Раннее развитие детей и билингвизм - особенности формирования мозга ребенка
В нашей статье мы раскроем тему раннего развития детей и особенности детей-биллингов. Посмотрим, оказывают ли эти факторы влияние на формирование нейронных связей головного мозга, при каких условиях раннее развитие полезно для ребенка.
Особенности мозга ребенка до 3 лет
Ученые всего мира едины во мнении, что первые 3 года наиболее важны для жизни человека. Именно в это время происходит формирование нейронных связей головного мозга. Это своего рода база, которая стает основой для дальнейшей жизни человека, каким образом сможет произойти его развитие. Если первые 3 года не заниматься с ребенком, то в дальнейшем наверстать упущенное будет уже невозможно. Здоровое ранее развитие детей до 3 лет является своего рода фундаментом их дальнейших успехов. Какое они смогут получить образование, по какой профессии работать, займут ли активную позицию в социуме.
Благодаря раннему развитию формируется успешная модель здоровья, родительского поведения, что важно для последующего поколения. Джек Шонкоф – директор Центра раннего развития ребенка гарвардского университета, утверждал, что при рождении младенец имеет максимальный набор клеток головного мозга, которые по мере взросления будут только уменьшаться. Но, количество связей между этими клетками - минимально. Поэтому, в первые годы мозг начинает активно их формировать.
Основа развития связей между клетками головного мозга
Генетика дает только схематический план того, каким станет по мере взросления человек. Наследственные предрасположенности могут проявиться благодаря окружающей среде и опыту. А могут и не проявиться. Окружение оказывает прямое воздействие на построение нейронных связей, формирует поведение человека. Как он будет относиться к здоровью, какова у него будет способность к овладеванию знаниями, склонность к профессии.
Основой образования качественных нейронных связей для новорожденного является его взаимодействие с родителями. В первые месяцы малыш познает мир через жесты, прикосновения, мимику, интонацию мамы. Если родители принимают запрос грудничка, неважно вербальный или невербальный, отвечают на запрос эмоциями, то возникает обратная связь. Именно благодаря обратной связи ребенок познает, как устроен мир.
Своеобразным ключевым фактором для развития связей между клетками головного мозга является обратная связь родителей. Любой навык, который приобретается малышом, опирается на ранее приобретенные знания. Получается, что он сначала видит предметы, слышит их названия от родителей, вслушивается в слова. Только потом он самостоятельно начинает оперировать этими словами.
Любой последующий этап в образовании определенного навыка основывается на предыдущем опыте. Например, ребенок научился говорить отдельными словами, родители начали работу по соотношению предметов с действиями, всячески заостряя на этом внимание и проговаривая доступными для малыша словами, «собака бежит», «папа пришел», «мама кормит». Постепенно ребенок соотнесет действия с предметом и уже научится оперировать подобными сочетаниями слов.
Негативные факторы, влияющие на мозг детей
В Центре развития ребенка гарвардского университета проводились исследования, в результате которых были выделены следующие факторы, которые оказывают негативное воздействие на развитие связей между нейронами у младенца:
-
отклонения психики у родителей;
-
бедность;
-
воспитание одним родителем;
-
жестокое отношение к ребенку;
-
равнодушие к ребенку;
-
низкий уровень образования матери.
Негативно воздействует на формирование мозга каждый фактор в отдельности. При их совокупности негативное влияние усиливается в 2-3 раза. Если же встречаются одновременно все 6 факторов, то мозг развивается медленнее в 90 % случаев.
Уже в 1,5 годовалом возрасте заметна разница словарного запаса между детьми. Это имеет прямую связь с образованием родителей и материальным доходом семьи. Замечено, если оба родителя имеют высшее образование, то запас слов их детей к 1,5 годам выше в два, а то и три раза, чем у их сверстников, родители которых не имеют высшего образования. Получается, что уже в 7 лет, когда происходит поступление в школу, у детей встречается существенное различие в развитии. Если родители не имеют образования, но с детьми активно общаются образованные родственники, то у них нейронные связи развиваются благодаря социальному окружению.
Идея раннего развития
В последнее время все больше внимания уделяется раннему развитию ребенка. Но, необходимо определиться, что же вкладывается в понятие «раннее развитие»? Не будет ли оно оказывать, наоборот, вред на фоне постоянно обновляющихся методик, которые нагружают детский мозг. Американские психологи считают, что стимулирующее развитие связей головного мозга должно быть основано на следующих факторах:
-
Постоянный поток информации, требующий определенных усилий от детей. Но, важно следить, чтобы информация была нормирована. Ее должно быть не слишком мало и не слишком много. Любая поступающая информация должна подходить уровню развития детей на определенном возрастном этапе. Любые отклонения могут привести к погашению интереса малыша. Ему будет или слишком скучно или слишком сложно. Уровень сложности должен соответствовать индивидуальным особенностям детей. Советский психолог Лев Выготский говорил, что все занятия с ребенком нужно проводить с учетом уровня его ближайшего развития.
-
Постоянная обратная связь с ребенком. При освоении любого нового занятия или отработки нового навыка детям важно делиться своим результатом, слышать мнение родителей. Причем не имеет значение, одобрение этот или критика. Но, при выражении критики родителям нужно не только высказать свое негативное мнение, но и дать понять, как в этом случае лучше поступить, чтобы был положительный результат от занятия. Важно хвалить ребенка даже за малейшие заслуги.
