Как делать то, что хочешь, а не то, что надо

Обновлено: 09.10.2024, просмотров: 1428

Многие люди с возрастом осознают, что занимаются совсем не тем и не там, где хотелось бы. Большинство тренингов и коуч-семинаров отводится таким тематикам, как самоидентификация, самопродвижение, самопрезентация, самореализация и похожим.

Поэтому в психологии и блогосфере очень популярна проблематика личного самоопределения и саморазвития, поскольку люди получили больше независимости от семейных и социальных предписаний.

Как делать то, что хочешь, а не то, что надо

Вижу цель – не вижу препятствий

У современных людей гораздо больше свободного времени и возможностей для личного роста и когнитивно-поведенческих изменений на фоне оптимизации производственного цикла, когда повсюду сокращается количество работников и руководящего персонала.

Сейчас происходят кардинальные изменения в массовом сознании, когда повышенное внимание гуманитарных наук, масс-медиа направлено на развитие и реализацию каждой личности, а не общества, которое развивается достаточно стабильно и предсказуемо.

Государство старается стимулировать появление активных, ответственных граждан, которые будут соблюдать законы и заниматься собственным содержанием, не требуя финансовой поддержки. Поэтому даже на госканалах «раскручивают» блогеров, рестораторов, стилистов и прочих медиа-персон, а не комбайнеров и моряков дальнего плавания.

Постиндустриальному государству выгодно иметь инициативных, ответственных граждан, которые могут организовать бизнес или производство, заниматься творчеством, готовы сотрудничать с властями и продвигать цивилизационный прогресс. Тогда госструктуры тратят меньше ресурсов на надзорные органы и поддержание правопорядка, образованных, толерантных граждан проще контролировать и консолидировать.

Особое внимание проблемам самоопределения человека начали уделять, когда возникли такие науки, как психология, социология и прочие. Постепенно эта тенденция набирала обороты вопреки научно-технической революции и обществу массового потребления 1960-х годов. Каждое поколение по-своему актуализирует вопросы формирования эгоидентичности, самовыражения в семье, социуме, профессии, искусстве, политике и других сферах существования.

В начале XX века Фрэнк Парсонс, американский профессор, социальный реформатор и общественный деятель, в преддверии масштабного экономического кризиса создал дифференциально-диагностическое направление, которое выделяет осознанность и рациональность поведения личности как главные характеристики социального и профессионального выбора, как главные критерии реализации мотивов и способностей.

Он говорит, что мотивы и цели поведения во многом определяются атмосферой родительского дома, что противоречит общественным запросам на существование автономных, независимых личностей, способных оперативно менять место жительства и реагировать на требования рынка труда. Именно тогда воспитательные, образовательные функции начали стремительно переходить из частного ведомства в государственное. Начала развиваться система бесплатного образования, которая готовила почву для появления «среднего класса» с самостоятельным, ответственным менталитетом, способным преодолеть семейные, ретроградные барьеры.

На основе его исследований появилась теория коммуникативно-управленческих решений, которая описывает все поступки человека с позиций его семейного и социального взаимодействия. Люди становятся более независимыми, могут отказаться от семейных, этнических, социально-исторических традиций, повсюду развиваются принципы толерантности и интегративной культуры. По сути, сейчас самым большим препятствием на пути к самовыражению и самореализации являются собственные мотивы и установки человека, а не семейные или социальные запреты и ограничения.

От мечты до результата – три шага

Безусловно, необходима собственная инициатива человека, который осознает и ощущает необходимость семейной сепарации и социального взросления. Только тогда появляется возможность для творчества и самовыражения, для самореализации в выбранной сфере.

Процесс самоопределения предполагает психологическое обособление от семьи, от родителей, от прежнего круга общения. Это принятие самостоятельных решений на каждом уровне семейной привязанности, и, самое важное, – получение удовольствия от процесса взросления. Собственно говоря, ради этого все и затевается, даже ошибочные, неправильные решения в итоге приводят к удовольствию при решении проблем и получении результатов.

«Когда человек хочет действовать, он ищет возможности, когда не хочет – ищет причины». Это долгий, увлекательный путь: мечтание – планирование – выполнение. Успех никогда не бывает случайным, это всегда результат настойчивых, планомерных усилий. Многие задерживаются на уровне мечты, ведь мозг воспринимает воображаемые события, как наполовину достигнутые, ведь мысли о них приносят такое удовольствие, как будто они произошли в реальности.

К планам приступить гораздо сложнее, еще больше проблем возникает на этапе выполнения. Дело в том, что наши собственные намерения никто не контролирует и не проверяет, значит, отпадает необходимость отчитываться и срочно выполнять намеченное. А люди привыкают к тому, что взрослые или руководящие лица их направляют, опекают, советуют. Если я сегодня не пойду в тренажерку или не напишу двадцать страниц давно задуманного романа, не последует никаких санкций и наказаний. Поэтому можно заняться завтра или послезавтра или когда-нибудь потом.

