Высокочувствительный ребенок в семье: что делать родителям?


Содержание


  1. Принцы и принцессы «на горошине»
  2. Откуда берутся страхи?
  3. Как воспитывать ВЧ детей?
Обновлено: 08.11.2022 15:58:16

Детей с врожденными особенностями, делающими их чувствительными к умственной и эмоциональной нагрузке, называют «принцессами на горошинах», «моллюсками без раковины». Восприимчивость к сенсорной информации делает «людей без кожи» беззащитными перед явлениями окружающегомира. Как воспитывать таких детей читайте в expertolog.

Высокочувствительный ребенок в семье: что делать родителям?

Принцы и принцессы «на горошине»

Мама собирает малыша в садик. «Не хочу этот свитер – он колется», – возмущается ребенок. «Не выдумывай, он мягкий и пушистый», – парирует мама. «Нет, он здесь колется». «Это шов с ярлыком», – твердит мама. «И резинка на штанах тугая», – плачет кроха. «Что за капризы», –возмущается папа. «Избаловали ребенка», – вздыхает бабушка. Никому в голову не приходит, что причиной недовольства могут быть не прихоти, а повышенная индивидуальная чувствительность, обусловленная типом нервной системы.

Психолог Элен Эйрон обнаружила, что в популяции доля людей с таким темпераментом составляет20%. Высокочувствительные дети (ВЧД) рождаются с реактивным типом нервной системы, чересчур реагирующей на внешние раздражители. Начинают плакать при малейшем огорчении, много тревожатся, размышляют перед принятием решения. Поэтому их часто считают застенчивыми, капризными, пугливыми. Уже с пеленок доставляют много хлопот родителям. Они плачут:

  1. от некомфортной температуры в комнате;

  2. яркого света;

  3. раздражающих запахов;

  4. интенсивных укачиваний.

В раннем возрасте малыша с гиперчувствительностью нужно показать нейрофизиологу/ неврологу, чтобы исключить аутистическое расстройство, синдром дефицита внимания, заболевания эндокринной системы или гиперестезию, служащей признаком менингита и неврита. Перечисленные патологии выражаются в повышенной сенсорной чувствительности и эмоциональности.

Поведение

С взрослением диапазон раздражителей расширяется. Громкие звуки, яркие цвета и вкусы, «неправильная» одежда приводят к истерикам. Ранимые дети все подмечают, остро реагируют на вещи, которые другие даже не замечают. Собрался ребенок на улицу и обнаружил, что любимые сапожки после прогулки не высохли. Желание гулять мгновенно пропадает из-за плача. Расстроить малышей до слез может все, что угодно: блины на завтрак, а не каша, тучки на небе вместо солнца. Бурные реакции ожидаемы не только при отчаянии, но и радости. Они активно реагируют на гостей; перевозбуждаются от походов к друзьям и мероприятия; в ожидания события могут заболеть.

Чтобы понять, как себя чувствуют кроха, представьте, что под окном идет стройка. Вам досаждают запахи пыли и красок, в глаза светит прожектор. Согласитесь, что приятного мало. Поэтому не нужно приписывать чувствительным детям капризы, холерический темперамент и считать манипуляторами. В нормальной обстановке они спокойны, общительны и не досаждают.

Несмотря на ранимость и эмпатию, часто агрессивно настроены к друзьям по песочнице. Не любят делиться игрушками, и будут до победы отвоевывать машинку, временно взятую на прокат другом. На замечание приведут ряд доводов: это личная вещь; у него свои планы на игрушки; чужие дети испортят.

Откуда берутся страхи?

ВЧД часто страдают от необъяснимых фобий, вызванных фантазиями. Развитое творческое начало способствует сочинительству, помогает моделировать сюжеты с глубокими эмоциональными переживаниями с полным погружением в себя. Ребенок вдруг заявляет, что боится купаться в ванной из-за змеи, выползающий из слива, оставаться один в комнате из двигающихся теней. У них много страхов, связанных с конкретными предметами, потерей родителей.

Во многом виноваты взрослые, искусственно создающие травмирующие ситуации, добиваясь собственных целей. Из фразы: «Осторожно, иначе упадешь!» малыши запоминают только вторую часть. Хотя не до конца понимают опасность, но внутри зарождается чувство тревоги, перерастающее в устойчивые страхи. Дети «приносит» фобии из садика, и начинают бояться пауков потому, что они приводят в ужас Ваню с Петей. На подкорке оседает обсуждаемая родителями информация о происшествиях, переживания за персонажей из сказок или мультсериалов.

