10 самых больших подлодок в мире

Обновлено: 20.11.2024, просмотров: 3928

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Подводные лодки – самые незаметные из кораблей. Они, подобно морским животным, движутся в толще воды, лишь изредка выходя на поверхность. Но по размерам эти корабли вполне могут превосходить живых обитателей глубин. Здесь представлены самые крупные (по водоизмещению) подлодки, которые существуют сейчас.

Самые большие подлодки в мире

Номинация место наименование товара Вес
Самые большие подлодки в мире      1 Проект 941 "Акула" (48000 тонн)       48 000 Тонн
     2 "Борей" (24000 тонн)       24 000 ТОНН
     3 "Ohio" (18750 тонн)       18 750 ТОНН
     4 "Дельфин" (18200 тонн)       18 200 ТОНН
     5 "Vanguard" (15900 тонн)       15 900 ТОНН
     6 "Triomphant" (14335 тонн)       14 335 ТОНН
     7 "Ясень" (13800 тонн)      13 800  ТОНН
     8 "Щука-Б" (12770 тонн)       12 770 ТОНН
     9 "Кондор" (10400 тонн)       10 400 ТОНН
     10 "Seawolf" (9130 тонн)       9 130 ТОНН


1 место: Проект 941 "Акула" (48000 тонн)

Рейтинг: 5.0

Проект 941 "Акула"

Фото: Bellona Foundation?, Attribution, via Wikimedia Commons

"Акула" – советская атомная подводная лодка, самая крупная из всех субмарин мира. Создали её в самый разгар холодной войны – в 1972 году начали работать над проектом, в 1976 появились первые экземпляры. Планировалось построить двенадцать таких подлодок, но по итогу выпущено было только шесть.

Длина "Акулы" – 173 метров, водоизмещение – 48000 тонн. В движение подлодка приводится двумя винтами, энергию которым дают ядерные реакторы. Разгоняется она до 25 узлов (46 км/ч). Внутреннее устройство нестандартно – под стальной оболочкой размещены целых два титановых корпуса, конструкция напоминает катамаран. Отдельно помещены торпедный и кормовой отсеки, а также центр управления субмариной.

Между основными корпусами лежат 20 шахт с самыми крупными боевыми ракетами в мире – Р-39, весом 90 тонн и дальностью полёта 8300 км, несущими по 10 боеголовок каждая. Одна такая лодка могла выпустить в сторону противника 200 атомных бомб – достаточно, чтобы превратить в радиоактивную пустыню целый континент.

Экипаж подлодки составляет 160 человек и может отправляться в море на срок до половины года. Внутри есть такие удобства, как спортивный зал, сауна, бассейн и большая комната отдыха. Продумана эвакуация в случае гибели субмарины – весь экипаж помещается в две спасательные камеры на борту. Однако угроза таких повреждений небольшая – два отдельных корпуса увеличивают запас прочности.

После распада Советского Союза и окончания холодной войны "Акулы" стали выводиться из эксплуатации. Сейчас действует только одна из шести подлодок, обновлённая и получившая имя "Дмитрий Донской".

2 место: "Борей" (24000 тонн)

Рейтинг: 4.9

"Борей"

Фото: Mil.ru, CC BY 4.0 <creativecommons.org/licenses/by/4.0&gt;, via Wikimedia Commons

"Борей" – современная альтернатива "Акуле", российская подводная лодка, выпускаемая с 2013 года. Сейчас в эксплуатации три таких подлодки, первая, которую спустили на воду, получила название "Юрий Долгорукий". В этом заключён своеобразный символизм – ракеты с такой субмарины способны достичь любой точки Северного полушария.

Водоизмещение "Борея" вдвое меньше, чем у "Акулы" – 24000 тонн, длина – 170 метров. У лодки два корпуса – лёгкий и прочный. Последний делится на восемь отсеков – торпедный, командный, боевой, два ракетных, парогенераторный и два энергетических. Ядерный реактор находится в восьмом отсеке. Особенность субмарины – использование водомётного движителя, работающего как насос, вместо винтов. Это уменьшает влияние на подлодку крутящего момента, что позволяет сократить размер стабилизаторов, а также уменьшает шумность – "Борей" в пять раз тише, чем лодки предыдущего (третьего) поколения.

