Как выучить алфавит, 7 действенных методик, советы родителям

Обновлено: 22.11.2024 13:27:35

Ранее развитие ребенка нередко стает препятствием изучения алфавита и, как следствие, чтения. Чтобы этот процесс прошел гладко, родителям нужно учитывать психологический и физиологический возраст детей. Это важные моменты, с учетом которых можно подобрать методику, подходящую малышу.

Методики обучения алфавита

Методики обучения алфавита

Мы предложим несколько эффективных методик обучения ребенка алфавиту, каждая из которых имеет свои достоинства.

Классическая

Ниже предложены несложные рекомендации, которые облегчают процесс обучения ребенка алфавиту по классической методике:

  1. Сделайте карточки с буквами алфавита на светлом фоне. Сами буквы должны быть яркими, красочными. На карточках ничего больше не должно быть изображено. Приготовленные карточки разместите в комнате ребенка, на уровне его роста. Можно их прикрепить над предметами, которые начинаются на эти буквы. Таким образом происходит тренировка зрительной памяти, которая считается ведущей у детей дошкольного возраста.

  2. Обучение алфавита лучше начинать с простейших гласных: «О», «А», «У», «И». Произносите их с ребенком словно пропевая. Это в дальнейшем облегчит процесс составления букв в слоги.

  3. Обучение согласных начинайте со следующих букв: «Б», «П», «М», «Н», «Г», «Т», «К». Шипящие лучше учить в последнюю очередь. Обычно они вызывают затруднение у детей.

  4. Учите с ребенком не буквы, а звуки. То есть, не «Бэ», а «Б», не «Мэ», а «М». Чтобы затем не возникло трудностей в процессе складывания букв в слоги.

  5. Если ребенок не выговаривает какие-либо слоги, то не стоит приступать к их изучению, чтобы у него не отложилось в памяти неправильное произношение.

  6. Изучайте алфавит не только дома, но и на прогулке, обращая внимание на вывески магазинов. Предложите там найти знакомые буквы. Можно нарисовать их палочкой на снегу, песке. Это только закрепит знаки в памяти.

  7. Не спешите! Приступайте к изучению новых букв только после того, как предыдущие полностью отложатся у него в памяти. В процессе обучения нового материала обязательно повторяйте изученный ранее.

Занятия должны проходить только в доброжелательной обстановке. Не перегружайте ребенка. Если он капризничает, не хочет заниматься, отложите урок на следующий день. Ему должно быть интересно.

Домана

Выдающийся педагог Глен Доман в основу своей методики положил многократный показ символов и синхронное их заучивание с постепенной заменой старого материала на новый. Мы рекомендуем сначала учить гласные буквы в следующем порядке: «А»-«Я». «О»-«Ё». «У»-«Ю». «Ы»-«И». «Э»-«Е». Видно, что буквы рифмуются. Это поможет ребенку лучше их запомнить.

Прежде, чем приступить к обучению согласных, мы советуем удостовериться, что гласные у ребенка дошли до автоматизма. Теперь начинаем подключать парные согласные, «Б»-«П», «Д»-«Т», «З»-«С», помня о том, что шипящие даются в последнюю очередь. Если детям дать согласные в тандеме с гласными, распевая их, то они быстро начнут складывать звуки. Когда малыш познакомился со всеми буквами, даем ему твердый и мягкий знаки.

Ассоциации

Можно выучить алфавит на основе ассоциаций. Мы предлагаем родителям помочь ребенку закрепить за буквой определенную ассоциацию, которая при зрительном контакте будет всплывать у малыша. Возьмите картинки, поэкспериментируйте превратить их в буквы, на которые они начинаются. Например:

  1. «Д» похожа на домик;

  2. «Б» - на бегемотика с большим животом;

  3. «Е» - на перевернутого ежа, у нее закрыты глазки;

  4. У «Ё» глазки открыты;

  5. «Т» - это звук «тук-тук», который издает молоток;

  6. «Ч» - чашка;

  7. «Ц»- цыпленок с хвостиком;

  8. «У» - улитка, которая несет домик на спине.

Данный метод не только позволяет выучить алфавит, но и развить ассоциативное мышление. Обычно он используется в более старшем возрасте. Можно подобными картинками обклеить комнату ребенка, чтобы они ему постоянно попадались на глаза. Если сделать ассоциацию букв с живым предметом, то алфавит обычно легко запоминается детьми.

Двуполушарный подход

Двуполушарный подход основан на одновременном развитии обоих полушарий головного мозга. Взрослый пишет на доске букву крупным шрифтом, предлагает малышу ее обвести пальчиком. Вначале он водит пальчиком ребенка по строчке. Затем тот понимает, что от него требуется и начинает водить пальчиком сам. Таким образом дети учатся писать алфавит, одновременно с этим запоминая его.

