Как развивать речь ребёнка от 2 до 3 лет: советы логопеда
На третьем году жизни у детей происходит активное формирование психологических процессов, мышления, памяти. В этот динамичный этап развития они овладевают речью. Поэтому важно с ними активно заниматься, стимулировать их речь.
Особенности развития речи у детей 2-3 лет
В возрасте 2-3 лет у детей еще не полностью сформирована речевая функция. Еще не совершенны некоторые звуки, сложно даются составные слова, слова со стечением согласных. Отсутствие звуков сказывается на произношении слов. От этого речь детей выглядит невнятной и нечистой. Малыши в этот возрастной период еще не могут в полной мере пользоваться голосовым аппаратом, не способны отвечать на вопросы полным голосом и, если того требует обстановка, говорить тихо. Обычно в возрасте 2-3 лет дети усваивают произношение многих звуков, но у них возникают трудности с шипящими и звуком «р», межзубным и призубным «с», «з». Некоторые малыши заменяют шипящие и свистящие звуки на «дь», «ть».
На третьем году жизни происходит активное накопление лексики детей. Увеличивается число названий предметов быта, и тех предметов, которыми малыш пользуется нечасто. Он усваивает падежные окончания, употребляет глаголы, согласовывает прилагательные с существительными. В речи детей появляются не только простые, но и усложненные предложения, ситуативная речь. Малыши отвечают взрослым односложными предложениями. Одновременно с речью происходит интенсивное развитие памяти, мышления, воображения. Процесс игры ребенок сопровождает речью. Он склонен к подражанию, активно повторяет слова за взрослыми, запоминает их, упражняется в правильном произношении звуков.
Что нельзя допускать в общении с ребенком
Многие люди бессознательно при общении с маленькими детьми начинают переходить со взрослой речи на детский лепет, «сюсюкание». Этого допускать нельзя. Подобная манера общения не стимулирует к развитию речи малыша. Она закрепляет его неправильное произношение. При учении стихов нужно избегать сложных, труднопроизносимых стихотворений. На фоне перегрузки артикуляционного аппарата возрастное неправильное произношение закрепится и приумножится.
Словарный запас ребенка
Ребенок в 2-3 лет уже обладает словарным запасом около 1500 слов. Причем увеличение лексики происходит каждый день. Малыш в это время не только пополняет активный, но и пассивный словарный запас. Если много разговаривать с малышом, читать ему книги, проговаривать свои действия, то он дает быстрый «скачок».
Ребенок молчит
Бывает, что дети в этом возрасте молчат. С этой жалобой родители нередко обращаются на консультацию. Ребенок все слышит, понимает, но не говорит. В возрасте 2-3 лет это не критично. Возможно, малыш накапливает пассивные слова. Бывают дети-«лентяи», которым не нужно говорить. Их и так превосходно понимают. Попробуйте «не понять» ребенка. Скажите, что не понимаете, что ему нужно, не выполняйте его требование по взгляду, указанию пальчиком. Обычно, если малыш не получает желаемого, ему приходится начинать говорить.
Если малыш не говорит, то нужно подталкивать его к разговору. Самый простой способ разговорить ребенка – задавать ему вопросы. Порой у молодых родителей встречается заблуждение, если они будут отвечать за ребенка, то тот быстрей заговорит. На самом деле это не так. У него не возникает потребность в разговоре. Зачем ему утруждаться, если мама сама все сказала, сама задала вопрос, сама на него ответила.
Вместо того, чтобы спросить у малыша перед обедом «ты будешь супчик» и получить ответ в виде кивка, как согласие, или знака отрицания головой, попробуйте ему задать четкий вопрос: «Что ты будешь есть, кашу или суп?». Таким образом родители побуждают ребенка к речи. Не стоит реагировать на молчаливый вопрос малыша. Например, ребенок показывает на банан пальцем и тихо хнычет. Мама обеспокоено задает вопрос: «Ты хочешь банан?». На что получает утвердительный кивок головой. Не стоит стремиться отвечать на молчаливые вопросы. Скажите малышу, что не понимаете его. Ласково, участливо попросите его сказать, что он хочет словами.
В каких случаях нужно обратиться к логопеду
Следует помнить о том, что все дети индивидуальны. Вполне вероятно, что соседский малыш-одногодок рано начал говорить, причем целыми предложениями, без видимых нарушений звукопроизношения, а ваш только-только кончил лепетать. Все зависит от перенесенных заболеваний, темперамента детей, их общего темпа развития, какие люди его окружают, разговорчивые или молчуны. Но есть определенные признаки, которые должны побудить родителей сходить с ребенком к логопеду:
-
Нет интереса к игрушкам, все игры ребенка стереотипны, однообразны.
-
Малыш не может справиться с несложным заданием, вдеть крупную бусину в веревочку, построить башню из кубиков.
-
Не понимает простого задания, например, принести кружку.
-
Наличие в анамнезе родовых травм, заболеваний матери во время беременности.
В перечисленных случаях с ребенком нужно показаться неврологу, логопеду, психологу. После проведенного обследования специалисты могут назначить лечение. Причем, чем раньше малыш получит квалифицированную помощь, тем эффективней будет лечение.
Занятия на развитие речи дома
Чтобы развить речь ребенка, дома с ним нужно проводить ежедневные занятия, которые этому способствуют.
-
Пальчиковые игры. Психологи утверждают, что речь ребенка находится на его пальчиках. То есть, развитие мелкой моторики благотворно сказывается на развитие головного мозга и, естественно, речи.
-
Артикуляционная гимнастика. Только хорошо развитый артикуляционный аппарат позволит ребенку четко выговаривать звуки.
