Как приучить ребенка к чтению
Вообще-то детям читать намного интереснее, чем взрослым. Детское и юношеское воображение развито сильнее, и оно намного богаче чем у взрослого. К тому же лобные доли головного мозга, которые отвечают за составление долгосрочного прогноза будущего, у них ещё не развиты и закончат свое формирование только к 25 годам.
Благодаря этому интрига в повествовании захватывает сильнее, а финал угадать труднее, что создает дополнительный стимул полюбить чтение.
Мешать этому будут легкодоступные способы получения информация, - те самые оцифрованные «голубые экраны». Ничего не поделаешь, мозг человека лентяй и стремится потреблять то, на что меньше нужно потратить энергии. Вообще весь наш организм стремится лениться. Взять ту же любовь к сладенькому, организму проще получить энергию из «быстрых углеводов» и ему плевать на ожирение, угрозу сахарного диабета и другую «побочку» от сладкого.
Даже взрослые, понимая это, идут на поводу организма – лентяя предпочитая здоровой пище «Сникерс», а чтению бесконечную «жвачку» из сериалов и видеоряда новостей. Однако те, кто понимает порочность этого круга и ищет выход из него, в состоянии позаботится о будущем ребенка и дать ему нужное направление. Эта статья поможет думающим взрослым привить детям любовь к чтению.
Ошибки взрослых, которые мешают ребенку полюбить читать
Многочисленные жалобы взрослых сводятся к тому, что современные дети, - «совершенно не желают читать и чтение для них стало сущим наказанием». Дети – это продукт воспитания взрослых. Поэтому и причина нежелания читать, скрыта в ошибках самих взрослых. Рассмотрим 10 наиболее распространённых ошибок.
У ребенка неограничен доступ к гаджетам
Как уже было упомянуто выше, книга не выдерживает соревнования с «оцифрованной» картинкой в гаджетах. Чтение связано с огромными энергозатратами и чем младше ребенок, тем больше требуется от его мозга затрат на это. Мозг будет всячески сопротивляться и искать лазейку, поэтому если у ребёнка появится неограниченный доступ к «цифре» ждать от него того, что он начнет читать не стоит. Особенно падки на «цифровые» забавы мальчики. Вообще необходимо нормировать общение детей с «цифрой», используя, в идеале, рекомендации ВОЗ.
Отсутствует пример взрослых
Самыми близкими учителями и наставниками для детей, были всегда и остаются, их родители. Учатся же дети в основном, не по их наставлениям, а по примеру их поведения. Если мама не расстаётся с телефоном и сидит в нем постоянно ждать от ребенка любви к книге не приходится.
Совершенно бесполезно пропагандировать детям те ценности, которые сами взрослые не поддерживают. Лучшим вариантом, который обеспечивает популярность чтения в семье, станет семейное чтение вслух. Нужно подобрать книжку, которая была бы по душе взрослому и нравилась бы ребенку и практиковать семейное чтение как добрую традицию.
Выбор книги ребенку навязан
Наибольшую ценность для человека представляет свобода выбора. Все оговорки и попытки доказать, что это не так обречены на провал. То же относится и к выбору книги. Зачастую взрослый знает, что будет интересно ребенку и настаивает на своем. Поступать же нужно ни так, - необходимо позволить ребенку самому выбрать, но с условием, что книга будет им прочитана. Пусть даже она покажется слишком «не по возрасту». Например, мальчики часто интересуются научной познавательной литературой, либо танками и войной, а могут динозаврами или насекомыми. Пусть выбор остается за ребенком.
Исключением может стать выбор книги, состоящий почти из одних картинок и с явно завышенной ценой. В этом случае стоит предложить ребенку поискать такую книгу в библиотеке, а ему найти другие варианты и вариант обязательно найдется.
Кроме книжных магазинов в реальном мире, можно поискать в интернет – магазинах, там и доставка бывает и цены зачастую ниже.
Ребенку запрещают читать сразу несколько разных книг
Методически и логически это может выглядеть не верно. Однако известный французский мэтр детской психологии ХХ века Жан Пиаже и ряд других специалистов считают, что это признак одарённости. Поэтому не стоит пресекать подобные увлечения, вполне возможно, что ребенок одарённый.
Ребенок не посещает библиотеку
Современные библиотеки оборудованы прекрасными читальными залами, в них предусмотрено множество развивающих программ. Сообразительный ребенок быстро поймет все преимущества библиотеки. Кроме того, там работают профессионалы, которые смогут вызвать интерес к чтению даже у ни очень увлеченного чтением ребенка и помочь ему с подбором книги по интересам.
