Что делать если ребенка обижают в школе - Советы психолога.
Возраст начала обучения в школе, и само это событие является настоящим испытанием для маленького человека. В 7 лет мироощущение ребенка снова скачкообразно меняется. В этом возрасте ребенок начинает отдавать себе отчет в том, что он чувствует и начинает классифицировать эти чувства.
Наличие чувств было у него конечно всегда, но вот их осознание приходит в 7 лет, и появляется то самое, - «я обрадовался», «я в ужасе», «я огорчен» по отношению к себе самому.
Именно осознавая и определяя у себя чувства ребенок в этом возрасте начинает понимать, что они связаны с другими людьми. Некоторые люди вызывают симпатию, другие – страх, с кем-то связано чувство страдания, а от кого-то он получает оптимистический заряд бодрости.
Наличие других людей, конечно, было очевидно для ребенка, однако осознание их полной самостоятельности и необходимости с ней считаться усваиваются мышлением ребенка только в 7 лет. На этом пути у детей неминуемо начнут возникать конфликты со сверстниками
Основы формирования способностей ребенка решать конфликт самостоятельно
Часто родители, в излишнем стремлении уберечь ребенка от всех невзгод, вмешиваются в формирование у него навыков социальной жизни.
Элементарный пример – ребенок играет с детьми на детской площадке, неожиданно его кто-то толкнул, либо забрал у него игрушку. Супер -заботливый родитель, в «праведном гневе» отчитывает обидчика, ставит его на место и совершает «дело справедливости». Реакция вполне естественна и понятна многим родителям. Однако правильными действиями будет предоставить возможность ребенку решить ситуацию самому. Это будет очень важный социальный опыт для ребенка.
Вмешательство необходимо только в следующих случаях:
-
Когда есть явная угроза здоровью ребенка. Например, когда ребенок рассказал о том, что его собираются избить в школе.
-
Когда ребенка обижают регулярно, и он явно не справляется с ситуацией.
Поддержка и вообще весь процесс воспитания должна быть построена не только на любви к ребенку, но и на вере в его возможности и собственные силы. Эту веру надо демонстрировать ребенку. Именно эта вера аккумулирует в ребенке энергию и стремление, необходимые ему, чтобы сформироваться как самодостаточная и успешная личность.
Начинать рассмотрение этого вопроса стоит с профилактики возможной проблемы. Следует помочь ребенку лучше понять и узнать самого себя.
Психологические аспекты возникновения конфликтных ситуаций в школе и их профилактика
Ситуации связанная с тем, что ребенка могут начать обижать в школе возникают в школе, на трех возрастных рубежах, - на рубеже 7 до10 лет, с 10 до 13-14 лет и в начале подросткового периода, примерно в 13-14 лет.
Понимание механизма развития мышления у ребенка в эти периоды и своевременная поддержка со стороны близкого взрослого человека могут стать хорошей профилактикой, которая позволит избежать конфликтов в школе или выйти победителем, если конфликт случился.
Начальная школа, возраст 7 – 10 лет
До этого момента ребенок, чаще всего, ходил в детский сад. Давать ему оценку и судить его могли только его родители и априори ни чье мнение его больше не интересовало. Пойдя в школу, ребенок погружается в новый для него мир. В этом мире совершенно посторонний ему ранее взрослый, его учитель, может поставить ему оценку, и эта оценка повлияет на отношение к нему его родителей (для ребенка этот факт, как «гром среди ясного неба»!).
Помимо этой неожиданности, которую нельзя назвать приятной, его ждут отношения со сверстниками. В детском коллективе, даже таких ещё юных ребятишек, уже имеет место жестокость, очень часто эгоизм и несправедливость и как следствие конфликты между детьми.
С самого первого класса школы ребенку предстоит проявить настоящее мужество, чтобы принять для себя факт необходимости уживаться с этими другими людьми, научиться подчинять себя требованиям социума, не потеряв при этом самого себя.
Родители, в глазах ребенка этого возраста, должны сохранить ощущение гарантий и опоры в этом новом для него мире.