-
Развитие слуха.
-
Заучивание стихов.
Пальчиковые игры
Пальчиковая гимнастика – это движение пальцами и кистями рук, которые могут быть как активными, так и пассивными. Она включает в себя пальчиковые игры и массаж. Пальчиковая гимнастика обладает следующими преимуществами:
-
Развитием речи. За развитие речи отвечает та же область головного мозга, что и за развитие работы пальчиков. Чем совершеннее мелкие движения, тем совершеннее речь.
-
Развитием осязания. В работе пальчиками малыш учится осознавать поверхности, таким образом развивая тактильные ощущения.
-
Развитие моторики. Чем чаще малыш работает пальчиками, тем совершеннее у него координация и тонкие движения.
-
Развитие памяти. Если пальчиковые игры произносить с потешками, стишками, сочетать с чувством ритма, то происходит активное развитие памяти.
Мы предлагаем следующие виды пальчиковой гимнастики:
-
«Замок». Ребенок сцепляет руки в «замок», как бы переплетая между собой пальчики. Взрослый произносит незамысловатый стишок и раскачивает «замок» в сторону. «На двери висит замок, кто его открыть бы мог? Постучали, здесь нужно ладошками ребенка постучать, не расцепляя пальчики друг от друга, покрутили, не расцепляя пальчиков ребенок как бы крутит кистью, потянули, на этом слове ручки легонько тянутся в разные стороны. И открыли, ручки отодвигаются широко в стороны.
-
Кисточка. Ребенок соединяет подушечки пальчиков руки и движениями запястья и пальцев раскачивает кисть влево и вправо. Влево – подушечки пальчиков соединяются, вправо – раздвигаются. При этом взрослый произносит слова: «Мягкой кисточкой покрашу стол и стульчик, кошку Машу».
-
Месим тесто. Тесто мнем, мнем, ребенок показывает движение, имитирующее процесс замешивания теста, тесто жмем, жмем, энергично сжимает и разжимает пальчики, пироги мы испечем, «лепит» руками снежок.
Перед пальчиковой гимнастикой лучше сделать массаж. Сначала разминаются руки ребенка, потом каждый пальчик в отдельности.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика обеспечивает правильность произношения звуков. Она позволяет укрепить мышцы речевого аппарата, делая их более подвижными. Артикуляционную гимнастику нужно проводить, сидя за столом, перед большим зеркалом. Каждое упражнение родитель показывает сам, задача ребенка-четко повторить за ним. Занятия должны быть ежедневными, продолжительностью не более 15 минут. Дома с родителями можно использовать следующие упражнения:
-
«Котенок». Ребенок широко открывает рот, его язык широкий и вялый, имитирует движения кошки, как она лакает молочко.
-
«Лопата». Рот малыша широко открыт, спокойный мягкий язычок лежит на нижней губе. После чего язычок прячется в «домик».
-
«Хоботок». Губы вытягиваются вперед, как можно длинней, имитируя хобот слона.
-
«Хомячок». Рот малыша закрыт, щеки надуты. Такое положение держится 5 секунд. После чего воздух выдыхается.
-
«Лягушка». Ребенок растягивает губы максимально в улыбке, показывая, как улыбается лягушка.
Развиваем слух
Формирование произношения зависит от того, насколько хорошо слышит ребенок. Развитие фонематического слуха позволит малышу различать звуки, сравнивать свою речь с речью окружающих. К 3-х летнему возрасту дети уже неплохо различают гласные звуки, звонкие, твердые согласные. Чтобы их слух развивался, мы предлагаем выполнять задания на различие громкости звука, узнавание предмета, который издает этот звук.
-
Включаем ребенку звуки простых животных, собаки, кошки, ежа, коровы. Просим его угадать, кто «говорил». Затем задание усложняем, подключаем звук молотка, стиральной машины, чайника и т.д.
-
Предлагаем ребенку найти какой-либо звук в словах. Произносим слова, в которых звук находится в начале слова, в середине, в конце. Задача ребенка – отгадать, в какой части слова находится заданный звук.
-
Придумываем с заданным звуком слова.
-
Топни, хлопни, если услышишь заданный звук.
Чтение, заучивание стихов
Благодаря чтению, заучиванию несложных в плане произношения стихов, ребенок расширяет свой кругозор, у него увеличивается активный запас слов, развивается память, повышается общий культурный уровень. Чтобы занятия принесли пользу малышу, нужно вспомнить несложные правила, которые следует соблюдать родителям:
-
Дайте ребенку возможность выбрать книгу.
-
Не читайте на ночь «страшные» книги.
-
Перед началом чтения, познакомьтесь сами с произведением, оцените, понравится оно ребенку или нет.
-
Читайте с выражением, а не механически.
-
Читайте регулярно.
Полезно с детьми рассматривать книги с яркими картинками. Пусть малыш назовет, кто нарисован на картинке. Для этой цели лучше использовать книги про животных. Спросите, как разговаривает животное. Изучение их «языка» помогает в отработке многих звуков. Большее внимание уделяйте тем животным, которых можно встретить на улице. Можно поиграть в домашний зоопарк, расставив игрушки и произнося те звуки, которые издает животное.
Любые занятия с ребенком должны выглядеть в форме игры, в те моменты, когда он хорошо себя чувствует, готов к сотрудничеству со взрослым. Если оказывать на детей давление, то они замкнутся, пользы от таких занятий точно не будет. При систематических занятиях с ребенком очень быстро будет заметен успех.
Оцените статью |
|
22.11.2024
22.11.2024
22.11.2024