебный пунш», ставший основой для мультсериала «Вуншпунш» — это вполне детская литература. Мрачная сказка, которая особенно понравится мальчикам и девочкам старше 12 лет. Остальные также вряд ли смогут разгадать весь символизм, который автор скрывает «вторым слоем».

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Рейтинг: 4.6

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Фото: Joseph Karl Stieler, Public domain, via Wikimedia Commons

Иоганн Вольфганг фон Гёте – не просто один из известнейших немецких писателей. Он буквально создатель нового литературного жанра – так называемого «воспитательного романа».

«Воспитательный роман» — это особое направление в литературе Просвещения, которое подразумевает подробное описание нравственного, духовного и психологического становления главного героя. Жанр возник с выходом произведения «Годы учения Вильгельма Майстера» за авторством Гёте, в котором герой в течение своей жизни кардинально меняет взгляды. Если в начале романа персонаж – поклонник искусства, мечтающий стать актёром, то в конце, после нескольких лет «ученичества», он проникается «прозой жизни» и приобретает новые, уже куда более приземлённые цели.

Но самое известное произведение Гёте – это, конечно же, трагедия «Фауст», монументальный труд, работа над которым заняла более 60 лет. Он был переведён на практически все мировые языки, неоднократно экранизован и поставлен в виде театральных пьес. «Фауст» писался на протяжении всей жизни Гёте – и поэтому буквально отражает все метаморфозы творчества автора, начинаясь как драматическое произведение, а заканчиваясь как сборник измышлений, в которых писатель пытается понять природу политики, философии и естественных наук. При этом вторая часть трагедии писалась во времена романтизма, поэтому преисполнена сложными, малопонятными и тяжёлыми для распознавания метафорами.

Томас Манн

Рейтинг: 4.7

Томас Манн

Фото: Carl Van Vechten, Public domain, via Wikimedia Commons

Томас Манн – немецкий писатель, особенно широко прославившийся своими эпическими романами. Его проза – интеллектуальная, в стилистике продолжающая мысли знаменитых русских авторов. Как Толстой и Достоевский, которых Томас Манн называет своими учителями, автор пишет неспешно, наполняя романы множеством описаний, подробностей и деталей.

Но если стилистикой Томас Манн имитирует романы XIX века, то наполнением его творчество ближе к прозе образца XX века – когда он, собственно, и писал. В произведениях автор не стесняется поднимать смелые, экспрессионистически накалённые темы.

В большинстве произведений Томаса Манна важной тематикой является приближение смерти. То, как люди его ощущают, как переживают, что чувствуют при этом. В романах также наблюдаются вопросы близости инфернального мира, дополняющиеся предвосхищением краха привычного миропорядка со всеми возможными последствиями.

В 1929 году Томас Манн удостоился Нобелевской премии по литературе. Жюри отдельно выделило его роман «Будденброки». В этом произведении писатель повествует о жизни и падении одноимённого семейства зажиточных торговцев. Отчасти «Будденброки» является автобиографическим произведением. Роман описывает четыре поколения семейства и захватывает период как становления, так и упадка.

Герман Гессе

Рейтинг: 4.7

Герман Гессе

Фото: Unknown authorUnknown author, CC BY-SA 3.0 NL <creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/nl/deed.en&gt;, via Wikimedia Commons

Герман Гессе – немецкий писатель, которого критики называли последним представителем эпохи романтизма. И неудивительно. В 1896-1962 годы, когда творил Герман Гессе, молодые авторы уже вовсю исследовали особенности модернизма и постмодернизма в своих романах, в то время как этот писатель хранил традиции классической немецкой литературы, творя в том же направлении, что Гёте и Шиллер.

Элементы романтизма прослеживаются практически во всех, даже в поздних произведениях Гессе. В его романах персонажи противостоят окружающему миру, отправляются в путешествия или пытаются найти себя. Кроме того, автор часто маскирует один жанр под другой. И особенно ярко это проявляется в его самом известном, по-настоящему главном произведении – романе «Игра в бисер», за который Герман Гессе в 1946 году получил Нобелевскую премию по литературе.

В этом философском эссе, замаскированном под сюрреалистический роман, Гессе описывает культурный крах общества. Действие «Игры в бисер» происходит в некоем будущем, где люди утратили способность критически судить авторитетность высказываний. И в итоге философия становится предметом споров среди журналистов, об экономике начали рассуждать артисты, а любой образец искусства превратился лишь в предмет развлечения публики.

