Как подготовиться к экзамену по математике

Обновлено: 22.11.2024 13:27:37

Подготовка к экзамену по математике, как и по другим дисциплинам точных наук, подразумевает овладение предметом и умение решать задачи. Здесь не подойдет метод элементарного заучивания, так как простое знание формул не дает понимания механизмов их применения.

Помимо непосредственно самой методики подготовки к этому экзамену необходимо принимать во внимание возрастные особенности мышления свойственные подростковому возрасту экзаменуемых учащихся, общие принципы работы мозга, состояние повышенного уровня стресса свойственное многим перед экзаменом и иные факторы. Обо всем этом подробно и пойдет речь в статье.

Особенности мышления в подростковом возрасте

Как отучить ребенка от истерик?

Как правило, период сдачи важных экзаменов по математике совпадает со временем, так называемого пубертатного периода – возраста полового созревания. Начинается это «золотое время» примерно с четырнадцатилетнего возраста и связано оно с полным переосмыслением подростком себя в частности и всего своего существования в целом. Это ещё один возрастной кризис на пути взросления, и он сопровождается ощущением потери себя и тотальной социальной дезориентацией.

Тот самый период в жизни, когда человек уже и не ребенок, но в то же время ещё и не взрослый. Мальчик, ещё до конца даже не юноша, но в мечтах желающий уже быть мужчиной. Девочка, в сути своей ещё совершенно девчонка, но уже начинающая испытывать борьбу мотивов и комплексы, которые доступны пониманию только женщины.

В этом возрасте происходит то самое формирование самоуважения, и своей достойной самооценки, которые станут базой для человека на протяжении всей его жизни и именно в этот период он испытывает наибольшее давление социума. Ему постоянно будут тыкать тем, что он ещё «ничего не понимает в этой жизни», у него «нос не дорос», и вообще «мал ещё». В этот период подросток сам во всем сомневается, а тут ещё такое «сопровождение» со стороны окружающих его взрослых людей.

Основными «болевыми точками» для подростка становятся:

  1. переживания по поводу своей внешности, - угри, проблемы с весом, непропорциональное развитие тела, рост, список может быть бесконечно длинным;

  2. потребность в серьезном к нему отношении и уважении к его личности;

  3. проявление сексуальных потребностей.

В этом возрасте подросток становится совершенно другим, все его приоритеты и ценности претерпевают кардинальное изменение, и его способы реакции на окружающую действительность становятся другими. Земля внезапно «ушла у него из-под ног», картинка действительности резко меняется, опоры он ни в чем больше не видит и на это все ещё ложиться необходимость сдавать экзамены.

Наличие в этот период поддержки со стороны близких ему взрослых людей (скорее всего это должны быть родители), крайне важна для подростка. Не только в деле успешной подготовки к экзамену, но и для того, чтобы экзамен не стал ещё одной психологической травмой, которая искорежит его самооценку.

В целом, надежная психологическая помощь родителей в этот период, - залог высвобождения дополнительных ресурсов мозга подростка для успешной сдачи экзаменов. Чем меньше будут заняты его мысли вышеназванными проблемами, тем больше усилий он сможет направить на успешную подготовку и сдачу экзамена.

Правильная организация физиологии процесса подготовки и «фармакологическая поддержка» организма при подготовке к экзамену

Прежде чем подойти к интеллектуальным аспектам подготовки к экзамену по математике, необходимо будет заострить внимание на вопросах тела и физиологии подростка.

Наш разум, образно выражаясь, заключен в тело и во многом эффективность обучения зависит от «химии тела». В подростковом возрасте наблюдается резкий рост уровня половых и иных гормонов. Это «цунами» может накрывать юного индивида совершенно внезапно, начисто сбивая «настройки мозга» и унося его в область чувственного абсолютно отрывая его от математики и прочих сугубо научных дисциплин обучения.

Чтобы держать процесс под контролем в этом возрасте требуется:

  1. Соблюдение режима дня – позволяет удерживать баланс сил.

  2. Занятие любыми видами спорта – снижает уровень «свободных» гормонов и выравнивает гормональный фон.

  3. Ограничение, а перед подготовкой к экзамену, полный отказ от общения с гаджетами, - нормализует эмоциональный фон, позволяет «включить» отделы головного мозга, отвечающие за обучение.

  4. Поддержка организма БАДами (биологическая активная добавка), минералами и витаминами – компенсирует недостаток энергии и предохраняет от проблем со здоровьем.

На последнем пункте следует остановиться подробней. В ХХI веке реальность сложилась таким образом, что современные продукты, в частности фрукты и овощи, в угоду прекрасному товарному виду, совершенно обеднели в плане витаминов и минералов. Повышение умственной нагрузки при подготовке к экзамену влечет за собой увеличение потребления энергии мозгом, который может забирать на себя до 20% всей энергии человека. Почерпнуть энергию из обычной пищи в достаточном количестве сейчас, увы, не реально. На помощь приходит фармакология.

Для сохранения эффективной работоспособности и поддержании организма подростка в период усиленных умственных нагрузок можно назвать три базовых БАДа очень желательных к употреблению:

  1. Мультивитамины.

  2. Витамин D3.

  3. Полиненасыщенные жирные кислоты Omega 3.

Мультивитамины необходимо подбирать исходя из возраста подростка и с учетом стран – производителей. Лучшими по критериям в отношении требований к качеству этой продукции остается США, далее идут страны Евросоюза, 50 на 50, в плане качества, и требований к нему представлена продукция Российских производителей и совсем «темной лошадкой» является продукция Китая. Цены распределены таким же образом, то, что качественнее обойдется дороже, решение остается за взрослым. Других способов поддержания на необходимом уровне баланса витаминов и минералов в организме человека на сегодняшний день нет.

