Как научиться хвалить ребенка - исследования психологов


Содержание


  1. Воспитательные и педагогические функции похвалы
  2. Правила конструктивной похвалы
  3. Заключение
Обновлено: 08.11.2022 15:58:31

Воспитание ребенка – непростой процесс. Родители должны быть мудры, терпеливы и трепетны по отношению к маленькому человеку. К тому же, требуется твердость и последовательность, которой трудно добиться, когда ваше чадо требует желаемого. Подобное поведение важно порицать, чтобы ребенок понимал его недопустимость. Но когда наблюдается прогресс в усвоении допустимых, желательных форм поведения, важно похвалить ребенка. Тема похвалы нередко вызывает у любящих мам и пап много вопросов. Как правильно хвалить ребенка? В каких случаях похвала уместна, а в каких нет? Как правильно формулировать словесное выражение поощрения? Предлагаю детально проанализировать тему, и в результате научиться хвалить детей.

Воспитательные и педагогические функции похвалы

14 принципов правильного воспитания детей

Педагоги используют поощрение и одобрение как инструмент, позволяющий повысить познавательный интерес ученика, усилить мотивацию учения и оказать психологическую поддержку в трудные или кризисные периоды для ребенка. В семейном воспитании похвала выполняет ряд важных функций, помогающих взрастить сильную, уверенную личность:

  1. Развивает мотивацию достижения. Поощрение – мощный инструмент, позволяющий направлять детей на новые достижения. После того, как мама и папа эмоционально отреагировали на достижение (были ему рады и показали это), ребенок буквально окрыляется. Получить теплые слова от самых близких людей – это сильный стимул, чтобы совершать новые достижения и вызывать неподдельную гордость в глазах любящих родителей.

  2. Помогает усваивать допустимые формы поведения и искоренять иные. С помощью поощрений или, наоборот, неодобрения, вы можете выставлять границы, где заканчивается желательное поведение, а где начинается деструктивное. Вы выступаете для ребенка, как авторитетный носитель знаний о функционировании социума. Соответственно, ваше мнение играет важную роль в усвоении поведенческих способов реагирования. Умелое владение похвалой способно помочь разъяснить малышу, что такое хорошо, а что такое плохо.

  3. Присваивает оценочную систему, сквозь призму которой проходит анализ собственных достижений, проступков, успехов и т.д. В зависимости от интенсивности вашей реакции на достижение ребенка, он делает вывод о том, насколько оно значимо и ценно. Если вы плачете от счастья над тройкой по математике, вероятно, ему не захочется приложить стараний, чтобы заслужить лучшую оценку. Но в похвале тоже есть свои приемы, способные отметить старания и замотивировать ребенка на новые достижения. Так, относительно тройки, можно сказать: «Я рада твоей оценке. А еще я знаю, что ты способен получить и четыре, и пять, если приложишь максимум усилий». Тут отражена сдержанная похвала, а также уверенность в возможностях ребенка. Ведь если родители твердо уверенны в его силах, это помогает двигаться вперед.

  4. Закладывает основы ценностных личностных ориентаций. Через похвалу родители проводят аналогии со своей системой ценностей и принципов. Так, если поступок ребенка полностью вписывается в эту систему, родитель отмечает это с помощью словесного выражения поощрения. Дети, в свою очередь, отмечают этот факт. И это помогает им формировать собственные ценности, которые будут трансформироваться, и видоизменяться на протяжении всей жизни.

  5. Облегчает механизмы социализации в обществе. Ребенок, получивший опору в виде родительской уверенности в нем и поддержки, гораздо легче вступит в новый круг общений, чем тот, кто не ощущает поддержки. Мнение мамы и папы о ребенке позволяют сформировать первые представления о самом себе. Если те имеют положительный характер, и малыш считает себя хорошим, то он легче пройдет адаптацию и пойдет на контакт с новыми людьми.

  6. Помогает чувствовать поддержку и любовь родителей. Безусловно, похвала должна иметь границы и быть правильной по форме выражения и содержанию. Но сам факт поощрения позволяет ребенку чувствовать, что они его любят, ценят, поддерживают, гордятся им. Если вы научитесь правильно хвалить ребенка, то сделаете ваши отношения лучше, и поможете ему расти, как личность.

Психологи отмечают, что важно избирательно относится к предмету похвалы. Ведь она может, как укрепить положительные качества, так и одобрить отрицательные проявления. Далее рассмотрим основные правила, как правильно хвалить ребенка, чтобы это позитивно сказывалось на его развитии.

Правила конструктивной похвалы

Одна форма поощрения способны подстегнуть ребенка на новые достижения, получить поддержку. Другая же способна закрепить формы недопустимого поведения, заложить ориентацию на мнение окружающих и сформировать черты нарцисса. Предлагаю разобрать моменты, которые делают похвалу полезным и эффективным инструментом в воспитании личности.

