Как мотивировать ребенка


Содержание


  1. Классификация мотивации
  2. Как мотивировать маленьких детей (ранний, дошкольный, младший школьный возраст)
  3. Как мотивировать подростков
  4. Заключение
Обновлено: 08.11.2022 15:58:31

Искусное родительство подразумевает гармоничное воспитание, в котором находят отклик уважение, любовь и дисциплина. Когда встает вопрос о привитии полезных привычек, развитии мотивации, очень сложно подобрать действенный инструментарий, который бы не влиял негативно на взаимоотношения. Когда мягкие меры не приносят результата, некоторые родители прибегают к прямым манипуляциям и принуждению. Ошибки, совершенные ранее, всегда можно исправить. Для этого необходимо осознать, насколько хрупко взаимопонимание между ребенком и родителем. А также понять, что ваша мудрость и терпение способны помочь пройти массу трудностей. Мотивация в общем виде представляет собой совокупность целей, установок и стремлений, которые движут нами при совершении значимой деятельности. В частном понимании она трактуется в зависимости от характера и актуальности мотивов для ребенка. Предлагаю познакомиться со способами, которые вы можете использовать, чтобы замотивировать ребенка и поддерживать устойчивую мотивацию.

Как мотивировать ребенка

Классификация мотивации

Чтобы понять, какой воспитательный инструмент поможет достичь цели, стоит познакомиться с базовыми типами мотивации. Каждое действия направлено на то, чтобы стимулировать отдельный ее вид. Характер этих действий также определяется направленностью мотивов. Предлагаю их рассмотреть:

  1. Внутренняя предполагает наличие личных устойчивых интересов, мотивов выполняемой деятельности. Их развить сложнее, чем внешние мотивы, но именно они обуславливают долгосрочную перспективу развития и высокого уровня заинтересованности. Ситуации отсутствия успешного результата не способны сильно повлиять на внутреннюю мотивацию, так как она исходит из более глубоких личностных побуждений. Творческие дети, поглощенные любимым делом, черпают мотивацию в самом процессе выполнения работы. Этот энтузиазм можно перенести в более практичные виды деятельности, например, учебу.

  2. Внешняя обусловлена наличием побуждающих факторов со стороны окружения. Это признание, похвала, поощрение, комплименты. Ее эффект неустойчив и краткосрочен. Трудности, неудачи, усталость, отсутствие признания легко разрушают внешнюю мотивацию. Но она может использоваться, как эффективный инструмент, чтобы сформировать первичный интерес. Так, получив комплимент о художественном таланте, а после похвалу за прекрасно выполненную работу, разгорается интерес и азарт. Если после первого «толчка» не развиваются внутренние мотивы, увлеченность мгновенно гаснет.

  3. Позитивная мотивация заключает идею в положительном подкреплении ситуации успеха. Сюда относят похвалу, подарки, поощрения, которые следуют за выполнение желательных действий. В целом, она действует эффективно, за одним исключением. С помощью необдуманного позитивного подкрепления может сформировать зависимость от получения одобрения, материальных благ. Без них деятельность ребенка утрачивает для него смысл.

  4. Негативная – это порицание, наказания, критика и т.д. Она является допустимым инструментом в воспитательном плане, если не переходит на саму личность ребенка. Вы можете критиковать так, чтобы это не задевало его чувства. Наказывать так, чтобы он не ощущал себя бесталанным и изгоем. Важно понимать, что негативная мотивация закрепляет отрицательный результат. Правильно сказанная критика побуждает, жесткие обидные слова строят стену между вами и ребенком.

Существует масса других видов мотивации, характеризующиеся как частные: учебная, познавательная, творческая и др. Их мы близко затрагивать не будем. Далее представлены способы, которые помогут замотивировать детей с учетом возрастных особенностей развития.

Как мотивировать маленьких детей (ранний, дошкольный, младший школьный возраст)

В мотивации детей младших возрастных групп преобладают познавательные и социальные ее виды. Особенно актуально для них мнение родителей, так как на его основе они составляют представления о себе и картину мира в целом. После сюда включается признание других фигур значимых взрослых (воспитателей, учителей). В начальных классах социальные мотивы включают создание круга общения среди сверстников. Эти факты можно использовать, чтобы эффективно воздействовать на мотивацию ребенка. Далее представлены действия родителей, которые способны влиять на формирование их мотивов.

