Как повысить мотивацию к учебе

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Далеко не все школьники демонстрируют особое рвение к получению знаний. Исследования показывают, что к первому классу в 65% дети обладают средним уровнем учебной мотивации. Спустя два класса этот процент падает. Чаще снижение мотивации наблюдается в подростковом возрасте, когда учебная деятельность уходит на второй план и появляется масса внешкольных интересов. Однако родители младших школьников также отмечают нежелание учиться и неохотные сборы в школу каждое утро. Что делают ответственные и беспокоящиеся за будущее своих детей мамы и папы? Используют свой авторитет, чтобы силком заставить их постигать азы наук. Но активный прессинг – это краткосрочное решение, которое не отличается эффективностью. В представленной статье мы поговорим о том, почему школьники утрачивают мотивацию к учебе и как ее восстановить.
Родителям важно знать, существуют временные спады мотивационного аспекта учения. Это происходит в периоды усталости в силу высокой нагрузки по школьной программе. Неважное самочувствие, ссоры с одноклассниками также провоцируют ситуативное снижение мотивации. Чтобы понять, что существует проблема, требующая коррекции, познакомьтесь с основными характеристиками критического снижения мотивации учения:
- Резко снизилась успеваемость. Часто дети, которые получают отличные отметки и утрачивают желание учиться, начинают приносить домой безрадостные оценки. Самодисциплина и ответственность отходят на второй план, и снижается качество выполненных домашних заданий, контрольных работ.
- Ребенок ищет отговорки, чтобы не пойти в школу. Симуляция болезни, выдуманные головные боли несут в себе цель избежать еще одних школьных будней. Мотивация к учебе страдает не только из-за неуспехов и появления новых интересов, но и из-за испорченных взаимоотношений со сверстниками (буллинг, конфликты).
- Портятся отношения с педагогом. Преподаватели, требующие высокого уровня знаний и ответственного выполнения заданий, воспринимаются школьником в штыки. Это связано с тем, что в ответ на нежелание учиться те выдвигают еще более серьезные требования. Дети демонстрируют протест, повышенную конфликтность, оговорки.
- Нарушается дисциплина. Дети с ослабленной мотивацией начинают игнорировать правила поведения и ведут себя в формальной обстановке класса свободно. Родителям нередко приходят жалобы и требования прийти на беседу с классным руководителем, чтобы как-то урезонить расшалившихся школьников.
Бывает, что родители и педагоги не стремятся поддержать детей в этот период и помочь восстановить мотивацию учения. Поэтому возникает масса конфликтов, которые лишь укрепляют отсутствие желания ходить в школу и получать знания. Чтобы узнать, как вы можете помочь ребенку, необходимо понять, почему тот утратил мотивацию, какой ее аспект сильнее пострадал и предпринять действия, направленные на ее восстановление.
Из чего складывается мотивация к учебе
Мотивационный аспект учебной деятельности состоит не только из познавательных мотивов. Какие еще структурные элементы он включает:
- Коммуникативная сторона мотивации. Школьники, у которых складываются хорошие отношения с одноклассниками и педагогами, ходят в школу охотнее тех, у кого есть проблемы во взаимоотношениях в стенах учебного заведения.
- Эмоциональный аспект. Получение положительных эмоций, ощущение личностного роста и вкус достижений помогает поддерживать учебную мотивацию и повышает ее.
- Социальный аспект. Сюда относят внешние виды мотивирования: одобрение окружающих, похвала родителей и педагогов, признание сверстников.
- Психологический элемент. Через успешную учебную деятельность дети удовлетворяют свои потребности социального и психологического плана. Например, реализовать лидерские задатки, развивать свои способности через общественную школьную жизнь и т.д.
При работе с мотивацией необходимо проанализировать каждый ее компонент. Это поможет точнее выделить корень проблемы и подобрать эффективные способы коррекционного воздействия.
Причины снижения мотивации к учебе
Таких причин существует масса, и они имеют очень индивидуальный характер для каждого ученика. Это связано с разным уровнем интеллектуального и физического развития, заложенными ценностями и социальными нормами, представлениями об окружающем мире и самом себе. Здесь обозначим основные источники снижение уровня мотивации учения:
- Конфликтная обстановка в семье. Скандалы между родителями травмируют психику ребенка. Причем чем он младше, тем сильнее проявляется негативное влияние. Фокус школьника смешается с учебных задач на внутренние переживания, спровоцированные неблагополучной обстановкой в семье. Утрачивается интерес к учебе, появляется замкнутость.
