Режим дня ребенка в один год
Содержание
Для детей важен режим, который помогает ребенку чувствовать себя в безопасности. Это своеобразный ритуал длительностью в день. У «годовасика» распорядок дня ничем не должен отличаться от того, который был в предыдущие 2 месяца. Рассмотрим примерный режим дня годовалого ребенка.
Нужен ли ребенку режим дня
На вопрос нужен ли режим дня годовалому ребенку педиатры дают единый ответ: «Да, нужен». Малыш при выполнении одних и тех же действий по расписанию ощущает себя под защитой. Все процедуры выполняются в одно и тоже время. Это помогает сформироваться привычкам и в очередной раз показывает, что все хорошо, нет поводов для беспокойств. А, как говорят детские психологи, ощущение безопасности является базовой потребностью ребенка.
При соблюдении режима дня ребенок приучается к дисциплине, стает более организованным. В дальнейшем это качество приобретет особую важность в тот период, когда малыш пойдет в детский сад, ведь там выполнение всех действий происходит строго по расписанию. Ему станет проще просыпаться и вставать, принимать пищу в одно и то же время. Далеко не все дети в годовалом возрасте могут уснуть, когда хотят. Им требуется помощь родителей. Иначе возникнет сильное нервное перевозбуждение. В результате ребенок будет раздражительным, станет капризничать, у него будут наблюдаться перепады настроения, сложности с восприятием информации.
Британские ученые провели исследование, в котором принимали участие 10000 семей, имеющих годовалых детей. В результате было выявлено, что дети, которые не следовали строгому режиму, были гиперактивны, более раздражительны, чем те, кто жил по строгому распорядку дня. Последние оказались более спокойны, социально адаптированы. Если режим отсутствовал, а впоследствии он вводился, дети меняли свое поведение, были более спокойны, чем прежде.
Режим дня не только помогает правильно расти и формироваться ребенку, но и значительно облегчает жизнь родителям. У мамы появляется возможность заниматься своими делами. Она находит время для отдыха, общения с другими членами семьи.
Выбираем свой режим дня
Есть два вида режима дня, каждый из которых имеет свои плюсы. Родители сами решают, что подходит им и их ребенку.
-
Строгий режим. Этот распорядок подразумевает строгое время, в которое ребенок принимает пищу, ложится спать, гуляет. В результате происходит формирование внутренней дисциплины и привычки к планированию времени. Для родителей такой распорядок обычно удобен, особенно в первые годы жизни малыша. Но, такой режим не учитывает индивидуальные особенности ребенка, порой выступает в противовес его собственным биоритмам. Если случаются отклонения в распорядке дня, то это крайне негативно сказывается на самочувствии и настроении детей. Согласно психологии, строгий режим подавляет желания и волю ребенка, не способствует формированию личности.
-
Свободный режим. Этот распорядок складывается благодаря наблюдениям за ребенком, его потребностями и особенностями. Ведь у детей уже в первые месяцы жизни проявляется расположенность к определенному времени бодрствования, засыпания, пробуждения. Свободный режим дня складывается именно на этих ключевых показателях. Родителям требуется подобрать оптимальное время для сна, кормления, основанное на биоритмах ребенка. Получается, что этот вид также носит упорядоченный характер, но уже с учетом индивидуальности детей.
Отличие свободного режима от строгого в том, что он устраивается не на средневзятых нормах, а с учетом индивидуальности, потребностей ребенка. В этом случае происходит формирование малыша, как личности, которая понимает, что ее интересы учитываются. Такие дети растут в более комфортной обстановке. Но свободный график не всегда учитывает интересы родителей, серьезно ухудшает процесс адаптации ребенка к детскому саду.
Плюсы четкого режима дня годовалого ребенка
Попробуем рассмотреть плюсы режима дня, которые, несомненно, есть. Ребенок, растущий в продуманном, правильно составленном распорядке дня:
-
активный и бодрый в течение дня;
-
более уравновешенный;
-
обычно пребывает в хорошем настроении;
-
открыт для новых знаний и отработки навыков;
-
хорошо воспринимает информацию и усваивает ее;
-
социально активен;
-
дружелюбен.