Субмарина вооружена шестнадцатью ракетами "Булава" дальности 9300 км. Каждая из ракет несёт до десяти ядерных блоков, способных отделяться и двигаться независимо. Кроме того, в носовой части подлодки расположены восемь торпедных установок.

3 место: "Ohio" (18750 тонн)

Рейтинг: 4.8

"Ohio"

Фото: U.S. Navy photo by Brian Nokell. (RELEASED), Public domain, via Wikimedia Commons

В США по размеру лидируют подводные лодки "Огайо". Они произведены в 1981-1997 годах в количестве 18 экземпляров, с 2002 это единственные ракетоносцы, которые использует Америка. У каждой подлодки есть два экипажа, которые поочерёдно выходят в море. Назначение субмарин – боевое патрулирование.

Прочный корпус субмарины состоит из четырёх отсеков. Первый (носовой) вмещает экипаж, там находятся системы управления подводной лодкой, а также помещения для отдыха. Второй отсек предназначен для ракет, также там спальные места боевого расчёта ракетного комплекса. В третьем залегает ядерный реактор и генераторы пара, а в четвёртом – турбинные установки. Лёгкий корпус покрывает верхнюю часть прочного и имеет небольшую площадь.

Толчком к созданию подобных ракетоносцев стало появление ядерного оружия у СССР. Тогда военным аналитикам США стало ясно, что больше невозможен превентивный удар, полностью обезоруживающий противника – не получится поразить все стратегические цели, и неизбежно вражеская сторона нанесёт ответный ущерб агрессору. Тогда было принято решение перейти от стратегии "массированного возмездия" к "реалистичному устрашению".

Воплощением этой "стратегии устрашения" служат в том числе и подлодки "Огайо". Несмотря на то, что их водоизмещение на четверть меньше, чем у "Борея", вооружение превосходит все ракетоносцы мира. В шахтах размешены 24 ракет "Trident", несущих 6-8 боеголовок каждая.

В настоящий момент 4 из 18 лодок переоборудованы под крылатые ракеты Tomahawk. Это сделано в рамках договора о сокращении вооружений, разрешающего только 14 лодок с баллистическими ракетами.

4 место: "Дельфин" (18200 тонн)

Рейтинг: 4.7

"Дельфин"

Фото: Unknown authorUnknown author, Public domain, via Wikimedia Commons

Субмарины проекта "Дельфин" выпускались в позднем СССР. За 1984-1990 годы было спущено на воду семь экземпляров. Компоновка у этих подлодок типичная для ракетоносцев: движение обеспечивается двумя винтами, работающими за счёт ядерного реактора, ракетные шахты расположены за рубкой и ограждены, торпедные аппараты размещены спереди (у носа лодки). Лёгкий и прочный корпуса сделаны из стали, на них нанесено шумопоглощающее покрытие.

Подлодка вооружена 16 ракетами Р-29РМ. Каждая из них может нести по 10 небольших боеголовок или 4 крупных боевых блока. Ракеты могут быть запущены, когда субмарина находится на глубине до 55 метров и движется со скоростью 6-7 узлов, их дальность – 8300 км. Сейчас "дельфины" сменили вооружение – теперь они несут ракеты "Синева".

Одна из субмарин этого проекта, "Новомосковск", участвовала в учебной военной операции "Бегемот-2", предполагавшей отработку действий в случае худшего исхода холодной войны. Экипаж выпустил весь боекомплект ракетоносца, с интервалом между пусками 14 секунд. Применялись лодки этого проекта и в мирных целях: с "Дельфинов" запускали на околоземные орбиты два искусственных спутника.