- Чувство несоответствия ожиданиям родителей. Мамы и папы гордятся детьми, когда те становятся лучшими из лучших. Одни родители способы похвалить ребенка за хорошую оценку по предмету и будут искренне ей рады. Другие считают, что их чадо недостаточно постаралось, раз получило хорошую отметку, а не отличную. Высокие требования в совокупности с усиленной нагрузкой (секции, кружки, занятия с репетитором) способствуют развитию хронической усталости и временному снижению мыслительных функций. Ребенок чувствует, что при всех своих усилиях не способен вызвать в родителях чувство гордости. Он отпускает ситуацию и теряет один их мотивационных аспектов.
- Чрезмерный родительский контроль. Как и попустительство, авторитарный контроль над жизнью ребенка негативно сказывается на учебе. Перманентное чувство страха из-за возможности получить наказание за ошибку, затмевает познавательные интересы школьника.
- Плохие отношения с педагогом. Одно неуместное слово, нелестный комментарий, обращенный к ребенку от педагога, может спровоцировать сильную обиду. После этого школьнику будет сложно контактировать с учителем.
- Плохие отношения со сверстниками. Отношения среди детей чаще не обсуждаются в кругу родителей, пока не происходит какая-либо чрезвычайная ситуация (драка, скандал и т.д.). Беспокойные мамы и папы могут ненавязчиво поинтересоваться, с кем дружит их ребенок, а с кем складываются нехорошие отношения. Но не факт, что он все расскажет.
- Нарушения самооценки. Низкая или высокая самооценка основаны на неадекватном восприятии самого себя. Дети с низкой самооценкой постоянно боятся ситуации провала, быть осмеянными и оказаться в центре внимания. Из-за этого они отмалчиваются на задних партах и стараются не выделяться. Дети с высокой самооценкой наоборот, чрезмерно преувеличивают свои возможности. Критика и комментарии относительно ошибок вызывают у них негодование.
- Отсутствие интереса к изучаемому предмету. В среднем школьном звене уже начинает формироваться устойчивый интерес к тем или иным предметам. Те уроки, чье содержание находит отклик в интересах ученика, изучаются на должном уровне. А неинтересные предметы утрачивают актуальность.
- Отсутствие индивидуального подхода. Люди обладают разными системами восприятия. Одни лучше воспринимают информацию через зрительный анализатор, другие через слуховой. Разная подача материала в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка способствует повышению мотивации. Если эти особенности не учтены, высок риск ее снижения.
- Безразличие учителей. Педагоги, которые сами заинтересованы в преподаваемом предмете, вызывают тот же отклик в умах своих учеников. Безразличные педагоги, или специалисты с профессиональным выгоранием с трудом способны заинтересовать детей и увлечь их.
Как родители могут повысить мотивацию к учебе
В зависимости от превалирующего вида учебной мотивации, родители могут на нее воздействовать и усиливать. Но есть и общие правила, соблюдая которые вы поможете своим детям вновь почувствовать тягу к получению новых знаний.
Принимайте участие в жизни ребенка
Дайте ему понять, что в случае возникновения вопросов по предмету, он всегда может к вам подойти. Школьная программа бывает сложна для детей, поэтому ваша помощь и поддержка создадут дополнительную опору. Это снизит вероятность зарождения страхов, тревоги и переживаний. Спокойный ученик способен лучше воспринимать и анализировать информацию.
Не проецируйте свои несбыточные мечты и недостигнутые цели на ребенка
Каждый ребенок индивидуален: одному нравится играть в футбол, другому играть на скрипке. Если вы начнете навязывать детям свои взгляды и мечты, он утратит возможность самореализоваться. Что следует за этим:
- Чувство, что он не на своем месте. Удовольствие, сопровождаемое занятием любимым делом, помогает реализовать свои эстетические, познавательные и социальные потребности. Необходимость совершенствоваться там, где нет субъективного интереса, создает чувство внутреннего дисбаланса.
