Как отучить ребенка от истерик
Родители часто сталкиваются с истериками у детей. Для многих они становятся неразрешимой проблемой. Взрослые не понимают, какие факторы провоцируют такое поведение и как с ними бороться. Психологи expertology разобрались в возможных причинах и знают, как предотвратить бурную эмоциональную реакцию с криками, слезами, катанием по полу.
Причины истерики
До 1,5 лет кроха еще не осознает себя как личность. Капризы появляются, когда она понимает значение частицы «нет». Ближе к 2 годам ребенок стремится к самостоятельности и пытается манипулировать взрослыми. Родители двухлетки постоянно слышат: «Я сам оденусь/ открою/ уберу, не хочу идти за ручку». Малыш настаивает на независимости, но родители не могут дать свободу. Из-за несформированного эмоционального интеллекта он протестует криками и слезами. В сильном нервном возбуждении теряет самообладание и начинает биться головой о стену или пол.
Поведение определяют: возраст, психотип, воспитание в семье. Исследовав проблему, психологи выделили общие факторы. Один из главных - «Обрати на меня внимание». В повседневной рутине дел родители мало уделяют ребенку времени. Чтобы выкроить 30 минут на дела, усаживают его к телевизору или отвлекают игрой в планшете. Взрослея, ребенок понимает, что «стоит в очереди» за вниманием и решает эту проблему понятным для него способом. Все истерики проходят под девизом «Я хочу твоей любви и заботы». Другие причины:
-
Неумение выразить недовольство. Если забрать любимую игрушку, из-за невозможности выразить словами обиду и злость, начинает протестовать криками и слезами.
-
Обозначение границ. С взрослением опытным путем малыш проверяет, что можно, а что нельзя, на какие капризы родители реагируют больше.
-
Утомление и недосыпание, любой дискомфорт возбуждают нервную систему. Особенно остро в отклонении о режиме дня реагируют дети с подвижной психикой.
-
Желание подражать. Ребенок копирует взрослых, и глупо ругать за капризы и крики, если сами себя так ведете.
-
Удушение любовью. Чрезмерные забота и опека у свободолюбивых детей вызывают внутренний протест. Отсюда кризисы в отношениях в разные периоды взросления.
-
Отсутствие четких ограничений. Если сегодня мама разрешает разбрасывать игрушки, а завтра нет, малыш не понимает, как себя вести.
Истерики часто возникают в ответ на категоричные требования родителей, эмоционально невыраженное отношение к поступкам, отсутствие методов поощрений и наказаний, вседозволенность.
Типы нервной системы и особенности
Истерики провоцируют не только ошибки в воспитании. Причины лежат в физиологической плоскости и зависят от типа нервной системы. Понятия: «сильный, подвижный и инертный, слабый» ввел физиолог И. П.Павлов. Они влияют на активность и скорость реакций. К. Д. Ушинский подчеркивал: чем раньше родители определят тип нервной системы у малыша, тем скорее выработают правильную линию поведения. Известный педагог рекомендовал замечать, как быстро он засыпает, реагирует на изменения в режиме, какие игры предпочитает.
Если понаблюдать за играющими детьми, видно, что в одинаковой ситуации они ведут по-разному. Один весел, второй хнычет без причины, третий заводила, четвертый сидит в стороне и сосредоточен сам на себе. Ни один тип нервной деятельности нельзя считать хорошим или плохим. Успех воспитания обусловлен умением найти метод воспитания, отвечающий типологическим особенностям ЦНС.
Слабый тип
Впечатлительные дети отличаются медленными возбуждением и торможением. Они:
-
необщительны и обидчивы;
-
избегают конфликтов;
-
долго адаптируются к новым условиям;
-
склонные долго размышлять и переживать обиды;
-
подвержены частой смене настроения.
При стрессе паникуют, теряются контроль, совершают непредсказуемые действия. Взрослым не рекомендуется резко переключать внимание, часто отвлекать от игр и занятий, ожидать быстрой реакции на замечания.
Сильный
Процессы возбуждения и торможения сбалансированы. Детки коммуникабельны, быстро сходятся со сверстниками, сами разрешают межличностные конфликты. Однако непостоянны в увлечениях, быстро загораются и остывают. Не отличаются усидчивостью, усваивают материал поверхностно, недостаточно организованы. Родителям важно сформировать поэтапный подход, больше внимания уделять конструированию, играм на внимательность.
Подвижный
Это легковозбудимые дети, у которых возбуждение в коре преобладает над торможением. Они бурно реагируют даже на новую игрушку. Ведут себя шумно, стремятся всеми руководить, быстро отвлекаются и устают от монотонности, ничего не доводят до конца. Агрессивно отвечают на резкие замечания, предпочитают скандалами добиваться желаемого. Психологи рекомендуют родителям острожное направлять в играх, учить завершать игровой процесс.
