Как научить ребенка убирать игрушки
Любой навык к человеку не приходит сам собой. Уборка игрушек, а позднее личных вещей, одежды, книг, учебников и другого имущества ребенка это тоже навык, причем достаточно сложный к освоению и усвоению ребенком.
Сложный, но весьма полезный. Он ложится в основу организационной деятельности будущего взрослого. Освоение этого навыка, закрепление его в форме привычки. Последующее его совершенствование в будущем позволит ребенку научиться оценивать обстановку и достигать цели путем реализации задуманного плана, а также организовывать других, для решения предстоящих задач. Согласитесь, - это весьма важное качество для достижения успеха во взрослой жизни, а в ней все корнями уходит в детство.
Этап первый – подготовительный от 0 и до 1 года
Примерно к 6 месяцам ребенок осваивает «базовые функции» управления собственным телом и начинает активно интересоваться миром, который, в его представлении, не отделим от него самого.
Все, что появляется в поле видимости ребенка и заинтересует его для него «существует». Стоит этому пропасть из поля зрения или ребенок переключит свое внимание и все, - предмет, человек или животное ушли для него в «небытие». Именно поэтому неподдельный и искрений восторг у многих детей в этом возрасте и примерно до 7-8 месяцев вызывает процесс, когда ребенок скидывает игрушку или предмет одежды с кроватки или столика и он для него «исчезает». Когда же взрослый его поднимает, и ребенок снова может его взять в ручки предмет «волшебным» образом возникает из «небытия». Такая игра полезна для развития дитя, но фиксирует его удовольствие на процессе разбрасывания. Пытаться препятствовать этому категорически не стоит, а вот паттерны другого поведения зафиксировать на положительных эмоциях уже пора.
Речь пойдет о навыке складывать игрушки и другие предметы в коробку. Для начала следует увлечь ребенка игрой с какой-то игрушкой, а потом у него на глазах уложить её в коробку. Вот она была и вот её не стало. Ребенок по началу может не понять куда она делась. Следует потрясти коробку, чтобы он услышал шум, который издает предмет в коробке, открыть коробку и достать оттуда игрушку. Если необходимо нужно сопроводить ручку ребенка, когда он будет открывать коробку, класть туда игрушку и вынимать её, для того, чтобы он усвоил принцип игры.
Каждый раз, когда у него будет получаться складывать и доставать предметы из коробки нужно выражать яркие эмоции радости, восторга и восхищения его «достижениями». Таким образом в подсознании малыша запишется базовый сигнал удовольствия, связанный со складыванием предметов в коробку. Начало положено.
Этап второй – совместная деятельность от 1 года до 3-4 лет
На этом этапе основополагающим методом будет метод, - «вместе – сам». Суть метода заключается в выполнении ребенком действий вместе со взрослым. Метод научно описан в концепции «зоны ближайшего развития» выдающегося психолога Л.С. Выготского, в его работе « Мышление и речь» и лег в основу большинства педагогических практик многих стран.
Суть его проста, - не следует ждать от ребенка, что он по вашему распоряжению начнет убираться сразу и самостоятельно. Начинать надо сообща. Необходимо совместно с ребенком начинать складывать игрушки объясняя, что и где должно лежать.
Далее идет переход к конкретике. Формулировка – убери игрушки, пока не работает. В этом возрасте у него ещё и названия то всего что у него есть в игрушках не зафиксировалось, а тут такая объемная задача! Выполнение задачи нужно дробить и после того как этап совместной уборки усвоен, пора перейти к частностям, а именно: «эти книжки – ставим сюда», «этих кукол усаживаем вот тут», а «эти детальки от «Лего» засыпем в этот ящичек».
Этим будет нивелирован объем поставленной задачи и ребенку она не будет казаться пугающе большой. Естественно будет ставить задачи сопоставимые с возрастом и для только начавшего ходить малыша одного года от роду вполне себе нормально убрать две – три игрушки, а уже 4-х летнему можно «отработать» все позиции.
Общими рекомендациями по привитию навыка уборки игрушек для ребенка будут:
-
Процесс уборки игрушек должен быть регулярным и происходить в определенное время. Например, вечером перед отходом ко сну или при смене вида деятельности. Важно предупреждать ребенка минут за 15-20 о том, что скоро пора будет убраться. Привычка становится устойчивой только при постоянном повторении в определённый временной промежуток. С течением времени она перерастет в необходимость, и усвоится на уровне условного рефлекса – «солнце садиться – пора убрать у себя в комнате». Уборка игрушек должна стать неотъемлемой частью режима дня.