- Вина за то, что не хочет сделать приятно маме или папе. Желание вызвать у родителей чувство гордости и получить похвалу крайне важно для детей любого возраста. Но когда они положительно реагируют лишь на следование своим указаниям и потакание их требованиям, дети начинают испытывать чувство вины за свои интересы и невозможность порадовать родителей.
- Потеря интереса к внеклассным занятиям, а потом и к школе. Систематическое неудовлетворение познавательных и творческих интересов ведет к тому, что распадается общий мотивационный компонент. Ребенок чувствует себя «не в своей тарелке».
- Падение успеваемости. Утрата интереса к учебе всегда сопровождается падением успеваемости, так как в столь юном возрасте еще нет четко сформированных механизмов самоконтроля и воли.
Хвалите и поощряйте
Ваша похвала способна стимулировать тягу к достижениям. В педагогике есть понятие « создание ситуации успеха». Так, они ставят ученику с невыдающимися способностями оценку выше, чем тот заслуживает или дают задания с материалом, в котором тот силен. Признание прогресса педагогом подстегивает его на прикладывание больших усилий. И в следующий раз он получает повышенную оценку уже заслужено. Ваше поощрение также может подтолкнуть ребенка на новые достижения.
Организуйте досуг ребенка
Иногда снижение мотивации связано с переутомлением. Школьные занятия, кружки, а после выполнение объемного домашнего задания выматывают ребенка. Чувство усталости заметно снижает умственные способности и эффективность усвоения и переработки информации. Чтобы восстановить ресурсы школьника, необходимо организовать его досуг. Выбрать пару часов в день и дать ему расслабиться: прогуляться с друзьями, сходить в кафе, посмотреть мультфильмы. Желательно заняться активным досугом, чтобы произошла смена умственной на физическую деятельность.
Чтобы впредь ребенок не сталкивался с переутомлением, можно составить определенный график, в котором есть место учебе и отдыху. На деле будет трудно реализовать эту затею со школьником. Но практическое ее использование подтвердит свою эффективность и оправдает все усилия.
Уважайте его право на наличие внешкольных интересов
Реализация творческих способностей является своего рода отвлечением от обязанностей, коей является обучение в школе. Дайте полную свободу выбора для рода внешкольных занятий. Вы покажете, что уважаете права и самостоятельность ребенка, а также позволите ему найти занятие, которое будет по душе.
Минимизируйте стресс
Ваши требования, критика и наставления повышают уровень тревожности ребенка. Встревоженный, обеспокоенный школьник не способен в полной мере концентрировать на выполнении школьных задач. Пересмотрите свой критический подход к оценке эффективности деятельности ребенка. Это не значит, что вы должны перестать его контролировать. Просто смягчите требования и выражайте эмоциональную поддержку в случае, когда это необходимо.
Задействуйте дополнительные способы усвоения информации
Если в школе вашему ребенку трудно запомнить материал по предмету, то помогите ему увидеть его с новой стороны. Найдите качественный видеоматериал по теме, или образовательную игру. В школе тоже реализуется интерактивный подход к обучению, но не в каждом заведении есть технические возможности. Когда ребенок начнет лучше понимать предмет, непременно повысится его учебная мотивация.
Учитывайте возрастные особенности
Когда маленьких детей слишком рано отдают в школу, родители часто сталкиваются с проблемами в их обучении. Из-за отсутствия психологической готовности к школе они не способы соблюдать дисциплинарные требования, внимательно слушать педагога и т.д. Поэтому важно не торопиться и ориентироваться на готовность ребенка.
На каждом возрастном периоде есть свои особенности в познавательной сфере. Так, подростки утрачивают учебную мотивацию из-за становления устойчивых внешкольных интересов и появления представлений о будущей профессии. Соответственно, они бросают массу усилий на освоение несколько профильных предметов, а остальные остаются «заброшенными».
Заключение
Мотивация к учебе – это хрупкий элемент, на который воздействует масса внешних факторов. Чтобы сберечь высокий интерес ребенка к получению знаний, родителям придется приложить немало усилий. В том числе, это работа над самими собой. Чтобы в будущем ваш ребенок с теплотой вспоминал школьные годы и вынес из них максимум пользы, необходимо создать благоприятную обстановку в семье, ведь это в ваших силах.
Оцените статью |
|