Нормы ФГОС по чтению для 2 класса

Обновлено: 22.11.2024 13:27:38

В начале и конце второго класса делается срез, проверяется техника чтения. Этот навык оценивается не личным предпочтением учителя, а согласно нормам ФГОС. Если ребенок не может уложиться в предложенные Министерством образования рамки, то родители могут ему помочь. Для этого имеется множество методик, с которыми мы вас познакомим в нашей статье.

Нормы ФГОС по чтению для 2 класса

Требования к чтению во 2 классе

Бытует мнение, что смысл техники чтения заключается в оценивании количества слов, которые ребенок прочитал за минуту. Но этот только один из ключевых моментов. Навык чтения включает в себя следующие составляющие:

  1. Скорость чтения. Это количество слов, которые прочитал ребенок за минуту. Предлоги и союзы также входят в этот показатель. Часто родители при домашней проверке техники чтения зацикливаются только на скорости. Но, это неправильный подход. Если форсировать только скорость, то ребенок при чтении будет допускать множество ошибок, не запомнит прочитанного, не поймет, о чем речь. Лучше пусть пока будет более медленное чтение. Медленное осознанное чтение дает больший прирост скорости, чем быстрое механическое, с неточностями и ошибками.

  2. Способ чтения. Это показатель того, как читает ребенок, слоговое или словное плавное чтение. Развитие этого навыка приводит к постепенному переходу от чтения по слогам к чтению целыми словами.

  3. Правильность чтения. Это составляющее включает в себя отсутствие не только ошибок, но и заминок. Если ребенок невнимателен, у него имеются проблемы с произношением звуков, то в результате искажается смысл прочитанного. Правильность чтения – это важный фактор, который является залогом грамотного письма.

  4. Осознанность. Это понимание прочитанного. Насколько ребенок осознал главную мысль текста, его идею. Если дети учатся читать не механически, а осознанно, то они способны уловить юмор текста, иронию, отношение к героям автора, подтекст. Мешает осознанности текста не быстрое чтение, а через чур медленное, искажение произведения. Ребенок угадывает слова, изменяет их формы, порой не дочитывает окончания.

  5. Выразительность. Использование ребенком пауз, подбор правильной интонации, постановка ударения. Если он понимает текст, читает осознанно, то ему легче дается подбор пауз, верной интонации, логического ударения.

При проверке навыка чтения важны все составляющие, нельзя упускать из внимания ни одного фактора. Поскольку каждый из них показывает, насколько в последствии ребенок сможет усваивать необходимый материал.

Нормы ФГОС

Нормативами ФГОС определяется не жесткая, а желательная скорость чтения учеников, которые находятся на определенном этапе школьного обучения. Они помогают понять учителям и родителям формируется ли навык чтения успешно или требуется на этот момент обратить более пристальное внимание. Нормы чтения – это ориентировочные показатели. Важно учитывать индивидуальные особенности детей, их психофизиологические качества, рост личностных показателей.

  1. Оценка «пять» ставится, если ученик прочитал в первом полугодии более 55 слов, во втором полугодии – более 70 слов.

  2. Оценка «четыре» ставится, если ученик прочитал в первом полугодии более 40 слов, во втором полугодии – более 55 слов.

  3. Оценка «три» ставится, если ученик прочитал в первом полугодии более 25 слов, во втором полугодии – более 40 слов.

  4. Оценка «два» ставится, если ученик прочитал в первом полугодии менее 25 слов, во втором полугодии – менее 40 слов.

Требования к текстам

Для проверки навыки чтения необходимо правильно подбирать тексты. Если для этой цели использовать первый попавшийся рассказ, то результаты диагностики окажутся неверными. Требования к текстам для проверки техники чтения во 2 классе:

  1. Ученик должен текст видеть впервые.

  2. Предложения должны быть короткими, без включения сложных конструкций.

  3. Текст должен соответствовать возрасту ребенка.

  4. Не должно быть диалогов.

