Переход в другую школу: инструкция для новичка

Обновлено: 22.11.2024 13:27:37

Жизненные обстоятельства заставляют детей уезжать с привычного места жительства и прощаться со старыми знакомыми и друзьями. Переход в новую школу – настоящее испытание. Причем чем старше школьник, тем сложнее проходит адаптация. Сюда примешивается масса усложняющих факторов:

  1. Кризисный период. Подростки испытывают трудности внешнего и внутреннего плана. Меняется их тело, происходит гормональная перестройка и на фоне этих изменений трансформируются отношения с самим собой. Повышается острота реакций, усиливаются испытываемые эмоции. Смена обстановки в такой сложный момент является причиной усугубления течения психологического кризиса.

  2. Переход в новую социальную позицию. Взрослеющие дети сознательно и бессознательно вступают в роль взрослых. Они застряли на «переправе» и часто путаются в выборе стратегии поведения с окружающими людьми. Это также осложняет социализацию в новом обществе.

  3. Смена внутренних ценностных ориентиров. Жизнь меняется и меняются представления о ней. Ребенок видит, отслеживает новые смысловые и ценностные связи между основными жизненными понятиями и формирует свои новые представления. Как правило, они имеют выраженный радикальный характер. Отсюда берет начало понятие юношеского максимализма.

  4. Перестройка механизмов межличностного взаимодействия. Дети тихие и скромные в этот переломный период выбираются две основные стратегии поведения – оставаться в тени, незамеченными другими подростками или встают в новую для себя роль. Враждебное отношение к опекающим взрослым (родители, педагоги и др.), поиск близкого по духу человека и одновременное непринятие других сильно влияют на адаптационные процессы.

Теоретические и практические исследования подтверждают, что адаптация в подростковом возрасте протекает по особенным механизмам. В представленной статье дети, которые столкнутся со сменой школы, и их родители познакомятся с приемами и способами, делающими процесс вхождения в новый коллектив проще и эффективнее.

Трудности на пути к успешной адаптации

Ребенка избили в школе: что делать

Стоит понимать, что любое событие, требующее от человека принятия важных решений и активных, решительных действий вызывает чувство внутреннего дискомфорта. В этот момент личность выходит из личной зоны комфорта. Знание того, что за преодолением препятствий следует расширение собственных возможностей и адаптационных способностей, поможет вам пережить текущие трудности достойно. А теперь ознакомимся с теми трудностями, которые сопровождают и усложняют успешное приспособление к коллективу и школе:

Трудности

Описание

Что делать

Неуспеваемость, снижение среднего балла.

Испытания, которые приходится пережить ученику в новой школе (стресс, тревога, необходимость найти друзей, познакомиться с требованиями новых преподавателей и т.д.), смещают фокус с успеваемости на социальные задачи. В первое время закономерным явлением становится ухудшение ситуации с оценками.

Необходимо сконцентрироваться не на получаемых оценках, а на качестве получаемых знаний. Родителям необходимо проявить понимание к положению их ребенка и поддержать его стремление стать лучше (отмечать успехи, хвалить за них).

Смена социальной позиции в коллективе.

Переход в новое общество сверстников требует прикладывания усилий для занятия своей позиции в нем. 

Особенно трудно это воплотить в реальность, если ранее ученик занимал лидирующую позицию в классе. Активные действия новичка могут спровоцировать отчуждение, буллинг и непринятие со стороны коллектива.

Повременить с применением активной позиции, подождать, когда ребенок перестанет восприниматься классом как чужак. Новичку необходимо больше слушать и меньше говорить, т.е. познакомиться изнутри с установленными правилами группы и принимать ненавязчивое участие в ее жизни.

Скованность, замкнутость как реакция на стрессовые события.

Даже активные, общительные дети могут потеряться в новой обстановке и закрыться от остальных людей. Если такое происходит, то даже инициатива нового коллектива не поможет ему стать его частью.

 Как проявляется замкнутость? Через привычное проявление – отстраненность, отказ от общения и участия в общественной жизни школы, неразговорчивость. А также возможно проявление замкнутости через яркое, демонстративное, неадекватное поведение – агрессия, буллинг, жестокие шутки над одноклассниками и учителями и т.д.

