Ребенок не хочет идти в сад - причины и пути решения


Содержание


  1. Причины
  2. Как развить у ребенка желание ходить в сад
  3. Заключение
Обновлено: 03.11.2021 13:00:12

Важным этапом развития и социализации, который проходят практически все дети, является посещение детского дошкольного учреждения. Когда начать ходить в сад каждый родитель решает в индивидуальном порядке. Для кого-то оптимальный возраст начинается с двух лет, кто-то оттягивает этот момент до 4 и более лет. Независимо от возраста воспитанника, есть вероятность возникновения проблем с желанием посещать сад. Проявления настойчивого нежелания ходить туда возникает на разных этапах. Это могут быть первые дни (адаптация), а может быть любой момент спустя длительное время после адаптационного процесса. Родители теряются, когда встречают бурное препятствие детей попыткам собраться и пойти в сад. Переживания мам и пап вызывают потребность определиться с источником негативного отношения ребенка. Возникают необоснованные догадки, так как дети не всегда могут точно, понятно и обоснованно выразить свою точку зрения. Жесткость воспитателей, неприветливые сверстники, невкусная еда ли стали причиной проблемы? Не нужно гадать. Предлагаю вам ознакомиться с теоретическим и практическим материалом о причинах нежелания ходить в сад и способах, как мягко и эффективно исправить ситуацию.

Принципы терапии детских неврозов

Причины

Существует масса причин, которые влияют на охотное посещение детского сада малышами. В государственных учреждениях (в отличие от частных), применяется стандартизированный подход. Здесь сложно учитывать индивидуальные потребности ребенка и тонко дифференцировать его актуальные эмоции и чувства. Именно в этом случае возникает больше проблем в силу отсутствия достаточных ресурсов для их решения. Познакомиться с основными причинами, которые вызывают у малышей неприятных ощущения от одной мысли о саде:

  1. Трудная адаптация. Теоретические исследования показывают, что есть легкая степень адаптации, которая проходит в течение 1-2 недель. Дети только первые дни испытывают дискомфорт от нового окружения и перемены условий жизни. После они быстро привыкают и становятся обычными активными детсадовцами. В затрудненной адаптации выделяют две степени: средняя и сложная. Средняя протекает в пределах 1 месяца, а сложная длится от двух месяцев и более. Трудность привыкания зависит от массы факторов: темперамент, привычный уклад жизни, воспитательная тактика в семье, здоровье и т.д.

  2. Негативный опыт взаимодействия со сверстниками. Все знают, что на каждой детской площадке есть хоть один бесконтрольный задира, который забирает чужие игрушки и раздает тумаки. Мы понимаем, что это лишь эпизод, но малыши воспринимают все многократно усиленно. У них складывается устойчивое негативное восприятие, и они всячески пытаются избежать травмирующих ощущений.

  3. Родительские страхи и опасения. Вопрос готовности посещения к детскому саду обычно затрагивает будущих воспитанников. Но родители напрямую влияют на этот процесс. Некоторые из них обсуждают при крохе свои опасения и демонстрируют переживания, тревогу. Чувства мамы и папы тонко воспринимаются малышом, и он также начинает тревожиться. Как следствие, возникает отрицательное отношение к саду и нежелание его посещать.

  4. Резко отличающиеся условия детского сада от домашнего уклада. Дети хоть и обладают гибким мышлением, но им трудно понять резкую смену условий. В тот момент, когда они попадают в новую социальную среду, появляются масса непонятных пока им требований. Истерики, умеренное проявление негативных чувств к саду является протестом. Они пытаются избежать выхода из привычной зоны комфорта. Это не их прихоть, лишь проявление психологических защитных механизмов.

  5. Трудности во взаимоотношениях с воспитателем. Педагог для детей является проводником в социальную среду. Он организует не только воспитательный и образовательный процесс, а также помогает каждому обрести эмоциональный комфорт. Но не всегда условия складываются гладко. Пренебрежительное отношение воспитателя, игнорирование потребностей ребенка, резкие и грубые слова сильно обижают малышей, а родителей нет рядом, чтобы защитить их и оградить от негатива. Появляется детская тревога, плач и нежелание возвращаться в место, где его не уважают и не любят.

