Чем отличается лицей от гимназии
Содержание
Нередко учебные заведения, стремясь к индивидуальности и желая выделиться из общей массы, меняют свое название то на гимназию, то на лицей. Зачастую не только учащиеся и их родители, но и администрация школы мало понимает, чем они отличаются друг от друга и от обычной средней общеобразовательной школы. Попробуем разобраться, в чем направленность лицея и гимназии и, чем они отличаются друг от друга. Гимназия
Гимназия своей историей уходит в Древнюю Грецию, именно там появились подобные учреждения с этим названием. В 16 веке в Европе были образованы гимназии в том виде, в котором мы их видим сегодня. Они уже тогда занимались подготовкой учеников к поступлению в ВУЗы. В России в начале 20 века они относились к общеобразовательным заведениям, которые давали не специальное, а среднее образование. После революции в 1917 году они были упразднены. Затем, когда произошел развал Союза, стали возникать гимназии с гуманитарной направленностью. Они предлагали более углубленное изучение некоторых дисциплин. Обучение происходило при помощи экспериментальных продвинутых методик.
Будущие ученики гимназии проходили особый отбор, требования к педагогам были более серьезны. Для получения нового элитного статуса учебное заведение проходило тщательную проверку. Причем ей подвергались учащиеся, учителя, администрация. Материальная база с техническими возможностями школы должны были соответствовать новому статусу. Постепенно рос престиж гимназий. В связи с этим родители все чаще детей стремились записать именно туда. Нередко им приходилось проходить серьезный конкурс.
Как работают гимназии
На сегодняшний день формально гимназии ничем не отличаются от общей среднеобразовательной школы. Тем не менее по собственному желанию некогда элитные учебные заведения чтут свои традиции, пользуются особыми образовательными программами.
При поступлении в гимназию, кроме учеников начальной школы, происходит отбор. Но, в начальную школу, согласно закону, не имеют права брать в результате тестирования. Единственное условие поступления в гимназию в 1 класс – место жительства. В 1- 4 классе этого учебного заведения будут учиться те дети, которые зарегистрированы в том районе, где находится гимназия. А учеников из других частей города могут взять только при условии наличия свободных мест. Конечно, эти правила касаются исключительно государственных гимназий, частные учреждения могут устанавливать правила приема самостоятельно.
Какие особенности учебного процесса
Чаще всего гимназии обучают только в гуманитарном направлении, хотя имеются и исключения. Например, в Калининграде гимназия №1 делает набор в старшие классы по следующим направлениям:
-
естественно-научному;
-
гуманитарному;
-
социально-экономическому;
-
технологическому.
Гимназическое образование более расширенное не за счет увеличения часов, а на фоне дифференциации. Это не значит, что в гуманитарном классе не будет физики, а в математическом – английского языка, ФГОС для всех един. В узконаправленном классе будет даваться минимум всех предметов, которые не относятся к специальным. Получается, что ребята выбирают направленность и по интересующим их предметам получают большие, чем базовые, знания. Этот подход имеет очевидные преимущества, дети углубленно занимаются только теми науками, к которым у них есть природный интерес. После окончания гимназии они поступают в соответствующие ВУЗы.
Дополнительное образование
Обычно в гимназиях на особом уровне находится дополнительное образование. Ребятам предлагают факультативы по специальным предметам, там есть немало спортивных секций, кружков, регулярно проводятся олимпиады, мастер-классы. Они имеют возможность раскрыть свой потенциал, заняться всем, к чему лежит душа.
В некоторый гимназиях, например, в гимназии Фадеева, расположенной в Санкт-Петербурге, действует такая структурная единица, как совет гимназистов, куда входят ученики, педагоги, администрация. На этом совете происходит совместное планирование мероприятий, конкурсов, обсуждаются пожелания учащихся. Словом, дети довольно активно участвуют в жизни гимназии.
Виды гимназий
Гимназии отличаются между собой не только предметным уклоном, но и другими особенностями. В России встречаются следующие типы подобных учебных учреждений:
-
Полного дня Интернаты. Промежуточным вариантом с интернатами являются гимназии полного дня. Там ученики находятся с утра и до позднего вечера, занимаются уроками, отдыхают, обедают, учат домашнее задание, а ночевать едут домой.
-
Билингвальные. Здесь не просто идет речь о преподавании одного-двух иностранных языков, но и ведении на них уроков. В некоторых частных учреждениях преподают педагоги-иностранцы на своем родном языке.
-
Православные. Гимназии с религиозным уклоном преподают не только основные предметы, но и мировую художественную литературу, латынь, русскую словесность, греческий язык, богословие.
Качество образования
Гимназическое образование относится к элитному, оно предъявляет повышенное требование к педагогам, ученикам, программам. Особое внимание в гимназиях уделяется проектной работе. Эти учебные учреждения ориентированы на индивидуальный подход к ученикам, помогают раскрыть свой потенциал, определиться с профориентацией. В целом материально-техническая база гимназий не вызывает нареканий.
