Как научить ребенка слову нельзя
На протяжении всей жизни человека его сопровождают нормы, правила, указания и инструкции, призванные регламентировать его жизнь. Часть из них состоит из запретов. В самом начале жизни эти запреты должны послужить сохранению жизни и здоровья ребенку, а также помочь ему усвоить базовые понятия поведения в социуме. Запреты напрямую связаны со словом «нельзя».
По мере взросления ребенка число запретов будет расти и сами запреты будут меняться. Например, когда ребенок совсем малыш, трогать горячий утюг ему нельзя, а став старше он в состоянии освоить навык работы с утюгом и запрет, естественно, будет снят. Накапливаясь, эти запреты будут формировать в сознании ребенка систему ограничений, которая войдет в его мировосприятие, а, следовательно, повлияет на дальнейшую судьбу.
Порой взрослые выражают жалобы, на то что дети не воспринимают и не реагируют на слово «нельзя». Такое поведение приводит к ссорам с ребенком, провоцирует скандалы и конфликты между взрослыми и детьми. Как и в каком возрасте научить ребёнка смыслу слова «нельзя» и пойдет речь в статье.
Возраст, в котором стоит учить ребенка слову «нельзя»
Любое знание и умение доступно к усвоению ребенком в зависимости от возможностей его мозга. Зачастую взрослые упускают этот аспект, чаще спешат, а иногда опаздывают с обучением ребенка. Результат научения слову «нельзя», как и многим другим вещам, во многом привязан к возрасту.
До одного года ребенок представляет собой совершенно беспомощное создание. Большую часть времени в первый год своей жизни ребенок затрачивает на то, чтобы «встроиться» в свой собственный организм, научиться понимать его, различать элементарные ощущения. Например, отличие голода от чувства страха или болевые ощущения в животе от боли в ухе.
Кроме того, он осваивает основные навыки управления своим организмом, начиная с опорно-двигательного аппарата и заканчивая освоением аппарата голосовой артикуляции. А ещё, параллельно, есть масса вопросов, которые нужно решать ребенку до года. Это и научиться контактировать с окружающими людьми, и выражать собственные эмоции, и показывать свое состояние, и демонстрировать причины которые у него вызывают беспокойство.
Одним словом, до года смысл слова «нельзя» ребенку недоступен. Однако различать мимику, жесты, интонацию ребенок уже в состоянии. Поэтому границы дозволенного и недозволенного взрослый для ребенка уже может выстроить. Показав свое неудовольствие и то, что поведение ребенка не устраивает взрослого, скажем если ребенок тянет за волосы или щипается. Лучше же всего и эффективней для этого возраста просто переключать внимание ребенка на что-то другое.
Именно сознательному восприятию слова «нельзя» нужно начинать учить после того как ребенку исполниться год. В это время перед ребенком открываются огромные перспективы – он делает свои первые шаги и начинает самостоятельно ходить. В это время он принимается за изучение мира, при этом он воспринимает его именно как «свой» мир, а не как «окружающий» мир. В этом нежном возрасте ребенку конечно же неизвестны все те риски и опасности, которые он может повстречать на своих путях. Слово «нельзя» на этом этапе должно оградить малыша в основном от реальных угроз его жизни и здоровью.
Вплоть до трех лет ребенок еще не отделяет мир от себя. Границ между собой и миром ребенок провести не в состоянии, он как бы охватывает собой всё окружающее и все, что привлекает его внимание. Стоит чему-то исчезнуть из поля его восприятия и этого уже как бы и нет для него.
Взрослые, для ребенка в этом возрасте, его родители и воспитатели – часть его личного мира, без учета их собственных интересов и их жизни. Пока никакого диалога между ребенком и взрослыми нет. Есть просто воздействие на его мир «снаружи», и реакции ребенка на это. Устанавливая первые ограничители в виде слова «нельзя» взрослые должны помнить об этом свойстве мышления детей до 3 лет.
Однако откладывать процесс научения ребенка слову «нельзя» до трехлетнего возраста тоже не стоит. В 3-4 года ребенка ждет первый «возрастной кризис» и он поймет, что мир отдельно, а он отдельно. За этим последует поиск ребенка своего места в этом мире. Зачастую поиск малыша сопровождается сопротивлением и отрицанием всего, ради проверки реакции на его поведение. Таким образом он позиционирует свое присутствие в этом мире, свой взгляд и мнение на все происходящие. В этих условиях научить малыша слову «нельзя» взрослому будет намного труднее.
Чего не стоит делать, когда взрослые учат ребенка слову нельзя
Есть три основных момента которые надо избегать взрослым, взявшимся научить малыша слову нельзя:
-
Устанавливать слишком большое количество запретов.
-
Устанавливать запрет без объяснения причин.
-
Применять агрессию по отношению к ребенку.
Теперь разберем эти пункты подробней.
Слишком большое количество запретов и частое произнесение слова "нельзя" может послужить формированию одной из двух отрицательных черт в характере ребенка:
-
Бесконечное «нельзя» и постоянное одергивание ребенка чаще всего приводит, либо к игнорированию этого слова, либо к открытому бунту против установления многочисленных рамок в поведении ребенка.
-
Иногда ребенок смиряется и следует всем запретам, но на выходе формируется абсолютно безынициативная и слабая личность, - человек крайне неуверенный в себе и своих силах.
На начальном этапе «нельзя» должно быть минимально, по возможности не больше 4-5 раз в день. Всё что может представлять угрозу безопасности ребенка (колющие, режущие, обжигающие и т.п.) или то, что он может повредить (техника, электроприборы, хрупкие вещи) лучше убрать из поля его деятельности. Время маленького ребенка должно быть максимально организовано и заполнено вниманием взрослых, чаще всего ребенок совершает «противоправные действия» когда он ничем не занят и ему скучно. Если со взрослым он играет, гуляет, читает и занимается развитием, то у малыша практически не возникает желаний делать то, что запрещено.