5 место: "Vanguard" (15900 тонн)

Рейтинг: 4.6

"Vanguard"

Фото: CPOA(Phot) Tam McDonald, OGL v1.0 <NationalArchives.gov.uk/doc/open-government-licence/version/1/&gt;, via Wikimedia Commons

"Вэнгард" (в переводе на русский – авангард) – название серии британских подлодок, выпущенных в 1990-х годах. Всего существует четыре таких лодки. Они заменили собой такое же количество субмарин "Resolution", переставших удовлетворять требованиям времени.

Подлодки "Резолюшн" были вооружены ракетами "Поларис", способными преодолеть 4500 км. Такая дальность требовала, чтобы субмарины находились неприемлемо близко к советской границе. Когда в США были созданы ракеты "Трайдент", преодолевающие 7400 км, Великобритании потребовались ракетоносцы, приспособленные под них. Такие лодки могли отступить дальше от советских границ, в Ирландское море, под защиту флота НАТО.

Воплощением ракетоносцев, упомянутых выше, стали подводные лодки "Вэнгард". Это субмарины однокорпусной архитектуры. Корпус сделан из стали, в нём размещены 16 ракетных шахт. Они накрыты надстройкой в форме купола, укрывающей от забортной воды. Ракеты могут быть выпущены с глубины до 30 метров.

Изначально планировалось создать 6-7 подобных подлодок, но после распада СССР в этом отпала необходимость, и выпустили только четыре. Сейчас боевое дежурство в Атлантическом океане постоянно ведёт одна из этих субмарин.

6 место: "Triomphant" (14335 тонн)

Рейтинг: 4.5

"Triomphant"

Фото: Marine nationale, CC BY-SA 3.0 <creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0&gt;, via Wikimedia Commons

Le Triomphant – название класса французских подводных лодок, созданных в 1989-2009 годах в количестве четырёх штук. Они созданы как замена более старым субмаринам "Редутабль". Проектирование "Триумфана" началось в 1982 году. Главные требования, которым должна была соответствовать подлодка – высокая скрытность и быстрое обнаружение средств противолодочной обороны противника.

Чтобы решить первую из задач, были проведены исследования, которые показали, что легче всего обнаружить субмарину по её акустическому полю. Для уменьшения шумности её оборудовали водо-водяным реактором, отличающимся пониженной шумностью, а также установили водомётный движитель вместо традиционного винта. Кроме того, была увеличена глубина погружения до 300 метров.

Для быстрого обнаружения средств ПЛО подлодку вооружили гидроакустическим комплексом и множеством приборов, улавливающих радиоволны и свет оптического диапазона. Информация с ГАКа и этих приборов обрабатывает автоматическая система боевого управления.

Первые три представителя класса вооружены 16 ракетами М45, способными нести до 6 ядерных самонаводящихся блока, пролетая до 6000 км. На четвёртой лодке, Le Terrible, они заменены на М51.1, дальность которых – 9000 км. Теперь все четыре ракетоносца планируют переоснастить ракетами М51.2. Все лодки до сих пор находятся в строю.

7 место: "Ясень" (13800 тонн)

Рейтинг: 4.4

"Ясень"

Фото: Mil.ru, CC BY 4.0 <creativecommons.org/licenses/by/4.0&gt;, via Wikimedia Commons

Работа над проектом атомных подводных лодок "Ясень" началась в 1977 году. В то время для различных стратегических целей использовалось огромное множество типов и разновидностей боевых сумбарин. Это затрудняло их производство, ремонт и эксплуатацию. "Ясень" должен был стать образцом универсальной подлодки, способной заменить сразу многие другие типы.

Конструкция "Ясеня" полуторакорпусная, лёгкий корпус только в носовой части. Лодка со всех сторон покрыта резиноподобным материалом, уменьшающим шумность. Субмарину отличает отсутствие торпедных аппаратов в носовой части: там вместо них размещена антенна гидроакустического комплекса, а торпеды перемещены в среднюю часть корпуса.

Энергию лодке даёт единственный ядерный реактор, отличающийся повышенной надёжностью. Движется она за счёт винта, на малых скоростях – менее шумного гребного электродвигателя. Вооружена подлодка 10 торпедными аппаратами, также имеет 8 ракетных шахт, каждая из которых вмещает по 4-5 крылатых ракет – они могут быть различного типа и калибра.

