6 причин плохой памяти у школьников, и что с этим делать

Обновлено: 22.11.2024 13:27:39

Нередко бывает, что один ребенок как «губка» впитывает информацию, все запоминает «на лету», другой же с трудом учит стихотворение и пересказывает текст. Помочь ребенку можно только после того, как будет найдена причина этого состояния. В нашей статье мы разберем все возможные причины плохой памяти у детей и постараемся понять, что делать в сложившейся ситуации.

Причины плохой памяти у детей

Причины плохой памяти у детей

Проблемы с памятью у детей являются тревожным звоночком, который родителям не стоит оставлять без внимания. Причина может крыться в обычной усталости, рассеянности. Нередко у детей забывчивость проявляется потому, что у них не полностью сформирован самоконтроль. Чтобы запомнить информацию, нужно на нее обратить повышенное внимание. Но, внимание у детей зависит от психологических процессов, происходящих в организме. Поэтому в детские годы важен контроль и мотивация со стороны родителей, которые способствуют усвоению новой информации.

Заподозрить проблемы с памятью у ребенка можно по следующим особенностям поведения:

  1. недостаточной адекватности в общении со сверстниками;

  2. затрудненном ответе при прямом обращении;

  3. проблематичности выполнения нового задания;

  4. рассеянности и непонимании выполнения сложных дел;

  5. проблемам с внимательностью;

  6. сложности применения навыков в поручениях.

По мнению специалистов, все проблемы с памятью делятся на социальные, приобретенные и наследственные. Социальные – это нехватка необходимых питательных веществ, витаминов. Если ребенок не гуляет на свежем воздухе, предоставлен сам себе, с ним мало занимаются, то это также негативно сказывается на его психологическом развитии. Врачами выделяются следующие причины плохой памяти у детей:

  1. Врожденные хромосомные заболевания. Обычно о таких проблемах родители узнают еще во время беременности или сразу после рождения. Эта ситуация требует регулярного обращения к специалистам.

  2. Приобретенные травмы или серьезные инфекционные заболевания. Обычно психика детей надежно защищает их от неприятной ситуации. У них возможно проявление избирательных провалов в памяти. Это касается воспоминаний о травме. Детские травмы оставляют отпечаток на взрослой жизни. Поэтому для ребенка важно не только наблюдение у детского психолога, но и поддержка близких.

  3. Если подросток проявляет активный интерес к наркотическим веществам и алкоголю, то у него может возникнуть токсическая амнезия. Он не может вспомнить предыдущие события.

  4. Стресс. Сложности с запоминанием могут проявиться на фоне нервных потрясений, невроза, нагрузок перед экзаменами.

  5. Нарушение ритма жизни. Нездоровый сон и недосып всегда негативно сказываются на запоминании информации.

  6. Увлеченность компьютерными играми, которая заметно снижает порог запоминания и приводит к ухудшению успеваемости в школе.

Если на мозг ребенка длительно воздействуют негативные факторы, то он скоро перестает в должной мере работать. У него хуже, чем у ровесников, запоминается, хранится новая информация. Он страдает от постоянной усталости, плохого настроения, головной боли.

Как понять, что у ребенка плохая память

Существуют три признака, по которым можно понять, что у ребенка действительно проблемы с памятью:

  1. Если ребенок учился на «отлично» и «хорошо», но снизилась успеваемость, появились проблемы с подготовкой домашнего задания, при условии, что он его действительно учит.

  2. Если дети старше 4 лет не могут описать событие, которое произошло с ними недавно.

  3. Если дети забывают важные для них события, не помнят повседневных вещей.

Важно не путать плохую память с временной рассеянностью. Последняя проблема нередко проявляется даже у взрослых людей в период больших нагрузок, усваивания объемной информации. Это вопрос обычно решается отдыхом.

Что делать родителям

Причины плохой памяти у детей

Когда родители заподозрили у ребенка проблемы с памятью, не стоит «тянуть» время, сходите на консультацию к врачу. Если сходили, и физиологических проблем у него нет, теперь важно понять, что делать с этим дальше. В любом случае ситуацию нельзя оставлять без внимания, пускать на самотек. Она только ухудшится. Мы предлагаем следующие действия:

  1. Проведите анализ, насколько загружен ребенок. Поставьте во внимание все занятия, которые отвлекают его время. Это и учеба в школе, и выполнение домашнего задания, и просмотр телевизора, и занятия в дополнительных кружках, секциях, и чтение книг. Теперь посмотрите, сколько времени у ребенка остается на отдых. Насколько часто он бывает на свежем воздухе. Особое внимание уделите четкому распорядку дня, качеству и длительности сна. В современном мире дети устают не меньше взрослых, а порой и больше. У них накапливается усталость. На фоне чрезмерных нагрузок ребенок не восстанавливает силы во время сна ночью. В результате у него появляется вполне понятная рассеянность, которая за собой тянет раздражительность, плаксивость, апатию.

  2. Нехватка питательных веществ, микроэлементов, витаминов. Последите за правильностью питания ребенка, достаточно ли он получает необходимых веществ организму. Оцените количество жидкости, получаемой организмом. Недостаток воды отрицательным образом воздействует на функционирование мозга, что влечет за собой ухудшение памяти. Подумайте, достаточно ли ребенку йода в рационе. Питается ли он морепродуктами, морской капустой, включается ли в рацион йодированная соль. На фоне недостатка йода ухудшается общее развитие детей и их память. Они быстро устают. Их усталость переходит в хроническую, падает успеваемость в школе, настроение стает подавленным. При подозрении на недостаток йода в организме подумайте о его обогащении.