Если чувствуете, что малыш начинает раздражаться, быстро меняйте тему и отвлекайте. Внушайте, что так вести себя неправильно. Поскольку они любят подражать, подавайте пример своим спокойствием. Об этом писал еще А. С. Макаренко в «Лекциях о воспитании детей».
Инертный
Таких еще называют «мямликами». У них торможение превалирует над возбуждением. Малыши спокойны, рассудительны, невозмутимы, хорошо переносят одиночество, сдержаны на эмоции. Они выбирают спокойные занятия: настольные игры, собирание кубиков и пазлов, долго слушают сказку.
Этот тип меньше всего подвержен капризам. Основные причины – физический дискомфорт, усталость, чрезмерная опека. Они долго «раскачиваются», никуда не торопятся и все доводят до конца. Функция родителей – стимулировать к действиям, обучать навыкам и быстрой реакции. Не ругайте за медлительность и вечные опоздания. Между представителями крайних типов выделяют группу со средними типологическими особенностями нервной системы. К истерикам больше склонны малыши со слабым и неуравновешенным типом.
Виды истерик
Когда кроха встал на ноги, он постоянно в зоне риска. Чувствительный малыш может надолго зайтись в громком плаче от удара о мебель. Если мама приголубит, быстро успокаивается. Года вчетыре истошно кричит отразбитых коленок. При виде зеленки еще громче начинает плакать. Чтобы упокоить, часто достаточно ободряющих слов и «дай я подую».
Ничего не произошло, а кроха заходится в крике. Вы были заняты, когда он подошел к вам с приглашением поиграть, а вы ему: «Подожди 2 минутки, мама закончит дела». Но онуже решил, что нужно именно сейчас, но вы отвергли просьбу, и он включил «сирену». Не воспринимайте это как каприз, и попробуйте более развернуто объяснять, что вы заняты и просите помочь.
Симуляции
Чаще встречаются эмоциональные всплески, вызванные желанием получить игрушку или сладость. Такие демонстративные импровизации наблюдаются в магазине: малыш кричит, топает ногами или падает по пол, требуя у мамы заветную вещь. Как только она оказывается в руках, лицо растягивается в улыбке.
Если со 2-5 раза неполучается собрать башню или, слепить фигурку, кубики и пластилин поливаются горючими слезами и разлетаются по сторонам. Вам остается собрать игрушки и предложить начать творить вместе.
Особенно частые приступы наблюдаются у трехлеток. В кризисный период они проходят по разным сценариям, но их объединяет 3 фактора: упрямство, своеволие и стремление показать свое «Я». Если они получают результат, в следующий раз безуспешная просьба получить очередной подарок заканчивается отрепетированным представлением.
Истерика в состоянии аффекта
После сильного эмоционального потрясения малыш перестает себя контролировать. Он не слышит родителей, и уговоры успокоиться бесполезно. Способ унять громкий плач – это нейтрализовать триггер, посадить на колени и прижать к себе, поглаживать по голове и спинке. Убедите, что все хорошо и он в безопасности.
Часто родители не в состоянии отличить манипуляторную истерику от аффективной. Один из показателей настоящей эмоциональной бури – выгибание спины дугой и появление судорог. Иногда при перевозбуждении плач переходить в аффективную форму. Детская истерика - явление возрастное. К 5 годам:
-
картина мира расширяется;
-
формируется речь;
-
нарабатывается эмоциональный интеллект;
-
происходит привыкание к социальным нормам;
Детки учатся уступать, ждать, «выпускать пар» в играх, общаться со сверстниками. Поэтому не испытывают острой надобности манипулировать родителями через крики. Если же истерики продолжаются, то это повод пересмотреть подходы в воспитании.
Как успокоить ребенка
Учитывайте, это процесс развивается поэтапно: начало, пик и угасание. Сперва попробуйте его предотвратить. Если знаете, как ведет кроха себя в конкретных ситуациях, всегда есть шанс просчитать риски. Если она «на взводе», перенаправляйте энергию. Предложите спортивную игру. Прыжки, догонялки, футбол высвобождают энергию, отпущенную для реализации стрессовой реакции.
Как поступать мамам?
В активный момент успокоить малыша невозможно: протест и направлен на то, чтобы не допустить вмешательство извне. Лучше побеспокойтесь о своем интрапсхическом равновесии, чтобы быстрее выровнять эмоциональный фон ребенка. Если разнервничались, выйдите на пару минут в другую комнату, не теряя контроль над бунтарем. Метод «тайм-аут» эффективен для контроля над гневом. Предупредите, что вернетесь, когда тот успокоится. Главное – демонстративное молчание.
Приготовьтесь, что он расшвыряет игрушки, начнет стучать ногами о пол или головой о стену. Не бегите спасать сразу – боль перекроет гнев, и он быстрее придет в чувство. Следующий раз вряд повторит снова.
Приготовьтесь на стадии угасания истерики прийти на помощь и поддержать: «Ты правильно делаешь, что злишься, если тебе мешает (озвучьте причину). Но следующий раз давай покидаемся подушками, попинаем мяч или в клочья порвем бумагу».