Когда малыш научился обводить букву на доске, можно предложить ее писать в альбоме, тетради. Для облегчения понимания хорошо прорисовывать опорные символы: фигурку животного, число, предмет. Конечно, на этот метод уходит много времени. Но, обычно он нравится детям. Они получают что-то вроде самодельной азбуки с собственными рисунками. И самое главное, удовольствие от выполненной работы.

7.jpg

Игра

Игра является естественным и любимым видом деятельности детей. Именно в игре происходит быстрое запоминание, которое подкрепляется положительными эмоциями. Ниже мы предлагаем несколько эффективных игр, которые помогут ребенку выучить алфавит:

  1. Предметная азбука. Приготовьте карточки с нарисованными предметами и отдельно буквы. Во время занятий ребенку нужно соотносить предмет с буквой, на который он начинается.

  2. Волшебный мешочек. Завяжите малышу глаза. В мешочек положите пластмассовые буквы. Пусть он их достает и на ощупь пытается узнать. После того, как задача выполнена, еще раз проговорите и посмотрите на буквы. Эта игра позволяет запустить сразу зрительный, слуховой и тактильный каналы памяти.

  3. Ворона. Разложите в алфавитном порядке буквы. Ведущий водит ладонями и приговаривает: «Летела ворона, летела и буковку съела». В это время быстро накрывает знак ладонями. Задача малыша заключается в том, чтобы угадать, какая буква закрыта. Если у него не получается, можно делать подсказки типа: «Рядом с «О» живет…». Пройдет немного времени, и дети запомнят алфавит в правильном порядке.

  4. Съедобное-несъедобное. Взрослый кидает ребенку мяч и называет предмет. Если в названии есть изучаемая буква, то малыш ее «съедает», ловя мяч. Игра учит воспринимать буквы на слух.

В современном мире есть немало игр на компьютере, планшете, смартфоне, помогающих выучить алфавит и отработать навык. Дети с большим удовольствием проявляют интерес к технике, можно направить его в нужное русло.

Творчество

Творчество поможет не только запомнить алфавит, но и развить мелкую моторику. Кроме того, это интересный вид деятельности, который укрепляет эмоциональную связь родителей с детьми. Имеется множество вариантов творческих занятий, каждая семья может выбрать наиболее подходящий для них.

  1. Рисуйте буквы пальчиковыми красками с одновременным проговариванием их, декларированием стихов.

  2. Выкладывайте буквы из камушков, пуговиц, бусин, счетных палочек, горошин, фасоли, деталей конструктора. Только помните о том, что при занятии с мелкими деталями нужно следить за тем, чтобы малыш их не затолкал в нос, рот, уши.

  3. Лепите алфавит из пластилина. Соотносите его с вылепленными же предметами.

  4. Вырежьте заготовки из бумаги вместе с ребенком. Развесьте алфавит в его комнате в виде гирлянды.

  5. Придумайте про каждую букву четверостишие, загадку, спойте попевку, прочитайте сказку.

  6. Сшейте буквы из ткани, набейте их поролоном. Помогите малышу выложить имя.

Вводите новый материал не чаще, чем два раза в неделю. Обязательно начинайте занятие с повторения пройденных букв.

Сказка

Сказка всегда была спутником детства. Сегодня в продаже имеется множество букварей со сказками про каждую букву. Сначала дайте ребенку рассмотреть книгу, чтобы он на занятии не отвлекался на новый предмет. Рассмотрите картинку про букву, прочтите сказку как самую обычную, не обращая внимание на учебный момент. После чтения обратитесь к картинке, в которой спрятана буква.

Алфавит Соболевой является прекрасным примером подобной методики. Например, на странице нарисована букву «У» и картинка про нее. Буква дразнит дерево, но оно стоит на месте. Рядом предложена сказка про букву, которая всех дразнила «У-у-у», кто попадался ей по дороге: ужа, улитку, уточку. Но поддразнить дерево она не смогла. Дерево выступает в качестве ассоциативной зацепки, ведь в нем нет буквы «У», хотя внешне они схожи. Данная методика запускает антистрессовый механизм, ребенок слушает сказку, а буквы учатся сами.

Советы родителям

Для успешного обучения психологи призывают следовать простым советам:

  1. Не заставляйте насильно ребенка заниматься.

  2. Используйте игровую форму.

  3. Подберите игры, заинтересовавшие вашего ребенка.

  4. Занятия проводите систематически.

  5. Закрепляйте старый материал.

  6. Новый материал вводите дозировано.

  7. Просите найти выученные знаки на вывесках во время прогулки.

  8. Уделяйте на урок не более 10 минут.

  9. Одновременно учите малыша прописывать букву.

  10. Пользуйтесь наглядными материалами.

Если ребенку какая-то буква дается сложно. Оставьте ее, займитесь следующими. Вернетесь к ней через некоторое время.

Не стоит давать детям установку выучить буквы. Займемся с ними игрой, они будет вместе со взрослыми рисовать, слушать, петь, смотреть, играть. А алфавит выучится незаметно для малыша.


Оцените статью

 
Всего голосов: 3, рейтинг: 3.67
Комментарии
Загрузка комментариев...