Как стать взрослым

Обновлено: 08.11.2022, просмотров: 874

В детстве желание стать взрослым определялось стремлением к сепарации (уходу от родительской опеки), свободе выбора и бесконечному веселью. Но мы взрослеем, а внутренний ребенок все бунтует в поиске не обременяющих забав. Стать по-настоящему взрослым человеком значит избавиться от инфантильности и стать хозяином своей жизни. Что представляет собой инфантильность:

  1. Незрелость эмоционально-волевой сферы. Застрявший в детстве взрослый не умеет контролировать свои чувства и эмоции, даже когда это требуется. Поэтому инфанты часто плачут, проявляют агрессию и легко выходят из себя в стрессовых ситуациях.

  2. Несформированность механизмов межличностного взаимодействия. Взаимодействие взрослых людей происходит на позициях равенства. Инфант занимает детскую позицию, где на него не возлагают ответственность и всячески помогают. Если партнер по отношениям начинает требовать взять на себя роль взрослого, он теряет самоконтроль и ведет себя крайне эмоционально.

  3. Эскапизм (избегание ответственности). Люди застревают в позиции ребенка в основном из-за страха взять ответственность в свои руки. Оступиться и не оправдать своих или чужих ожиданий значит для них уронить самоценность. Проще переложить ответственность на других и умело избегать трудностей.

  4. Отсутствие четкой организации. Инфант легко опаздывает на важные встречи, не выполняет данных обещаний, отказывается от сказанных слов.

Ардельянова Я.А. и Саидов Б.Ш. провели интересное социальное исследование, направленное на изучение репрезентации молодежного инфантилизма в средствах массовой информации, а конкретно на примере телевизионной и интернет-рекламы. В результате выяснилось, что превалирующее количество героев роликов демонстрируют детское поведение (67%). В категории «самостоятельность» по результатам анализа лишь 15% героев полностью самостоятельно справляются с задачей (30% уходят от проблем, 25% помогают родственники или друзья, 30% помогает «волшебная сила»). Молодежь, склонная к перениманию визуальных образов, демонстрируемых СМИ, обретает черты инфантильности.

В данной статье мы рассмотрим психологический портрет инфантильного человека, причины, по которым мы никак не может выйти из детской позиции и способы выхода из нее.

Как стать взрослым

Основные характеристики инфантильного человека

Узнать перед собой инфанта не составит труда. При ближайшем знакомстве и паре наводящих вопросов он быстро проявляет себя. Так происходит потому, что, как и детям, им трудно держать свои чувства под контролем. Следующие поведенческие реакции и черты личности указывают на незрелого человека:

  1. Эгоцентризм. Истинный инфант никогда не признает свою неправоту перед человеком, демонстрирующим иное мнение. Крайняя сосредоточенность на своей личности и постановка ее в центр мироздания не позволяют взрослому в позиции ребенка понять и проанализировать чужую точку зрения. Все решения, которые они принимают, основываются на личных потребностях, иррациональных стремлениях и желаниях. В диалоге они склонны обсуждать только свои проблемы и считают, что долг собеседника выслушать его и высказать сочувствие.

  2. Отсутствие самостоятельности. Гедонизм – основополагающий принцип жизни инфантов. Те действия и поступки, которые заставляют собрать волю в кулак и приложить максимум усилий, пугают их. Любое дело, где требуется собранность, воля и усердие, откладывается и забывается. Это происходит из-за недостатка воли для концентрации на выполнении важной задачи. Решение проблем перекладывается на «значимых взрослых» в глазах инфанта. Это люди, попавшиеся в сети его манипуляций.

  3. Безответственность. Если он ударит палец о ножку стула, то в этом будет виноват стул или тот человек, который был рядом и не спас его. Склонность переносить вину за свои поступки и действия четко демонстрируют инфанты. На работе они не поднимаются по карьерной лестнице, потому что для этого требуется взять на себя ответственность и стать самостоятельным членом команды. Им необходимо постоянное общество других людей, чтобы была возможность переложить бремя ответственности на окружающих.

  4. Неумение строить планы. Инфанты не умеют планировать отдаленное будущее. Они не имеют представления о том, что с ними случится через неделю или месяц. Подобное поведение в отношении своей жизни продиктовано эскапизмом и попытками сохранить детскую составляющую личности. Отрицание планирования будущего выступает как защитный механизм.