Взрослые пассивно ждут, когда ребенок начнет читать сам
Процесс чтения, как и любой процесс формирования сложного навыка, это формирование новых нейронных связей. Говоря проще, - это переустройство организма. Если человек начинает тренировать мышцы, они устают и «сопротивляются» прежде чем начнут наращиваться. Если начинать тренировать мозг, то он тоже станет поначалу оказывать сопротивление.
Для того, чтобы усвоить себе навык чтения и его полюбить нужно примерно 300 часов практики в этом навыке. Пока эти 300 часов не пройдены процесс чтения будет для ребенка мучителен.
Лайфхак! Завести блокнот или повесить плакат и отмечать в нем:
-
1 марта. 15 мин.
-
2 марта. 7 мин.
-
3 марта. 10 мин.
За достижение ребенком результата в 300 часов стоит назначить награду, - что-то значимое, может быть домашнего питомца.
Взрослые не используют маленькие хитрости
К примеру, приобретается набор для девочки, по изготовлению детской косметики. К нему прилагается инструкция, мелким шрифтом, со сложными словами. Вот эту инструкцию должен будет прочитать ребенок, если надо с помощью лупы и не допускать к изготовлению косметики, пока все не будет прочитано. Потому что косметология вещь серьезная!
Отсутствует практика прослушивания аудио книг
Современный ребенок проводит в автомобили со взрослым не менее часа в день. Это время можно использовать с пользой, давая слушать ребенку аудио книги, записанные предварительно на флэш-карт. Оптимально подходит формат с полным текстом книги, которую читает один актер. Поскольку один голос вызывает меньше утомления у ребенка, если прослушивать книгу долго. Положительный результат можно будет увидеть где-то через месяц.
Доверие школьной программе и урокам
Чем больше объем прочитываемого ребенком вне школы, тем легче ему дается обучение в школе. Педагогам хорошо известно, что читающий ребенок, даже не по программе, легче и быстрее усваивает саму программу.
Уроки не должны поглотить все, обучение должно идти по всем направлениям развития личности, в том числе чтения, рисования, спорта и т.п.
Время для привития любви к чтению упускается
Чтение становится «запойным» до 13 лет. Начиная с 10 лет и по 13 ребенок, практически сформированная личность, во взрослом понимании этого слова и его пока не «накрыл» кризис подросткового возраста и связанный с ним процесс полового развития.
Не стоит делать упор на усвоении школьных дисциплин в этот период. Очень многие люди, достигшие успеха в жизни, определялись с выбором своего жизненного пути с 8-го класса, а именно с 14 лет. Не зря, в древности, этот возраст считался совершеннолетием. А до 8-го класса эти люди читали, читали и читали, получая удовольствие.
Способы сделать чтение легким и увлекательным для ребенка
Слоговые таблицы
Способ заключается в обучении ребенка чтению бессмысленных слогов и сочетаний букв. Нужно это, потому что ребенок зачастую просто угадывает слова при чтении.
Это занятие повышает скорость чтения, - хотя набор комбинаций букв и велик, но не бесконечен. После таких тренировок, такие вещи как «здр» и «встр» будут читаться одним взглядом.
Отсекающее чтение
ПЕТЯСОБИРАЛГРИБЫВЛЕСУИЗАБЛУДИЛСЯ – ребенок должен будет разделить слова и понять, что тут написано.
Вспышечное чтение
«Бобер живет в реке»
«Крот проглотил енота»
Предложения могут быть разной вида бессмысленности, не важно, что крот не будет глотать енотов. Текст демонстрируется ребенку на 2-3 секунды, для того, чтобы он прочел его очень быстро. Хорошо если дети имеют возможность писать такие тексты друг другу, это их забавляет. А в своей сути игра учит хорошо схватывать текст.
Игра «Найти текст
Взрослый берет любую страницу текста из книги и выбирает произвольно на ней любое предложение, например, «Петр нарубил дров и отнес в сарай». Ребенку это место в тексте не показывают. Необходимо чтобы он нашел его, а взрослый засекает время. Нужно будет назначить приз для ребенка, допустим за каждые 10 предложений, найденных на разных страницах.
Игра «Врун»
Зачастую пересказ прочитанного вызывает затруднение у детей, но иногда они могут с охотой сочинять то, чего в книге на самом деле нет. В это можно поиграть и не надо мешать, ребенку привирать. Как ни странно, но так развивается очень полезный навык.
Игра «Бросок»
Необходимо открыть книгу, положить на колени ребенку, взять секундомер и по команде ребенок начинает читать. Читает 30 секунд, затем останавливается и отдыхает 10 секунд. Потом снова читает.
Суть метода, чтобы именно глазами научить ребенка находить в тексте тот участок, на котором он закончил читать. В начальной стадии это будет не просто, но для того и создано упражнение.
