Главные нюансы развития ребенка в 1 год и 9 месяцев
По окончанию первого года своей жизни, с началом процесса ходьбы ребенок открывает для себя новые, неимоверно широкие возможности. Этот период жизни малыша связан с переходом от изучения и «освоения» себя самого на изучение собственного мир. Именно так, мир этот, для ребенка не «окружающий мир», в нашем взрослом его восприятии, а именного его личный, собственный мир.
Ребенок пока не будет ощущать границ между ним самим и миром, сейчас он становится больше «вмещая» в себя и охватывая в своей жизни все, что им будет замечено. Интересной особенностью этого возраста является, то, что мир этот существует только пока ребенок его видит и в нем заинтересован. Стоит ему отвернуться или переключиться на что-то другое, этот мир перестает для него существовать, как будто его и не было вовсе.
Особенности психики и мышления ребенка этого возраста
Этот этап развития ребенка является первым отправным пунктом в его долгом путешествии по формированию взрослого отношения к жизни. Закончится он аж к 25 годам, но первые шаги, сделанные ребенком своими ножками самостоятельно, являются заодно и первыми «шагами» к формированию «личности», как её себе представляют. Вот эти шаги.
-
Происходит переход от первого этапа мышления, так называемого «бессловесного мышления», когда ребенок не понимает и не знает слов, но всё же мыслит, основываясь на ощущениях и чувствах, через это выстраивая логику в принятии решений, к усвоению «словесного мышления».
-
Начиная процесс освоения слов ребенок по началу не воспринимает их в виде вербальных сигналов означающие предметы или другие вещи. Для него это звук, принадлежащий вещам. Сама вещь звук не издает, но её «озвучивает» взрослые, издавая этот звук по отношению к этой вещи.
-
У взрослых возникает иллюзия, что в игре ребенок ведет себя с ними почти как взрослый. Даже дети, которые ещё не научились говорить в этом возрасте, способны различными способами выражать свои эмоции и пожелания.
-
Для малышей этого возраста характерно изменение поведение, выражающееся в уравновешенном и более спокойном поведении. Это связано с повышением любопытства и интереса в познании своего мира. Привязанность к матери всё еще очень сильная и он желает видеть её рядом, в незнакомой обстановке и при её отсутствии в поле зрения отмечается повышение тревожности.
-
Большая часть «мыслительных процессов» проходит на уровне эмоций. Эмоции становятся ярким, насыщенными и многочисленными, по поведению ребенка легко «считываются» радость, интерес, любопытство, огорчение, обида и т.п. При этом ребенок очень внимателен и чуток к эмоциональному состоянию близких ему взрослых людей. Он идеально «сканирует» печаль, раздражение или радость близкого человека и отражает это в своем поведении.
-
Примерно в этом возрасте появляются первые признаки интереса к себе подобным, навыки коммуникабельности. Появляются попытки «общения» с другими детьми, попытка зафиксировать их взгляд «глаза в глаза», жестикуляция и мимика для привлечения их внимания и организации «диалога».
В этой стадии развития ребенок осваивает себя и свой мир на уровне получения ощущений. Он ищет эти ощущения как ответ, для получения минимальной ответной информации об окружающем его разнообразии форм и состояний реальности.
Малыш рассматривает и слушает, бьет и поглаживает, рвет и мнет, сгибает или отбрасывает всё что попадет в поле доступности его действий, при этом он может кричать или смеётся. От всего этого он ждет ответных реакций, где окружающая его среда и близкие ему взрослые люди, показывают ему взаимосвязь одного с другим. Закончится этот «ультра примитивный» способ познания о мире примерно к двум годам, критическая масса набранного им опыта и «освоенного» объема мозга приблизит малыша к следующему «скачку» в новый период развития который случится в возрасте уже трех лет. Более детально об этом можно прочесть у доктора А. Курпатова, профессора Выготского Л.С.
Интеллектуальные и речевые возможности ребенка к этому возрасту
Следует сразу оговориться, что приведенная ниже информация не является обязательной для всех детей, достигших возраста 1 года и 9 месяцев, а дает представление о возможностях ребенка на этом этапе взросления.