-
Максимально убрать лишнее с игровой зоны. Если все игрушки держать всегда в поле деятельности малыша это, - во-первых рассеет его внимание и концентрации на игре во что-то конкретное не будет, а будет просто разбрасывание игрушек и, во-вторых, это будет усложнять уборку. Оптимально оставить в доступе для ребенка на полках и его игровом месте столько игрушек сколько вы сможете убрать вместе, а потом он самостоятельно. Всё остальное должно находиться в коробках и ящиках и с установленной вами периодичностью (раз в неделю, в 3 или 5 дней) приходить на смену уже «отыгранному».Само-собой любимые игрушки ребенка должны оставаться с ним, а вот всяческие конструкторы, дидактические игры и много всего прочего должны «приходить» к ребенку исходя из замыслов взрослого на игру с ним.Убирая все по шкафам и коробкам важно привлечь к этому ребенка. При этом объяснить ему, что игрушки никуда не пропали и их не отдали кому-то. Они просто пока «поживут» в этом месте, чтобы «вернуться» к нему потом.Такой подход позволяет взрослому более вдумчиво подойти к тем занятиям, которые он планировал провести через игры с ребенком и самому ребенку упрощает процесс уборки.
-
Необходимо продумать вопрос хранения игрушек. Чтобы ребенку проще и легче было справляться с уборкой нужно продумать вопросы складирования игрушек в простые, легкодоступные места. Это могут быть коробки, контейнеры, корзины и т.п.Чем младше малыш, тем проще должен быть процесс складывания, на начальном этапе все можно складывать вместе. По мере взросления процесс сортировки по размерам, цветам, идентификации игрушек по другим признакам станет не только интересен в игровом плане, но и полезен для развития. Можно вместе с ребенком наклеить на места хранения специальные изображения для отличия того, что и где лежит.
-
Весь процесс уборки должен носить характер увлекательной игры. У детей есть одна особенность, названная психологами анимизм. Вплоть до 10-11 лет дети не различают живое и неживое и способны «одушевлять» все предметы которые их окружают. Это с успехом можно использовать в игре «про уборку». Можно договориться, что игрушки очень устали за день играя с нами, им пора отдохнуть. Каждая из них уходит в свой «дом» где они будут отдыхать, чтобы встретится с нами завтра. А кто-то из игрушек отправится в «отпуск» в свою коробку, чтобы увидеться с нами через неделю и т.п...Так же детям нравятся соревновательные моменты и можно прибраться по принципу «кто быстрей».Одним словом, взрослому нужно искать варианты и сценарии игры, для того чтобы ребенок получал удовольствие при уборке, а взрослый от воспитательного процесса. Не стоит превращать этот процесс в рутину.
-
Необходимо всегда положительно подкреплять все успехи ребенка похвалой. Положительное подкрепление в разы эффективней отрицательного. Не скупитесь на похвалу для малыша и процесс освоения уборки игрушек пройдет намного быстрее.
-
Очень важен личный пример взрослого. Можно 100500 раз говорить, как хорошо и здорово наводить порядок в игрушках, но, если сам взрослый порядком и организованностью в личных вещах и по месту жительства не отличается процесс научения ребенка может стать затруднителен.
С детьми этого возраста диалог на равных, объяснения и доводы не работает. Они воспринимают мир прежде всего через увиденное, поэтому начинать придется с себя.
Приемы мотивации ребенка этого возраста.
Немного подробней об особенностях этого периода. К 3 годам ребенок отделяет себя от остального мира и начинает искать свое место в новой для него реальности. Для того чтобы научиться понимать этот мир и реакцию окружающих на себя, малыш нередко начинает все отвергать, выражая свое твердое «нет» на любые предложения со стороны взрослых. Это не блажь и не капризы, – это способ познания на данном этапе развития его психики.
Большой ошибкой взрослого будет взывать:
-
к его чувствам совести, - до 7 лет ребенок априори не может себя считать «плохим»;
-
к чувствам других, пусть даже близких ему людей, – он пока со своими чувствами ещё не разобрался, до остальных ему еще вообще нет дела;
-
к ответственности за свои действия, - малыш только пробует «на вкус» это слово «надо» и учится жить в соответствии с необходимостью, а не по сиюминутной прихоти.
Одним словом, взрослому нужно поберечь свои сложные нравоучения и примеры из жизни примерно до достижения ребенком 10-11 летнего возраста. В этом возрасте ребенок вполне адекватно сможет оценить информацию. Пока отношения нужно построить на других принципах. Здесь они перечислены в порядке усложнения задачи, то есть, если предыдущее сработало, к последующему переходить нет смысла.
