Что делать если ребенка обижают в школе - Советы психолога.

Обновлено: 22.11.2024 13:27:37

Возраст начала обучения в школе, и само это событие является настоящим испытанием для маленького человека. В 7 лет мироощущение ребенка снова скачкообразно меняется. В этом возрасте ребенок начинает отдавать себе отчет в том, что он чувствует и начинает классифицировать эти чувства.

Наличие чувств было у него конечно всегда, но вот их осознание приходит в 7 лет, и появляется то самое, - «я обрадовался», «я в ужасе», «я огорчен» по отношению к себе самому.

Именно осознавая и определяя у себя чувства ребенок в этом возрасте начинает понимать, что они связаны с другими людьми. Некоторые люди вызывают симпатию, другие – страх, с кем-то связано чувство страдания, а от кого-то он получает оптимистический заряд бодрости.

Наличие других людей, конечно, было очевидно для ребенка, однако осознание их полной самостоятельности и необходимости с ней считаться усваиваются мышлением ребенка только в 7 лет. На этом пути у детей неминуемо начнут возникать конфликты со сверстниками

Основы формирования способностей ребенка решать конфликт самостоятельно

Ребенка избили в школе: что делать

Часто родители, в излишнем стремлении уберечь ребенка от всех невзгод, вмешиваются в формирование у него навыков социальной жизни.

Элементарный пример – ребенок играет с детьми на детской площадке, неожиданно его кто-то толкнул, либо забрал у него игрушку. Супер -заботливый родитель, в «праведном гневе» отчитывает обидчика, ставит его на место и совершает «дело справедливости». Реакция вполне естественна и понятна многим родителям. Однако правильными действиями будет предоставить возможность ребенку решить ситуацию самому. Это будет очень важный социальный опыт для ребенка.

Вмешательство необходимо только в следующих случаях:

  1. Когда есть явная угроза здоровью ребенка. Например, когда ребенок рассказал о том, что его собираются избить в школе.

  2. Когда ребенка обижают регулярно, и он явно не справляется с ситуацией.

Поддержка и вообще весь процесс воспитания должна быть построена не только на любви к ребенку, но и на вере в его возможности и собственные силы. Эту веру надо демонстрировать ребенку. Именно эта вера аккумулирует в ребенке энергию и стремление, необходимые ему, чтобы сформироваться как самодостаточная и успешная личность.

Начинать рассмотрение этого вопроса стоит с профилактики возможной проблемы. Следует помочь ребенку лучше понять и узнать самого себя.

Психологические аспекты возникновения конфликтных ситуаций в школе и их профилактика

Ситуации связанная с тем, что ребенка могут начать обижать в школе возникают в школе, на трех возрастных рубежах, - на рубеже 7 до10 лет, с 10 до 13-14 лет и в начале подросткового периода, примерно в 13-14 лет.

Понимание механизма развития мышления у ребенка в эти периоды и своевременная поддержка со стороны близкого взрослого человека могут стать хорошей профилактикой, которая позволит избежать конфликтов в школе или выйти победителем, если конфликт случился.

Начальная школа, возраст 7 – 10 лет

До этого момента ребенок, чаще всего, ходил в детский сад. Давать ему оценку и судить его могли только его родители и априори ни чье мнение его больше не интересовало. Пойдя в школу, ребенок погружается в новый для него мир. В этом мире совершенно посторонний ему ранее взрослый, его учитель, может поставить ему оценку, и эта оценка повлияет на отношение к нему его родителей (для ребенка этот факт, как «гром среди ясного неба»!).

Помимо этой неожиданности, которую нельзя назвать приятной, его ждут отношения со сверстниками. В детском коллективе, даже таких ещё юных ребятишек, уже имеет место жестокость, очень часто эгоизм и несправедливость и как следствие конфликты между детьми.

С самого первого класса школы ребенку предстоит проявить настоящее мужество, чтобы принять для себя факт необходимости уживаться с этими другими людьми, научиться подчинять себя требованиям социума, не потеряв при этом самого себя.

Родители, в глазах ребенка этого возраста, должны сохранить ощущение гарантий и опоры в этом новом для него мире.