Возможность различных комбинаций вооружения позволяет использовать субмарины "Ясень" для различных целей. Она способны поражать как другие подлодки, так и надводные корабли и наземные цели.

8 место: "Щука-Б" (12770 тонн)

Рейтинг: 4.3

"Щука-Б"

Фото: Ajai Shukla, CC BY-SA 3.0 <creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0&gt;, via Wikimedia Commons

Субмарины проекта "Щука-Б" были созданы на замену советским подводным лодкам "Щука", известным своей надёжностью и незаметностью. Новые подлодки уменьшили свою шумность, увеличили водоизмещение и комфортность размещения экипажа. Также новые "щуки" отличаются скоростью: они способны разгоняться до 33 узлов.

Конструкция лодки двухкорпусная. Интересная особенность – блоковое строение внутреннего оборудования. Это позволило работать над деталями не внутри подлодки, а в цехах, что ускорило и облегчило процесс. Также блоки изолировали от корпуса амортизаторами из резинового материала, что дополнительно уменьшает акустические колебания.

Инструменты для производства малошумных винтов закупили у японской компании Toshiba. Несмотря на секретность заказа, о нём стало известно другим странам, в результате чего США наложили на компанию санкции. Вооружены "щуки" торпедно-ракетным комплексом, в составе которого 8 торпедных аппаратов. Как и "Ясень", такая субмарина может быть использована для поражения самых разнообразных целей.

К настоящему моменту выпущены 14 экземпляров "Щук-Б". Из них в боеспособном состоянии находятся четыре подлодки.

9 место: "Кондор" (10400 тонн)

Рейтинг: 4.2

"Кондор"

Фото: DoDMedia, Public domain, via Wikimedia Commons

Подводные лодки "Кондор" – продолжение советского проекта "Барракуда". Построены только две таких субмарины в течение 1982-1993 годов, на тот момент это были самые бесшумные и малозаметные по магнитным полям подлодки. Как и "барракуды", имеют титановый корпус – таковой хотели использовать и для "Щуки-Б", но отказались из-за дороговизны.

С лодками проекта "Барракуда" эти субмарины сходны и вооружением: "Кондор" имеет 6 торпедных аппаратов с 40 торпедами и ракетами. Стратегические крылатые ракеты "Гранат" приспособлены к подводному пуску и могут поражать наземные цели на расстоянии, достигающем 3000 км.

Конструкция подлодки двухкорпусная. Прочный корпус изготовлен из сплава титана и состоит из 7 водонепроницаемых отсеков. На случай аварии на субмарине размещена спасательная капсула, способная вместить весь экипаж и самостоятельно всплыть.

10 место: "Seawolf" (9130 тонн)

Рейтинг: 4.1

"Seawolf"

Фото: English:  U.S. Department of Defence, Public domain, via Wikimedia Commons

"Морские волки" – современные американские субмарины, задуманные как ответ на создание подлодок "Щука-Б" Советским Союзом. Планировалось создать 30 таких лодок, однако с распадом СССР в этом отпала необходимость, и сейчас существует только три экземпляра.

Субмарины "Сивулф" – одни из самых новых, быстрых и бесшумных во флоте США. Потому большая часть информации о них засекречена, неизвестно точно их назначение (считается, что лодки многоцелевые) и внутреннее устройство. Также нет исчерпывающих сведений о том, где именно подлодки выполняют свои функции – обычно их относят к Тихоокеанскому флоту, но местоположение вполне может смениться.

В 2013 году один из "морских волков" появился в Норвегии. Предполагается, что подлодка прошла под арктическими льдами, чтобы там оказаться. Это не первое появление субмарины этого класса в Северном Ледовитом океане – до этого в подлёдном испытании участвовала лодка "Коннектикут", относящаяся к нему. Возможно, один из "волков" рыщет подо льдами и сейчас.


Оцените статью

 
Всего голосов: 1, рейтинг: 5
Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Загрузка комментариев...