витамины подросток.jpg

Витамин D3 – несмотря на название, в большей степени является не витамином, стероидным гормоном. Перечисление всех его полезных качеств займет слишком много места. Достаточно упомянуть, что в деле подготовке к экзамену он возьмет на себя поддержание в рабочем состоянии центральной нервной системы, выравнивание гормонального фона, нормализует работу сердца и сосудов.

Omega 3 – являясь незаменимой, т.е. она может быть получена только с пищей и не вырабатывается организмом. Omega 3 необходима человеку начиная с эмбрионального развития. С пищей, в силу все тех же причин наступления эры «пластиковых продуктов», человек ее недополучает.

Не утомляя читателя длинным списком полезных качеств следует упомянуть лишь о том, что наш мозг состоит на 60 % из жиров и помимо прочего Omega 3 способствует нормализации тока крови, в том числе, в структурах мозга. Это обеспечивает хорошую память и ровный эмоциональный фон.

Принципы правильной организации подготовки к сдаче экзамена по математике

Начнем рассмотрение этого вопроса с общих установок. Как вообще научиться чему угодно?

Любое знание складывается у человека при достижении определенной «критической массы» информации полученной им по предмету. Настойчиво и целенаправленно читая, слушая и заучивая формулы, результат, - в определенный момент времени произойдёт качественный «скачок» в области понимания предмета.

Сравнить это можно с собиранием картинки из пазлов. Открывая, произвольно пазлы и изначально будет, ничего непонятно, но на определенном этапе сложиться один элемент картины (допустим, появится глаз), далее, отталкиваясь от него, процесс сбора пазлов пойдет все быстрее и быстрее. Тот же принцип действует и при подготовке к сдаче экзамена. Сначала просто, всеми способами, следует изучать вопросы билетов. На каком-то моменте критическая масса информации будет достигнута и пойдет осознанное понимание математики.

Ричард Филлипс Фейнман лауреат Нобелевской премии по физике, один из «отцов» атомной бомбы и талантливый педагог сформировал три основных этапа в обучении принципиально всему. Раскрыты в его книге «Радость познания»

  1. Изучить материал и осознать его. После того, как возникнет ощущение осознанности, попытаться объяснить, то, что понял (участие взрослого в качестве слушающего объяснение обязательно). При этом объяснять и показывать на примерах решения задач нужно стараться в максимально доступной форме, доступной даже ребенку.

  2. Если при объяснении происходит «сбой», когда объясняющий подросток пытается рассказать в доступной форме порядок решения или смысл формулы и натыкается на сложности для изложения материала, то надо зафиксировать этот момент. После чего вернуться к этому месту в учебнике и снова попытаться осознать суть этих действий, либо определения или теоремы и т.п.

  3. После того как объяснение удалось, отложить конспекты и учебники и попытаться рассказать вслух ответы на билеты дополняя свой рассказ решением соответствующих задач. Рассказывать можно без слушателя, но вслух обязательно. Без опоры на тексты, просто озвучить то, что, кажется как понятое. Связь между вербальным изложением и усвоенным сознанием очень сильна. Если рассказ не удался, значит, следует вновь вернуться к материалу для лучшего понимания вопроса.

Именно таким образом можно подготовиться к любому экзамену, и изучить любую отрасль человеческой деятельности. Химию, физику, музыку и медицину, всё, что пожелаешь.

Важные специфические особенности подготовки к экзамену по математике

Depositphotos_112123354_s-2019.jpg

  1. Участие в уроке и выполнение домашних заданий. При соблюдении этого условия не составит труда к каждому пункту билета подобрать типовые задачи из своей тетради или учебника. Наличие такого списка упростит расчет времени на подготовку при сдаче билета и распределение нагрузки.

  2. Изучая теоремы и формулы не следует, откладывать этот вопрос, чтобы не накапливать «долгов». Для лучшего запоминания и усвоения материала следует применять различные способы: схемы, графики, таблицы, карточки и т.п.

  3. Внимательно следить за работой в классе и детально записывать ход решения задач. Если смысл не уловлен, следует тоже сделать дома. Чем больше выполнено типичных примеров, тем выше вероятность усвоения алгоритма решения на «автомате».

  4. Не стоит бояться спрашивать учителя, если что-то непонятно. Заинтересованность предметом всегда найдет отклик у учителя и в выгодном свете представит самого ученика. Помимо квалифицированной консультации есть шанс получения помощи от педагога на самом экзамене.

Как вести себя непосредственно перед экзаменом и во время него

Следует понизить уровень кортизола – гормона стресса и тревожности перед экзаменом. Для этого часа за два до сна отложить все учебники и всю подготовку. Прогуляться по улице, выпить перед сном успокоительный чай, принять прохладный душ и выспаться.

Легкий прием пищи, насыщенный простыми углеводами (овсянка, гречка) и БАДы, перед сдачей экзамена, позволят подпитать мозг и не фиксироваться бессознательно на чувстве голода, которое может сбивать с мысли.

При работе на самом экзамене стоит отрешиться от окружающих и не отвлекаться на действие других экзаменуемых. Следует внимательно прочесть все задание (билет) и выполнить на черновике то, что сразу понятно. Затем переходить к решению тех вопросов (задач) которые вызвали сложность в восприятии. Решение желательно расписывать как можно более подробно. После перепроверить, аккуратно переписать и идти сдавать экзаменатору.

Ещё необходимо, чтобы подросток усвоил мысль о том, что пока мы живы, исправить можно всё. Для того, чтобы в случае неудачной сдачи не получить на выходе психологическую травму на всю жизнь.

Статья составлена на основании книг А. Курпатова «Счастливый ребенок», «Чертоги разума. Убей в себе идиота!», Ричарда Фейнмана «Радость познания»  и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Комментарии
Загрузка комментариев...