Когда малыш начинает хорошо слышать и осознанно реагировать на звуки

Обновлено: 08.11.2022, просмотров: 2558

После возвращения из роддома молодые родители внимательно относятся к реакциям малыша на внешние раздражители. Нередко они беспокоятся, что во время сна новорожденному не мешает посторонний шум, нормально ли это. В своей статье мы раскроем информацию, когда ребенок начинает хорошо слышать и осознанно реагировать на звуки.

Когда малыш начинает хорошо слышать и осознанно реагировать на звуки

Формирование слуха до рождения

Еще задолго до рождения дети начинают слышать. Особенности внутриутробного развития слуха:

  1. С 17 недели внутриутробного развития плод слышит происходящее в общих чертах.

  2. С 27 недели беременности слух плода стает отчетливым.

  3. Внутреннее ухо начинает формироваться на 5 неделе беременности.

  4. На 8 неделе закладывается структура среднего уха.

  5. На 24 неделе происходит оформление ушной раковины.

  6. Хрящевая ткань ушной раковины твердеет за несколько дней до родов.

  7. До 5 месяца внутриутробного развития происходит формирование лабиринта уха, который начинает отвердевать к 18 неделе беременности. Этот процесс длительный, продолжается почти до родов.

  8. На 16 неделе плод начинает улавливать звуки маминого сердца, работу ее кишечника, движение крови, ее голос. Но мозг ребенка пока не анализирует поступающие звуки на фоне несформированной коры головного мозга. Ухо плода улавливает вибрации, которые создает звуковая волна.

Полноценно реагировать на звуки, слышать и анализировать их плод сможет уже к концу второго триместра. Будучи в утробе матери он способен поворачивать на звук голову. Но, звуки для него пока приглушены. Это нормально. Приглушение происходит из-за плотной брюшной стенки матки, околоплодных вод. Сразу после рождения ребенок адаптируется к новым условиям, звуки теперь для него приобрели ясность.

Педиатры рекомендуют развивать слуховое восприятие еще до рождения ребенка. Нередко беременные отмечают, что плод словно замирает от громкого звука. Начиная с 16 недели беременности рекомендуется маме слушать спокойную музыку. Но, так как до ребенка доходит приглушенный звук, мы рекомендуем женщине положить руку на источник звука. Таким образом улучшается его проводимость. Еще до рождения малыша можно знакомить с различными музыкальными инструментами. Педиатры рекомендуют маме ходить для этой цели на классические концерты.

Привлекайте папу к общению с ребенком. Если он часто уезжает в командировки, запишите его голос, прослушивайте его. На подсознательном уровне кроха знакомится не только с маминым, но и папиным голосом. После рождения родные голоса будут у него вызывать чувство умиротворения, тепла, уюта.

Слух ребенка после рождения

Если у ребенка нет патологий, аномалии развития уха, то он рождается уже слышащий. Уже с первых минут на него обрушиваются звуки, которые подвергают его в стресс. Любой громкий звук способен привести к рефлекторному вздрагиванию с раскидыванием ручек в стороны. Это рефлекс Моро. Первая проверка слуха новорожденного происходит еще в родильном зале. Здоровый ребенок слышит голоса уже в первый день своего рождения. Причем он не только слышит звуки, но и узнает голос мамы.

Уже в первые дни малыш прислушивается к голосам. Первое, что он улавливает – это интонации. На первых неделях жизни он понимает именно интонации, не звуки и не слова. Для новорожденного не имеет значения, что говорит мама, или это формулы ядерной физики, или это детская сказка. Ему все равно. Главное, интонация, с которой произносится речь.

Слух ребенка в 1 месяц

К концу первого месяца жизни малыш не только слышит звуки, окружающие его, но и запоминает некоторые из них. Характеристики органов слуха у детей в 1 месяц:

  1. Слух полностью развит.

  2. Ребенок распознает некоторые часто повторяющиеся звуки.

  3. Поворачивает голову в сторону источник звука.

В первый месяц жизни малыш активно прислушивается к речи людей. В ответ на сильные раздражители он вздрагивает или замирает. Поэтому погремушки, предлагаемые малышу, должны отличаться мелодичностью, не должны быть резкими, громкими.

Если мама к нему обратится, то грудничок повернет к ней головку, станет внимательно вслушиваться в голос. Дети в первые месяцы предпочитают звуки голоса человека другим звукам. Ориентировочный рефлекс, когда грудничок поворачивает голову к источнику звука, является свидетельством нормального функционирования нервной системы.

Развитие слуха в месяц:

  1. Позвените погремушкой с левой и с правой стороны ребенка. Он должен пытаться повернуть на звук головку. Конечно, сразу у него не получится. Но, постепенно у грудничка окрепнут мышцы шеи, и он научится поворачивать голову на раздражитель.

  2. Подвесьте над кроваткой игрушку с приятной мелодией. Малыш будет одновременно развивать и слух, и зрение, рассматривая и слушая игрушку.

  3. Чаще пойте крохе колыбельные. В это время малыш расслабляется.

Слух ребенка от 2 до 3 месяцев

Когда малыш начинает хорошо слышать и осознанно реагировать на звуки

Если в первый месяц жизни дети различают только высокие частоты, то ближе к 3 месяцам жизни они способны различать низкочастотный диапазон. У малыша появляется комплекс оживления, если он услышит родные голоса. Он перестает плакать при обращении к нему мамы. Также грудничок начинает «вступать в разговор», если слышит речь, обращенную к нему.

В 3 месяца проводится второй скрининг слуха по методу Калмыковой. Он основан на воспроизведении разных частот. Родители его могут провести самостоятельно в домашних условиях следующим образом:

  1. Возьмите три пластиковых банки.