-
Установить правило. Объявить детям о том, что с сегодняшнего дня у нас начинает действовать новое правило – перед сном необходимо убрать игрушки. Можно посвятить этому вечер, нарисовать вместе с ребенком напоминающий плакат и каждый вечер напоминать, - «А, какое у нас теперь новое правило?!». Если прием «не заработал» идем дальше.
-
Отношения переходят в разряд договорных, - «когда…-тогда…». Когда ребенок уберет игрушки, тогда идем гулять. Когда игрушки будут убраны мы съедим по-мороженому и обсудим подарки на твой будущий День рождения (Новый год, Рождество и т.п.). Если метода «не пошла» тогда продолжаем по-другому.
-
Система бонусов. За каждую проведённую ребенком уборку игрушек в течении отрезка времени (неделя, 10 дней не больше) он получает «условную единицу», - сердечко, звездочку или копеечку. По накоплении 5 – 7 у.е. ребенок в праве реализовать их получив от взрослых какой-то бонус. Это может быть угощение, недорогая игрушка, поездка или посещение интересного ребенку места и другие поощрения. Главное, чтобы количество у.е. не было большим, не более 10, иначе маленький ребенок утратит интерес к их накоплению.
В случае если все эти методы не оказались эффективными можно посоветовать обратиться к методике Бена Фурмана описанной в книге «Навыки ребенка. Как решать детские проблемы с помощью игры» http://loveread.ec/contents.php?id=51188 Объем статьи не позволяет привести текст всей книги, да этого в принципе и не требуется. Сама книга по прочтению может помочь, если все предыдущие методы не дали положительного эффекта.
Этап третий – переход к самостоятельности от 4 до 7-8 лет
Совместную уборку следует практиковать с ребенком вплоть до наступления школьного возраста, постепенно снижая объем участия взрослого и расширяя «полномочия» маленького человека.
С наступлением 6-7 лет ребёнок достигает следующего этапа своего развития и сталкивается с новой для себя средой, - школой. К этому моменту его сознание готово для решения задач, связанных не только с уборкой игрушек. Он должен научиться собирать книги и учебники в школу и распоряжаться ими дома, вполне в состоянии прибраться в своей комнате и личных вещах, заправить кровать.
На этом этапе нужно попробовать научить ребенка планированию и организации времени. Эти навыки в дальнейшем помогут ему в учебе и работе, определят его целеустремленность и личную эффективность.
Для организации процесса можно использовать списки или чек – листы с перечислением поэтапного выполнения операций по уборке, например, упрощенно:
-
учебники на полку;
-
тетрадки в стол;
-
игрушки в корзину;
-
одежду в шкаф.
У пилотов гражданской авиации есть правило. Перед вылетом один пилот зачитывает «полетный лист» с указанием всех необходимых процедур перед вылетом: включить габариты, повернуть тумблер контроля высоты, продуть турбины и т.п., второй пилот включает, нажимает, поворачивает все согласно читаемого первым пилотом списка.
Можно обыграть эту ситуацию с ребенком, совместно составив «полетный лист» и взрослый, - в роли старшего пилота будет читать, а ребенок по пунктам выполнять все действия согласно списку. В дальнейшем ребенок перейдет на самостоятельное выполнение «полетного листа».
Если ребенок больше воспринимает информацию визуально, то можно сделать ряд снимков с фотографиями прибранной комнаты, а потом поиграть в «квест» по приведению всех элементов в соответствии с фотографиями.
Главное иметь терпение и помнить золотой принцип воспитания ребенка «можешь только то, что можешь». Это правило относится как к самому ребенку, так и к взрослому воспитателю. Есть сфера возможностей самого ребенка, обусловленная возрастом, половыми признаками, интеллектом, темпераментом, состоянием здоровья и пр., а есть то, что взрослый может дать ребенку на этом этапе его развития. Как говорится, - «В 3-х литровую банку 5 литров воды не нальешь».
Поняв это и приняв, нужно перестать предъявлять и себе и ребенку неадекватные требования. Осознав эту несложную истину можно обрести внутреннее спокойствие и получить от процесса воспитание малыша настоящее наслаждение.
Статья составлена на основании книг Л.С. Выготский «Мышление и речь», А. Курпатов «Счастливый ребенок», Бен Фурмана «Навыки ребенка. Как решать детские проблемы с помощью игры»; материалов с сайтов и родительских форумов и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/
Оцените статью |
|
22.11.2024
22.11.2024
22.11.2024