Ребенок не отпускает от себя маму ни на шаг: что делать?

Обновлено: 22.11.2024 13:27:36

Самое первое время жизни ребенок, пребывая в утробе матери, был неразрывно с ней связан. Родившись абсолютно беспомощным и беззащитным существом, он инстинктивно понимает, что мать для него самая надежная опора и защита.

Взрослея малыш начинает разделять себя и других людей в окружающем его мире, происходит это ближе к 3 годам, иногда позже. Вот тут ему может прийти в голову мысль о том, что он может лишиться мамы, так как она не является частью его самого.

Механизм этого осознания лежит в области чувств и смутных ощущений и не имеет четкого и осознанного восприятия, как и многое в мышлении ребенка на ранних стадиях его развития. Однако страх, одно из сильнейших чувств человека, заставляет «держаться» за маму, не отпуская её буквально ни на шаг.

Что представляет собой это явление и каковы могут быть причины

Ребенок не отпускает от себя маму ни на шаг

Прежде всего, если ребенок постоянно стремиться быть с матерью и старается её не отпускать, - это совсем не означает, что его избаловали, много носили на руках, что в его действиях есть умысел делать это из вредности и назло и вообще вить из мамы веревки. Не стоит проецировать качества присущие взрослым крохотному ребенку и слушать подобных советчиков тоже не надо.

Надо сразу определиться для себя, - это возрастная особенность. Есть определенные механизмы, которые могут её запустить в ребенке. Вовсе не обязательно, что сработает в 100% случаев, но часть детей через неё проходят.

Основной причиной, скорее всего, будет именно страх малыша потерять маму. Впрочем, есть и другие причины:

Ребенок испытывает чувство боли или недомогание.

Малыш, чувствуя себя плохо, однако дать оценку своим чувствам и ощущениям он пока не в состоянии, его мышление пока не готово и в мозге нет ещё сформировавшихся центров, отвечающих за это. Ребенку просто хочется, чтобы мама держала его ближе к себе, прижимала и носила на руках, это облегчает ему болезненные ощущения. Если банальное ОРЗ или колики в животе — это ненадолго, но вопрос, скажем, режущихся зубов, у некоторых детей, может стать довольно серьезным для них испытанием.

Совет только один – надо быть очень внимательным к ребенку в этот период и не оставлять его.

Малыш ощущает тревожное настроение матери.

Мама у которой отмечается повышенная тревожность неминуемо «заразит» ей ребенка. Большую часть слов он пока не понимает, наш мир для него вообще ещё не известен, но вот сигналы с нашей мимики, тембра голоса, дыхания, жестов ребенок «считывает» за считанные мгновения, особенно своей матери. После чего его «зеркальные нейроны» (есть у человека и такие) ретранслируют эту тревогу ему самому. Соответственно находясь в тревожном настроении, ребенок будет искать поддержки у матери.

Совет следующий – надо работать над своей тревожностью, это сложно, но нужно, сейчас она не только ноша матери, но ещё и дополнительная обуза для ребенка. Впрочем, даже когда тревожность в норме, в жизни масса вариантов развития событий способных вывести человека из себя. Необходимо стараться избегать ситуаций, когда вы ругаетесь при ребенке с кем-то лично или по телефону, не вносить отрицательных эмоции в его среду из-за того, что-то не сложилось и вообще за ипотеку платить не чем.

Ребенок чувствует себя ненужным маме.

Эти ощущения могут возникнуть у ребенка, когда формально мама весь день рядом, а реально она в «виртуальном мире». Чаще всего в каком-то гаджете на просторах Instagram или в общении с подругами, либо занята домашними делами.

Единственным доступным методом привлечь внимание к себе для малыша становятся слезы и капризы. Однако, зачастую, вместо ответа на свою жалобу и ожидание любви от мамы ребенок получает раздражение и непонимание его претензий и нежелания отпустить мать.

Совет – кроме «количества» времени проведенного в обществе ребенка, не меньше, а может и больше требуется «качество» этого времени. Время, проводимое с ребенком должно быть посвящено именно самому ребенку.

Как преодолеть возникшую ситуацию с детской гиперпривязанностью

5.jpg

Причины разобраны, советы даны, теперь о том, что делать и как с этим быть.

  1. Сначала о том, что нельзя, - не стоит ругать ребенка за его поведение, плач и другие проявления истерики и углублять конфликт. Нежелательно резко оставлять ребенка одного без всяких пояснений и причин. Покидать дом украдкой или обманув ребенка тоже не годится.