На раннем этапе развития ребенка слово «нельзя» должно быть связано с ограничением от того, что представляет угрозу его здоровью, тогда слово наполнится значимостью и приобретет «вес» в сознании малыша.
Если нет объяснения причины запрета очень велика вероятность того, что ребенок из любопытства попытается попробовать то, что было запрещено взрослым, когда тот не видит. Волшебные слова «ай-ай-ай» и жесты, когда взрослый грозит пальчиком в качестве заклятия не эффективны. Лучше всего действует метод рассказ-показ, с использованием слов и жестов понятных ребенку, - «горячо», «ай – вава» и другие «аргументы». С учетом, опыта который ребенок неизбежно получит, начав ходить и словарного запаса доступного для его восприятия. Например, если есть повышенное внимание и желание пощупать утюг нужно позволить ребенку попробовать его на ощупь, когда тот уже не обжигает, но ещё горячий, сопровождая свои действия озвученным текстом – «ох, горячо!».
Агрессивное поведение взрослого, - подкрепление «нельзя» битьем по рукам. Человек, в отличие от животного, имеет более сложное психическое устройство и приходит в этот мир ещё совершенно неготовым жить в нем самостоятельно. Благодаря такой гибкости и пластичности своего мышления и формированию мозга по ходу жизни, а не в утробе матери он достигает высоких интеллектуальных возможностей, позволяющих ему возвышаться над животным миром. Методы дрессуры в вопросе обучения ребенка на ранних этапах формирования его мышления, в частности битье по рукам, порождает скрытую агрессию, которая потом может выражаться в различных проявлениях, разрушает в самой основе доверие к взрослым, подавляет инициативу и желание к познанию и может отразиться патологиями психики.
Что и как нужно делать, чтобы ребенок научился
Для того чтобы научить ребенка слову «нельзя», необходимо придерживаться ряда универсальных правил.
-
Слово «нельзя» должно произноситься взрослым спокойно, серьёзно и твердо. Это слово не должно носить эмоциональной окраски, в нем не нужны нотки умиления действиями юного исследователя или гнев разъярённого владыки на нерадивого холопа. В сознании ребенка слово сформирует «сигнальную кнопку», которая будет квалифицировать произнесенное «нельзя» с желанием взрослого оградить ребенка от потенциальной опасности.
-
Запрет должен быть неизменным. Если запрет был наложен, то он должен действовать вне зависимости от времени, - не так, что сегодня нет, а завтра да. Также не должно быть так, чтобы один взрослый говорил «нельзя», а другой позволял. Принятое решение должно последовательно исполняться иначе ребенок попытается манипулировать взрослыми. Если у одного взрослого можно, а у другого нельзя значит будут слезы и истерики с целью заполучить желаемое
-
Желательно, чтобы для ребенка была альтернатива на запрет. Например, увлекательная «наскальная живопись» на обоях, вполне может быть перенесена на наклеенный на стену ватман.
-
Использовать похвалу и поощрение, когда ребенок правильно себя ведет. Похвала за правильные поступки сокращает необходимость применение слова «нельзя», по причине того, что ребенок стремиться выполнять просьбы взрослых, получая удовольствие от положительной оценки своих действий.
-
Сразу нужно настраиваться на то, что процесс формирования нового навыка и усвоения слова «нельзя» - это процесс формирования новых нейронных связей в мозге. Это означает физические изменения в организме и ждать их мгновенного появления не стоит.
Относить слово «нельзя» к разряду «волшебных» делающим детей послушными и шелковыми, как это делают многие взрослые, является большой ошибкой. Так это не работает.
Процесс формирования реакции на слово «нельзя» потребует от взрослых слаженности и согласованности между собой, терпения и настойчивости. Опять же, если годовалый ребенок тянется к горячей кружке или карабкается на стремянку, уповать на одно «нельзя» точно не стоит, надо спешить на помощь.
Больше информации по этому вопросу и вообще о том, как научиться запрещать и отказывать ребенку можно почитать здесь.
С чего начинать обучение слову «нельзя»
Следует обратить внимание на действия, которые ребенок совершает чаще всего и представляющие потенциальную опасность для его жизни и здоровья.
Допустим ребенок увлекся газовой плитой, устремляется к ней и пытается крутить ее ручки. Следует взять малыша на руки, уйти от опасного предмета и глядя ему в глаза, четко, твердо и спокойно сказать «нельзя».
Повторять подобные действия придется ни один раз, но в какой-то момент, непременно, это подействует. После чего реакция на слово «нельзя» уже будет действовать как запрет который ребенок выполнит. С этого времени его уже не придется физически удалять каждый раз от газовой плиты. Подобным же родом следует действовать и во многих других ситуациях, где необходимо выполнение запрета ребенком.
В конце стоит коротко резюмировать написанное: сократив список запретов до разумного минимума, сделав их при этом обязательными к исполнению при любых условиях, разъяснив причины этих «нельзя» и найдя хорошие альтернативы запретным действиям ребенка, взрослый может получить понимание, доверие и послушание от ребенка, вместо истерик, упрямства и стремлений делать все на зло и вопреки.
Статья составлена на основании книг А. Курпатов «Счастливый ребенок. Универсальные правила»; Е.Б. Кулева «Научитесь говорить ребенку «нет» и «нельзя» и педагогической, воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/
Оцените статью |
|
22.11.2024
22.11.2024
22.11.2024