  1. Начинать нужно с того, чтобы ребенок правильно научился определять и квалифицировать свои чувства, давал им правильные характеристики и верную оценку. Это позволит избежать нарушений, которые могут вызвать пограничные расстройства психики у ребенка.

  2. Не вставать необдуманно на сторону педагога, который оценивает знания ребенка. Четко усвоив, что главное в обучении не полученная оценка, а степень усвоения материала и объективная оценка возможностей самого ребенка, которая родителям должна быть яснее, чем постороннему человеку, пусть даже с дипломом педагога. Это очень важно в этом возрасте для сохранения достойной самооценки ребенка, которая должна стать стержнем будущей сильной личности.

  3. Научив ребенка правильно квалифицировать свои чувства, если это необходимо, помочь ему понять, как они соотносятся с окружающими его в школе сверстниками. Хотя, чаще всего, он сам это поймет если будет правильно разбираться в своих чувствах. Такое умение позволит ему на бессознательном уровне выстраивать отношения со сверстниками так, чтобы избегать «острых углов» и ощущать себя в коллективе комфортно.

Возраст от 10 до 13-14 лет

Этот возраст характерен тем, что ребенок уже сформировал для себя достаточно ясные представления о себе самом, окружающей его действительности, жизни в ней и о других людях. Сейчас его уже можно назвать «личностью», в том понимании как это принято в обществе. Одним словом, в нем сейчас преобладает здравый смысл.

Ребенок начинает понимать, что хочется ему и осознавать, чего от него хотят взрослые. На этом этапе может возникнуть дисбаланс доверия. Если ситуации раз за разом будут складываться так, что ему придется защищаться от родителей с их безапелляционными требованиями, контакт и связь с ними нарушаться. Ребенок начнет увиливать и хитрить, а ведь этот этап развития связан с взрослением и обретением самостоятельности, которая зачастую не дается без ошибок и неудач.

Психологами установлено, что именно в этом возрасте у детей максимально усиливается потребность занять свое место в группе. Начинается разделение коллектива класса на «сегменты», - «реальные пацаны», «ботаны», «девочки – няшки», «девочки – отличницы» и т.п. Принцип сплачивания в группы необходим детям, чтобы ощущать себя полноценными и не испытывать ущербность. Здесь начинают возникать предпосылки к унижению тех, кто не «вписался» в коллектив или оказался в «непрестижной касте».

На этом этапе взросления от родителей потребуется ещё больше усилий для сохранения доверительных отношений с ребенком.

  1. Потребуется осознать, что механизм «ты – мне, я – тебе», это пройдённый этап воспитания и с ребенком надо постараться общаться не на договорной основе и тем более не как надзиратель-дрессировщик, а как с личностью. Пусть он ещё мал и неопытен, но с ним вполне уже можно разговаривать исходя из позиций здравого смысла.

  2. Если доверие к родителям не утрачено, этот возраст самое эффективное время для того, чтобы учить ребенка всему, что они знают, используя в основном слова. До 10 лет смысл многих слов ребенку ещё не был понятен, и его оценка происходящего была ущербной, после 13-14 лет его захлестнёт пубертатный период и многие слова для него станут бессмысленными. Как правило, родители «учат жизни» ребенка именно до 10, а потом запал заканчивается, и они выдыхаются. Поступать же надо наоборот, чтобы сберечь свой потенциал и готовность поделится жизненным опытом с ребенком именно в этот период его взросления.

  3. Таким образом, при сохранении доверия к родителям, ребенок с радостью ухватиться за советы родителей и исходя из собственных интересов, руководимый опытом взрослого, сможет занять достойное место в выбранной им группе одноклассников.

Ребенка избили в школе: что делать

Возраст полового созревания, 13-14 лет.

Этот возраст связан с полным переосмыслением всего своего существования и окружающего мира. Девочки, ещё совсем девчонки, а испытывают все аспекты борьбы внутренних мотивов и комплексы, которые присуще женщине. Мальчики видят себя мужчинами, при этом несуразны и даже недоросли до состояния юношей. Любые конфликты, а тем более ситуация, когда ребенка обижают в школе кажется подростку катастрофой.

