10 самых быстрых в мире поездов
*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Современный мир требует делать всё максимально быстро. Чуть замешкаешься с завтраком – и вот ты опоздал на работу, и злобный начальник строит не слишком позитивные планы на твою премию. Задержишься с женитьбой – и вот тебе уже за тридцатник, и приходится делать вид, что тебя всё и так устраивает. Не успеешь заключить выгодный контракт – и килограммы денег уходят конкурентам.
Поэтому современный транспорт тоже должен быть быстрым. Чтобы не приходилось тратить на путешествия из одного города в другой по несколько дней. Инженеры постоянно придумывают всё новые и новые способы перемещения, которые позволяют пересечь континент за несколько часов. Суперкары и сверхскоростные магистрали, сверхзвуковые самолёты, поезда, способные разгоняться до 300-400 километров в час… Всё это создаётся для того, чтобы путешествия были простыми и быстрыми.
И в данной статье мы составили рейтинг за 10 самых быстрых в мире поездов. Они действительно перемещаются на впечатляющих скоростях, позволяя пересечь всю страну за считанные часы. Так, как и должно быть в современном мире.
Указывается максимальная достигнутая скорость, а не стандартный режим, поскольку даже самые быстрые поезда перевозят пассажиров на 250-300 км/ч.
Рейтинг самых быстрых в мире поездов
Номинация | место | наименование товара | Максимальная скорость |
Рейтинг самых быстрых в мире поездов | 10 | AVE Talgo-350, Испания | 330 КМ/Ч |
9 | «Сапсан», Россия | 350 КМ/Ч | |
8 | KTX2, Южная Корея | 352 КМ/Ч | |
7 | THSR 700T, Тайвань | 355 КМ/Ч | |
6 | Shinkansen Alfa-X, Япония | 360 КМ/Ч | |
5 | CRH380A, Китай | 380 КМ/Ч | |
4 | Shanghai Maglev Train («Шанхайский маглев»), Китай | 431 КМ/Ч | |
3 | TR09, Германия | 450 КМ/Ч | |
2 | TGV POS, Франция | 574,9 КМ/Ч | |
1 | Маглев L0, Япония | 603 КМ/Ч |
10 место: AVE Talgo-350, Испания, 330 км/ч
Рейтинг: 4.1
Фото: losmininos, CC BY-SA 2.0 <creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0>, via Wikimedia Commons
Испания стала первой европейской страной, запустившей целую сеть высокоскоростных магистралей – то есть не отдельный маршрут, а сразу несколько, с хабами в Барселоне и Мадриде. И самый быстрый поезд, который курсирует по этим железнодорожным веткам – AVE Talgo-350, способный разгоняться до 330 км/ч.
AVE Talgo-350 был запущен в 2007 году, причём на его разработку и конструирование потребовалось 13 лет. Маршрут известен в первую очередь своим странным дизайном. Локомотив называют «уткой» из-за вытянутого носа и неожиданно прямого лобового стекла. Впрочем, на аэродинамические характеристики эта конструкция влияет только положительно.
AVE Talgo-350 курсирует между Мадридом и Барселоной. Если он едет без остановок, то расстояние в 621 км от одного города в другой он преодолевает всего за 2,5 часа. В локомотиве установлено восемь мегаваттных двигателей, что обеспечивает достаточно высокую энергоэффективность в сочетании с низкой ценой перевозки.
9 место: «Сапсан», Россия, 350 км/ч
Рейтинг: 4.2
Фото: Sergey Korovkin 84, CC BY-SA 3.0 <creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0>, via Wikimedia Commons
Несмотря на то, что русские «Сапсаны» могут без проблем разгоняться до 350 км/ч, их стандартная скорость составляет 250 км/ч. Это обусловлено особенностью проложенного маршрута. «Сапсаны» курсируют между Москвой и Санкт-Петербургом через густонаселённые районы, а при разгоне выше 300 км/ч за локомотивом создаётся вихревой эффект. Потоки разрезаемого поездом воздуха могут быть способны сбить взрослого человека с ног, даже если он будет стоять в 5 метрах от ЖД-путей.
Кроме того, для столь высокой скорости «Сапсану» потребуются новые железнодорожные пути. Сейчас колея, по которой он проезжает, имеет ширину в 152 см. Для дополнительного ускорения требуется снизить её до стандартных европейских значений, составляющих 143,5 см. Вот и приходится «Сапсану» ездить на 250 км/ч.
Сам локомотив «Сапсана» построен на платформе за авторством Siemens, однако изготавливается он специально для российских условий. Учитывается не только ширина колеи, но и особенности климата. Поезд ездит по обычным железнодорожным путям, то есть отдельной высокоскоростной магистрали для него не строили.
