Как развить внимание у младших школьников

Обновлено: 08.11.2022 15:57:27

Начать изложение материала следует с краткого пояснения. С чем придется столкнуться взрослому человеку, который взял на себя труд попытаться развить внимание у ребенка с 7 до 10 лет или с 1 по 4 (5) класс средней школы.

Нужно сразу быть готовым к тому что, не смотря на внешнее сходство с взрослым человеком, способность отвечать на вопросы адекватно и ощущение того, что ребенок понимает значение слов, дите с 7 до 10 лет совершенно не похож по принципам построения мышления на взрослого. Чтобы развить у него внимание необходимо будет понять, как он мыслит, а потом постараться изъясняться с ним на доступном ему «языке». Теперь обо всем по порядку.

Depositphotos_272537978_s-2019.jpg

Психофизиологические особенности развития процессов мышления у детей

Масса головного мозга новорожденного примерно четверть от массы мозга взрослого. С учетом того, что сам младенец весит в 20 раз меньше взрослого человека соотношение впечатляет. Скорость с которой растет его мозг огромна, к двум года составит ¾ от веса, который будет у взрослого. Масса тела естественно сильно «отстает». Что же происходит?

Большая часть нейронов появляется у ребенка в утробе, скачкообразный рост массы связан с ростом клеток, которые представляют собой некое подобие «изоляции» для нервных путей (клетки глии). Нейроны — это небольшие клетки с отростками разных размеров (аксоны и дендриты), которые связывают их между собой, по этим отросткам проходят импульсы, которые передают информацию, так мозг формирует образы, мысли и чувства. Эти импульсы позволяют нашему организму двигаться, принимать решения, да и вообще жить.

Сигнал будет неустойчивей и рассеянный, а все отростки нервных клеток могут даже погибнуть если на них не будет «изоляции» как на электрической проводке. Эта миелиновая изоляция и состоит из клеток глии. Если обобщить всё сказанное в простую фразу – миелин очень важная вещь для работы мозга.

Ребенок рождается с готовым набором нервных клеток, связанных большим количеством отростков нейронов, но миелина у него крайне недостаточно. Специальные исследования показали, что нейронов в мозге ребенка больше чем у взрослого! (1) Однако пока между ними не сформированы нужные связи система не эффективна.

Мы имеем дело с «проектом» структуры взаимосвязей нейронов. По сути это эскиз и наброски будущего человека, его мышления, восприятия окружающего мира, объемов памяти и прочих характеристик. От способности контролировать свои движения до возможности решать сложные абстрактные задачи. И это вот все произойдет только по мере роста миелинизации которая идет постепенно и фрагментами, по разным участкам мозга.

На что способен ребенок младшего школьного возраста и что для него недоступно

Теперь, уяснив для себя вышеизложенное, взрослый должен усвоить, что выше головы прыгнуть невозможно. Ребенок может казаться смышленей и сообразительней других, но он будет находится только в своем «коридоре» возможностей доступных его возрасту.

Формирование мозга идет скачками и «привязано» к определенному возрасту. По сути в течении взросления мы имеем дело с пятью различными личностями. В течении времени взросления у ребенка неизменными сохраняются только его паспортные данные. В остальном, способы восприятия им окружающего его мира и взаимодействия с ним совершенно разные.

Первый этап 3,5–4 годами. Второй скачок – в 7–8 лет. И третий скачок развития – примерно от 11 до 12 лет. Младшая школа «попадает» как раз в коридор этих двух скачков и не случайно. Опытным путем, задолго до открытий в области изучения мозга, были установлены рубежи взросления, к этому и привязана школьная программа

Можно несколько ускорить развитие ребенка, но только в очень ограниченных рамках и крайне осторожно. (2) В остальном, процесс воспитания и обучения может и должен приносить удовольствие взрослому, а не мучения. Для этого надо всего лишь не нарушать базовый принцип – «можешь только то, что можешь». Принцип имеет отношение как к ребенку, так и к самому взрослому. Вот четыре основных постулата, на котором основан принцип.

  1. В возрасте 7 - 8 лет маленький человек впервые начинает идентифицировать свои чувства. Испытывал он их конечно всегда, но именно в этом возрасте он начинает понимать, что он их испытывает и фиксировать: «я рад», «я расстроен», «я обиделся» и прочие. Научить его правильно их инфицировать – задача взрослого.

  2. Во взаимосвязи с первым, он вдруг «обнаруживает» других людей вокруг себя. Возникающие у него чувства он начнет связывать с окружающими, - кто-то ему интересен и привлекателен, кого-то он боится, кто-то приносит страдание, а кто-то дает заряд оптимизма. С этим он столкнется, пойдя в школу и это тоже немаловажный фактор, влияющий на внимание.

  3. В этом возрасте ребенок физически не может «заучить» информацию, эта способность будет ему доступна только к 10 годам. У ребенка не развиты те участки мозга, которые отвечают за «произвольное внимание», полностью они разовьются только к 12 годам. До этого возраста работает механизм «запоминания», он у человека с рождения. Но включается только если ребенка заинтересовать, если это сделать не удалось, то все – все попытки научит чему-то пройдут даром.

Именно в этом возрасте ребенок начинает думать уже не только о том, что он сделает, но и какие последствия должны возникнуть в результате этого. На этой базе и начинается формирование внимания.