  5. На странице не должно быть картинок и других отвлекающих внимание моментов.

  6. Текст должен состоять из слов, знакомых ребенку.

  7. Материал должен помещаться на одну страницу.

  8. Текст должен быть напечатан в удобном для чтения ребенком шрифте.

Для проверки техники чтения можно использовать научно-популярные и художественные тексты. Не стоит подбирать технически направленные материалы с непонятными терминами. Для второго класса можно использовать произведения Драгунского, Бианки, Ушинского, Носова, Льва Толстого, Житкова.

Как проверить технику чтения

Нормы ФГОС по чтению для 2 класса

Обычно детям нравится сверять, как они выросли. Предложите ребенку проверить, как он «вырос» в чтении, узнать свой прогресс. Предупредите его о проверке, расскажите, как она будет проходить, и попросите читать максимально для него быстро.

Если у вас через чур чувствительный ребенок, который сложно переносит разного рода проверки, то проведите контроль в виде игры или незаметно для него. Не стоит создавать излишнего ажиотажа вокруг предстоящего испытания или устраивать экзамен. Если ребенок переволновался, начал заикаться, запинаться, то оставьте затею, перенесите мероприятие на следующий раз.

Процесс проведения контроля чтения:

  1. Выберите наиболее подходящее время.

  2. Устраните все предметы с отвлекающими факторами: телефон, компьютер, телевизор.

  3. Приготовьте часы с секундной стрелкой. Не стоит использовать песочные часы, на них нередко отвлекаются дети.

  4. Подберите подходящий текст, лучше, чтобы он был напечатан 14 шрифтом.

  5. Посадите за стол ребенка, сами сядьте рядом.

  6. Дайте ребенку текст, скажите: «Начали». Ребенок начинает читать, а родитель засекает время. Обычно для проверки берут 1 минуту. Но, в последнее время педагоги рекомендуют читать 2 минуты. Так как не все дети одинаково входят в рабочий момент. Полученный результат за 2 минуты делится пополам.

  7. Во время чтения внимательно следите за ребенком, отмечайте ошибки, но не перебивайте его. Обсудите ошибки после того, как будет проведен срез.

  8. Задайте вопросы по тексту, оцените скорость, осознанность, выразительность.

Оценка скорости чтения

После окончания чтения, подсчитайте количество слов, обращая внимание на следующие моменты:

  1. Союзы, частицы, предлоги берутся за одно слово.

  2. Если слово перенесено, то оно считается за 2 слова.

  3. Если слово пишется через дефис, то подсчитаем, сколько букв стоит до дефиса. Если больше трех, то слово считается, как два. Если меньше трех, то считаем как одно, «как-то» - считаем, как одно слово, «долго-долго» - как два слова.

Записываем показатель, сравниваем его с предыдущим.

Проверка осмысленности

После чтения оцените, как ребенок понял, что прочитал. Если он не дочитал предложение до точки, то разрешите ему дочитать и задайте несколько вопросов по тексту. Попросите выделить главную мысль и пересказать, о чем идет речь. Чтобы более глубоко проверить осмысленность чтения, воспользуйтесь специальными учебно-методическими комплектами. Мы советуем обратить внимание на «Методическую разработку для проверки техники чтения учащихся 1-4 класса», составителем которой является учитель высшей квалификации Маргарита Домогатская.

Проверка правильности и выразительности

В ходе чтения обращайте внимание на следующие моменты:

  1. насколько правильно ребенок читает;

  2. как выговаривает он слова;

  3. нет ли запинок, пауз, исправлений;

  4. правильно ли расставлены ударения.

После контроля разберите ошибки. Чтобы оценить выразительность, следует дать знакомый текст, понаблюдать за наличием пауз на знаках препинания, сменой интонации.

Причины медленного чтения

Если ребенок медленно читает, не нужно бить тревогу и, тем более, ругать его. Прежде всего родителям стоит разобраться с причиной, которая привела к отставанию и позаниматься с ним по ее устранению. Обычно у ученика 2 класса отмечается медленное чтение из-за следующих причин:
  1. Ребенку предлагается литература сложная по его возрасту и не интересная. У каждого человека свои интересы, которые нужно учитывать при составлении списка литературных произведений.

