Влияние родительских установок на успех ребенка во взрослой жизни

Обновлено: 22.11.2024 13:27:37

Ребенок – повторение и отражение своих родителей, семейных порядков, его воспитание начинается буквально с первых дней. Крохотный мозг впитывает жесты, интонации, эмоции взрослых, чтобы подготовить наиболее действенные реакции. Основной комплекс психо-нейронных связей в мозгу образуется в возрасте до 5-6 лет, потом ребенок развивается интеллектуально, физически, воспринимает морально-нравственные нормы, но именно глубинные, фундаментальные правила и способы общения он усваивает в дошкольном детстве.

Влияние родительских установок на успех ребенка во взрослой жизни

Мы хотели, как лучше…

Каждый родитель в воспитании ребенка исходит из предпосылки о том, что он должен предоставить наиболее оптимальные условия жизни, самые полезные, развивающие занятия, самую вкусную, здоровую пищу. При этом использует массу стереотипных, устаревших впечатлений, не желая критически относиться к своим знаниям и привычкам. Поэтому родители совершают множество лишних, бесполезных действий, будучи уверенными в том, что они постарались, как следует.

Молодые мамы непонятно зачем покупают кучу развивающих книжек и игрушек, водят малыша в школу раннего развития, а то же он безнадежно «отстанет» от других. А потом с ужасом наблюдает, как ребенок к первому классу ненавидит организованные занятия, потому что в 3-4 года он хотел бегать и размазывать пластилин по стенам, а не заниматься палочками и устным счетом. Это антигуманно, антипедагогично, антифизиологично.

Потом ребенок с утра до вечера учит, учит и учит (видимо, по заветам дедушки Ленина), посещает кружки и секции, выполняет много ненужных, бессмысленных проектов. А про себя мечтает сходить в поход и научиться разводить костер. И опять по-тихому ненавидит школьный порядок всеми фибрами своей души. Заботливая мать опять удивляется, почему ребенок-отличник к 30 годам ничего не добился. Просто он привык получать «пятерки» и поэтому боится ошибиться, неправильно поступить, глупо выглядеть, так что престижная карьера ему не светит, там нужны лидеры, а не заучки.

Самые важные навыки и установки в детстве

Давайте обсудим универсальные воспитательные установки с детьми от 3 до 7 лет, когда ребенок активно взаимодействует с окружающим миром, определяет границы своей личности, но при этом безусловно доверяет родителям и вообще старшим. Установка – это сигнал со стороны взрослых, который в психической структуре ребенка преобразуется, становится внутренним мотивом и убеждением, определяет направление и результаты мыслей и действий.

  1. Когнитивно-интеллектуальные установки – общий смысл состоит в том, чтобы накапливать не объем знаний, а количество учебно-познавательных приемов и навыков. Необходимо, чтобы ребенок не просто запоминал примеры и ответы, а использовал разные способы решения, применял различные мыслительные, логические операции. Умел наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, интерпретировать, оценивать, прогнозировать и выполнять другие умственные действия.

  2. Поведенческо-волевые установки – направлены на формирование личной системы мотивации. Ребенок должен осознанно принимать решения, контролировать их выполнение и исправлять результаты, нести личную и коллективную ответственность. Внушаемость, отзывчивость, исполнительность – ведущие свойства детского сознания, которое приспособлено для скорейшего получения знаний со стороны взрослых. Поэтому именно многократное повторение фактов, правил, действий становится основой поведенческой модели в детстве, пока ребенок не начинает автоматически воспроизводить усвоенные навыки.

  3. Эмоционально-чувственные установки – пожалуй, ведущая сфера психического развития в детском возрасте, которая определяет содержание и характер игры, общения, познавательных действий. Ребенок вначале оценивает ситуацию на уровне «хорошо - плохо» и постепенно усложняет оценочную градацию. Он постоянно пытается все оценить и ранжировать, кто главнее, что важнее, как лучше поступить, какие герои больше понравились.

Родительские установки постепенно проникают в сознание и подсознание ребенка, определяют его настроение и психологическое состояние и даже многие природные способности. Воздействуют на мышление и поведение, определяют цели и способы их достижения, поэтому их часто называют целеустановками. Именно установки являются «передаточным механизмом» между такими блоками в структуре психики, как потребности и необходимость их удовлетворения.