Выражайте поощрение в момент, когда ребенок испытывает радость от достижения

Суть данного правила состоит в том, что положительные эмоции, гордость за себя, испытываемые в момент удовлетворения результатом действий, способствуют усилению мотивирующего и воспитательного эффекта похвалы. Что будет, если отсрочить поощрение:

  1. Ребенок переключится на другую деятельность. Он прошел этот этап, пережил пик положительных эмоций и стал искать себя в новом деле. Теперь похвала за прошлое достижение не актуальна для него.

  2. Утратится ценность похвалы.

  3. Эмоциональный отклик на признание родителями их достижения сойдет на нет. Если в момент переживания ситуации успеха получить признание, это укрепит уверенность и заставит искать новые пути качественного развития. После этого момента, похвала теряет значимость.

Правила конструктивной похвалы

Похвала должна быть ориентирована на сам поступок, а не личность ребенка

Исследования психологов Кэрол Дуэк и Клаудии Мюллер, направленные на изучение эффекта похвалы в зависимости от ее направленности (на личность или на усилия), показали ожидаемые результаты. Группе учеников среднего звена предложили выполнить задание. После его выполнения группу поделили на две части. Одну из них похвалили за усилия, усердие и упорство, которые они приложили для выполнения работы. Для другой группы акцент похвалы сместился на личность учеников (т.е. отметили ум, сообразительность, быстроту выполнения и т.д.). Выяснилось, что первая часть группы после похвалы, ориентированной на достижение, стали проявлять больший интерес к учебной деятельности и видели новые перспективы развития. Вторая часть группы принимает интеллект, как статичное, постоянное образование. Уровень их достижений после исследования сохранился на прежнем уровне. То есть, у них не наблюдалось видимой перспективы дальнейшего развития.

Соответственно, важно хвалить ребенка за те усилия, которые он приложил для значимого поступка, а не за врожденные, личностные качества, поспособствовавшие ему.

Похвала должны быть объективной

Известный психолог из Стэнфорда Кэрол Дуэк, проводила исследования о том, как влияет похвала на мотивацию достижения ребенка. Результаты этих исследования она изложила в своей книге «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей». Основные выводы из ее практического исследования таковы:

  1. Если хвалить ребенка за врожденные качества, такие как ум, здоровье, красота, это снижает тягу к исследованию новых областей и любую познавательную активность.

  2. Похвала вне зависимости от характера достижения ведет к тому, что дезорганизуется деятельность ребенка. Он перестает прикладывать усилия для того, чтобы достичь новых вершин. Снижается планка, уровень ожиданий от самого себя.

  3. Чрезмерная похвала за каждое действия снижается эффективность ее воспитательного и развивающего потенциала.

Она отмечает, что разумная похвала, соотнесенная с важным для ребенка достижением, к которому он приложил много усилий, несет в себе развивающую и побуждающую функцию. То есть, важен параметр объективности поощрения – если дети ощущают значимость своего действия и видят положительный отклик у родителей, это помогает им усиливать мотивацию достижения. Представьте себе гипотетическую ситуацию: ваш ребенок осилил целую порцию полезного и вкусного обеда. Это не связано с усилиями и упорством, а является результатом удовлетворения базовых потребностей. Соответственно, похвала в этом случае неуместна, так как нет ее обоснованности.

Не применяйте этот инструмент чрезмерно часто

Родители, которые любят ребенка, склонны переоценивать его действия. Они думают, что таким образом помогают ему, но на деле все не так. Как влияет на ребенка чрезмерно частая похвала:

  1. Снижается ценность поощрений. Постоянное выражение восхищения и одобрения за действия, к которым не прикладывались усилия, снижает эмоциональный отклик детей. Они перестают воспринимать эти слова, как ценность, которая приходит в ответ на поступок, ставший результатом выхода на качественно новый уровень развития.

  2. Из нее пропадает мотивационный компонент. Если обоснованные комплименты, сказанные в качестве положительного реагирования на значимые достижения, вдохновляют и вселяют уверенность о своих силах, то пустая похвала работает по обратному механизму. Ребенок чувствует, что ему нет необходимости прикладывать усилия для того, чтобы быть достойным похвалы, и прекращает попытки к совершенствованию.

  3. Вырабатывается зависимость в постоянном получении комплиментов. Этот эффект обусловлен тем, что ребенок движет не желание стать лучше, сильнее, умнее, а стремление получить новое поощрение. Ориентация на внешние побудители не является конструктивной и влечет психологические проблемы.