  5. Отсутствие рефлексии прошлого опыта. Они не учатся ни на своих, ни на чужих ошибках. Поэтому инфанты по несколько раз подряд вступают в бесперспективные отношения (иногда с одним и тем же человеком), потому что не в силах анализировать и усваивать прошлый опыт.

  6. Стремление к обретению покровителя. Наличие рядом «значимого взрослого», который готов принять за него решение и сделать условия жизни благоприятными, определяет внутренний комфорт инфанта. Причем нередко они находят покровителей и вступают в зависимые отношения. Это связано с их детской позицией (система родитель-ребенок). Такая связь характеризуется постоянным контролем, воспитательными мероприятиями, ограничениями и даже физическими наказаниями.

  7. Принятие жизни с игровой точки зрения. Жизнь инфанта – увлекательный квест. Он рассматривает действия с точки зрения игры и выбирает наиболее интересные задания (здесь также проявляется эскапизм). Вместо самообразования и работы он выберет поход в клуб или шоппинг.

Причины возникновения инфантильности

Среди истоков инфантильности психологи выделяют глубинные причины (идущие из детства) и социальные (приобретенные на пути осознанной социализации). В.В. Лебединский, И. Ю. Кулагина и другие специалисты, изучающие феномен инфантильности, выдвинули теоретические предпосылки сдвигов возрастной периодизации. В период раннего становления индивида выделяют две основные причины:

  1. Нарушение базового доверия к миру (до 1 года). В периоде до 1 года мать является проводником ребенка во внешний мир. Ребенок не осознает, что они с мамой являются отдельными личностями. На этом этапе забота матери, ее любовь, частый тактильный контакт формируют доверительные отношения с окружающим миром. Холодность, эмоциональная депривация формирует страх перед миром. Повзрослевший ребенок всячески избегает ответственности, чтобы оставаться в стороне от проблем.

  2. Патологическое течение кризиса 3 лет. Кризис «Я сам» заканчивается окончательным отделением ребенка от личности родителя. Он начинает осознавать себя, как личность и стремится к самостоятельности. Гиперопека, препятствование преодолению кризису, оставляет ребенка привязанным к родителям.

Есть масса причин развития инфантильности у детей младшего и старшего подросткового возраста:

  1. Культ красоты и молодости. Современные течения несут пропаганду красоты и молодости. Становиться взрослым и осознанным стало не модно, поэтому будущие инфанты застревают в детской позиции на долгие годы.

  2. Экономическая нестабильность. Сложности обретения материальной стабильности на первых этапах обособления от родителей вызывают страх. Проще оставаться на родительском попечении, принимая их заботу и контроль.

  3. Смена ценностных ориентаций. Обретение семьи, рождение детей и создание семейного очага перестали быть ведущими ценностными ориентациями. Молодые люди все больше становятся приверженцами «жизни для себя», где нет места взрослой позиции и т.д.

Способы, помогающие стать взрослым

Способы, помогающие стать взрослым

Если вы осознали, что застряли в детстве и ищите пути сделать свою личность зрелой, осознанной, то ознакомьтесь со следующими рекомендациями.

Избавьтесь от стереотипного мышления

Мир меняется, как и меняются в нем люди. С точки зрения инфанта, ухватиться за единственно верное мнение или стереотип куда проще, чем иметь гибкое мышление. Когда возникнет спорная ситуация для обсуждения, подумайте, вы рассуждаете о ней с точки зрения стереотипов или анализируете ее изнутри? Незрелые личности думают и действуют с точки зрения социальных штампов. Разрывайте шаблоны, ориентируйтесь на внутренние ощущения – это поможет вам избавиться от навязанных обществом стереотипов.

Сместите фокус ответственности на себя

Перестаньте искать причины неудач в окружающих людях и обстоятельствах. Когда ваши действия приводят к непредсказуемому результату, не спешите обвинять других людей. Даже если очень хочется. Подумайте, в какой момент ситуация вышла из-под контроля и как вы к этому причастны. Заметьте, что другие люди не фигурируют в вашем углубленном самоанализе. Как только вы научитесь видеть себя в центре успехов и неудач, происходящих с вами, чувство ответственности к вам придет.