Билингвизм и формирование мозга
В последнее время набирает популярность обучение детей иностранному языку с раннего возраста. Ведь человек, который владеет несколькими языками, обладает существенными преимуществами. Еще недавно считалось, если дети с младенчества обучаются двум языкам, то они начинают говорить позже своих сверстников, не могут начать говорить ни на одном языке. На самом же деле это не так. У детей-билингвов более развита способность к концентрации. Они могут не обращать внимание на отвлекающие моменты, способны выполнять одновременно несколько дел. У них более развита логика.
Замечено, что билингвы обладают более крепким психологическим здоровьем. Шон Линч – директор двуязычной школы в Китае утверждает, что те дети, которые с младенчества говорят на двух языках, обладают более развитым социальным интеллектом, чем их сверстники, которые знают только один язык.
Психологи склоняются к мнению, что по своей природе все дети направлены только на себя, эгоцентричны. Им сложно понять, что их желания не подходят для других людей. Когда же ребенок знает несколько языков, у него подобная модель мира разбивается. Он уже понимает многообразие мира, что люди говорят на разных языках, ведь привычное для него слово «кошка» звучит по-разному для разных людей.
Недостатки билингвизма
Большинство семей – билингвов сталкиваются с одним недостатком. Дети раннего возраста обычно смешивают между собой слова из разных языков. Они в разговоре используют такую смесь из языков. Обычно это связано с тем, что родители в своих разговорах смешивают языки. Дети выбирают для себя слова, которые легче произносить. Но это недолговременный недостаток. В более старшем возрасте дети спокойно разделяют между собой языки. Обычно этот недостаток устраняется после 4-5 лет жизни ребенка.
Чтобы избежать смешивания языков в речи ребенка педагоги советуют придерживаться следующих правил:
-
Каждый родитель говорит на своем языке. Малышу проще делить «папин» и «мамин» языки.
-
Рекомендуется сделать своеобразный «мостик» между словами. Сначала говорим малышу слово на одном языке, затем – на другом.
-
Одно место-один язык. Например, в садике ребенок говорит на одном языке, дома – на другом.
-
Одно время – один язык. Один язык используется по вечерам, другой – днем, или в будние дни говорим на одном языке, в выходные – на другом.
В каком возрасте учить ребенка второму языку
На этот вопрос нет однозначного ответа. Одни психологи утверждают, что чем раньше начнется обучение, тем лучшее развитие получит головной мозг. До 3-х летнего возраста способность к обучению у детей наиболее высока. Другие специалисты придерживаются мнения, что к обучению второго языка следует приступать с возраста 4 – 6 лет. В это время уже достаточно хорошо сформирована родная речь, и на основе этих данных обучение второму языку происходит легче. Но, все специалисты едины во мнении, что дошколенок, овладевший двумя языками, имеет неоспоримые преимущества перед своими сверстниками. Они способны без акцента, бегло говорить на обоих языках.
Что делать родителям
Специалисты сравнивают головной мозга с аэропортом. Если система управления эффективна, то одновременно можно выполнять несколько действий. Каждый ребенок приходит на свет с определенными задатками. У него есть мышление, память, самоконтроль. Но, насколько будет реализован каждый потенциал, зависит от родителей. Развитый самоконтроль позволит ставить перед собой цель и достигать ее. Развитое мышление позволит достичь успеха в учебной, а затем и профессиональной деятельности.
Формирование функций мозговой деятельности происходит дома и в местах, где дети проводят большую часть своего времени. Это основа их социальных отношений. Познание окружающего мира происходит через выработку своего отношения к нему. Конечно же, ролевая модель в этом вопросе принадлежит родителям. Американские специалисты дают рекомендации родителям, чтобы помочь детям выстроить гармонию с окружением:
-
Моделируйте в своей семье те навыки, которые хотите видеть в детях. Если видите своего ребенка образованным человеком, сделайте так, чтоб он вас видел с книгой в руках.
-
Поддерживайте начинания детей. Если ребенок пинает мяч, отдайте его в футбольную секцию. Возможно, у него склонность к этому виду спорта.
-
Будьте в курсе деятельности детей. Таким образом легче держать «руку на пульсе», да и ребенок будет знать, что он не безразличен родителям.
-
Сделайте так, чтобы ребенок вам доверял.
-
Стимулируйте общение ребенка, пусть он проводит время со своими сверстниками, поддерживайте его в играх.
-
Сделайте так, чтобы вы были «проводником» ребенка из детства во взрослую жизнь.
-
Обеспечьте детям умеренную физическую нагрузку. Она снижает уровень стресса и улучшает формирование нейронных связей.
-
Постепенно усложняйте задание детей, но держите баланс, чтобы им было не слишком тяжело и сложно.
-
Обеспечьте ощущение безопасности.
-
Дайте возможность заниматься творческой деятельностью.
-
Будьте стабильны. В противном случае ребенок будет расти в условиях повышенной тревожности.
Ранее развитие детей позволяет в полной мере раскрыть умственный потенциал. Ребенок, с которым родители занимались с самого раннего детства, более социально успешен. Он способен принять точку зрения других детей. Его мозг имеет большее количество нейронных связей.
Оцените статью |
|
22.11.2024
22.11.2024