Умны не по годам

Темп реакциивлияет на скорость протекания не только эмоциональных, но и познавательных процессов. Детки эмпатичны, умны от рождения, сообразительные, наделены интуицией и способностям, любят учиться. Причем эта способность с годами усиливается. Из-за природной внимательности имеют хорошую память. Почемучек интересует все подряд. Диапазон интересов помогает иметь развитый кругозор. До школьного возраста из-за недостаточной развитой координации бывают моторно неловкими: неумело держат ручку/карандаш, не могут читать без зрительной опоры и водят пальцем по строчкам.

Гипернаблюдательность

Один из недостатков – неспособность воспринимать большие объемы информации. Состояние сравнимо с долгим сидением на лекции, когда вы перестаете слышать речь. Это объясняет, почему они видят мир фрагментарно. С другой стороны, бессознательная работа по выявлению деталей съедает массу энергию. Мозг у человека с ВЧ темпераментом в разы быстрее фиксирует и обрабатывает информацию. Когда ребенок заходит в помещение, сразу замечает, что стол сдвинут, стул испачкан, игрушки переставлены.

Боязнь эмоциональной перегрузки вынуждает ум выхватывают эпизод с деталями и раскручивать сюжет. После посещения цирка малыш может категорически отказаться идти на следующее представление из-за отвратительного носа клоуна. Импринт вытеснил сенсорные впечатления и сделал незначительный факт акцентным. По этой же причине им сложно справляться с многозадачностью, и вынуждены разбивать цель/проблему на этапы и решать пошагово.

Страдания

Высокочувствительный ребенок в семье: что делать родителям?

Эмпатичные дети расстраиваются, когда близким людям плохо и до слез переживают. То, что для многих детей естественно, для них – чрезмерно. Они либо избегают избыточных ощущений, что проявляется в застенчивости, либо избавляются от ментально «мусора» через капризы. При этом ярче видят жизнь, обладают способностью чувствовать настроение окружающих, замечают детали.

Они плохо адаптируются в новых коллективах, остро чувствуют отношение окружающих. Недоброжелательность педагога или ухудшение отношений с коллективом приводят к снижению успеваемости. Стоит товарищам передразнить, негативно высказаться, и на завтра сын может отказаться идти в школу. «Оля сказала, что я глупая. Но я с многими дружу и хорошо учусь». Самоуспокоение ничего не означает – спустя 5 минут девочку будут занимать вопрос, будут ли с ней дружить одноклассники.

Как воспитывать ВЧ детей?

Родителям важно понять, что малыш не перерастет и будет совершать реактивные поступки. Вам нужно принять эту особенность и научиться взаимодействовать. Для этого потребуется терпение, зато прокачаетесь сами и вырастите адекватного взрослого. Процесс воспитания можно сравнить с управлением лошадью. Чтобы она ровно шла, узды нужно натягивать/отпускать, ехать рысью и галопом, объезжая кочки.

В Англии существует понятие floor time. Смысл в том, что младенца уже до года постоянно выкладывают на пол для получения по максимуму сенсорной и тактильной информации. После года психологи советуют делать упор на двигательную активность для получения разного физического опыта, развития психологических процессов. Самое худшее, что могут сделать родители для малышей с незрелой сенсорной системой — посадить к экрану.

Начиная с 1,5 лет, они должны помочь адаптироваться к восприятию незнакомых людей иситуаций, учить выражать волнение и радость. Одним словом – развивать эмоциональный интеллект. Когда детки начинают понимать, объясните, что люди бывают разные, имеют яркие черты, заметные другим, как рыжие волосы или конопушки на носу. Важно показать преимущества чувствительности и учиться принимать себя в любом состоянии.

Главное – запастить терпением. Такие дети в плане самоконтроля в психологически комфортной среде созревают только 7-9 годам. При воспитании нервными родителями из-за стрессов у них нарастают:

  1. симптомы тревоги;

  2. неадекватные эмоциональные реакции;

  3. проблемы с саморегуляцией.

Впереди родителей ожидает сложный пубертатный период.

Создайте физический комфорт

Человека воспитывает среда обитания. В ваших силах создать безопасно эмоциональное пространство. Не стоит относиться к ребенку, как оранжерейному цветку, ограждать от внешнего мира. Ему нужны стимулы, трудности, конкуренция. Особенность воспитания в том, что необходимо по максимуму исключить раздражающие факторы. Это одно из главных условий нормального развития. Так вы избавите его от капризов и себя от раздражения. Соблюдайте элементарные правила:

  1. выбирайте удобную одежду из натуральных материалов;

  2. держите форточку открытой;

  3. приглушайте свет;

  4. убавляйте звуки, в том числе и голос.