  2. Часто бывает, что при чтении глаза ребенка возвращаются к началу слова или даже предложения. Он проговаривает в уме все, что прочитал. Это называется регрессия. Она возникает на фоне невнимательности. Если вовремя не заметить регрессию, то чтение подобным образом войдет в привычку.

  3. Проблемы с памятью. Решить этот вопрос помогут специальные упражнения.

  4. Неразвитый артикуляционный аппарат. Эта проблема легко устраняется при помощи упражнений. Можно сходить на консультацию к логопеду, а занятия проводить дома.

  5. Низкий словарный запас. Если в тексе попадаются незнакомые слова, то они замедляют технику чтения.

Если у вас ребенок обучается во 2 классе и медленно читает, то эта ситуация устраняется легко. Нужно побольше ему уделить внимания, дополнительно позаниматься специальными методиками, повышающими навык чтения, и в скором времени родители будут удивлены результатами.

Как улучшить технику чтения

Нормы ФГОС по чтению для 2 класса

Не стоит заставлять ребенка читать большие тексты. Это не только не улучшит навык чтения, но и «отобьет охотку» к чтению вообще. Постарайтесь проявить интерес у детей к чтению. Создайте дружественную атмосферу. Педагоги рекомендуют методику «щадящего» чтения. Читайте каждый день, без давления, не более 10-20 минут. Мотивируйте ребенка. Для этого можно воспользоваться следующими стимулами:

  1. Награждайте старания наклейками, картинками, звездочками.

  2. Сделайте доску успеха, отмечайте на ней прогресс ребенка. Пусть он сам записывает на нее свои успехи.

  3. Занимайтесь в виде игры.

  4. Выбирайте тексты, которые интересны ребенку.

  5. Пусть ребенок читает игрушкам, домашним животным. Таким образом он учится преодолевать страх перед публикой.

  6. Устройте соревнование по технике чтению.

Предлагайте детям читать отрывки текста, которые на 20-30 слов больше их скорости за минуту. После того, как вы перешли к более длинным текстам, просите их пересказать отрывки. Если ребенок читает более 50 слов в минуту, то для чтения ему будет достаточно 1-2 страниц. Чем выше техника чтения, тем больший объем теста предлагается детям.

Методы улучшения скорости чтения

  1. Читайте по слоговым таблицам.

  2. Прочитывайте один и тот же текст по 2-3 раза с постепенным ускорением темпа.

  3. Читайте одновременно с детьми. Причем родитель задает темп, ведет пальчиком по словам, ребенок успевает за ним.

  4. Закройте нижнюю часть слов, предложите детям читать по «вершкам». Затем закройте верхнюю часть слов, читаем по «корешкам».

  5. Переверните книгу вверх ногами, предложите читать таким образом.

  6. Чередуем чтение в комфортном темпе с максимально ускоренным.

Если у ребенка встречается регресс, то работаем с окошечком, в котором видно только читаемое слово, возвратные движения глазами невозможны.

Улучшение правильности чтения

Поработайте над правильностью дикции. Занятия для отработки правильности чтения:

  1. Артикуляционная гимнастика.

  2. Чтение чистоговорок, скороговорок.

  3. Исправление деформированных предложений.

  4. Прочитайте ребенку предложение с ошибкой в слове. Пусть он найдет неправильно произнесенное слово.

Обращайте внимание на понимание прочитанного. Просите детей пересказать текст, обсуждайте с ними непонятные слова с выражениями.

Техника чтения поможет оценить, насколько правильно читает ребенок. Именно благодаря беглому и осмысленному чтению происходит активизация памяти, внимания, мышления, необходимых для успешного дальнейшего обучения.



Оцените статью

 
Всего голосов: 4, рейтинг: 3.5
Комментарии
Загрузка комментариев...