Ребенку нужно почувствовать, что он важен и нужен. Родителям необходимо показать на своем примере, что просить помощи и проявлять себя не стыдно. В этот момент важно окружить ребенка пониманием и заботой, чтобы тот чувствовал вашу поддержку.

Принятие новенького как чужеродный элемент.

Почему новенькие вызывают такой диссонанс в существующей и функционирующей системе? Подобно иммунной системе, коллектив, увидев чужеродную ему единицу, пытается избавиться от нее, чтобы сохранить свою целостность. 

Новый ученик – потенциальная угроза для сформированных правил и устоев.

Новому ученику не стоит принимать настороженность и отторжение остальных детей на свой счет. Родителям и педагогам необходимо объяснить эти моменты, а также порекомендовать эффективные способы стать частью коллектива.



 

Факторы, облегчающие вхождение в новый коллектив

Специалисты отмечают, что лучшим временем для перехода в новую школу является начало учебного года. Почему именно так? Потому что за время летних каникул коллектив не поддерживает прежней связи, и существующие правила и устои временно теряют свою силу. Ребенку будет легче вклиниться в группу, и он быстрее найдет себе друзей и единомышленников. Исследования на респондентах, учащихся в старших классах показали, какие факторы помогают облегчить, оптимизировать и ускорить процесс адаптации к новой школе:

  1. Возможность реализовать свои способности. Исследователи отмечают, что подростки, у которых есть возможность реализовать свои таланты и знания, в 78% случаев проявляются высокий уровень адаптационных способностей. Соответственно, необходимо выбирать ребенку школу и класс с подходящим профилем – физико-математический, химико-биологический, гуманитарный.

  2. Поддержка родителей, похвала учителей. В исследовании отмечается, что побуждающим фактором в увеличении эффективности адаптации выступает поддержка взрослых людей. Похвала родителей, готовность выслушать и поддержать своего ребенка – сильная основа для здоровой социализации. Педагогический персонал также играет немаловажную роль в организации адаптации ребенка. Мнение педагога ценно для новичка, а похвала достижений укрепляют веру в себя.

  3. Мотивация. Учебная мотивация сильна до перехода детей в 9 класс. После преобладают другие виды мотивации – реализация талантов, финансовый успех, независимость и т.д. Важно выделить мотивирующий компонент и подкреплять его в ребенке. В таком случае приспособление к новым условиям и людям пройдет гораздо легче.

  4. Состояние здоровья. В подростковом возрасте дети сильно зациклены на восприятии своего тела. Они придумывают несуществующие недостатки, чтобы компенсировать отсутствие успеха среди сверстников внешними проблемами. Крепкое здоровье, прекрасное самочувствие являются факторами, облегчающими адаптацию.

Способы быстро и легко стать частью нового коллектива

Способы быстро и легко стать частью нового коллектива

Младшие школьники обычно не скрывают своей необходимости в родительской помощи и поддержке. Однако школьники среднего и старшего звена, вступившие в кризисный период, могут отрицать свою эмоциональную потребность в родительской помощи. Отсюда первая рекомендация для мам и пап – будьте своим детям наставляющим другом и любящим родителем. Далее представлены советы для новичка, помогающие влиться в новый коллектив.

Проработайте внешний вид

Первое появление в новом обществе сопровождается оценкой внешности новичка. Поэтому проработка внешнего вида – важный пункт вхождения в коллектив. Хорошо, когда в школе есть дресс-код и все ученики приходят в одинаковой форме. Это упрощает процесс идентификации. Если формы нет, то выбирайте официальный стиль одежды, где отсутствуют предметы религиозной, творческой и любой другой принадлежности. Не позволяйте оценивать себя по тому, как вы одеваетесь. Пусть ваш внешний вид будет опрятным, неброским и в духе школы. Первое эффектное появление в пестром образе рискует закрепить на вас ярлык «выскочки» и надолго затянуть знакомство с вашей богатой личностью.