Для облегчения эмоциональных страданий оставляйте на ночь включенный ночник; поднимайтесь на этаж пешком, если он боится лифта; крепче сжимайте руку, проходя мимо собаки и говорите, что она добрая. Если жалуется на шум, купите бируши, наушники с шумоизоляцией, предложите слушать музыку на низкой громкости.

Щадите нервы

Попадая в ситуации, когда ничего нельзя сделать (поездка в автобусе) посочувствуйте и объясните, что положение безвыходное. Во время пути постарайтесь отвлечь мультиком на планшете, книгой, игрой в ассоциации. Важно, чтобы ребенок понимал, что его чувства ценны для взрослых.

У ВЧ детей даже поверхностное впечатление становится триггером для ассоциативных связей, построенных на обобщенном опыте. Если вы играли в имаджинариум с угадыванием картинок по ассоциациям, то знаете, как это работает. Негативный опыт откладывается с памяти в связи с запахом, звуком, цветом. Особенно, когда ребенок расстроен или перегружен информацией. Когда нос клоуна уже «застрял» в голове, нет смысла ходить на подобные представления.

Составьте режим

Сверхчувствительному малышу больше, чем другим детям, нужна организация дня для баланса уровня возбуждения. Если его не корректировать, оно приведет к физическому дискомфорту и нервному срыву. Поэтому важны ритуалы. Привычка совершать поочередные ежедневные действия расслабляют. Он наперед знают, что будет происходить, и испытывают комфорт.

Школьнику сложно ходить после уроков секции – и дело не в лени. По сравнению с одноклассниками ВЧ ребенок быстрее устает и нуждается в отдыхе. Поэтому составляйте щадящее расписание с перерывами, давайте больше возможностей быть одному. Чередование периодов активности и отдыха сдерживают нервное возбуждение.

Обсудите методы релаксации назанятиях и напеременах. Покажите техники глубокого дыхания для успокоения, мышечное расслабление. Категорически противопоказаны шутеры (игры-стрелялки), «переживательные» фильмы. Перед сном заведите ритуалы взаимодействия: чтение сказок, спокойные игры, прогулки.

Помогайте словами

Высокочувствительный ребенок в семье: что делать родителям?

Высокочувствительные дети любят много брать на себя и ошибаются. Не нужно постоянно напоминать о неудачах. Они склонны к реализму и объективны по отношению к себе. Внутренний перфекционизм заставляет делать все правильно с первой попытки. Им важно обсуждение и поддержка, а не критика. Просто подскажите решение, и мягко корректируйте поведение. В моменты нерешительности проводите параллели, показывайте сходство с прошлыми ситуациями: «Помнишь, когда мы были у бабушки…»

Избавляйте от фобий

Не называйте плаксами и другими обидными словами. Да, сын или дочь часто и много плачут, но по-другому не могут выражать эмоции и противостоять правилам взрослых. Если малыш боится животное, не нужно везти в зоопарк и воспитывать через преодоление страха. Это закончится нервным срывом и трансформацией астенических чувств в фобию. Гипертрофированные страхи лучше проработать с психологом.

Рисуйте ужасы

Помогут и домашние способы через творчество и вербализацию. Предложите нарисовать эмоцию или страх и спросите, чтобы он хотел с ним сделать: порвать, порезать, свернуть, выбросить или сжечь. Сочините вместе историю о волшебном сундуке, где лежит волшебный меч, разрушающий кошмары. Вместе придумайте сказку с персонажем, испытывающим такой же ужас. Попросите передать словами эмоции и рассказать, что нужно сделать для преодоления. Ребенок сам придумает нужную концовку.

Больше страдают ВЧ мальчики. Невзирая на психологические особенности, родители придерживаются стереотипного поведения: «Вытри слезы – мужчины не плачут». Мягкость, проявление эмоций папы считают недопустимыми. Неудивительно, что в попытке завоевать признание родителей исверстников, мальчишки подавляют себя изнутри.

Если хотите вырастить счастливого ребенка, принимайте его мягкость ичувствительность. Он не должен следовать кодексу мужского поведения, непонятно, когда и кем установленному. Родителям полезно почитать книгу «Давай договоримся». Ее написала клинический психолог Анн-Клер Кляйндист с разбором конфликтных ситуаций и типичных реакций. Рекомендации помогут выбрать правильную стратегию и мирно улаживать конфликты.


Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Комментарии
Загрузка комментариев...