Depositphotos_338467954_s-2019.jpg

Какие условия способствуют развитию внимания у младших школьников

Начиная с 1960-х годов было произведено множество экспериментов, доказывающее, что чем более «обогащённую среду» имеет вокруг себя ребенок, тем выше объемы мозговой ткани образуются у него. Эта ткань разовьется в построение сложных «нейронных ансамблей» которые послужат основой для эффективного и гибкого мышления. (3) Богатая внешними раздражителями среда представляет собой учебное и жилое пространство ребенка, изобилующее конструкторами, красками и фломастерами, художественной глиной и пластиком, другими материалами и обучающими играми.

Все это должно быть окружено безопасной социальной средой – взрослыми, проявляющими интерес и любовь, компанией сверстников с которыми у ребенка есть общие интересы при занятиях в спортивных секциях или развивающих мастер – классах.

Такая среда предоставляет возможность ребенку при обучении быстрее фокусировать внимание на изучение различных предметов, а также постепенно, последовательно двигаться к обретению независимости, отходить от опеки и взрослеть. Более глубже с этим вопросом можно ознакомиться, изучив методы Марии Монтессори. (4)

Что тормозит и нарушает развитие внимания у младших школьников

Мозг взрослого, сформировавшегося человека устроен как однозадачный инструмент, способный сознательно концентрироваться на ограниченном круге задач, связанных либо с потреблением информации, либо с решением абстрактных задач. К примеру, читать новости и одновременно складывать в уме трехзначные числа весьма затруднительно.

Для находящегося в режиме постоянного формирования новых нейронных связей и их миелинизации мозга ребенка младшего школьного возраста чрезмерное «переедание» любой информации с вездесущих гаджетов снижает возможность внимания к более сложным раздражителям, связанным с обучением. Это в свою очередь приводит в будущем к невозможности решать абстрактные задачи и центры, отвечающие за обучение более сложным дисциплинам в старших классах в мозге ребенка просто будут отсутствовать. На лицо «функциональная неграмотность» и «цифровое слабоумие».

Если ребенка, младшего школьного возраста, мозг которого должен быть сосредоточен на создании центров отвечающих за решение сложных задач и способность сосредотачиваться, концентрируя на них внимание, отвлекает «общением» с гаджетами результат будет плачевным. Возможности развития нейронных сетей, которые отвечают за абстрактное мышление, будут практически упущены навсегда.

Здесь приведены нормы общения с «голубыми экранами» ВОЗ рекомендованные для несовершеннолетних. Для любых видов экранов – ТВ, смартфон, ноут, планшет и иже с ними: (5)

  1. До 3-х лет совсем не стоит пользоваться любыми гаджетами

  2. С 3 до 7 лет не более 30 минут в день

  3. С 7 до 10 лет 1 час в день и не больше

  4. И уже от 11 до совершеннолетия от 1 до 3 часов в день, по мере взросления

Методы развития внимания у младших школьников

  1. Чем младше ребенок, тем важнее роль личности взрослого, который способен вызвать устойчивый интерес в ребенке к получению необходимой для его обучения информации. Даже когда наглядного материала недостаточно, взрослый, который вызывает у ребенка желание подражать, интерес и восторг будет основным критерием к запоминанию необходимой информации. Идеально для этого могли бы подойти родители.

  2. Обратившись к трудам Л.С. Выготского и его последователей, например, Марии Монтессори можно организовать процесс более ускоренного обучения ребенка используя приемы привлечения его внимания методом использования «зоны ближайшего развития». Метод основан на способности детей быть внимательней к усвоению предложенной практики через участие в деятельности незначительно (очень важный момент) выше их уровня возможностей.

  3. Такая работа должна происходить под присмотром и при непосредственном участии подготовленного взрослого. Даже при соблюдении этого условия она должна быть ограничена. Ребенок получает задачей достижение ближайшего рубежа, при этом решает задачу не продиктованным ему «взрослым» вариантом решения, а используя свой детский потенциал мышления. Трудоемкая задача для мозга, но может дать толчок к развитию. Повторимся, метод не должен стать постоянным способом развития внимания.

  4. Для того чтобы развить внимание ребенка нужна мотивация. Главное правило мотивации – чтобы человек шел тебе на встречу, нужно, чтобы ему этого хотелось. В случае с ребенком это зависит целиком и полностью от взрослого, но взрослому мешает комплекс, комплекс – «взрослого и умного человека». Он не дает пользоваться этим правилом. Родителям кажется, что дети должны быть внимательны к ним по причине того, что те решают их проблемы, тратят на них время, занимаются ими, делают им радостные моменты в жизни. Со стороны всё логично, но увы, не работает.

  5. Для того чтобы развивать внимание ребенка нужно найти с ним общий язык. При этом взрослому необходимо создать условия, когда ребенок захочет быть рядом с ним, прислушиваться к его мнению, доверять ему, через это возникнет внимание к тому, чему взрослый будет учить ребенка.

  6. Для ребенка младшего школьного возраста все задачи в обучении лучше стараться преобразовать в соревнования. Это мотивирует не только более внимательней относится к сути задания, но и стимулирует развитие лидерских качеств, инстинктивного желания победы.

  7. Всю работу, связанную с ведением конспекта, необходимо вести письменно, от руки, что дополнительно концентрирует внимание ребенка через мелкую моторику. Клавиатуру младшим школьникам лучше избегать вовсе или прибегать к ней только когда этого требует задание. Очень желательно чтобы ребенок проговаривал то, что пишет «про себя». Это позволяет формировать нейронные связи различных участков головного мозга развивая зрительную, механическую и слуховую память и внимание.


Оцените статью

 
Всего голосов: 1, рейтинг: 5
Комментарии
Загрузка комментариев...