  6. Ситуативные трудности. В моей практике был ребенок, который настойчиво не желал ходить в сад. Это сопровождалось интенсивными истериками, физическими попытками остаться дома. Родители предполагали, что он пытается ими манипулировать. Лишь в результате работы выяснилось, что дома малыш не спал, и его не пытались укладывать, а в садике это базовый элемент режима. На необходимость ложиться в кровать он реагировал слезами, просьбами позвать маму и попытками убежать. И это не единичный случай. Кому-то из детей не нравятся горшки в отхожей комнате, кого-то нагнетает сама обстановка сада.

  7. Родители сравнивают ребенка с другими. Всем мамам и папам хотелось бы, чтобы их дети быстрее и лучше всех осваивали важные навыки. Но когда идеальные ожидания не совпадают с реальностью, некоторые из них пытаются вызвать соревновательных дух в малышах и проводят аналогии с другими детьми. «Вот Леня из твоей группы сам ест ложкой и на горшок ходит, а ты почему не желаешь становиться самостоятельным?». Это примерная формулировка, которую нередко слышат дети, несоответствующие ожиданиям своих родителей. Это опасная и в корне неправильная мера. В ответ на нее возникает не только желание избегать посещения сада, но и снижается самооценка, рождаются переживания относительно отсутствия любви у родителей и масса других последствий.

Это примерный список самых распространенных причин, почему малыши настойчиво не хотят ходить вы дошкольное учреждение. Вам, как родителям, может быть сложно выяснить причину. Правильный подход поможет вам наиболее точно понять, где скрыт источник негативных чувств малыша:

  1. Поговорите с ним. Сложно выпытать информацию у детей, которые не умеют внятно разговаривать. Но даже они способы жестами и знаками выразить предмет своего беспокойства. От родителей требуется внимательность и желание понять тревогу ребенка. Те, кто уже хорошо освоил речевые навыки, могут точнее сказать о том, что конкретно их не устраивает в саду. Но даже они не всегда могут точно сформулировать суть причины, и в ответ на ваш вопрос будут молчать. Тогда можно попробовать другой подход: расспрашивайте их после каждого посещения, что они делали, и понравилось ли им. Возможно, так вы сможете «докопаться» до сути.

  2. Поговорите с воспитателем. Опытный педагог умеет четко анализировать «проблемные» точки во взаимодействии детей и привыкании к новым условиям. Спрашивайте у него не только, как он поел, как вел себя. Интересуйтесь тем, как ребенок реагирует на режим, какие отношения у него складываются с другими детьми, насколько он активен, как участвует в творческой жизни сада. Эти вопросы помогут вам понять, в чем истинная причина переживаний малыша.

  3. Проверьте здоровье крохи. Часто физический дискомфорт влияет на желание посещать дошкольное учреждение. Вероятно, у него что-то болит, он беспокоится, и от того хочет проводить больше времени в домашней, комфортной обстановке.

Как можно перевести ребенка в другой садик по месту жительства

Как развить у ребенка желание ходить в сад

Хочется сразу сказать, насилием моральным и физическим вы проблему только усугубите. Подвижная, хрупкая нервная система малыша пострадает от ваших нападок сильнее, чем от нежелания ходить в сад. Поэтому все применимые меры должны быть мягкими, ненавязчивыми, но регулярными. В таком случае вы достигнете успеха. После выяснения точной причины, вы сможете подобрать подходящий инструментарий способов и методов коррекции.

Проводите подготовку к первому посещению детского сада

Родители, которые озаботились моральной и физической подготовкой ребенка к условиям дошкольного учреждения, реже приходят с запросом об устойчивом негативном отношении крохи к саду. Какие действия помогают малышу пройти предварительную подготовку к первичной социализации:

  1. Говорите с ним о преимуществах сада. Начните подготовку «почвы» с рассказов о том, что такое детский сад. Зачем туда ходят, чем там занимаются. Можете рассказать, как вы в свое время его посещали. Как весело вам было играть с детьми, рисовать учиться, гулять. Если ребенок уже ориентируется во временных рамках, можно затронуть организационный вопрос посещения сада. Когда туда приходят воспитанники, и во сколько родители их забирают. Важно акцентировать внимание на положительных моментах, исходя из интересов малыша. Предположим, ему нравится рисовать. Расскажите, что в саду часто рисуют, делают выставки рисунков и т.д.

  2. Подгоняйте домашний режим под режим сада. Сложнее всего в адаптации – это привыкнуть к новому режиму. Поэтому заранее поинтересуйтесь, каков режим в вашем учреждении, и подгоняйте его под домашний. Просыпайтесь в одно и то же время, укладывайте в дневной сон, гуляйте по часам. Важно скорректировать и режим питания: кушайте в одно и то же время и примерно ту еду, которая ожидает его в саду. Иначе привыкшие к сосискам на завтрак малыши, отворачиваются от садовской молочной каши.