  2. Ребенку нужно дать внимания с избытком и, как говорится, по полной. Тактильное – обнимашки, целовашки и прочие обжимашки; вербальное – говорите, рассказывайте, спрашивайте, напевайте, читайте; всякое прочие – играйте с ребенком, делайте все вместе, дайте ему побыть вашим «хвостиком», пусть везде следует за вами.

  3. Отключить звук телефона, поставив на вибрацию и не носить его с собой, пусть полежит в коридоре у зеркала. Интернет, - только когда ребенок уснет (если сил на него, после ребенка, хватит у мамы). Участвовать в жизни малыша, активно реагировать на его действия, просьбы и отвечать на вопросы.

Получая внимание постоянно, «высокого» качества и с избытком ребенок им «пресытится». Сравнивать недостаток внимания вполне можно с голодом, получение его с насыщением, а преизбыточное внимание с пресыщением. Короткое, но точное видео на эту тему можно посмотреть здесь.

Рассчитывать на мгновенные результаты конечно не стоит. В воспитании вообще все дается не очень просто. Однако здесь, как и во многом, следует пользоваться золотым принципом – поощрять у ребенка эмоции интереса и радости, блокируя при этом чувства горя, страха и гнева, - это позволит воспитать жизнерадостного и любопытного человека, не страдающего от страхов, паники и не впадающего в гнев или уныние. Пройдет какое-то время, и ребенок сможет отпустить от себя маму безболезненно для своей психики.

Как поэтапно научить ребенка «отпускать» маму

Выполнив предыдущие рекомендации, «насытив» его качественным вниманием, можно переходить к плану «В», - постепенному освобождению мамы из детских «оков».

  1. Начинать нужно с игры, в «ку-ку» и прятки. Мама пропала всего на несколько секунд или минут и снова появилась, - не страшно и даже весело.

  2. Далее, выбрать момент, когда ребенок увлечен чем-либо и сказать ему что маме надо, допустим, на кухню поставить чайник. Под этим предлогом отлучиться, потом выключить чайник. На первых порах долго не задерживаться, приучая ребенка к безопасному уходу мамы.

  3. Опираясь на то, что психика ребенка, как, впрочем, и взрослого человека, формируется привычкой надо подкреплять привычку ребенка к регулярным отлучкам матери из дома. Постепенно увеличивая время своего отсутствия, начиная с нескольких минут.

  4. Уходя нужно обязательно прощаться с ребенком. Ему нужно видеть, как мама ушла и как вернулась, чтобы не создавалось ощущение внезапного исчезновения в неизвестность. При уходе надо показать уверенность, не проявляя тревожности и беспокойства тем, что ребенок остается без мамы.

  5. При необходимости долгого отсутствия нужно определиться с поддержанием связи. Взрослый, который остался с ребенком, может организовать просмотр фотографий с изображением мамы, рассказать о ней и о том, чем она занята.

  6. Взрослый, с которым будет оставаться ребенок, должен вызывать у него доверие и малыш должен испытывать к нему привязанность. Важно помнить, что для этого возраста привыкание к новому человеку потребует времени.

  7. По возможности, самой маме нужно показать ребенку или хотя бы рассказать куда она уходит и что там делает.

  8. Дети не способны в этом возрасте оценивать абстрактные величины времени, - часы, минуты. Поэтому время возвращения нужно привязать к конкретным действиям, - «поешь, погуляешь, поспишь и я вернусь», а не «буду через пару часов».

  9. Если ребенок будет расстраиваться при уходе мамы ругать его не надо, грусть при расставании с близким человеком нормальная психическая реакция. Оставшийся с ребенком взрослый должен постараться максимально быстро переключить внимание малыша на что-то позитивное.

Обо всем этом можно прочесть подробнее здесь

Для преодоления этой повышенной привязанности ребенка к маме, а также для решения многих других воспитательных задач взрослым необходимо наладить общий язык с их ребенком. Для этого они должны воссоздать такие условия, при которых сам ребенок захочет слушать взрослых, доверять им и учиться у них. В этом заключается суть воспитания, взрослые не только растят и заботятся о своих детях, помогают им во всем, но и …создают условия для того, чтобы установить с ними доверительное общение.

Статья составлена на основании книг М. Григорян, Е Жаркова «Пойми меня мама», А. Курпатов «Счастливый ребенок»; сайтов и родительских форумов: piter.com, kidsplace.online/ru, youtube канала «Family is...» и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/.



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Комментарии
Загрузка комментариев...