Лицей
Лицей имеет также древнегреческие корни. Таким образом называлась школа, образованная Аристотелем, которая просуществовала около 800 лет. В 19 веке на территории России существовало 6 лицеев, которые имели статус элитных заведений. Они были ликвидирована после Октябрьской революции. В 1992 году учреждения вернулись в обиход, но в новом виде, в качестве средних общеобразовательных заведений с техническим профилем. Кроме того, в то же время лицеями стали называться профтехучилища, где у ребят появилась возможность получить начальное техническое образование.
В 2012 году лицеи стали фигурировать в виде отдельного вида образовательного заведения, которые наряду с гимназиями превратились в средние общеобразовательные учреждения. На юридическом уровне исчезла существенная разница между лицеем и средними общеобразовательными школами.
Как работают лицеи
Несмотря на то, что формально лицеи приравнены к школам, на практике они имеют серьезные отличия, сохранили свои преимущества. Лицеи обладают большим объем учебных программ, различными профилями и повышенным вниманием к ним. Лицей не имеет право спускаться ниже минимума ФГОС, но может подняться выше его уровня. Программа дополняется за счет увеличения часов, нагрузка в учреждении выше. Кроме обязательных предметов лицеисты занимаются факультативами, проектной деятельностью, секциями, кружками.
Лицеи традиционно имеют разные профильные классы:
-
Физико-математический.
-
Технический.
-
Физкультурно-спортивный.
-
Социально-гуманитарный.
-
Социально-педагогический.
-
Естественно-научный.
-
Туристическо-краеведческий.
Но, обычно на базе одного лицея редко представлено столько направлений. Чаще они готовят только в одном профиле. Учеба в узких классах направлена на профессиональную ориентацию детей. Нередко лицеи работают на базе ВУЗа или академии наук. Их называют предуниверситетами, которые готовят будущих студентов конкретного ВУЗа. Такие лицеи есть на базе СПбГУ, НИУ ВШЭ, Российской академии художеств, где помимо основных предметов изучаются специальные. Выпускники-лицеисты пользуются преимуществом при поступлении в эти ВУЗы.
Есть лицеи-интернаты, в них дети живут и учатся, они имеют свои общежития, которые расположены в минутной ходьбе до учебного корпуса. В этом случае большое внимание уделяется не только учебной работе, но и досугу. Основным преимуществом таких учреждений является непрерывность педагогического процесса. Например, в Челябинске есть лицей-интернат для одаренных детей. Это интересное учреждение, где обучаются только мальчики с 8 класса.
В обычных школах нет такого количества элективов, расширенных программ, курсов дополнительного образования. Это не только учебные, но и воспитательские площадки. Если обратить внимание на рейтинги, можно увидеть, что наряду с гимназиями стоят лицеи.
Условия поступления
Обычно лицеи не имеют начальной школы, обучение в них начинается с 5-8 класса. Перед поступлением абитуриенты проходят отбор, который ориентирован на обучаемость по профильным предметам, участие и результаты олимпиад. В лицей невозможно устроиться на основании только заявления, придется пройти серьезный конкурс. Обычно в лицей поступают осознанно, ведь он готовит в конкретный ВУЗ.
Разница между лицеем и гимназией
Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, невзирая на то, что и лицей, и гимназия относятся к элитным учебным учреждениям, которые имеют хорошую материально-техническую базу и готовят детей к поступлению в ВУЗ, между ним есть существенные отличия:
-
В лицеях учатся со средней или старшей школы, в гимназии – с начальной.
-
При поступлении в лицей есть серьезный отбор, при поступлении в гимназию с начальной школы нет.
-
В гимназиях более широкая направленность, лицеи обучают более узко, на базе конкретного университета.
-
Лицеи более углубленно обучаются за счет увеличения часов, гимназии – на фоне дифференциации.
-
В гимназию могут поступить только ученики своего микрорайона, в лицей – даже из другого города.
-
Часто в лицеях дети живут, в гимназиях ходят ночевать домой.
-
В лицеях дополнительные занятия разработаны с учетом профильной направленности, элективы, факультативы, в гимназиях больше уделяется вниманию кружкам и секциям.
Есть ли смысл поступать в лицей и гимназию
Если ребенком или на семейном совете принято решение поступать учиться в элитное образовательное учреждение, важно отдать отчет, что происходит выбор специализации на много лет вперед. В приоритете остаются те заведения, которые направлены на изучение иностранных языков. В них некоторые предметы ведутся на иностранном языке. Конечно, при полном погружении в языковую среду, ребенок быстрей освоит навык свободного говорения.
Но, важно оценить нагрузку, которая, скорей всего, скажется на здоровье ребенка. Педиатры говорят, что наиболее частые жалобы среди учеников гимназий и лицеев – головные боли, гастриты, близорукость. У них нередко снижен иммунитет, плохая физическая подготовка, если ребенок почти все время проводит сидя за столом.
Конечно, стремление к получению лучших знаний – это хорошо. Но, следует разобраться. Возможно, до какого-то класса ребенок будет обучаться в обычной общеобразовательной школе. После того, как определится с направленностью, можно выбрать элитное учебное заведение, которое отвечает приоритетам учащегося.
Оцените статью |
|
22.11.2024
22.11.2024