  3. Приводите его на площадку детского сада на прогулку. Администрация сада обычно сама проявляет инициативу к раннему знакомству малыша, и предлагает в прогулочные часы приходить на игровую площадку учреждения. Если предложения не прозвучало, спросите сами, ведь это и в ваших интересах тоже.

  4. Вводите поощрения за успешное выполнение этих действий. Главное не перегибайте палку, иначе эта мера сможет послужить материальной подоплекой посещения сада. И без угощений ребенок откажется туда ходить наотрез.

Позволяйте проявлять самостоятельность

Объясните ребенку, что теперь он стал чуть-чуть взрослее, и у него появились новые права и обязанности, как и у взрослых. Где обязанность – это посещать сад, а право, например, самостоятельно подбирать одежду. Пусть выбранный образ окажется чрезмерно пестрым, главное, чтобы соответствовал погоде. Ощущение того, что вы признаете его права и уважаете его мнение, подстегнет желание ходить в сад. Предлагайте выбор среди допустимых для вас вещей. Например, сходить в кафе или в кино, надеть голубую или желтую футболку и т.д.

Сохраняйте спокойствие

Сейчас важно абсолютно спокойно реагировать на истерики ребенка. То есть, чем громче он кричит, тем тише вы говорите. Необходимо оставаться рядом с ним, чтобы он чувствовал, что вы его не покинули. Но кричать в ответ и уходить от трудной ситуации нельзя. Ваша мудрость, любовь и понимание на этом сложном этапе крайне важны, чтобы сформировать у малыша правильные представления об эмоциональном реагировании. Ведь вы – модель эталонного поведения для своего крохи, а значит должны демонстрировать соответствующий пример.

Давайте в сад любимую игрушку

Она станет частичкой дома, где ему максимально комфортно и хорошо. Она поможет ему легче адаптироваться к саду, так как сохранит хорошее расположение духа и чувство, что дом рядом. Там, где малышу все чуждо, именно небольшой предмет домашней обстановки, поможет скорее привыкнуть. С любимой игрушкой он не станет смотреть на сад так враждебно.

Игрушки для детей 1–3 года

Демонстрируйте позитивный настрой

По дороге в сад, проявляйте радость и безмятежность. Говорите о том, какие прекрасные вещи и люди его там ждут. Как ему там будет весело, и как скоро пролетят часы, проведенные в саду. Ваше настроение очень тонко ощущается малышом. Демонстрация позитива мамой или папой поможет ребенку самому сформировать положительную картину о дошкольном учреждении. С таким же настроем важно встречать малыша из сада. Расспрашивайте о том, что они делали, хвалите достижения и говорите, что любите его.

Будьте честными с ребенком

Нельзя сказать, что вы ушли на минуточку, покинув при этом детский сад на полный рабочий день. Легко утратить доверие ребенка, и когда вы уйдете в следующий раз, он начнет плакать, зная, что это надолго. Максимально честно и понятно объясните, что его ждет. Четко отметьте, что вы в любом случае придете за ним в назначенное время согласно расписанию учреждения. Это касается других моментов. Если у крохи назрел вопрос относительно детского сада, постарайтесь ответить максимально честно.

Избегайте критики в адрес воспитателей и сада в присутствии ребенка

Ваши ценности, принципы, отношение транслируется на ребенка и полностью им воспринимается. Вы – эталон, незыблемый стандарт поведения. Ваши слова о профнепригодности педагогов в саду, неудовлетворении меню питания, состоянием детской площадки и т.д. сильно влияют на картинку малыша. Он осознает, что это место плохое, раз мама или папа так сказали. И после перестанут проявлять желание посещать сад. Поэтому максимум сдержанности и минимум критики в отношении сада в присутствии ребенка.

Заключение

Многим приходится сталкиваться с этой проблемой, но немногие знают, как действовать, чтобы исправить ее. Мы, с позиции взрослого человека, понимаем, что любые трудности лишь временный недостаток. У детей нет перспективы мышления. Актуальные трудности воспринимаются ими, как неисправимые, и малыши сильно переживают. Только родители и педагоги способны помочь крохам пройти этот сложный этап, чтобы они смогли по-настоящему наслаждаться досугом в саду. Желаю вам успехов в воспитании, а вашим детям богатырское здоровье и искреннее счастье.



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Комментарии
Загрузка комментариев...