Если ребенок с раннего возраста живет в строгом распорядке дня, то у него легче проходит процесс адаптации в детском саду, а впоследствии и в школе.
Неврологи отмечают чувствительность детей первых лет жизни к отклонениям в распорядке дня. Если малыш испытывает недосыпание, то при умственной или физической нагрузке у него происходит резкая смена настроения. Придерживание четкого режима позволяет детям спокойнее, благополучнее приспосабливаться под внешние условия.
Если родителями принято решение о соблюдении распорядка дня, то при его составлении важно помнить о следующих моментах:
-
Лучше выстраивать гибкий график, который учитывает интересы и потребности ребенка.
-
Составление границ периода бодрствования должно происходит не по средним нормам, а с учетом особенности нервной системы ребенка, ее гибкости и общей работоспособности.
-
Выстраивание границ сна должно происходить таким образом, чтобы малыш имел возможность получения полноценного отдыха.
-
Периоды таких ключевых моментов, как сон, кормление, игра, прогулка не должны противоречить друг другу. При их выстраивании важно проследить, чтобы они плавно протекали из одного в другой.
Какие изменения происходят в режиме годовалого ребенка
Режим дня годовалого малыша мало чем отличается от распорядка, который был 2 месяца назад. Ребенку требуется таже физическая активность, интеллектуальное, эмоциональное развитие, гигиенические процедуры, питание, сон. Принципиального нового ничего в это время не появляется.
Но, годовалый возраст – это период перемен в изменении сна. Ребенка нужно постепенно готовить к переходу на один дневной сон. Если малыш встает рано, то ему не хватает сил для одноразового сна, необходимо время для восстановления. Если «годовасик» встает не очень рано, то его нервная система уже окрепла для одного дневного сна. Этого будет достаточно для получения и усвоения новой информации, восполнения запасов энергии. В связи с этими особенностями педиатры рекомендуют потихоньку сдвигать время утреннего пробуждения, переводить ребенка на разовый дневной сон.
Совет: если мама задумывается отдать ребенка в детские ясли с 1,5 лет, то годовалый возраст – подходящее время для перевода на одноразовый сон.
Режим дня годовалого ребенка
У годовалого ребенка происходят значительные изменения в физическом и психическом развитии. Он изо дня в день совершенствует речь, осваивает ходьбу, приседания, преодоление препятствий. Его движения еще скоординированы плохо. Малыш быстро устает. Вместе с тем это уже самостоятельная личность. Он с удовольствием моет сам руки, пытается чистить зубы, умываться.
Работоспособность ребенка понемногу повышается, тем самым расширяя возможности умственного и познавательного развития. В его распорядке дня появляются занятия, направленные на развитие, важно чтоб они были небольшой продолжительностью. Разберем ключевые моменты в режиме дня ребенка на втором году жизни.
Продолжительность сна
В среднем суммарная длительность сна ребенка на втором году жизни варьируется между 14-16 часами. При этом на ночь приходится от 10 до 12 часов. Ребенок способен уже бодрствовать по 4 часа кряду. Дневной сон еще двухразовый по 1,5 часа. Но, нужно плавное формирование перехода к одноразовому сну с удлинением периодов бодрствования.
Если малыш в течение дня выдерживает хорошее настроение, не переутомляется к вечеру, спит всю ночь, он готов к переходу на одноразовый дневной сон. Если же ребенок отказывается от еды, капризничает, гиперактивен, у него наблюдаются перепады настроения, то переход на одноразовый дневной сон произошел рано. Причем перечисленные признаки могут проявиться не сразу, а с накоплением усталости в организме. В этом случае можно попробовать удлинить время ночного сна или вернуть второй дневной сон.
Прогулки
Обычно ребенок в годовалом возрасте гуляет 2 раза в день, утром после завтрака и днем после полдника. Примерное время прогулок – 2 часа. Важно, чтобы во время прогулок малыш не сидел в коляске. Ему необходимо активно двигаться, совершенствовать моторные навыки, координацию движений. Особенно важно включать большую двигательную активность во вторую прогулку. Это способствует крепкому ночному сну.
