Как познать себя?
Когда человек познает себя, он лучше понимает истинные и навязанные потребности, ориентируется в жизни. Найти заложенные природой внутренние ресурсы, исправить недостатки характера при желании может каждый. Только делать это нужно методично и последовательно. К тому же важно разбираться в людях, групповых и межличностных коммуникациях, развивать иррациональное мышление. Психологи expertology собрали работающие методы и предложили найти ответы на сакральные вопросы через размышления и осмысления процессов.
Что такое самопознание?
Фото: exploringyourmind.com/
Желание узнать о себе больше возникает от неудовлетворенности и нереализованности. Ложные установки и советы вынуждают большинство выбирать неправильные решения и уходить от предназначения. Преподаватель от природы становится неудачным менеджером, талантливый предприниматель лечит людей, программист продает технику и тихо ненавидит покупателей.
В периоды отчаяния или кризиса возникает желание изучить личные психические и физические особенности, осмыслить место в жизни с помощью философских, логический размышлений, сопоставлений, анализа. Найти ответы на вопросы: «Какой я?»,«Какая моя роль в жизни?» можно через пассивное самосозерцание и динамичный ментальный поиск. Хотя это трудный и долгий процесс, но думающим людям важно знать, что хочет душа.
-
Он выявляет прописанные в матрице судьбы предназначение и цели.
-
Учит проходить возрастные кризисы и не бояться жизни.
-
Помогает бороться с противоречащими убеждениями и желаниями.
-
Формирует личную систему ценностей.
-
Дает возможность узнать себя заново.
В этом помогают анализ отличий, сформированные познавательные и когнитивные представления, осознание мотивов поступков. Без самокопания и выявления целей нельзя найти работу по призванию, человека по душе, растить здоровых детей, жить в гармонии с собой и миром.
Самосознание в психологии рассматривают через призму внутреннего «Я». Под воздействием социально-культурологических факторов оно трансформируется в течение жизни. При осмыслении внутренних процессов человек одновременно выступает объектом и субъектом. Они влияют на создание психологического образования или образа «Я», нахождении свойств и качества, делающих личность уникальной.
Я - концепция
Когда Сократа спросили, как он достиг мудрости, тот ответил лаконично: «Познал самого себя». Философ имел в виду связь собственного «Я» с сознанием, нахождение баланса гармонии души и тела. Религиозные философы (Блаженный Августин) считали, что путь к самопознанию лежит через силу молитв и аскезы. Свое мнение сформировали представители даосских традиций, буддисты и восточные философы. Все они перекликаются по смыслам, но отличаются способами работы над собой.
Всередине XX векаА. Маслоу и К. Роджерс предложили уникальную «Я-концепцию»личности. Это организованная часть психического опыта, содержащая самоощущения и набор представлений о себе. Она служит звеном между ценностными уровнями и существует как субъектное пространство. Адаптивная концепция включает 3 составляющих:
-
когнитивную часть с представлением личных качеств, социального статуса;
-
эмоционально-оценочную, сформированную на адекватной самооценке, переживаниях, представлениях о себе, самолюбии, тщеславии.
-
поведенческую, обусловленную мировоззренческими и социальными установками.
Сложившаяся самооценка не всегда объективна. При неадекватном анализе бывает завышенной или заниженной, что оказывает влияние на притязания – трудности достижения целей. Однако ключевой момент «Я – концепции» – это самоуважение. В себе нужно признавать личность, допущенные ошибки исправлять.
Пути познания
Желания узнать о себе больше формируется постепенно. Выделяют 3 главные периода: инстинктивный в раннем возрасте; кризис первичного самопознания на более позднем этапе; осознанное желание найти себя при психологической зрелости. Цель исследований – внедрение знаний в жизнь, коррекция слабых сторон. Процесс сложный и построен на конфликте, поскольку изучения себя изнутри выявляют не только светлые, но и темные стороны личности. Познания себя происходит на 4 уровнях:
-
Чувственном. Он формируется из получения и обработки первичной информации из внешней среды в виде ощущений, визуальных представлений,эмоций, впечатлений.
-
Рациональном. Складывается их математических, философских, религиозных знаний. Человек способен размышлять о времени, анализировать события. Познания о мире основаны на иррациональных умозаключениях и опыте.
-
Социальном. Контакты с миром помогают получить обратную связь, реакцию на поступки, высказывания. Их можно изучать в контексте самоидентичности для сопоставления с поведенческими стандартами.
Наблюдение за окружением
Принцип построен на опыте взаимодействия с другими и ориентирован на референтную группу. Они соотносят поведение, ценности с эталонными социально-культурными нормами, дают характеристику. Затем сравнивает по шкале противоположностей: везунчик-неудачник, невежественен-образован. Критическая оценка окружающих часто задевает самолюбие, делает человека беспомощным перед общественным мнением.
