Как делать уроки без скандала и истерики. Как усадить детей за уроки

Обновлено: 22.11.2024 13:27:37

Многим родителям детей достигших школьного возраста эта проблема знакома. Зачастую дети подходят к необходимости заняться уроками как к наказанию, а взрослые как к тяжкому испытанию.

Чего не стоит ждать от ребенка

Как делать уроки без скандала и истерики

Ребенок совершенно не желает делать уроки и учиться! Он абсолютно не думает о своем будущем! Кем он станет?! Как он собирается зарабатывать себе на жизнь! Такими вопросами взрослые нередко задаются, видя отношение детей к выполнению ими уроков. Однако возможно ли донести чаянья взрослых до детей, которые на их взгляд вполне обоснованы и должны мотивировать ребенка к обучению? Совершенно и абсолютно – нет!

Получается, что взрослый, вместо того, чтобы стимулировать развитие соответствующей зоны коры головного мозга отвечающей за это самое обучение у ребенка, «долбит» по ней со всей силы своими нападками, ещё и приговаривая «вот я, в твои годы!».

  1. Во-первых, вот это вот «в твои годы», - это иллюзия нашего восприятия, которое взрослый видит сквозь призму реконструкции его сознанием его же прошлого. Заметить несоответствия этого восприятия реалиям жизни можно только если тщательно поработать над этим.

  2. Во-вторых, в те самые «наши года» на стимулирование этой самой зоны была направлена целая система воздействия всей государственной машины образования. Только ребенок начинал ходить в детский сад, уже слышал: «Где работать мне тогда, чем мне заниматься? Я бы в столяры пошел, пусть меня научат…Столяром хорошо, а инженером лучше…Я бы в летчики пошел, пусть меня научат…» и так далее. Начиная с 5 класса шло ознакомление школьников с профессиями через экскурсии на различные производства, а с 8 класса в школе действовала система обучения специальностям в учебных комбинатах, для тех, кто не пошел в техникумы и проф. училища.

Сейчас надо сравнить тогда и теперешнее информационное пространство. Какое представление у современных детей есть о современных профессиях программиста, бухгалтера, дизайнера или HR-менеджера? Исключительно умозрительные представления. В таких условиях сформулировать план направленных действий для ребенка совершенно не реально.

А ещё, та часть мозга которая отвечает за долгосрочные и перспективные планы, окончательно закончит свое формирование только к 25 годам. Так что, при отсутствии направленной программы, заполняющей информационное пространство профессиональной ориентацией подрастающего поколения, единственным «путеводным маяком» для ребенка станет близкие ему взрослые люди.

Распространённой ошибкой взрослых является преувеличение возможностей детей и безалаберное отношение к обязанностям взрослого, как воспитателя.

На чем строится принятие ребенком необходимости делать уроки

Любопытство или по-другому интерес – вот основная движущая сила познавательной деятельности ребенка. Сам по себе интерес – это эмоция и эту эмоцию, как и любую другую положительную эмоцию, необходимо поощрять в ребенке. Посредством его стимуляции интерес можно увеличить, укрепить и сделать его обстоятельным.

В раннем возрасте любопытство носит поверхностный характер, концентрация внимания дошкольнику пока не доступна, но само любопытство просто неиссякаемо. Если взрослый будет поддерживать его в малыше и укреплять, то вопрос заинтересованности в учебе, когда он пойдет в школу будет решен.

Родители расстраиваются от того, что их дети не желают учиться. А на самом деле все банально и просто – им не интересно. Вполне возможно, что в начале они интересовались учебой, но впоследствии детям пришлось столкнуться со множеством неприятностей для себя, - от ребенка требуют долгой концентрации внимания на предмете, его загружают непонятной информацией и в довершении начинают наказывать за неудачи. Естественной реакцией будет просто «забить», говоря по-простому, на учебу.