Управляйте эмоциями

Способность контролировать эмоции дается непросто, но когда вы ей овладеете, жизнь станет подконтрольной и осознанной. Если возникла противоречивая эмоция, попробуйте ее проанализировать. Что конкретно ее вызвало? Почему вы так остро ее ощущаете? Какая тактика поведения будет уместна в сложившейся ситуации? Подключение рефлексии поможет отвлечься от бурной реакции и даст время на поиск адекватной тактики поведения.

Заведите ежедневник

Займитесь ведением дел, как взрослый ответственный человек. Начните планирование с одного дня. Распишите его по часам, сколько времени вы отводите на завтрак, рабочие и личные встречи, хобби, образование и т.д. И постарайтесь в течение экспериментального дня четко следовать обозначенным временным рамкам. После успешного завершения попробуйте распланировать два дня, и т.д. Что вы получите в итоге этого эксперимента:

  1. Четкую организацию во времени.

  2. Навык планирования и оценки собственных возможностей.

  3. Осознаете ценность временных ресурсов, как своих, так и чужих.

  4. Пунктуальность.

  5. Ответственность за свои действия.

Подумайте о том, что ценно вам

Недостаток инфантильных людей – это отсутствие внутренней опоры, ценностных ориентаций. Проанализируйте ваш жизненный опыт, расставьте приоритеты, на которые вы обычно ориентируетесь при принятии решений. Исключите из них те, которые на вас транслировали значимые личности и покровители. Найдите ядро своих мыслей. Углубленный самоанализ поможет вам выйти из позиции взрослого ребенка.

Учитесь конструктивно взаимодействовать с людьми

Незрелые личности выстраивают отношения с позиции ребенка. Чаще это тактика манипуляций, где каждый использует слабости другого в своих целях. Зрелые, полноценные люди строят здоровые отношения, основанные на взаимном уважении и ответственности. Несколько приемов из книги Марка Роудза «Как разговаривать с кем угодно» помогут вам строить конструктивный диалог:

  1. Активное слушание. Научитесь прислушиваться к собеседнику. Транслирование своих слов, без возможности партнера высказать точку зрения, уменьшает ценность диалога и сводит ваши контакты к минимуму. Задавайте вопросы по теме беседы, так вы продемонстрируете внимание и уважение к словам собеседника.

  2. Не давайте негативных оценок. Резкие оценки снижают эффективность взаимодействия. Научитесь анализировать поступающую информацию без сопоставления с субъективными оценками. Так вы станете внимательным, тактичным и зрелым партнером по диалогу.

  3. Не задавайте очень личных вопросов. Даже в общении с близкими знакомыми старайтесь избегать вопросов о финансовых трудностях, проблемах со здоровьем, болезненных отношениях и т.д. Постоянные неудобные вопросы влекут отдаление и последующее прекращение общения с вами.

Учитесь эмпатии

Инфанты не способны сопереживать и вставать в позицию другого человека. Отсюда проблемы во взаимоотношениях и непонимание с родными, близкими людьми. Попробуйте проанализировать чувства и эмоции собеседника, подумайте, как вы поступили бы на его месте. Способность к эмпатии поможет эффективно выстраивать взаимодействие с людьми, понимать их скрытые мотивы.

Займитесь самообразованием

Умение действовать в нестандартных ситуациях осознанно развивается благодаря наличию внушительного багажа знаний. Именно благодаря постоянному самосовершенствованию, вы обретаете широкий кругозор, навыки самодисциплины и приближаетесь к позиции взрослого человека. Как вы можете самостоятельно поднять уровень образования:

  1. Чтение художественной литературы. Она поможет увеличить лексический запас, научиться красиво выражать свои мысли. Иногда недостаток подходящих слов заставляет нас проявлять эмоции, когда это неуместно.

  2. Курсы повышения квалификации. Они преобразуют ваши знания, научат дисциплине, помогут продвинуться по карьерной лестнице.

  3. Чтение профессиональной литературы. Ознакомление со смежными профессиональными областями повышает вашу ценность, как специалиста. Регулярное выделение времени на чтение вырабатывает дисциплину и делает вас взрослым человеком.

Заключение

Хорошо, когда во взрослом человеке остаются качества непосредственного, беззаботного ребенка. Проблема появляется тогда, когда внутренний ребенок занимает все сферы жизни. После осознания трудностей, которые вам доставляет излишний инфантилизм, вы непременно приступите к работе над собой. И она принесет массу пользы, а вы станете тем взрослым, каким всегда хотели быть.



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Загрузка комментариев...