От чего зависит характер человека
«Характеры закаляются посреди житейских бурь», Иоганн Гете.
Характер – это система устойчивых, постоянных психических свойств, которые определяют отношение и поведение личности. Черты характера показывают наиболее значимые, существенные свойства психической структуры в зависимости от окружающих условий. Раздел психологии, который занимается изучением различий между характерами, называется дифференциальной психологией.
Характер в структуре личности
«Создавай проблемы для себя, если это в твоем характере, но не надо их создавать для окружающих», Редьярд Киплинг.
Темперамент и характер имеют общую физиологическую основу в зависимости от вида высшей нервной деятельности. В отличие от темперамента, который является совокупностью врожденных признаков, характер – это результат воздействия семейных, социальных факторов. Формирование характера зависит от свойств темперамента и социальных предпосылок, вследствие чего образуется уникальный портрет личности, который называется фенотипом.
Основные типы темперамента: холерик-меланхолик, сангвиник-флегматик, при которых могут проявляться совершенно различные черты характера. И холерик, и флегматик могут быть любопытными, отзывчивыми или скромными, сдержанными.
Личные особенности характера проявляются в разных направлениях: в отношении личности к окружающим людям, к окружающей обстановке, к своим или чужим вещам. В зависимости от категории установок можно выделить отдельные черты характера:
-
на когнитивном, интеллектуальном уровне – вдумчивость, находчивость, рациональность, последовательность, любознательность или равнодушие, рассеянность;
-
на поведенческо-волевом – аккуратность, активность, инициативность, настойчивость, упорство, общительность, смелость, ответственность, целеустремленность или пассивность, инертность, покорность, послушание, скромность;
-
на эмоциональном, морально-нравственном – множество характеристик, которые легко уживаются в пределах одной личности, такие как, гордость, альтруизм, эгоизм, капризность, искренность, импульсивность, справедливость, отзывчивость, жадность, наглость, угрюмость, скрытность, жестокость.
«Самый медлительный человек, идущий к собственной цели, все же быстрее того, кто блуждает бесцельно», Готхольд Лессинг.
Разумеется, черты характера взаимосвязаны и с системой мотивации, которая обеспечивает потребности человека и определяет способы достижения поставленных целей в процессе принятия управленческих решений. Внутренняя мотивация – это психический процесс, управляющий поведением человека, побуждение к действию, которое задает его активность, организованность, направленность и устойчивость. У спокойного, уравновешенного человека одни мотивы и способы действий, у более импульсивного совершенно иные.
Существует множество типологий характера, самая известная принадлежит Карлу Густаву Юнгу, который выделяет два типа характера в зависимости от направленности психических процессов
-
Интроверты – живут «на своей волне», сосредоточены на собственном мироощущении независимо от реального окружения. Это замкнутые, мнительные, как принято говорить, асоциальные личности.
-
Экстраверты – люди, направленные во внешнюю среду, инициативные, общительные, непосредственные, без проблем контактируют с окружающими и не зацикливаются на внутренних проблемах.
Этапы взросления
Фото: poly.land
«Если захочется переделать чужой характер – начни со своего, это и полезней, и безопасней», Дейл Карнеги.
Недаром говорят, что характер нужно воспитывать, пока ребенок поперек лавки лежит, психологи подтверждают, что доминирующие черты характера складываются до 6-7 лет. Потом они изменяются, корректируются, но в целом мозговые, нейронные, реактивные связи уже настроены определенным образом в зависимости от условий воспитания и взросления.
Затем до подросткового возраста 12-13 лет происходит оформление поведенческих реакций, конкретных алгоритмов поведения, ребенок начинает постигать границы дозволенного, учится манипулировать, добиваться желаемого. В этот период закладываются основы самоконтроля, самооценки и все механизмы взаимодействия с окружающими, которых ребенок дифференцирует, как «своих» и «чужих». Он пробует притворяться, маскироваться, скрывать «невыгодные» черты характера.
«Характер человека проще всего понять, когда он сердится или обижается», Георг Лихтенберг.
В подростковом возрасте до 18 лет происходит резкая диверсификация характера, который подрастающий человек активно демонстрирует и старается заслужить общественное признание. Подросток уверен, что только в противодействии общепринятым нормам и правилам он может показать, на что способен, как далеко может зайти в попытках обозначить «свою территорию».
Извечная проблема «отцов и детей» показывает консерватизм более старшего поколения и бунтарство младшего, но, как говорится, единственный недостаток молодости – она быстро проходит. И вчерашние бунтари и забияки становятся законопослушными гражданами, ответственными родителями.