Автор также не стесняется использовать действительно сложные выразительные приёмы. Например, в той же «Игре в бисер» язык подчинён математическим правилам. В итоге он становится сложным для понимания, а также отсылает к концепциям Лейбница и идеям синергетики.

Гюнтер Грасс

Рейтинг: 4.7

Гюнтер Грасс

Фото: Blaues Sofa from Berlin, Deutschland, CC BY 2.0 <creativecommons.org/licenses/by/2.0&gt;, via Wikimedia Commons

Гюнтер Грасс – немецкий писатель, известность которому принесли попытки исследования природы нацизма. И эту столь щекотливую тематику он затрагивает не просто так. На глазах писателя произошло моральное падение целого города Данциг (сейчас называется Гданьском), а сам автор добровольно служил в вермахте.

Об этом Гюнтер Грасс также добровольно признался, но только в 2006 году. По его словам, он отправился на службу в вермахт лишь ради того, чтобы вырваться из родительского дома, из родного города, где, как он считал, он оказался в «социальной западне». Кроме того, писатель честно признался, что поддался действию нацистской пропаганды, вселявшей в умы молодёжи героические, патриотические идеи.

Первые работы автора увидели свет уже после Второй Мировой войны. Начинал писатель с небольших пьес и стихов, периодически «ударяясь» в театр абсурда. А в 1959 году Гюнтер Грасс опубликовал роман «Жестяной барабан», принёсший ему славу и популярность – в том числе за пределами Германии.

«Жестяной барабан» - яркий пример творчества Гюнтера Грасса. Используя такие приёмы, как «ненадёжность рассказчика» и изобилие кратких форм, писатель рассказывает ироничные и мрачные притчи. Однако через эту призму автор исследует реальные явления и события.

Талант Гюнтера Грасса был отмечен Нобелевским комитетом – в 1999 году автор получил премию по литературе.

Анна Франк

Рейтинг: 4.8

Анна Франк

Фото: Unknown photographer; Collectie Anne Frank Stichting Amsterdam, Public domain, via Wikimedia Commons

Вероятно, называть Анну Франк «немецким писателем» не совсем корректно. Эта девочка сознательно не выпустила ни одной книги. Тем не менее, её «Дневник Анны Франк», опубликованный уже после смерти, значительно повлиял на мировую культуру, историю и даже политику.

Анна Франк была уроженкой Германии. Она родилась в 1929 году во Франкфурте-на-Майне. Однако она была еврейкой, и после прихода Гитлера ко власти вместе с семьёй была вынуждена уехать в Нидерланды. Но и там девочку нашли – и с родными отправили в Освенцим.

«Дневник Анны Франк» — это сборник записей, которые девочка начала вести в июне 1942 году. В нём она критиковала нацизм и рассказывала о военных преступлениях, которые совершили сторонники гитлеровского режима по отношению к евреям. «Дневник Анны Франк» - не совсем литература, это полноценный исторический документ, рассказывают о гонениях и угнетениях, одно из свидетельств Холокоста.

Записи Анны Франк повествуют о жизни в Убежище. О ней самой, её родственниках, других обитателях этого укрытия. Заметки прекращаются 1 августа 1944 года – за три дня до того, как обитателей убежища расстреляют гестаповцы. И лишь за несколько месяцев до смерти Анны Франк от брюшного тифа, которым она заразилась в одном из немецко-фашистских концлагерей.

«Дневник Анны Франк» был переведён на несколько языков, включая русский, и стал основой для ряда театральных постановок и кинофильмов.

Франц Кафка

Рейтинг: 4.8

Франц Кафка

Фото: AnonymousUnknown author (see talk page), Public domain, via Wikimedia Commons

Франц Кафка – не только один из самых известных немецких писателей, но и в принципе ключевая фигура в литературе XX века. В своих тревожных, тяжёлых для чтения и восприятия произведениях он затрагивает вопросы боязни, страха перед авторитетом, силой, властью и окружающим миром.

Большинство произведений Кафки построены по одной и той же сюжетной канве. Они повествуют о человеке, столкнувшимся с сюрреалистическими, непонятными трудностями. В «Превращении» главный герой по неизвестной причине превращается в столь отвратительное насекомое, что даже родные сторонятся его – и страдает от чувства вины за то, что более не может обеспечить свою семью. В «Процессе» центрального персонажа арестовывают по неизвестному поводу – и весь роман он, путешествуя по миру сюрреалистической бюрократии, пытается узнать причину или хотя бы приговор. В неоконченном «Замке» главный герой прибывает в сюрреалистичную Деревню, где пытается хотя бы удержаться.