Функции родительских установок направлены на комплексное, сбалансированное воспитание ребенка:

  1. обучающие – получение и закрепление новых знаний, умений и навыков;

  2. развивающие – развитие психофизиологических показателей в соответствии с возрастом;

  3. воспитательные – воспитание чувств и эмоций, положительного отношения к окружающему миру;

  4. адаптационные – приспособление к действующей социальной модели коммуникации;

  5. мотивирующие – определение приоритетов и жизненных целей, способность добиваться желаемого;

  6. накопительные – передача и накопление жизненного опыта, приобщение к морально-нравственным нормам и правилам;

  7. методологические – освоение значимых правил общения и поведения, взаимодействия с другими людьми.

Кроме того, установки выполняют оценочно-контролирующее предназначение – это проверка и оценка происходящего в соответствии с внутренними представлениями и убеждениями, исправление полученных результатов. Наличие действующих установок помогает ребенку правильно реагировать на разные ситуации и явления.

Правила общения с ребенком

Влияние родительских установок на успех ребенка во взрослой жизни

Только от родителей зависит, какой стиль общения усвоит ребенок: авторитарный, доминирующий, подчиняющий, или доверительный, партнерский, ответственный. В детстве ребенок безусловно доверяет родителям, старается выполнять все предписания. Это накладывает на них дополнительные педагогические обязанности, чтобы раскрыть его внутренний потенциал, предпосылки для гармоничного развития, предрасположенность к выполнению определенных действий и заданий, включая коммуникативные, обучающие и творческие.

  1. Действовать соразмерно с возрастом и личными способностями ребенка, не идеализируя и не критикуя без причины. Малыш дошкольного возраста отличается от более зрелой личности тем, что еще не имеет правильных психологических механизмов защиты, не способен противостоять давлению взрослых. Цель воспитания – сформировать у ребенка конструктивную, продуктивную модель общения и поведения, а не «протестную», ультимативную.

  2. Использовать диалогическую форму общения с обратной связью, а не просто добиваться послушания. Ребенок должен действовать осознанно, ответственно, у него должны быть сформированы адекватные коммуникативные и поведенческие реакции. Если взрослые повышают голос, что нередко бывает в семейной жизни, он должен не прятаться под кроватью, а спрашивать, что случилось, что ему не нравится общаться в таком тоне.

  3. Сравнивать ребенка только с самим собой, а не с другими детьми или идеальными представлениями о маленьких гениях и талантах. Можно сказать: «сегодня ты исполнял гаммы более бегло и почти без ошибок», недопустимо: «Моцарт в твоем возрасте уже концерты давал перед королевскими особами». В такой манере общения пропадает вся мотивация: ведь «все острова уже давно открыты», Моцарта никак не догнать.

  4. Осторожно оценивать действия ребенка, а не его личность: гораздо лучше сказать «твоя аппликация смотрится немного неаккуратно, давай ее переделаем вместе», чем «я так и знала, что у тебя не хватит мозгов приклеить три кружочка». Ведь любые слова и оценки родителей ребенок тоже воспринимает, как истинные, правдивые, недаром существует пословица «назови человека сто раз поросенком, на сто первый он захрюкает».

  5. Стимулировать ответственность и самостоятельность, если постоянно твердить, «тебе еще рано этим заниматься», «вырастешь – поймешь» и так далее, то откуда у ребенка возьмется любопытство и интерес, как он научится использовать разные навыки. Занимаетесь тестом – выдайте малышу кусочек для собственного пирога, прибираете – выдайте влажную салфетку, даже пусть останутся разводы на зеркале.

  6. Поощрять, замечать хорошее, мотивировать через положительные установки. Сравните, как звучит: «Если ты сейчас за полчаса справишься с заданием по английскому, мы сможем сходить в кино и кафе-мороженое». Или: «Если ты НЕ выполнишь домашнее задание, то мы никуда НЕ пойдем». Как говорится, не очень и хотелось, ведь потом такие родители имеют манеру попрекать ребенка своей заботой: «Мы все сделали для тебя, а ты бессовестный, неблагодарный, нисколько не стараешься в ответ».

Малыш быстро запоминает и усваивает новые сведения и приемы общения, старается добиться внимания и похвалы, повторяя родительские внушения и убеждения. Взрослея, ребенок должен использовать собственные желания и мотивы, представления и целеустановки, а не копировать жизненный путь своих родителей.

Если вы никогда не ходили на футбол и не изучали муравьев под микроскопом, то не значит, что ваш ребенок тоже не должен этого делать. И наоборот, взваливать лишнюю ответственность, массу заданий и занятий по методу «пусть занимается всем подряд» тоже неправомерно и неэффективно.



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Комментарии
Загрузка комментариев...