-
Начинать нужно с того, чтобы ребенок правильно научился определять и квалифицировать свои чувства, давал им правильные характеристики и верную оценку. Это позволит избежать нарушений, которые могут вызвать пограничные расстройства психики у ребенка.
-
Не вставать необдуманно на сторону педагога, который оценивает знания ребенка. Четко усвоив, что главное в обучении не полученная оценка, а степень усвоения материала и объективная оценка возможностей самого ребенка, которая родителям должна быть яснее, чем постороннему человеку, пусть даже с дипломом педагога. Это очень важно в этом возрасте для сохранения достойной самооценки ребенка, которая должна стать стержнем будущей сильной личности.
-
Научив ребенка правильно квалифицировать свои чувства, если это необходимо, помочь ему понять, как они соотносятся с окружающими его в школе сверстниками. Хотя, чаще всего, он сам это поймет если будет правильно разбираться в своих чувствах. Такое умение позволит ему на бессознательном уровне выстраивать отношения со сверстниками так, чтобы избегать «острых углов» и ощущать себя в коллективе комфортно.
Возраст от 10 до 13-14 лет
Этот возраст характерен тем, что ребенок уже сформировал для себя достаточно ясные представления о себе самом, окружающей его действительности, жизни в ней и о других людях. Сейчас его уже можно назвать «личностью», в том понимании как это принято в обществе. Одним словом, в нем сейчас преобладает здравый смысл.
Ребенок начинает понимать, что хочется ему и осознавать, чего от него хотят взрослые. На этом этапе может возникнуть дисбаланс доверия. Если ситуации раз за разом будут складываться так, что ему придется защищаться от родителей с их безапелляционными требованиями, контакт и связь с ними нарушаться. Ребенок начнет увиливать и хитрить, а ведь этот этап развития связан с взрослением и обретением самостоятельности, которая зачастую не дается без ошибок и неудач.
Психологами установлено, что именно в этом возрасте у детей максимально усиливается потребность занять свое место в группе. Начинается разделение коллектива класса на «сегменты», - «реальные пацаны», «ботаны», «девочки – няшки», «девочки – отличницы» и т.п. Принцип сплачивания в группы необходим детям, чтобы ощущать себя полноценными и не испытывать ущербность. Здесь начинают возникать предпосылки к унижению тех, кто не «вписался» в коллектив или оказался в «непрестижной касте».
На этом этапе взросления от родителей потребуется ещё больше усилий для сохранения доверительных отношений с ребенком.
-
Потребуется осознать, что механизм «ты – мне, я – тебе», это пройдённый этап воспитания и с ребенком надо постараться общаться не на договорной основе и тем более не как надзиратель-дрессировщик, а как с личностью. Пусть он ещё мал и неопытен, но с ним вполне уже можно разговаривать исходя из позиций здравого смысла.
-
Если доверие к родителям не утрачено, этот возраст самое эффективное время для того, чтобы учить ребенка всему, что они знают, используя в основном слова. До 10 лет смысл многих слов ребенку ещё не был понятен, и его оценка происходящего была ущербной, после 13-14 лет его захлестнёт пубертатный период и многие слова для него станут бессмысленными. Как правило, родители «учат жизни» ребенка именно до 10, а потом запал заканчивается, и они выдыхаются. Поступать же надо наоборот, чтобы сберечь свой потенциал и готовность поделится жизненным опытом с ребенком именно в этот период его взросления.
-
Таким образом, при сохранении доверия к родителям, ребенок с радостью ухватиться за советы родителей и исходя из собственных интересов, руководимый опытом взрослого, сможет занять достойное место в выбранной им группе одноклассников.
Возраст полового созревания, 13-14 лет.
Этот возраст связан с полным переосмыслением всего своего существования и окружающего мира. Девочки, ещё совсем девчонки, а испытывают все аспекты борьбы внутренних мотивов и комплексы, которые присуще женщине. Мальчики видят себя мужчинами, при этом несуразны и даже недоросли до состояния юношей. Любые конфликты, а тем более ситуация, когда ребенка обижают в школе кажется подростку катастрофой.