Не хотим читать – давай писать!
Иногда дети наотрез не желают читать, но могут увлеченно переписывать из книг, - «тайны приготовления волшебных эликсиров», например или что-то в этом духе. Это тоже чтение, только ребенку об этом знать не обязательно!
Результатом обучения должна стать скорость чтения вслух, - не меньше 120 слов в минуту, при этом скорость чтения про себя будет уже 200-300 слов. В случае более низкой скорости чтения неизбежны проблемы с изучением школьной программы обучения, потери времени на прочтение учебных параграфов и попытки понять написанное.
Для чего вообще надо читать и как читать правильно
С этим вопросом нужно разобраться досконально, потому, как его нужно будет раскрывать детям, и сделано это должно быть убедительно. Но мало будет только убедить, необходимо ещё научить читать так, чтобы это приносило удовольствие. Для этого следует придерживаться нескольких правил:
-
Чтению стоит уделять больше времени именно в детстве и юности, читая, в том числе, и книги «не по возрасту». Упущенное время чтения, потом будет невосполнимо. В каждой возрастной категории такие книги будут открывать читателю разные грани, постепенно, в зависимости от того сколько лет ребенку, разворачивать панораму событий повествования и глубину замысла писателя. Но, для их чтения обязательным условием будет интерес читателя, книга должна увлечь и доставлять удовольствие. Если этого не будет, то время на такое чтение будет потрачено впустую.
-
Этот пункт логически вытекает из первого. Книги надо перечитывать всенепременно. Хорошая книга, с многоплановым повествованием прочитанная в разном возрасте может дать впечатление как совершенно разные произведения. По мере роста кругозора и накопления опыта растет и глубина осознания прочитанного. Книга, которая «легла на сердце», написанная хорошо, в состоянии дать удовольствие от прочтения каждый раз, когда это будет повторяться. При этом и полезная информация от нее будет получена с каждым разом разная.
-
Мозг человека устроен так, что, то, что человек не понял, при прочтении он этого и не заметит. Даже если изо всех сил, старательно вчитываться и обдумывать каждую строчку, часть содержания все равно пройдет «мимо кассы». Читать «для пользы» - разновидность интеллектуального мазохизма и совершенно бесполезное действие. Гораздо эффективней перечитать книгу чуть позже и понять, говоря по-другому заметить упущенное в ней ранее.
-
Чтение должно приносить удовольствие! За исключением учебников, все книги, в основном, для этого и пишут. Попытаться насильно «засунуть» в себя страниц 10 «полезнейшей» и толстенной книги с усилиями можно, однако если чтиво не «зацепило» мучить себя не стоит, а лучше будет взяться за прочтение чего-то другого.
-
Истязая себя прочтением книг, которые не вызывают интереса человек лишает себя возможности прочесть их и получить от этого удовольствие, когда для этого чтения придет время. Хотя может эти книги никогда и не вызовут интереса. Книги «для роста» своего интеллектуального уровня читать весьма полезно, даже если там не все понятно и не все вызывает интерес, но, если удовольствия от этого чтения нет совсем, - значит, время этой книги ещё не пришло. Все книги, вычитанные в принудительном порядке и прежде своего времени, станут совершенно бесполезны. Такое чтение наносит больше вреда, чем приносит пользы.
-
Те книги, которые не были прочитаны в свое время, будут потеряны навсегда. Детские книги, в более старшем возрасте, становятся «пресными» и совершенно «не пригодны для чтения». Многие «взрослые» книги по мере умножения личного опыта и интеллектуального развития тоже теряют «объемы» изображения, сюжет начинает казаться плоским и примитивным. Конечно, это не всегда плохо, но такое свойство книгам присуще.
-
Всё описанное в этой главе не относится к учебникам и обязательной к изучению программе. В этом случае, если получить удовольствие от чтения невозможно придется себя заставить. Как говорится у французов «c'est la vie».
Следует постараться донести до ребенка мысль о том, что жизнь человека ограничена и становясь взрослее у него всё больше и больше времени будет уходить на обучение и труд. Кроме того, и возможности мозга ограничены. Поэтому как можно больше прочесть, узнать и научиться чему-либо лучше используя золотое время детства и юности.
Статья составлена на основании книг Жан Пиаже «Речь и развитие ребенка», А. Курпатов «Счастливый ребенок. Универсальные правила», Олеся Жукова «Учимся читать. Быстрое обучение чтению», Г. Абдулова «Большая книга по скорочтению и развитию интеллекта», педагогической и воспитательной практики сотрудников, ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/
Оцените статью |
|
22.11.2024
22.11.2024
22.11.2024