Очень важным моментом для родителей становится соблюдение тех правил о которых было написано выше. В этом случае шансы, поддержать подростка и на первоначальной стадии профилактической работы не допустить острых конфликтов со сверстниками, будут высоки.

· Единственным советом здесь будет, - не навредить своими неосторожными замечаниями и критикой. Именно в этом возрасте складываются идеальные условия формирования у подростка достойной самооценки и уважения к себе. Если помнить об этом и строить свои отношения с подростком учитывая, то состояние, которое он переживает, вполне возможно, что он ни только успешно справится с конфликтными ситуациями в школе, но и закрепит основные сильные черты своего характера.

Что нужно делать если ребенка уже обижают в школе

Теперь стоит рассмотреть ситуацию, если никакой профилактики не было, либо она оказалась неэффективной и ребенка обижают в школе.

Начинать стоит с того, чтобы узнать, - обижают ли ребенка или проблема в другой плоскости. Признаки того, что ребенка обижают в школе, являются:

  1. Первыми признаками могут стать соматические реакции организма, - ребенок начинает испытывать головные боли, расстройства желудка, чаще болеть.

  2. Ребенок всячески уклоняется от посещения школы, прогуливает, старается избегать внешкольных мероприятий с классом, не рассказывает о делах в школе.

  3. Изменение поведение школьника, - замкнутость, раздражительность, плаксивость вплоть до истерик, нарушение сна и кошмары, иногда энурез.

  4. Регулярное возвращение со школы с синяками, ссадинами, в грязной и порванной одежде, поломанными личными вещами или с частыми «потерями» их.

  5. Прямое обращение ребенка с жалобой на то, что его обижают.

Начинать нужно с того, чтобы прояснить ситуацию, сделав следующее:

  1. Доверительно побеседовать с ребенком, вложив в разговор свою любовь, понимание и веру в него. В разговоре следует избегать оценки действий ребенка и его обидчиков.

  2. При любом результате разговора с ребенком следует поговорить с учителями школьника и классным руководителем, постаравшись выяснить причину и суть конфликта и понять личностные качества обидчиков.

Прояснив ситуацию не стоит сразу же на прямую пытаться осадить обидчиков и решить всё за ребенка. На некоторое время, возможно, ситуация утихнет, но в скором будущем станет ещё острее, и ребенок может оказаться под большим давлением.

Какие меры будут эффективны

Предпринять все меры к тому, чтобы повысить самооценку ребенку. Следует выяснить суть конфликта и его причину, если они лежат в области понижения самооценки ребенка как личности постараться поднять её. С основными тезисами по повышению самооценки можно познакомится в сериях работ доктора биологических наук М.М. Безруких «Ваш ребенок: азбука здоровья и развития». Вопрос достойной самооценки у ребенка является ключевым, без решения этой задачи остальные меры будут малоэффективными.

В случае если причиной является робость ребенка, либо напротив его провоцирующее поведение необходимо «отрепетировать» его поведение, в этом поможет:

  1. моделирование и разыгрывание возможных ситуаций дома;

  2. занятия, развивающие навык выступать публично, примеры можно прочесть здесь.

  3. Занятие по изучению приемов самообороны, тренажерный зал или секция единоборств.

Когда речь идет об угрозе здоровью ребенка, безусловно требуется вмешательство взрослого. Вопрос лучше решить на уровне родителей обидчиков, с предупреждением их о возможном обращении с жалобой в правоохранительные органы. Право поступить так остается за родителями ребенка, который подвергается нападкам.

Если проблема не будет решена возможно придется переводить ребенка в другой класс или школу. Однако это решение всё равно вернет к вопросу отработки с ребенком этой ситуации по всем вышеизложенным позициям, иначе шансы повторения истории в новой школе или классе очень велики.

Статья составлена на основании книг А. Курпатов «Счастливый ребенок. Универсальные правила»; М.М. Безруких «Ваш ребенок: азбука здоровья и развития»  и педагогической, воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/.


Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Комментарии
Загрузка комментариев...