Однако способ имеет плюсы, так как помогает вписаться в социокультурные стандарты. После коррекции поведения человек адаптируется и становится непримечательным. Проблема в том, что после изменений теряются индивидуальные качества. Ложное «Я» обязательно заканчивается кризисом идентичности.
Творческое самопознание
Человек обнаруживает внутреннюю силу через один из видов творчества, испытывает настоящие чувства и переживания. Они влияют на развитие внутреннего мира, сознание, мышление. Его еще называют психотерапевтическим, поскольку индивидуум проживает ряд эмоций как:
-
Рефлексия. Она перенаправляет ментальный вектор на сознание для анализа. В спокойном состоянии оно, как и внутреннее наблюдение, исследует поведение, поступки прошлого, мысли, чувства.
-
Самоанализ направлен на поиск причинно-следственных закономерностей, неудач или успехов, определения телесных ощущений.
-
Критическая оценка и осознание обеспечивают возможность посмотреть на себя с другой стороны.
-
Самопринятие дает представление о слабых и сильных сторонах, потребностях, необходимости самосовершенствоваться.
Узнать о себе больше можно другими методами: самокапанием и с помощью медитации. Внутренний взгляд формирует обобщенное отношение к себе, личностную самооценку. Если человек готов себя принять, эго укрепляется. Напротив, если накопились претензии, внутреннее раздражение усиливается и неудовлетворенность собой растет. При исследовании внутреннего мира избегайте критики и принимайте все как есть. Это избавит от моральных страданий и станет мотивацией для изменений.
Вопросы к себе
Чтобы подобрать ключи к душе, честно ответьте на вопросы, даже если они кажутся банальными.
-
В чем вижу смысл жизни?
-
Что не люблю делать?
-
Какие занятия приносят удовольствие?
-
Как отношусь к неудачам?
-
Как часто разочаровываюсь?
-
Страдаю ли я от депрессии?
-
Какие мои слабые/ сильные стороны?
-
Как отношусь к себе и близким?
-
Чем хочу заниматься?
-
Какие качества характера нужно укрепить?
-
Каким вижу идеальный образ себя?
-
Что вдохновляет?
-
Зачем нужны деньги и на чтобы потрачу миллион?
-
Какими знаниями хочу обладать?
-
Я счастлив/несчастлив и почему?
Продолжите список сами.
Карта личности
Для самопознания ведите дневник. Вы удивитесь, узнав, какие мысли приходят в голову и какие реакции выдаете на события. Поймете свою индивидуальность, определите предсказуемость поведения, совместимость характеров.
Это делать лучше в конце дня в расслабленном состоянии. Если не готовы исписывать по 2-3 страницы, мысли формулируйте тезисами. Излагайте события, и делайте выводы. Записывайте впечатления после разговора с начальником, подругой, указывайте причины плохого/ хорошего настроения. Скоро у вас появится желание составить карту личности. Она станет инструментом личного развития и поможет улучшить жизнь. Метод предназначен для поиска ответов на сакральные вопросы: «Чего я хочу», «Куда и с кем иду».
Технология
Создайте в компьютерной программе таблицу для удобного редактирования с четырьмя колонками и подпишите: локации, артефакты, ситуации, люди. Цели построения карты:
-
собрать стимулы, смыслы, причины, сформировавшие ядро личности;
-
создать ментальные связи и получать ответы и подсказки;
-
освежить историю жизни.
Со сменой места жительства или работы в памяти сглаживаются впечатления. При воспоминании ситуации часто приходиться реконструировать. Когда есть список, легко получить доступ к любой информации. Он работает как ментальные карты. Внесите в эту ветвь все важные для вас места, в том числе и силы, где приходили в голову идеи.
В «Артефактах» впишите ментальные или созерцательные практики, вызывающие энергетические подъемы: музыка, рисование, материальные предметы.
В «Ситуации» добавьте важные события физического и ментального плана. Если вели дневник длительное время, это упростит поиск. Если нет, пишите, что вспомните.
Ответы «Кто я» для полноты картины рассматривайте в контексте с близкими людьми. Они станут подсказками на запрос «С кем я». Вписывайте родственников, любимых, друзей, участников компаний/организаций. Выделите в список людей, оказывающих влияние на жизнь и тех, кто заслуживает особого уважения.
Как работать?
Каждая из ветвей работает как случайные стимулы, описанные Э. де Боно в книге « Латеральное мышление». Если не уверены в решении, спросите, как бы поступили персонажи вдохновляющих произведений из «Артефактов» и люди из авторитетной группы. Поскольку они ментально связаны с вами, дадут правильную подсказку.
Колонки «Люди» и «Места» помогут восстановить события, вспомнить проблемы этого периода. Двигаясь по линии времени, определите закономерность повторяющихся событий, найдите причину в «Событиях». Сделайте для себя пометки, пересмотрите историю и внесите обновления в карту. Скоро заметите, что ветки начнут дополняться новыми деталями и станут информативнее. Пробуйте, и узнаете о себе много интересного.
Оцените статью |
|