В интеллектуальном плане малыши способны:
-
знать различия по цвету, размеру и форме предмета;
-
изображать геометрические фигуры и дать пояснения к рисунку;
-
по фотографиям узнать близких им людей;
-
узнавать голоса животных и подражать им.
Большая часть детей в этом возрасте уже осваивает речевой аппарат, однако есть и исключения, которые пока ещё не являются патологией. В отдельных случаях дети начинают говорить и с 3 лет, в этом случае нужна индивидуальная консультация у специалиста. В развитии речи отмечаются следующие особенности:
-
большинство детей способны понимать простые изображения на картинках, в состоянии показывать, что на них изображено и ответить на вопросы «Кто/что это?»;
-
словарный запас может составлять около 30 слов, бывает и больше, озвучивать их ребенок может в своей «транскрипции», упрощая их «под себя»;
-
в общении со взрослым или игре используются предложения и фразы длиной в два слова;
-
словарный запас можно пополнять ежедневно, в этом же возрасте начинается формирование фразовой речи;
-
параллельно у ребенка растет понимание минимально простых обращений к нему, которые могут включать последовательность действий, например, «возьми мячик и иди ко мне».
Какие навыки доступны ребенку этого возраста
К моменту 1 года и 9 месяцев малышу доступно уже весьма многое, он может:
-
сам залезть на стул или диван, преодолеть невысокое препятствие иного рода, подниматься по лестнице держась за перила;
-
есть самостоятельно как густую, так и жидкую пищу, используя ложку, прилагая усилия к тому, чтобы она попадала в рот без потерь «по дороге»;
-
легко может снять одежду (иногда там, где этого делать не нужно), расстегивает замок «молнии» и пуговицы, способен надеть головной убор, справится со штанами, может обуться;
-
уже может научиться использовать горшок и сообщать о своей нужде определенными словами или иным способом;
-
собирает пирамидку, различает форму предметов, способен подобрать нужную форму к отверстию сортера, построить башенку или стену из кубиков;
-
определить размер предметов, например, показать самый маленький и самый большой мячик, так же может различать цвета, найти два одинаковых по цвету предмета;
-
способен усвоить знание о месте хранения игрушек и других вещей, может по просьбе взрослого убрать вещи на свои места;
-
начинает проявлять первые признаки самостоятельности и защиты «собственных границ», выражая недовольство при попытках оказать ему помощь в том, что он намеревался сделать сам
Прогресс в играх
На этом этапе взросления ребенок может уже применять в игре конструктивные моменты и выстраивать логические, ролевые действия. Продолжая собирать с ним пирамидку, строить башенку, учиться с определением форм, размеров и соотношения предметов и прочим простым, но важным навыкам можно прибегать и к более сложным игровым ситуациям.
-
Ребенок может построить «паровозик», абстрагировав это понятие и выстроив по порядку несколько кубиков.
-
Можно выстроить с ним сюжетную линию, предложив не просто катать машинку, а загрузив её игрушечными продуктами отвезти в «дом».
-
С одной игрушкой ребенок может проделать уже ряд последовательных действий, например, искупать, накормить, причесать куклу.
-
Ребенок способен к проявлению фантазии, назначает свойства предметам, которые им не присущи. Так, простая палочка, запросто может стать лошадкой, а любимых кукол можно кормить вымышленной едой.
-
Начинает укрепляться интерес к разглядыванию картинок в книжке, ребенок уже не перелистывает по нескольку страниц, а внимательно рассматривает изображение на каждой, по просьбе взрослого может пытаться описать происходящие на картинке.
-
Участвуя с ребенком в его играх взрослому, для развития речи ребенка, будет полезно разговаривать с ним, петь песенки, читать стишки и просить его повторять за собой.
-
Примерно в этом же возрасте ребенок может начинать осваивать рисование карандашом линий и фигур.
Много полезной информации по раннему развитию детей до 3 лет можно подчерпнуть в книге Георгия Болотовского и Александра Царегородцева «Три главных года: книга для родителей».
Статья составлена на основании книг Л.С. Выготский «Мышление и речь», А. Курпатов «Счастливый ребенок»; Г. Болотовский, А. Царегородцев «Три главных года: книга для родителей» и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК.
Оцените статью |
|