Основные проблемы, которые сопровождают взросление, отделение от семьи и процесс самоопределения:

Конфлюэнция (слияние) – неспособность родителей «отпустить» ребенка, уверенность в том, что они «лучше знают», что ему нужно. Иррациональное желание доминировать и подчинять даже во вред потомству, как признак социальной незрелости и несостоятельности. Часто сопровождается авторитарным стилем отношений, который исключает возможность обсуждения и приводит к абьюзу, конфликтам, чрезмерной опеке, психологическим травмам.

Конфлюэнция возможна и помимо родственных отношений, например, в тесном коллективе соучредителей, участников творческого проекта человеку трудно принять решение об уходе, разорвать привычные взаимосвязи. Значит, на пути к тому, чтобы делать то, что хочется, вначале придется преодолеть семейное, контекстуальное сопротивление, ведь любая группа или объединение стараются сохранить похожесть всех участников.

Вы вправе мотивировать свое «отсутствие» конкретными причинами, чтобы окружающим стало понятно ваше направление. А можете просто заменить прежние увлечения новыми, вы не обязаны отчитываться и обсуждать свои планы.

Индифферентное отношение – безразличие, нежелание покидать родительское жилище или менять привычный образ жизни, знакомый коллектив, самостоятельно обустраивать собственную жизнь. Часто не зависит от условий воспитания, поскольку в одной семье дети совершенно по-разному могут регулировать свои планы и жизненно важные мероприятия. То же самое можно сказать про выпускников одного факультета с одинаковыми оценками.

Наша психика стремится соблюдать экономичный, энергосберегающий режим вне стрессовых ситуаций, поэтому можно заметить различное влияние мотивов и установок по степени вовлеченности и интенсивности. Эмотивные, чувственные – возникают быстрее и раньше остальных, быстро меняются, создают ощущение сопричастности к чужим достижениям. Этим объясняется позитивный характер общественных новостей: людям кажется, что они непосредственно связаны с чужим рекордом или успешным мегапроектом.

Когнитивно-интеллектуальные – «переваривают» стихийные эмоциональные впечатления, анализируют, систематизируют, выбирают наиболее приемлемые. Человек может до бесконечности обдумывать грандиозные планы, но так и не выполнить ни одного действия.

Волевые действия – самая сложная часть самореализации, когда масштабные мечты и мысли должны перейти в конкретные поступки. В результате многочисленных мечтаний и планов редко выполняется хотя бы половина необходимых действий. И не потому, что кто-то мешает, запрещает, препятствует, а потому что человек не в состоянии преодолеть собственные барьеры.

Прокрастинация – бесконечный процесс «откладывания» сопровождает большинство «необязательных» мероприятий. Основная проблема прокрастинатора состоит даже не в том, что он «отвлекается», а в том, что впоследствии испытывает чувство вины, неполноценности, ущербности. Поэтому нужно ставить достижимые, посильные цели, не сравнивать себя с другими, оценивать реальные результаты, а не желаемые.

Именно механизм прокрастинации определяет, что «необходимо», а что «желаемо», когда человек в первую очередь выполняет «заданные» дела, необходимые для поддержания жизненного цикла. Например, учится, работает, выполняет семейные обязанности, которые взаимосвязаны с другими людьми и подлежат оценке окружающих, а собственные увлечения остаются «на потом».

Неправильная социальная адаптация – последствия и при излишнем контроле со стороны родителей, и при дефиците внимания, при недостатке надзора, когда игнорируются основные потребности подрастающей личности. Если имеется множество комплексов или синдромов внутри семьи («жертва», «отличник» и прочие), то невозможна успешная самореализация в обществе.

Те же самые последствия возникают от модели поведения в коллективе во время учебы или работы, когда человеку словно присваивают определенный статус в зависимости от того, как он способен лидировать, поддерживать коммуникацию, выполнять индивидуальные и совместные задания. Формируются устойчивые стереотипы оценки и самооценки, когда появляются выводы на основе характера человека, а не его способностей.

Люди с одинаковым интеллектом и уровнем навыков считаются «глупее» или «умнее» в зависимости от того, насколько они социализированы, способны презентовать свои достижения. Каким бы гениальным ни оказался художник, его значение определяется только на фоне других произведений искусства и общественного мнения. Поэтому всегда следует соблюдать баланс между собственным мнением и позицией окружающих.

Как оказалось, заниматься тем, что хочется, никто не мешает, если перейти с эмоционального уровня (мечты) на осмысление (планы) и дальнейшее волевое выполнение (результаты). Первые два уровня с масштабными понятиями люди преодолевают достаточно успешно, а к более конкретным действиям готовы немногие. Потому что нет гарантии «вознаграждения», как за выполненную обязательную работу, поэтому мозг отказывается трудиться ради призрачных, фантомных достижений.

Старайтесь ставить достижимые краткосрочные цели на несколько дней, которые не зависят от участия и мнения окружающих. Когда вы получите даже крохотные результаты, произойдет поворот в сознании: это реально, это правильно, это приносит удовольствие.



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Загрузка комментариев...