8 место: KTX2, Южная Корея, 352 км/ч
Рейтинг: 4.3
Фото: Minseong Kim, CC BY-SA 4.0 <creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0>, via Wikimedia Commons
KTX2 (KTX-Sancheon) стал вторым высокоскоростным поездом, запущенным в Южной Корее. Его стандартная скорость движения составляет 305 км/ч, однако в испытаниях удалось разогнать до 352 км/ч. В разработке локомотива и пассажирских вагонов приняла участие компания Hyundai Rotem, а сам маршрут был запущен в 2010 году.
Чтобы облегчить поезд и сделать его быстрее, корпус машины выполнили из специального алюминиевого сплава. При этом толщина стен и окон сравнительно высокая – до 38 мм. Это сделано для обеспечения шумоизоляции и герметизации, чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно.
Благодаря мощным движителям поезд способен достигать крейсерской скорости всего за 316 секунд. Он эксплуатируется практически на всех высокоскоростных южнокорейских магистралях. Например, он курсирует между Сеулом и Пусаном, проезжая расстояние в 417,5 км чуть менее чем за два часа с остановкой в городе Тэгу.
7 место: THSR 700T, Тайвань, 355 км/ч
Рейтинг: 4.4
Фото: Rsa, CC BY-SA 3.0 <creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/>, via Wikimedia Commons
Тайванский THSR 700T – один из самых больших высокоскоростных поездов в мире. Его максимальная вместимость составляет 989 пассажиров! При этом 66 из них могут ехать в бизнес-классе – с широкими сидениями и удобной расстановкой.
В разработке транспортного средства принимала участие японская группа компаний Shinkansen, известная своими «поездами-пулями». Впрочем, устройство пришлось адаптировать для использования в Тайване. Высокоскоростная магистраль, на которой и ездят данные вагоны, была запущена в 2007 году. Стандартная скорость составляет 300 километров в час, впрочем, во время испытаний удалось разогнать до 355 км/ч.
Состав эксплуатируется на единственной высокоскоростной магистрали в Тайване, которая соединяет районы Nangang в Тайбее и Zuoing в Гаосюне. Расстояние между ними составляет практически 360 км. THSR 700T проезжает его чуть более чем за час. При этом железнодорожный маршрут пролегает вдоль побережья, так что пассажирам ещё и красивые виды из окон открываются.
6 место: Shinkansen Alfa-X, Япония, 360 км/ч
Рейтинг: 4.5
Фото: N100teda, CC BY-SA 4.0 <creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0>, via Wikimedia Commons
Поезда сети «Синкансен» долгое время занимали первенство в мире по скорости. И до сих пор локомотивы называют «поездами-пулями» - как благодаря тому, что они способны разгоняться выше 300 километров в час, так и из-за обтекаемого аэродинамического дизайна.
Кроме того, эти маршруты были одними из первых высокоскоростных. Так, они были запущены ещё в 1964 году. При этом они выполняются на «европейской» колее с шириной 143,5 см, которая немного больше, чем у стандартных японских железнодорожных маршрутов. Поэтому по «Синкансен» курсируют только поезда-пули.
Наиболее быстрыми являются локомотивы 400 и 500 серии. Именно они сейчас движутся на ВСМ. Также в 2019 году был протестирован совершенно новый состав Alfa-X, который смог разогнаться до 360 километров в час. Самой интересной особенностью этого локомотива является 22-метровый нос, созданный специально для улучшения аэродинамических характеристик. Дело в том, что на пути поездов есть тоннели, и составы, входя в них, испытывают очень сильное воздушное сопротивление. 22-метровый обтекаемый нос поможет снизить его, тем самым сохранив надёжность конструкции.
5 место: CRH380A, Китай, 380 км/ч
Рейтинг: 4.6
Фото: Alancrh, CC BY-SA 3.0 <creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0>, via Wikimedia Commons
Китайский поезд CRH380A перевозит пассажиров с крейсерской скоростью в 380 км/ч. При этом он может разгоняться и быстрее, но точный передел неизвестен. Поезд эксплуатируется на всех китайских высокоскоростных маршрутах, но чаще всего его можно встретить на железной дороге, соединяющей два крупнейших города страны – Пекин и Шанхай.
Локомотив был введён в эксплуатацию в 2010 году. Благодаря ему удалось уменьшить время пути между различными городами в среднем на 40%.
При разработке CRH380A потребовалось добиться огромного количества инженерных инноваций. Согласно официальному списку, опубликованному компанией-производителем, поезд получил обновлённую конструкцию и геометрию носа для снижения аэродинамического сопротивления, алюминиевый корпус для уменьшения массы, герметичную конструкцию, безопасные и высокопрочные тележки, систему контроля и погашения шума, специальные двигатели с переработанной силовой схемой, сдвоенные пантографы активного типа и рекуперативные тормоза.
4 место: Shanghai Maglev Train («Шанхайский маглев»), Китай, 431 км/ч
Рейтинг: 4.7
Фото: User Alex Needham (own photography) on en.wikipedia, Public domain, via Wikimedia Commons
Шанхайский маглев использует поразительную, почти волшебную технологию магнитной левитации. У этого поезда нет колёс. Вместо этого он оснащается мощными электромагнитами, благодаря которым буквально парит над железной дорогой.