Начните знакомство с положительного подкрепления

Как можно это осуществить? Угостите одноклассников вкусными угощениями, невзначай подарите красивую ручку, если она понравилась кому-то из них. Таким образом, вы подкрепите реакцию на вас положительными впечатлениями. С большей долей вероятности, дальнейшие отношения с одноклассниками будут формироваться в позитивном ключе.

Быть собой

Запомните, что нравиться всем – невыполнимая задача. Попытка угодить всем и каждому накладывает печать подлизы и подхалима. Поэтому выход прост – не стоит притворяться и пытаться стать кем-то другим, кто больше нравится людям. Это не значит, что можно проявлять агрессию, потому что вы злитесь. Какие действия помогут вам не потерять себя в стрессовой ситуации:

  1. Признавайте, что вы чувствуете. Если вы волнуетесь и вам страшно – признайте это. В доверительном диалоге с новым одноклассником можно отметить, что вы испытываете сильное волнение и боитесь. Искренность располагает людей.

  2. Избегайте влияния со стороны. Предположим, что вокруг вас одноклассники с крутыми вещами и достижениями. И вот вы уже пытаетесь вести себя и говорить, как они. Помните, какой вы человек и не старайтесь влиться в коллектив ценой потери своей индивидуальности. Отстаивание личных ценностей и границ – черта сильных людей, заслуживающая уважения.

Избегайте чрезмерного выделения из основной массы учеников

Эта рекомендация не только про внешний вид. Важно выбрать крайне аккуратную поведенческую позицию. Не стоит закрываться и ждать, пока к вам сами подойдут знакомиться. Увидев нового ученика, у класса появляется интерес и желание познакомиться, но они его подавляют и ждут вашей первой реакции. Если стесняетесь просто подойти, заговорите с соседом по парте. Отличным предлогом для диалога может стать просьба о помощи (помочь объяснить, уточнить информацию по расписанию и т.д.). Установив контакт с одним учеником, принимайтесь за второго и так далее. Увидев, что вы настроены на общение, остальные тоже захотят поближе узнать вас.

Также не стоит проявлять яркое, демонстративное поведение. Сразу пытаться занять место в группе, заняться организацией школьных событий и перестроить существующие правила. Во всем важна умеренность и сейчас главная задача новичка – устанавливать знакомства, проявлять дружелюбие и сдержанность.

Займите позицию наблюдателя

Проанализируйте окружение, ведь внимательному наблюдателю сразу видно общую картину. Выделите активных деятелей и лидеров – их видно по тому, что вокруг них всегда есть люди и они проявляют активность в школьных делах. Изгои – сторонники одиночных перекусов, скромные и не выделяющиеся личности. Душа компании (в данном случае класса), генерирует идеи по внеклассному времяпровождению, собирает компании и обладает выраженной харизмой. Лучше всего начать завязывать общение именно с «души компании». Почему так? Потому, что он открыт коммуникации, ему нравится процесс взаимодействия. Если вы обратитесь к нему за помощью, то с высокой долей вероятности он поможет вам. Если вы пойдете через условных «изгоев», то рискуете получить то же клеймо, от которого будет сложно избавиться.

Через активное наблюдение выделите правила и устои класса, как осуществляется функционирование этой маленькой системы. Если новичок следует негласным законам класса, он быстро станет членом группы.

Избегайте вмешательства в конфликтные ситуации

Как и в любом коллективе, в классе имеют место разногласия и спорные ситуации. Вам, как новичку, важно уметь от них абстрагироваться. Ваше участие в чужом конфликте станет своеобразным «грязным пятном» на шаткой репутации. И это не единственное негативное влияние. Заняв чью-то позицию, вы усложните общение с другой стороной конфликта. Это уменьшает шансы на успешную адаптацию. В последующих спорных ситуациях, вы рискуете занять крайне невыгодную позицию и придете к непринятию коллективом.

Заключение

Переход в новую школу является сильным стрессовым событием для школьника. Правильно выбранная тактика поведения родителей и их детей облегчит адаптацию, оптимизирует процесс привыкания к новым учебным условиям. Несмотря на то, что сейчас вам тяжело, после преодоления этой трудности вы станете сильнее и увереннее в себе. Поэтому желаю терпения, мудрости и успехов.



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Комментарии
Загрузка комментариев...