Исследования Эдди Бруммельмана подтверждают постулат о том, что чрезмерная похвала способна снизить мотивационный компонент деятельности. Детям предлагалось нарисовать копию картины Ван Гога, чтобы эту репродукцию после оценил профессиональный художник (которого на самом деле не было). После проверки, им раздали карточки со словами поощрения. На каждой карточке были слова с разной степенью похвалы: хорошо, отлично, красиво, невероятно красиво. После этого детям предложили самостоятельно выбрать работу для репродукции из нескольких имеющихся вариантов с разной технической сложностью. Те дети, что получили высшую степень похвалы, выбирали картины с минимальным уровнем технической сложности. Те, что получили умеренную похвалу, стремились перерисовать технически сложные произведения.

Детская агрессия: причины и особенности, пути решения

Избегайте сравнительных приемов

Приятно отметить, что ваш ребенок оказался лучшим среди остальных. Лучше всех в классе написал контрольную, максимально выразительно рассказал стихотворение. Это приятно, отмечать выгодное сравнение в сторону вашего чада, но чем это грозит:

  1. Зарождается тяга к соперничеству. Ребенок делает работу не потому, что это позволит ему стать умнее, узнать новую информацию, лучше решать учебные задачи. Он стремится к достижениям, чтобы утереть нос тем, с кем соперничает.

  2. Состязательная похвала работает только в тех случаях, когда ребенок побеждает. Порой, результат работы, к которой было приложено много усилий, не удовлетворяет ожиданиям. Но родительская похвала помогает осознать, что усердие – это путь к успеху. Если вы отмечаете превосходство вашего чада над другими, похвала становится эффективной, когда ребенок одерживает абсолютную победу. Он не видит связи между трудом и развитием, если не становится лучшим среди всех.

  3. Главным мотивов становится не развитие и достижения, а приобретение статуса лучшего в группе. Одобрение окружающих и имение условного статуса победителя для детей, кого хвалят с помощью сравнения, становятся центральной задачей деятельности. Происходит подмена естественных познавательных мотивов социальными (тщеславие, честолюбие).

Ориентируйтесь на возрастные нормы развития

Для каждого возрастного периода существует своя ведущая деятельность. Она определяет развитие ребенка и знаменует переход на новую ступень развития. Учитывайте этот факт, когда собираетесь похвалить ребенка. Так, например, дети раннего возраста имеют центральную задачу научиться оперировать предметами. Они складывают пирамидки, экспериментируют с вместимостью коробочек. Когда те предлагают познакомиться со своим успехом (сложили кубики, застегнули замочек), важно отметить его и похвалить за большое достижение. Почему оно большое? Потому что на этом этапе предметные операции определяют его психологическое содержание, и являются крайне важными для ребенка. Здесь похвала окажет мотивирующий и подстегивающий эффект.

Учитывайте интересы ребенка и его возможности

Похвала имеет избирательный эффект в зависимости от того, насколько значим ее предмет для ребенка. Например, вы похвалили его за хорошо выполненный рисунок, но он со страстью занимается музыкой. Естественно, ваша похвала за прекрасно сыгранную композицию окажется эффективнее и произведет на него большее впечатление.

Прослеживайте прогресс в достижениях. Если вы видите статику в техническом овладении музыкой, рисованием, танцами и т.д., оставьте похвалу в запасе на тот момент, когда заметите явный прогресс. Поощрение должно приходиться на тот момент, когда ребенок выходит из зоны комфорта, прикладывает реальные усилия и совершенствуется.

Ваши слова должны быть искренними

Искренние слова основываются на объективности и ваших истинных чувствах. Предположим, ваш ребенок выступает в спектакле. Вы видели, как он вечерами учил слова для роли, ответственно посещал все репетиции и горел этим делом. Вы уважаете и признаете усилия ребенка, гордитесь его усердием и были рады увидеть, как он выступил. В этом случае похвала окажется искренней, сказанной от всего сердца. Но если вы видели безответственную подготовку и соответствующий результат, не стоит говорить утешающие комплименты. Во-первых, это неправда, и ваш ребенок сам это знает. Во-вторых, это создает нереалистичную базу для оценки своих возможностей.

Акцентируйте внимание на новых достижениях

То, что ребенок хорошо делает каждый день или отлично усвоил, уже не нуждается в похвале. Смысл поощрения в том, чтобы создавать мотивацию и поддерживать стремления. Акцентируйтесь на том, чему ребенок только учится и делает первые успехи. В этом случае приятные слова разжигают интерес, и помогают сохранять желание двигаться в новом направлении.

Заключение

С помощью похвалы можно как разжечь активность ребенка, так и загубить ее в корне. Ее необходимо использовать с умом, чтобы та побуждала и развивала, а не расслабляла и подавляла. Теперь вы знаете, как правильно хвалить ребенка, чтобы поощрение стало сильным воспитательным инструментом. Пусть дети радуют вас достижениями и успехами, чтобы ваши новые полезные навыки пришлись к месту.



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Комментарии
Загрузка комментариев...