А если нет колёс – то нет и трения. Поэтому поезд может разгоняться до впечатляющих показателей. Так, его стандартная скорость (точнее, максимальная, достигаемая в пути при регулярной эксплуатации) составляет 431 км/ч. Он может двигаться и быстрее – только в повседневном режиме работы такое ускорение не используется.
Правда, сама железнодорожная линия, по которой ездит (или, точнее, летает) этот быстрый поезд, довольно короткая. Её длина – 30 километров. ЖД-линия соединяет международный аэропорт Пудун с шанхайским метро, а поезд пролетает это расстояние за 7,5 минут. Изначально планировалось, что она протянется намного дальше, вплоть до провинции Чжэцзян, однако некоторый экономический кризис и одновременный запуск высокоскоростной ЖД-ветки с поездами-пулями сделали дальнейшее строительство бесполезным и бессмысленным.
3 место: TR09, Германия, 450 км/ч
Рейтинг: 4.8
Фото: Állatka, Public domain, via Wikimedia Commons
В Германии – стране, понявшей важность высоких скоростей и придумавшей автобаны – существует железнодорожная сеть Transrapid. Она была разработана компанией Siemens и использует технологию магнитной левитации. И она регулярно обновляется.
Последнее обновление, выпущенное в 2011 году, получило кодовое название TR09. Это – девятая итерация. И благодаря технологии магнитной левитации, а также многим другим нововведениям (в том числе переработанному обтекаемому кузову) поезд способен двигаться на стандартной эксплуатационной скорости в 450 километров в час.
TR09 поддерживает уникальную технологию восстановления энергии через гармонические колебания магнитных полей. Для самого «разгона» они считаются «мусорными», а вот электропитание транспорта могут поддерживать. Как следствие, TR09 даже контактный рельс не требуется – в течение всего пути, независимо от скорости, он полностью парит над железной дорогой.
Кроме того, TR09 оснащён ёмкими встроенными аккумуляторами, благодаря которым способен левитировать долгое время даже в случаях перебоя питания на рельсах. Это очень важно для использования в сейсмически опасных районах. Поэтому поездом TR09 уже заинтересовались китайские и тайванские железнодорожники.
2 место: TGV POS, Франция, 574,9 км/ч
Рейтинг: 4.9
Фото: denisparis, CC BY 2.0 <creativecommons.org/licenses/by/2.0>, via Wikimedia Commons
TGV POS – это поезд на сети международных железных дорог, которые соединяют Францию, Швейцарию и Германию. В 2007 году он смог установить мировой рекорд по скорости подобного транспорта, разогнавшись до 574,9 километров в час!
Правда, стоит отметить, что поезд-рекордсмен был специально оптимизирован для установления новой «планки». У него уменьшили число пассажирских вагонов в составе до 3 штук (обычно он ездит с 10 единицами), а также закрыли промежутки между ними. Это позволило снизить воздушное сопротивление. Кроме того, поставили колёса увеличенного диаметра и подняли напряжение в контактной сети.
Впрочем, даже в эксплуатационном режиме TGV POS – очень быстрый поезд. Он ездит на скорости в 320 км/ч, что является впечатляющим результатом для колёсного железнодорожного транспорта. Из Парижа в швейцарский Базель можно доехать за 3,5 часа, а в Цюрих – за 4,5 часа.
1 место: Маглев L0, Япония, 603 км/ч
Рейтинг: 5.0
Фото: Saruno Hirobano, CC BY-SA 4.0 <creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0>, via Wikimedia Commons
В 2015 году японские железнодорожники поставили абсолютный рекорд скорости среди поездов. Они смогли разогнать локомотив L0 до 603 километров в час! Поезд использует технологию магнитной левитации, а также имеет специальный обтекаемый аэродинамический корпус (который может показаться забавным из-за вытянутого изогнутого «носа»).
Стоит отметить, что он пока не был запущен в эксплуатацию. Поезда, использующие технологию магнитной левитации, нуждаются в собственной железнодорожной линии, и по стандартной колее «летать» они не могут. А она находится в процессе строительства. Открыть левитационную линию, соединяющую Токио и Нагои, планируют в середине 2020-х годов, а в следующие два десятилетия достроить её до Осаки.
Маглев L0 станет одним из самых технологичных поездов. Как и германский TR09, он не будет нуждаться в контактном питающем рельсе – всё необходимое электричество он будет получать индукцией от ЖД-путей. Также планируется отказаться от традиционного кокпита, большая часть систем поезда будут управляться автоматически, а машинист в нём будет присутствовать «на всякий случай». Любоваться окружающим миром он тоже не сможет из-за отсутствия лобового стекла – оно бы просто треснуло от воздушного удара.
В целом маглев L0 – самый быстрый поезд в мире. Пусть он пока ещё не был запущен, ему всё равно принадлежит рекорд по скорости наземного пассажирского транспорта.
Оцените статью |
|