Верьте в его успех

Предположим, младшему школьнику не удается какой-то школьный предмет. Из-за систематического переживания ситуации неудачи, у него снижается мотивация учебы в целом. В подобных случаях важно, чтобы вы верили, что у него все получится. На основе вашей внешней положительной оценки его возможностей, ребенок начнет сильнее стараться и уделять больше времени проблемной области знаний. От этого повысится успеваемость – он увидит положительный сдвиг в достижениях, что подстегнет его внутренние мотивы. Чаще говорите ему: «я в тебя верю», «ты все сможешь», «я знаю, у тебя все получится».

Отмечайте прогресс

Незначительные сдвиги в сторону прогресса не всегда осознаются ребенком. Но этот факт способен укрепить веру в себя и улучшить стимуляцию к достижениям. Приведу простой пример для ребенка раннего возраста на этапе приучения к горшку. Допустим, он не смог сделать все, как надо. Но в определенный момент опомнился, и попытался справить нужду в отхожее место, но не смог. Для него – это неудача, а для вас видимый прогресс. Отметьте это словесно, покажите, что сегодня он смог достичь чего-то большего и похвалите. В следующий раз он будет охотнее стремиться совершить действия правильно.

Оказывайте поддержку

Ваша опора в виде поддержки и помощи очень помогут ребенку увереннее идти на пути к цели. Часто дети не ощущают силы своих возможностей перед трудной задачей. Знание того, что в любой момент он получит слова поддержки, а при необходимости вашу помощь, сильно подкрепляет мотивацию достижений.

Соотносите похвалу с поступком

Когда воспитанник детского сада показывает вам, свой рисунок, вы стремитесь его похвалить и чаще говорите, что он молодец и замечательный художник. Стремление поощряемое, но форма выполнения не столь эффективна. Важно отражать в похвале именно достижение, а не личность ребенка. В предыдущем примере лучше было бы сказать похвалу в словах о хорошей технике рисования, красиво подобранных цветах, творческом способе самовыражения. Почему именно так? Маленькие дети понимают, что молодец – это характеристика чего-то хорошего, но чего именно, они не знают. Поэтому важно конкретизировать словесное поощрение, чтобы то имело мотивирующий потенциал.

Концентрируйтесь на положительных моментах

В любой ситуации неудачи, которая тяжело переживается детьми, важно найти свои плюсы. Самим им сложно это сделать, так как нет сформированных механизмов рефлексии. Поэтому эта задача лежит на плечах их родителей. Как выглядит пример положительного акцентирования:

  1. Признание неудачи. Не стоит строить иллюзий о том, что поражение – это победа. Вы сами не верите в это, и ребенок тоже не поверит. Важно признать, что случился факт неудачи, но он подлежит исправлению.

  2. Предложенный алгоритм действий. Чтобы поправить ситуацию, необходимо приложить усилия. При этом говорите не об общем характере усилий, которые нужно приложить, а конкретизируйте их. Например, ребенок получил тройку по контрольной работе. Поясните, что дополнительные занятия, качественный активный отдых помогут впредь получить лучшую оценку.

  3. Отражение веры в возможности. Нельзя завершить вашу мотивирующую речь без положительного подкрепления. Скажите, что вы уверенны, что его действия будут иметь успех.

Помогайте ребенку искать плюсы даже в безнадежной ситуации

Ребенку важно видеть перспективу, которая следует за его усердием и прилежностью. Эту перспективу можете предоставить вы – родители. Ведь нет ситуаций, который несли бы в себе исключительно негативный посыл. Ошибся – ничего, теперь ты знаешь, где были недочеты, и можешь их исправить. Повел себя неважно – плохо, но это будет личным уроком, как нельзя себя вести.

Показывайте соответствующий пример

Детям странно слушать речи о необходимости достижений и усилий, прикладываемых к ним, если родители не демонстрируют активной позиции. Многие взрослые, которые сталкиваются с трудностями, злятся и бросают начатое дело. Этот пример видят их дети, которые принимают поведение родителей за эталон. Соответственно, такой способ реагирования на неудачи перенимается ими, а после ярко демонстрируется. Поэтому важно начать с себя развитие мотивации, а после помогать развивать ее ребенку.