«Характер человека подобен корням дерева, а репутация – его плоды. Мы больше заботимся о плодах, хотя на самом деле надо думать о корнях и происхождении», Авраам Линкольн.
После профобразования к началу трудоустройства в 25 лет многие люди приходят, как сформировавшиеся, самостоятельные личности, достаточно независимые от мнения родственников и окружающих. В этот период часто происходит переоценка жизненной позиции, что отражается на характере и поведении человека, вчерашние бунтари и импровизаторы становятся более предсказуемыми. Они занимаются саморазвитием, пытаются переосмыслить свое положение, стараются создать серьезные отношения в семейной жизни. После 30 лет характер человека меняется незначительно, этому должны способствовать значительные обстоятельства.
Условия формирования характера
«Многие способны выдержать удары судьбы, но если вы хотите на самом деле испытать характер человека, то дайте ему власть», Авраам Линкольн.
Основные предпосылки и условия формирования характера:
-
Психофизиологические предпосылки, особенности функционирования головного мозга, процессы возбуждения и торможения, уровень резистентности, реактивности определяют различия в скорости мыслей и действий человека, в способах реагирования на внешние раздражители.
-
Семейные отношения – ребенок неосознанно копирует семейную модель поведения, воспринимая ее как единственно доступную и «правильную». Невозможно внушать ребенку одни правила поведения, а самим поступать по другому, он будет ориентироваться именно на поступки, а не на слова. Способность к подражанию, к повторению определенных действий – эволюционный механизм выживания и признания «своим».
-
Социальные отношения и стандарты – в дошкольном учреждении, во время учебы, в кругу друзей или родственников, в различных коллективных мероприятиях и организациях. Подросток постигает культурно-исторические, морально-нравственные нормы и ценности, «примеряет» их на себя, выбирает наиболее предпочтительные. Каждый человек встречает множество людей, преодолевает множество проблемных ситуаций, которые накладывают отпечаток на его образ мыслей и действий. Особенно это относится к авторитетным, уважаемым личностям, которым индивид безраздельно доверяет. Дело в том, что мы в целом воспринимаем значение и содержание чужих слов и поступков, если мы привыкли доверять человеку, то нам сложно допустить, что он может ошибаться или сознательно нас обманывать. Это удобно и помогает сэкономить время, чтобы каждый раз не анализировать и не контролировать мнение другого лица.
-
Общественно-идеологические предписания и требования относятся к личностям с высоким уровнем культурного развития. Сюда относятся такие категории, как гуманизм, милосердие, терпение, пацифизм, патриотизм, справедливость, чувство долга и ответственности.
-
Профессиональная среда – это особый раздел психологии, который изучает профессионально-трудовые качества и отношения. Конечно, сфера общения и применения профессиональных навыков формирует определенные черты и качества характера. У спортсмена или ученого совершенно разные способы и методы общения, продвижения, взаимодействия с окружающими.
-
Творческая сфера – любые личные или профессиональные увлечения, которые затрагивают креативные, творческие, художественные способности в сфере искусства и развлечений. Это могут быть любые акции, проекты в индивидуальной или коллективной форме, которые непосредственно проявляются в характере мышления и поступков человека.
Характер – это судьба
«Посейте поступок – и вы пожнете привычку, посейте привычку – и вы пожнете характер, посейте характер – и вы пожнете судьбу», Уильям Теккерей.
Каждый из нас день за днем создает наиболее комфортную, практичную систему взаимоотношений с окружающими. И чтобы поменять один «кирпичик», иногда приходится ломать всю стену. Поэтому не пытайтесь форсировать отношения или резко проявлять так называемый «характер», дайте другим возможность привыкнуть или подстроиться, чтобы не разрушить за одно мгновение то, что создавалось годами.
Резкие, противоречивые черты характера могут испортить личные и профессиональные отношения, в этом нет никакой заслуги или повода для гордости. «Учитесь властвовать собою, не каждый вас, как я поймет, к беде неопытность ведет» (А.С. Пушкин).
Конечно, терпеливый, доброжелательный характер не является гарантией благополучия или семейного счастья. Тем не менее, способен принести своему обладателю несомненную пользу, хотя бы в процессе преодоления конфликтных, стрессовых ситуаций.
От вас не зависело, какие условия жизни и наследственные черты вы получили от родителей, но только от вас зависит, что вы передадите потомству. Нельзя оправдывать свои безрассудные действия «тяжелым детством» или психическим травмами. Зрелый характер отличается именно способностью адекватно реагировать и «переваривать» происходящее, включая последствия прежней жизни.
Оцените статью |
|
22.11.2024
22.11.2024
22.11.2024
22.11.2024
22.11.2024