  2. Заполните их манкой, горохом и гречкой. Это и будут средние, низкие и высокие частоты.

  3. Пусть один родитель отвлекает внимание грудничка при помощи яркой игрушки, другой в это время на расстоянии 50 см. от уха малыша потрясет банкой. Трясем сначала около одного уха, затем – около другого.

  4. Начинаем с высоких частот, банки с манкой, затем берем гречку, после чего переходим к низким частотам, к банке с горохом.

  5. Между каждой банкой делаем перерыв 2 минуты.

Если малыш, не отвлекаясь от игрушки, реагирует на звук, то тест считается успешно пройденным. У него может кратковременно измениться выражение лица, он может начать глазами искать источник звука, замереть, повернуть голову на банку. Если нет никакой реакции, то покажите малыша ЛОРу.

Слух ребенка от 4 до 6 месяцев

Слух ребенка существенно меняется в этот возрастной период. У малыша с 4 до 6 месяцев можно увидеть следующие особенности слуха:

  1. С 4 месяцев ребенок уже осознанно реагирует на звуки, пытается им подражать, отыскивать его источник в различных направлениях.

  2. С 5 месяцев кроха начинает узнавать по голосу близких людей. Он уже прислушивается не только к звукам, окружающим его, но и к тем, которые издает сам. Он жаждет вербального общения, призывает к нему при помощи крика.

  3. С 6 месяцев малыш узнает свое имя, откликается на него.

Общайтесь как можно больше с ребенком. Называйте его по имени с различных сторон комнаты. Пусть он учится реагировать на свое имя. Называйте разные вариации имени малыша, «Ваня», «Ванюша», «Ванечка». Показывайте свою радость общения с ребенком.

Повторяйте за малышом произнесенные им звуки и их комбинации. Он с удовольствием «вступит в разговор» с вами. Вкладывайте в разговор эмоции. Поговорите с крохой различной интонацией и громкостью, произнесите его имя сначала тихо, потом громко, затем шепотом. Если заниматься с ребенком, то его лепет к 7 месяцам приобретет разную окраску, станет более качественным и эмоциональным.

Слух ребенка с 7 до 9 месяцев

К 7 месяцам дети начинают понимать и осмыслять звуки. Затем воспринятые звуки они проявляют в своей речи, складывая их в слоги. Привлекайте внимание ребенка названием предметов. В этом возрастном периоде у него существенно меняется качество лепета.

Малыш буквально каждый день произносит новые звуки, которые слышит от родных. Это является признаком отсутствия патологий, правильного формирования слуховой функции. Он хорошо определяет то место, откуда доносится звук. Точно поворачивается в сторону говорящего человека. Теперь громкий разговор может потревожить сон крохи или даже разбудить его.

В этом возрасте начинайте знакомить ребенка с новыми звуками. Покупаем ему музыкальные книжки, игрушки. Заостряем внимание на том, как «говорит» собака, кошка, машина, паровоз. Эти упражнения не только способствуют развитию слуха малыша, но и его речи.

Разговаривая с ребенком называйте предметы, которые вызывают у него интерес, «вот собака», «вот кошка», «вот домик». Проговаривайте новые слоги, пробуждая малыша к повторению их. Для этих целей можно воспользоваться потешками с повторением слогов. Таким образом кроха слышит новые для него звуки, осознает их и переносит в свою речь. Слушайте музыку. Если раньше мелодия была только спокойная, то сейчас можно уже включать различную: и детские песенки, и классическую музыку, и ритмичную мелодию.

Слух ребенка с 10 до 12 месяцев

С 10 месяцев у ребенка начинается качественный лепет. У него появляются новые звуки, побуждайте ребенка повторять за вами новые слоги, соединяя их в первые слова. Дети начинают реагировать на любимые мелодии, выделять нелюбимые звуки. В этом возрасте они активно подражают услышанному. Сейчас наиболее благоприятное время для занятий с детьми по развитию слуха и, соответственно, речи. Это совершенно иная, новая ступень в развитии фонематического слуха детей.

Учите ребенка слышать окружающие шумы. Объясните их природу возникновения, «так шумят под ногами листья», «так капает дождик», «так работает большая машина, а так маленькая». Объясните ребенку разницу между звуками. Поиграйте как «говорит» маленькая собачка, как большая, как рычит маленький лев, как большой, как капает маленький дождик, как большой и т. д. Кроха активно вслушивается в звуки, воспринимает интонацию взрослых, подражает.

В возрасте 10-12 месяцев ребенок не только понимает происхождение звуков, но и частовстречающихся слов и целых фраз. Знакомьте его со словами-действиями, котенок мяукает, собака гавкает, машина едет, мама готовит, малыш плачет и др. У крохи появляются любимые слова, которые он может пропевать буквально днями.

Теперь настала пора знакомить его с музыкальными инструментами. Для начала хватит двух. Возьмите два совершенно разных музыкальных инструмента, например, дудочку и барабан. Извлеките звуки из дудочки. Покажите, как издает звук барабан. Дайте инструменты малышу, пусть он попробует на них «поиграть». Поиграйте в игру, пусть ребенок отвернется и отгадает, какой инструмент сейчас прозвучал. Когда он освоит два музыкальных инструмента, постепенно подключайте еще. Поиграйте на инструментах, как ходит мышка, как ходит мишка, как бегает мальчик, как идет бабушка, как капает дождик, как льет ливень. Таким образом у ребенка хорошо развивается слух.

Слух у детей развивается еще до рождения. Новорожденные дети уже отлично реагируют на слуховые раздражители. Поэтому развитие детей начинается именно с произношения звуков, напевания потешек, прослушивания музыки. Если у родителей есть желание сформировать музыкальный слух у ребенка, то отличным решением будет прослушивание звуков природы.



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Загрузка комментариев...