Романам Кафки свойственны темы отчуждения. Его персонажи теряют контакт с обществом или не находят его (как это представлено в «Америке» и «Замке»). Кроме того, автор затрагивает вопросы абсурда, экзистенциальную проблематику, ощущения вины и беспокойства.

Стоит отметить, что при жизни Франц Кафка опубликовал лишь несколько коротких сборников рассказов. Основная часть его творчества увидела свет только после смерти писателя – благодаря решению его душеприказчика, нашедшего рукописи и черновики.

Эрих Мария Ремарк

Рейтинг: 4.9

Эрих Мария Ремарк

Фото: The original uploader was Володимир Ф at Ukrainian Wikipedia., Public domain, via Wikimedia Commons

Эрих Мария Ремарк – один из самых известных писателей, представляющих так называемое «потерянное поколение». Рождённые между двумя Мировыми войнами, они отправлялись на фронт самом раннем возрасте и быстро познававшие смерть. Это и становилось лейтмотивом их творчества.

И самое известное произведение Эриха Марии Ремарка – «На Западном фронте без перемен» – ярко демонстрирует жизнь и поведение «потерянного поколения». Пусть и повествует оно о временах Первой Мировой. Главный герой романа – 19-летний немец Пауль Боймер, отправившийся на Западный фронт и там столкнувшийся с реалиями военной жизни, не столь «радужными», как их рисовала германская пропаганда.

«На Западном фронте без перемен» оказался настолько антивоенным романом, что сначала НСДАП в 1930 году запретил показ экранизации произведения, а с приходом нацистов ко власти в немилость попала и сама книга. Вместе с другими трудами Ремарка её экземпляры изымались из магазинов и библиотек (в том числе частных) и публично сжигались.

Остальное творчество Эриха Марии Ремарка, за исключением разве что «Приюта грёз», также так или иначе затрагивает тему войны. Например, в «Трёх товарищах» героев преследуют воспоминания о боевом прошлом. А в последнем прижизненном романе «Ночь в Лиссабоне» автор открыто критикует нацизм, демонстрируя, как заметно он повлиял на состояние Европы.

Эрнст Теодор Амадей Гофман

Рейтинг: 5.0

Эрнст Теодор Амадей Гофман

Фото: E. T. A. Hoffmann, Public domain, via Wikimedia Commons

Эрнст Теодор Амадей Гофман – один из ярчайших представителей классического немецкого романтизма, пусть его творчество и заметно отличается от произведений других писателей того времени. В его трудах можно встретить элементы сатиры и сарказма, хотя и общая мифология и космология впечатляют – реальность мифологизируется, пересекаясь с небесным и сверхъестественным мирами, перемешиваясь с ними – и каждое явление имеет как обыденную, так и необычную стороны.

Гофман в своём творчестве не ограничивался только литературой. Он известен и как композитор, и как художник. Но в современном мире популярность Гофману принесли две его мрачные сказки – «Щелкунчик» и «Песочный человек».

«Песочный человек» на первый взгляд не имеет ничего общего с песочным человеком – персонажем народных легенд. Но лишь при последующем рассмотрении можно заметить глубокий символизм и дополнительный уровень мифологии произведения. Сам рассказ, который считают знаковым для Гофмана и определяющим его творчество, повествует о Натаниэле, человеке, теряющем рассудок после взгляда в подзорную трубу. Но основной символ произведения – девушка-кукла. В дальнейшем он встречается в большом количестве работ других писателей.

«Щелкунчик и Мышиный король», хоть и является детской сказкой, также ярко демонстрирует особенности творчества Гофмана. По мере развития сюжета этого «рассказа в рассказе» два мира – реальность и фантазия – пересекаются. Персонажи, бывшие людьми, становятся куклами, а игрушки-куклы превращаются в людей. Кроме того, Гофман использует приём «ненадёжного рассказчика» - у девочки Мари, повествующей о своих приключениях в волшебной стране, горячка. Так что непонятно, стоит ли ей доверять.

«Щелкунчик» стал особенно популярным после того, как Пётр Ильич Чайковский написал балет по этой сказке. Также свою переработку произведения сделал Александр Дюма-отец. По «Щелкунчику» вышло множество мультфильмов и кинофильмов.



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Комментарии
Загрузка комментариев...