  3. Нет занятий по тренировке памяти. Если проблема в этом, то стоит заняться развитием памяти.

Если дети с трудом выражают собственные мысли, то это повод для того, чтобы насторожиться. Обычно плохоразвитая речь является следствием плохой памяти.

Как тренировать память ребенка

Даже элементарные разговоры с ребенком, выяснение, как у него дела, просьба рассказать, что было в садике, в школе, уже активизируют участки головного мозга, которые отвечают за память. Чем больше родители задают вопросы, тем активней работа этих участков, происходит тренировка памяти. Ежедневно расспрашивайте детей об их делах, не обрывайте рассказ, дослушивайте до конца любую фразу. Мы советуем родителям прочитать книгу зарубежных психологов Адель Фабер и Элейн Мазлиш «Как говорить с детьми, чтобы они учились». Это мировой бестселлер, который обучает простым, доступным и вместе с тем уникальным стратегиям общения с детьми, помогает родителям приучить детей к самодисциплине, сосредоточенности.

Упражнения для тренировки памяти

Имеется множество упражнений, которые помогают тренировать память детей. Все задания должны соответствовать их уровню. Нельзя давать задания «на вырост». Нарастание сложности производится постепенно. Во время занятий необходимо заинтересовывать детей игровыми приемами. Хорошо стимулирует соревновательный момент, получение призов. Инструкции нужно давать на понятном малышу языке. Для получения лучшего результата тренировка зрительной памяти должна повлечь за собой задействованные моторно-двигательные, слуховые ощущения.

Список простых и действенных способов развития памяти:

  1. «Картинка». Возьмите картинку, дайте ребенку посмотреть на нее 50 секунд. Пусть он постарается запомнить как можно больше деталей. Затем произведите замену первой картинки на вторую, которая имеет незначительное различие в деталях. Ребенку предстоит ответить, что изменилось. Чем старше возраст детей, тем большее количество деталей должно присутствовать на картинке. Усложнение задания производится постепенно, невзирая на возраст.

  2. «Игрушки». Поставьте перед ребенком 6 игрушек, схожих между собой размером, окраской. Дайте ему время на запоминание – 15-20 секунд. Пусть он отвернется. За это время уберите одну игрушку. Ребенку предстоит дать ответ, какой игрушки не хватает. Игра постепенно усложняется количеством предметов. Можно не убирать игрушки, а менять их между собой местами.

  3. «Замочная скважина». Приготовьте небольшую, но яркую картинку, лист белой бумаги, который в 4 раза больше размера картинки. В середине листа нужно вырезать отверстие, которое своей формой напоминает замочную скважину. Взрослый листом прикрывает картинку и кладет ее перед ребенком, которому предстоит рассмотреть, что изображено через отверстие. Лист разрешается двигать по картинке. Далее малыш рассказывает, что изображено на картинке. Затем изображение вскрывается и сравнивается с рассказом.

  4. «Спички». Ребенку и взрослому дается по одинаковому количеству спичек. Оставшиеся спички бросаются на ровную поверхность. Дается 30 секунд на рассмотрение получившейся комбинации. Задача игроков – повторить расклад. Выигрывает тот, у кого наиболее точно получилась комбинация спичек.

  5. «Волшебный мешок». Приготовьте непрозрачный мешочек, можно воспользоваться подарочным пакетом. Рассмотрите с малышом игрушки, затем одну за одной их отправьте в пакет. Задача ребенка- вспомнить, какие игрушки находятся в мешочке. По мере осваивания игры происходит ее усложнение. Можно увеличивать число игрушек, можно предложить ребенку вспомнить, в какой последовательности игрушки убирались в мешочек.

  6. Расставьте на столе кукольную посуду, рассадите за стол игрушки. Расскажите, что у куклы Саши сегодня день рождения. К ней пришли на праздник друзья. И вот все побежали смотреть на салют. Когда они вернулись, кто-то занял не свое место. Путь ребенок угадает, кто из игрушек находится не там, где был первоначально.

  7. «Геометрические фигуры». Разложите геометрические фигуры в ряд. Например, треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, круг и т.д. Попросите ребенка восстановить ряд из фигур по памяти.

Учите с детьми стихи, это отличный способ улучшения памяти, причем не только у детей, но и у взрослых. Для детей в 5 лет предпочтительно выбирать короткие стишки с глаголами, в 6 лет лучше знакомить детей со стихами большого объема, но легкими в плане запоминания.

Общие рекомендации

Мы даем общие рекомендации родителям, которые помогут развить память детям:

  1. Разговаривайте с детьми. Узнавайте у них как дела, что нового.

  2. Ежедневно заучивайте хотя бы четверостишие, скороговорку пословицу.

  3. Учите иностранный язык. Запоминание иностранных слов – отличная тренировка памяти.

  4. Уделяйте внимание ассоциациям, обращайте внимание на признаки предметов, их цвета, отдельные детали, аромат. Благодаря этому в памяти ребенка рисуются образы, которые облегчают процесс запоминания. Образное мышление позволяет лучше запомнить стихи, текст. Если ребенок визуально представляет, о чем идет речь, то строки у него легче укладываются в памяти.

Развитие памяти является трудоемким и непростым процессом, ухудшение которого не следует пускать на самотек. Иначе в школьном возрасте могут возникнуть серьезные проблемы. Если хотя бы по 15 минут в день уделять развитию памяти, то удастся сохранить эту важную функцию на долгие годы.



Оцените статью

 
Всего голосов: 2, рейтинг: 5
Комментарии
Загрузка комментариев...