Дайте ему свободу действий

Постоянный контроль и наставничество лишают действия ребенка свободы, а результат достижения радости. Пусть он спотыкается на пути и делает ошибки, это закономерный процесс любого действия, выходящего за рамки актуальных навыков. Когда вы немного отпустите бразды правления, то увидите, что вашей эмоциональной поддержки и веры достаточно для того, чтобы достижения совершались, и мотивация крепла.

Как мотивировать подростков

Как мотивировать ребенка

Для подростков подходят базовые приемы мотивации детей младшего возраста, однако вступают существенные правки с учетом возрастных особенностей. Как вы знаете, подростковый период знаменуется личностными противоречиями, становлением новых способов построения коммуникации, смещением близкого окружения в сторону сверстников. Мотивационная сфера также претерпевает важные трансформации:

  1. На первый план выходит поиск своего места в обществе. Подростки устремляют свой взор в будущее – кем они станут, будут ли успешны в своем деле, найдут ли свое призвание. Младшим детям актуально то, что происходит в данный момент.

  2. Усиливается тяга к самопознанию. Внутреннее противоборство, перемены в укладе жизни, трудности в самопознании влекут повышенный интерес к собственной личности.

  3. Изменяются социальные мотивы. Им важно обрести прочную нишу в обществе, закрепить позиции в своем кругу общения, найти признание у сверстников. На этом этапе дети отдаляются от родителей и находят близких по духу друзей, с которыми обсуждают свои наболевшие проблемы.

  4. Слабеет общая учебная мотивация. Подростки акцентируются лишь на тех предметах, которые, по их мнению, пригодятся для освоения желанной профессии. В остальных наблюдается снижение успеваемости.

Предлагаю рассмотреть несколько способов, которые замотивируют строптивых подростков.

Поощряйте его актуальные интересы

На данном этапе увлечения имеют для ребенка огромное значение. В них он отражает свои актуальные потребности, мечты, цели и будущие перспективы. Ваша критика и непринятие лишь оставляют раны на шатких детско-родительских отношениях. И никак не влияют на мотивацию ребенка. Что могут сделать родители, чтобы укрепить мотивацию подростка? Поддерживать в его начинаниях, помогать, если они того просят, и всецело принимать.

Избегайте навязывания своих ценностей и принципов

Подростки остро реагируют на попытки «подстроить» их под себя и изменить. Они понимают подобное вмешательство как выражение их несостоятельности. Если вы придерживаетесь определенных жизненных представлений, это не значит, что дети должны следовать вашему пути. Навязывание производит обратный желаемому эффекту. Подросток стремится обрести индивидуальность, и совершается неугодные родителям действия.

Не заставляйте

Нельзя принудить подростка, и родителям стоит это признать. Они уже не те маленькие дети, что слушались вас во всем. Теперь они стараются сами найти себя и делают то, что им в этом помогает. Дайте свободу действий и выбора.

Уважайте его увлечения

И не только увлечения: чувства, переживания, поступки, достижения. В этом возрасте появляется острая потребность в ощущении себя взрослым. Проявление снисхождения является признаком отношения к нему как к зависимому и слабому ребенку. Подобное отношение раздражает, злит подростков и постепенно разрушает веру в себя.

Не критикуйте непостоянство подростка

Именно поиск подходящей сферы деятельности и интересов позволяет ребенку самореализоваться. Сложно сразу прийти к решению, которое определит человека и его будущее. Поэтому поддержите подростка в этом поиске, дайте ему понять, что у него получится отыскать желаемое. Замотивирует ли это его? Неизвестно. Зато точно позволит не остановиться на поиске дела, которым он будет гореть, и какими результатами он будет гордиться.

Заключение

Родители тревожатся, когда не встречают у детей особого рвения к учебе и развитию. Но в вопросе развития мотивации нет места тревоге, здесь важно быть сосредоточенными и нацеленными на результат. Только мягкие меры способны качественно и эффективно воздействовать на мотивационную сферу ребенка. Грубые, насильственные попытки изменить ее заканчиваются обратным действиям – ребенок замыкается и утрачивает желание что-либо делать. Желаю всем родителям терпения и мудрости, а их детям успехов и радости от достижений.



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Комментарии
Загрузка комментариев...