Что делать при истерике в магазине?
Если приступ случилась в людном месте, не позволяйте наблюдателям участвовать в процессе. Не предавайте сына/дочь, объединяясь с советчиками: «Тетя говорит, что ты – капризная девочка». Когда она успокоиться, вербализуйте свое отношение к ситуации, исходя из причины: «Я не могут помочь – ты меня не слушаешь».
Родителям важно понимать, что независимо от причины, кроха не в состоянии справиться с волной негативных эмоций, и выплескивает наружу через слезы и крики. Не пытайтесь успокоить строгостью и криками, шлепаньем по попе. Ваша задача – обеспечить безопасную среду, дать возможность снять напряжение. Когда она успокоится, посадите на колени, и поговорите. Если не понятна причина срыва, сначала спросите: «Ты испугался?!», «Ты плакал из-за …»
После истерики обсудите произошедшее и больше не вспоминайте. Малыш часто понимает, что поступил неправильно – и это есть наказание. Дайте шанс загладить вину: позволите сделать то, что он считает нужным для извинения. Так вы невербально сообщаете, что прощен.
Не обесценивайте переживания
Если для взрослых ситуация кажется заурядной, для малыша – трагедией. «Разбилась игрушка? Не переживай – купим новую». Он не хочет другую – это была любимая. Объясните, что починить не получится, и он сам выберет в магазине похожую. Еще один способ обесценивания – ненужная оперативная помощь. Так вы лишаете возможности пережить и отпустить эмоцию. Когда поймете, что он успокаивается, спросите: «Чем могу помочь»?
Техники
Безусловное принятие поведения поможет преодолеть любой кризис. Для нормального психического здоровья ребенку важно знать, что он любим без условностей. Несмотря на частые инциденты, отношение должно оставаться неизменным. Чаще повторяйте, какой он замечательный несмотря на капризы.
Техника «интерпретации» строится на проговаривании происходящего. Вместо «не кричи», говорите: «Какой громкий голос. Объясни, почему ты сейчас кричишь. Я слышу тебя всегда: когда ты тихо разговариваешь, поешь, говоришь красивые слова». Если молчит, помогите: «Ты перешел на крик, потому что…», вербализуйте личное отношение к ситуации. Ваши трактовки помогут в следующий раз выразить проблему словами.
Помогайте узнавать эмоции
Когда видите, что малыш плачет, спросите, что не нравится. Покажите пример выражения эмоций вербальным способом: «Я тоже раздражаюсь и злюсь, если у меня не получается. Выражаю возмущение в словах и пытаюсь сделать снова. Могу оставить на время, затем переделать. Со второго раза всегда получается. Давай попробуем вместе».
Реже говорите «нет»
Родители слишком быстро говорят на просьбы «нет», что быстро доводит до точки кипения», – говорят детские психологи. Пытайтесь показать ребенку, что вы его понимаете: «Я хочу купить игрушку, но она дорогая. У меня пока нет денег. Давай подождем». Такой отказ лучше короткого «нет».
Предлагайте альтернативы
Зная причину истерики, проговаривайте возможные последствия. Если собираетесь за покупками и понимаете, чем это может закончиться, предупредите: «Я возьму тебя с собой, если не будешь просить купить игрушку». Когда малыш соглашается, спросите, что будет, если нарушит договоренность. Так обезопасите себя от эмоционального публичного шоу, научите сына или дочь осознаваться причинно-следственные связи поведения, делать выбор.
Узнавайте потребности
Учитывайте желание малыша и чаще спрашивайте, чтобы хотел получить в подарок или куда пойти гулять. Не держите в строгих рамках. Без правил в воспитании не обойтись, но всегда есть место исключениям. Допустим, он просит поиграть на площадке еще чуть-чуть. Если нет срочных дел, задержитесь на 15-30 минут, давая возможность физически устать. Небольшая уступка избавит от плача по дороге домой, не испортит настроение обоим.
Объясняйте правила
Допустим, малыш закатывает истерики из-за нежелания пристегиваться ремнем безопасности в авто. Объясняйте, что ехать не пристегнутым опасно. Вам придется многократно повторяться, пока информация не осядет на подкорке. Чтобы переключить внимание на другую тему, предложите во время еды листать любимую книжку, слушать песенки, по очереди читать стихи.
Не шантажируйте
«Если будешь капризничать, гулять не пойдем. Послушного мальчика угощу конфетой». Этот метод неэффективен. Малыш не в состоянии контролировать настроение. Ваша угроза эмоционально дестабилизирует. Если не хватает времени на объяснения, приступов агрессивной истерии не избежать. Чаще беседуйте, на примерах сказок и сравнениях объясняйте правила поведения, учите словами выражать радость и грусть. Это поможет спокойно пройти возрастных кризисы. Помните, что родительская любовь – такая же необходимость как еда и сон.
Оцените статью |
|
22.11.2024
22.11.2024
22.11.2024
22.11.2024
22.11.2024