Игровая деятельность
Годовалый малыш пока не может длительное время отдать занятиям. Его диапазон внимания не дает ему такой возможности. В связи с чем, запланированные игры и развивающие занятия, чтение книг, лепку пластилином, рисование красками нужно «раскидать» на день. Продолжительность занятий не должна превышать 10 минут. Важно соблюдать разнообразие прогулок на улице с играми в мяч и занятия, направленные на развитие интеллектуального уровня.
Особенности питания
У годовалого ребенка перерывы между приемом пищи составляют около 3-3,5 часов. Малышу предлагается завтрак в течение часа после пробуждения, а последнее кормление происходит не поздней часа до укладывания. В годовалом возрасте дети еще находятся на 5-разовом кормлении. После приема пищи ребенок не должен сразу отправляться спать. Ему дается еще некоторое время для бодрствования. Этот режим позволяет сохранить познавательную активность, бодрость, приучает к цикличности и определенным ритуалам.
Гигиена ребенка
Умывание ребенка происходит по утрам, после дневного сна и на ночь. Годовалый малыш с помощью родителей учится умываться, чистить зубы. Перед ночным сном ребенка нужно покупать в ванной. Это часть ритуала отхождения ко сну. Годовалый возраст – это время активного приучения к горшку. Предлагайте ребенку горшок сразу после дневного и ночного сна, до и после прогулки, после активных игр.
Подготовка ко сну
Годовалый ребенок нуждается в ритуале отхождения ко сну. Подготовка к ночи должна происходить заранее, еще с 6 часов вечера. После этого времени убираем все шумные, активные игры, ужинаем, принимаем вечернюю ванну. Высаживание на горшок, сказка в кровати скоро станут традицией. Желательно эти действия производить в одно и тоже время. Это позволит сформироваться условному рефлексу. Пройдет немного времени, и малыш в установленный период будет чувствовать усталость, легче, без капризов засыпать.
Примерный режим дня
Ниже мы предлагаем примерный режим дня, который позволяет подготовить годовалого ребенка к распорядку, принятому в детском саду. С учетом двухразового дневного сна:
-
6:00 – подъем, умывание;
-
6:30 – кормление;
-
7:00 – спокойные игры;
-
8:30 – общение, прогулка;
-
9:00 – завтрак;
-
9:30 – первый сон;
-
11:00 – подъем, игры;
-
13:00 – обед;
-
13:30 – физическая активность;
-
15:00 – прогулка;
-
16:30 – полдник;
-
16:45 – второй сон;
-
18:00 – подъем;
-
18:30 – общение;
-
19:00 – ужин;
-
19:30 – спокойные игры, чтение книг;
-
20:30 – купание, массаж, чистка зубов;
-
21:00 – кормление на ночь;
-
21:30 – ночной сон.
С учетом одноразового дневного сна:
-
6:00 – подъем, умывание;
-
6:30 – первое кормление;
-
7:00 – спокойные игры;
-
7:30 – массаж, гимнастика;
-
8:30 – завтрак;
-
9:00 – игры;
-
11:00 – прогулка;
-
12:30 – общение;
-
13:00 – обед;
-
13:30 – дневной сон;
-
16:30 – общение;
-
17:00 – полдник;
-
17:30 – прогулка;
-
19:00 – умывание;
-
19:30 – ужин;
-
20:00 – чтение книг, спокойные игры;
-
20:30 – купание, массаж;
-
21:00 – последнее кормление;
-
21:30 – ночной сон.
Мы дали примерные часы. Каждый ребенок индивидуален, кто-то встает раньше, кто-то позже. От этого и нужно отталкиваться при составлении распорядка дня.
Режим дня важен для ребенка. Это ему позволяет чувствовать себя в безопасности, иметь силы для новых свершений, развития и физической активности.
Оцените статью |
|
22.11.2024
22.11.2024
22.11.2024
22.11.2024