В качестве стимулятора можно использовать страх. В ребенке можно сформировать страх перед наказанием, третировать его возможностью провала или возможностью опозориться. Но, многочисленные исследования в этой области доказали, что такое обучение совершенно неэффективно.

Единственным критерием и движущей силой обучения детей было и остается слово «интересно». Любая интеллектуальная деятельность людей, а также все их творческие способности – все это зиждется на эмоции интереса и направляется так же интересом. Ребенок будет проявлять творческую инициативу и включать воображение в любой области знаний, если этот предмет захватит его, и будет вызывать желание постичь его суть. Только при таких условиях обучение становиться не мучительной каторгой, а волнующим приключением.

Это станет возможно лишь тогда, когда взрослый будет поощрять любые проявления интереса своим ребенком. Если взрослому удастся создать условия, при которых интерес ко всему необычному и новому вызывают у ребенка ассоциации с радостью и удовольствием – проблем с его обучением не возникнет.

Нейробиолог из США Джон Медиа в своей книге «Правила мозга» описывает достаточно подробно и доступно устройство многих механизмов мыслительной деятельности человека вообще и детей в частности. Уместно здесь будет привести его цитату: «Если бы детям дали возможность проявлять любопытство, они в своем развитии естественных наклонностей к исследованиям и открытиям могли бы прогрессировать, пока бы им не исполнилось 101 год». 

Если взять на себя труд и изучить биографии людей, достигших успеха в этой жизни, то можно с удивлением обнаружить, что у них широчайший круг интересов они пробовали заниматься очень многими вещами. Это берет начало от хорошо развитой эмоции интереса, а также весь успех и получение ими образование изначально вытекает из этой эмоции.

Как организовать процесс выполнения уроков ребенком

Ортопедический стул для школьника

Выше было описание и обоснование критериев, на которых должна закладываться основа любви ребенка к занятиям и процессу обучения. Однако, вполне вероятно, что в дошкольный период что-то было упущено, значит надо будет наверстать уже когда ребенок пошел в школу. Об этом пойдет речь дальше. Хотя все же лучше постараться стимулировать эмоцию интереса в детях в более раннем возрасте. Тогда многое ребенок будет делать сам, исходя из внутренних побуждений.

Для эффективной и продуктивной работы по выполнению уроков, не омрачаемых конфликтами и стрессом, существует ряд общих правил.

  1. Режим дня.

  2. Максимальное снижение отвлекающих моментов.

  3. Дробление выполнения уроков на несколько частей.

  4. Начало процесса выполнения уроков вместе с взрослым.

  5. Своевременный и плавный переход к самостоятельному выполнению домашнего задания ребенком.

Режим дня, - служит для более четкой организации жизни ребенка. Создается режим не ради самого режима, а в качестве вспомогательного инструмента, действующего на условно-рефлекторном уровне, когда в заданное время наступает пора выполнять уроки. Мозг настроенный на определенные временные точки охотней будет подключаться к обучению если это время будет постоянным. В составлении распорядка дня ребенок должен принимать непосредственное участие.

После прихода со школы обязательно поесть, чтобы пополнить организм энергией, отдохнуть в течение часа – двух, для детей младшего школьного возраста возможен дневной сон. Только после этого стоит начинать выполнять уроки. Идеальный временной интервал для этого с 15.00. до 18.00. Это время наиболее продуктивно, ребенок подкрепил организм, дал ему время усвоить пищу, отдохнул и готов приступить к учебе.

Важно установить непреложное правило – никаких посторонних дел не совершается, пока не выполнено домашние задание. Наличие перспективы пойти гулять, играть и других положительных моментов после приготовления уроков служит дополнительным стимулом более сосредоточено подойти к заданиям и постараться закончить их быстрее.