Очень важным моментом для родителей становится соблюдение тех правил о которых было написано выше. В этом случае шансы, поддержать подростка и на первоначальной стадии профилактической работы не допустить острых конфликтов со сверстниками, будут высоки.
· Единственным советом здесь будет, - не навредить своими неосторожными замечаниями и критикой. Именно в этом возрасте складываются идеальные условия формирования у подростка достойной самооценки и уважения к себе. Если помнить об этом и строить свои отношения с подростком учитывая, то состояние, которое он переживает, вполне возможно, что он ни только успешно справится с конфликтными ситуациями в школе, но и закрепит основные сильные черты своего характера.
Что нужно делать если ребенка уже обижают в школе
Теперь стоит рассмотреть ситуацию, если никакой профилактики не было, либо она оказалась неэффективной и ребенка обижают в школе.
Начинать стоит с того, чтобы узнать, - обижают ли ребенка или проблема в другой плоскости. Признаки того, что ребенка обижают в школе, являются:
-
Первыми признаками могут стать соматические реакции организма, - ребенок начинает испытывать головные боли, расстройства желудка, чаще болеть.
-
Ребенок всячески уклоняется от посещения школы, прогуливает, старается избегать внешкольных мероприятий с классом, не рассказывает о делах в школе.
-
Изменение поведение школьника, - замкнутость, раздражительность, плаксивость вплоть до истерик, нарушение сна и кошмары, иногда энурез.
-
Регулярное возвращение со школы с синяками, ссадинами, в грязной и порванной одежде, поломанными личными вещами или с частыми «потерями» их.
-
Прямое обращение ребенка с жалобой на то, что его обижают.
Начинать нужно с того, чтобы прояснить ситуацию, сделав следующее:
-
Доверительно побеседовать с ребенком, вложив в разговор свою любовь, понимание и веру в него. В разговоре следует избегать оценки действий ребенка и его обидчиков.
-
При любом результате разговора с ребенком следует поговорить с учителями школьника и классным руководителем, постаравшись выяснить причину и суть конфликта и понять личностные качества обидчиков.
Прояснив ситуацию не стоит сразу же на прямую пытаться осадить обидчиков и решить всё за ребенка. На некоторое время, возможно, ситуация утихнет, но в скором будущем станет ещё острее, и ребенок может оказаться под большим давлением.
Какие меры будут эффективны
Предпринять все меры к тому, чтобы повысить самооценку ребенку. Следует выяснить суть конфликта и его причину, если они лежат в области понижения самооценки ребенка как личности постараться поднять её. С основными тезисами по повышению самооценки можно познакомится в сериях работ доктора биологических наук М.М. Безруких «Ваш ребенок: азбука здоровья и развития». Вопрос достойной самооценки у ребенка является ключевым, без решения этой задачи остальные меры будут малоэффективными.
В случае если причиной является робость ребенка, либо напротив его провоцирующее поведение необходимо «отрепетировать» его поведение, в этом поможет:
-
моделирование и разыгрывание возможных ситуаций дома;
-
занятия, развивающие навык выступать публично, примеры можно прочесть здесь.
-
Занятие по изучению приемов самообороны, тренажерный зал или секция единоборств.
Когда речь идет об угрозе здоровью ребенка, безусловно требуется вмешательство взрослого. Вопрос лучше решить на уровне родителей обидчиков, с предупреждением их о возможном обращении с жалобой в правоохранительные органы. Право поступить так остается за родителями ребенка, который подвергается нападкам.
Если проблема не будет решена возможно придется переводить ребенка в другой класс или школу. Однако это решение всё равно вернет к вопросу отработки с ребенком этой ситуации по всем вышеизложенным позициям, иначе шансы повторения истории в новой школе или классе очень велики.
Статья составлена на основании книг А. Курпатов «Счастливый ребенок. Универсальные правила»; М.М. Безруких «Ваш ребенок: азбука здоровья и развития» и педагогической, воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/.
Оцените статью |
|
22.11.2024
22.11.2024
22.11.2024