В режиме обязательно должны быть предусмотрены короткие перерывы между выполняемыми заданиями, в которые можно включить один «перекус» в виде фруктов или стакана сока с печеньем. Непрерывное выполнение заданий в сидячем положении и концентрация внимания на одном только выполнении уроков на несколько часов, даже на час – это путь к воспитанию отвращения у ребенка к занятиям.

Сам распорядок оформляется наглядно и размещается где-то рядом с часами, для удобства в выполнении и как напоминание.

  1. Снижение уровня отвлекающих моментов, - ребенку, чем он младше, тем сложнее сосредоточить свое непрерывное внимание на одном предмете. Это свойство перескакивать с предмета на предмет в целом является полезным для развития мышления. Однако совершенно не способствует продуктивному выполнению уроков. Современные исследования показали, что отвлечение внимания хотя бы на 3 секунды вызывает увеличение количества ошибок в 2 раза. Причина в том, что кратковременная память теряет детали заданий, когда происходит отвлечение, что приводит к ошибкам.

  2. Дробление домашнего задания, - разделить выполнение заданий на несколько частей связанных с переменой деятельности. Допустим, выполнить три задачи, затем проверить правильность их выполнения. Это экономит энергию ребенку и позволяет более эффективно выполнять задания.

  3. Выполнение уроков совместно со взрослым – непременное правило для того, чтобы ребенок смог преодолеть неуверенность перед новыми для него задачами. В школе на него мог надавить учитель, за неверно сделанное задание, ребенок элементарно может что-то не понять на уроке.

  4. Если рядом не будет взрослого, способного поддержать и объяснить, в ребенке возникнет чувство страха поражения или боязни опозориться, которое проассоциируется с выполнением заданий. Если же уроки наполнены атмосферой доброжелательности и желанием помочь со стороны взрослого их выполнение будет привлекать ребенка.

  5. По мере взросления роль и время в выполнении уроков взрослым совместно с дитем должна неуклонно уменьшаться. Сначала он будет делать все под присмотром, затем делать со взрослым только, то, что сам не понял, потом выполнять задание на черновике, а проверять вместе и так до полной самостоятельности ребенка. И очень важно не только помогать в учебе, но и поощрять успехи и оказывать поддержку.

  6. Переход к самостоятельному выполнению задания. Когда взрослый видит, что ребенок достиг уровня возможностей к самостоятельному выполнению уроков, но продолжает так же часто обращаться за помощью, вплоть до того, что задание делается взрослым за него, значит процесс пошел в сторону регресса.

  7. На этом помощь должна сократиться и перейти к самостоятельности ребенка в вопросе уроков. Иначе, есть опасность, что ребенок вообще станет уходить от самостоятельности во всем. Начинать нужно с объяснения, доступно рассказав ребенку, что выполнение уроков является его необходимой обязанностью и помощь будет ему оказана только в сложных случаях. Если ребенок капризами пытается выразить несогласие с изменяющимися правилами допустимо и даже необходимо применить запреты: на просмотр ТВ и игры пока уроки не выполнены, либо временным лишением «финансовой подпитки» в виде карманных денег. Чаще всего ребенок видит плюсы и минусы ситуации и компромисс может быть достигнут достаточно легко.

Здесь описаны лишь базовые правила, применимые для всех случаев, когда необходимо научить ребенка делать уроки. Отдельно же стоит учитывать темперамент каждого ребенка, интеллектуальные способности, состояние здоровья в каждый конкретный период времени и его возраст. Правильный подход к оценке совокупности всех этих факторов позволит достичь того, чтобы ребенок спокойно и продуктивно выполнял уроки.

Итогом стоит еще раз резюмировать, - чем раньше было начато укрепление и развитие главной эмоции обучения – интереса, тем меньше будет проблем с желанием учиться у ребенка.

Статья составлена на основании книг А. Курпатов «Счастливый ребенок. Универсальные правила»; Джон Медиа «Правила мозга»; Джессика Лэйхи «Дар неудачи» и педагогической, воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Комментарии
Загрузка комментариев...