Как быстро выучить стихотворение - 6 способов быстро выучить стих.

Обновлено: 08.11.2022 15:58:24

Далеко не всем школьникам нравятся уроки литературы, по причине необходимости заучивать стихи наизусть. Статья призвана помочь детям быстро и максимально безболезненно выучить стих. Эти рекомендации могут помочь и взрослым людям, которым требуется в короткий срок запомнить текст, излагаемый в художественной форме.

Зависимость свойств памяти от типа мышления

Как научиться понимать свои чувства

Память человека одно из составляющих мышления. Само мышление представляет собой то, как человек видим окружающий мир. Если задуматься над этим, то станет ясно, что мир человек видит ни таким какой он есть на самом деле, а через призму своего восприятия. Это воспроизведение картины мира и является базой для дальнейших действий человека.

Всю многогранность и пестроту жизни человеку охватить невозможно и тому есть масса причин, начиная от ограниченности спектра действия органов чувств и заканчивая объемами большого, но не безграничного мозга человека. Неизбежно приходиться упрощать «картинку» мироздания и то каким именно образом это делает мозг одного, конкретного взятого человека и будет представлять собой его тип мышления.

Всего типов мышления три:

  1. «Центрист» - воспринимает мир через придание всему окружающему внутренней «сущности». Всем людям, явлениям и событиям он находит внутреннюю мотивацию, связанную с их «личностными обстоятельствами». Человек делит мир, - людей, события и явления, на положительные и отрицательные, через эту призму объясняя все происходящее и присваивая этому оценку. Оценка может оказаться ошибочной, но она позволяет ему видеть мир целым и логичным.

  2. «Конструктор» - воссоздаёт для себя картину мира исключительно рационально и расчетливо. Для него все явления, люди и события не имеют «внутренней сущности», а представлены в виде функциональных единиц, как бы инструменты или приборы с определенным набором качеств и функций. Исходя из имеющихся о них данных он «конструирует» для себя реальность и живет в этой конструкции мира где у всего есть заданное им самим место и свойство. При появлении в его жизни чего-то нового он вставит это в свою модель мира. Исходя из тех свойств, которые он у этого объекта определил.

  3. «Рефлектор» - видит мир через призму непосредственных ощущений от контакта с ним. Он как эхолокатор, - отправляет от себя сигнал, основанный на эмоции объекту, который его интересует, и полученная ответная реакция станет для него характеристикой человека, явления или события. Он не ищет сущности, не возводит конструкций из закономерностей, а руководствуется личными ощущениями от своих «диагностических» сигналов, направляемых на интересующие его детали окружающей действительности.

Память, которая по сути является частью «оперативной системы» мышления человека, его сознательной части, во многом зависит от типа мышления. Запоминая что-то, стихи, например, как в этом случае, можно найти у ребенка или у себя самого признаки того или иного типа мышления. Определив его можно научиться не только запоминать наиболее эффективным способом, именно для конкретного типа мышления, информацию, но и понять самого себя, окружающих людей, а главное максимально успешно реализовать весь заданный человеку от рождения потенциал. Теперь перейдем к рассмотрению способов учить стихи.

Общие правила для того, чтобы выучить стихотворение

Несмотря на то, что типов мышления три, в чистом виде, как и все в этом мире, они в одном человеке не заключены, всегда есть примесь двух других типов мышления, но один будет доминировать. Человек воспринимающий мир через два типа мышления скорее всего гениален, но не в этом суть. Суть в том, что есть базовые явления, на которых основано запоминание стихов. Общих правил всего два.

  1. Это правило о том, что сначала нужно понять, о чем написано в стихотворении, тогда время на то, чтобы его выучить сократиться в разы. В наш стремительный век многие слова литературных классиков стали анахронизмами, а наличие даже одного непонятого слова в стихотворение может стать «камнем преткновения» для школьника при его заучивании. Поэтому не стоит лениться, а нужно взять и «перевести» для себя текст стихов, которые ученик собрался выучить. Благо сейчас не требуется листать многотомные энциклопедии и словари, а «цена вопроса» всего лишь «найти в себе силы» и набрать непонятное слово в поисковике.

  2. Разбить стихотворение на двустишия или четверостишия. Запоминание всего произведения целиком неблагодарный и тяжелый труд даже для человека с уникальной памятью на слова. Потому как стихи должны быть переданы дословно и изменения слов синонимами близкими по смыслу никак не допустимо. Мозг же человека устроен так, что будет постоянно стараться «облегчить работу» подсовывая более известные и часто им упоминаемые слова вместо слов, указанных в тексте.

Эти два правила обязательны к выполнению перед тем как использовать любой из нижеперечисленных способов. Дальнейшие успехи в быстром заучивании стихотворения будет зависить от индивидуальных данных школьника обусловленных его типом мышления и свойственных ему видов памяти.

Способ четыре в одном

Способ универсален и из-за этого не самый скоростной, но надежный. Основан на использовании четырех видов памяти, - зрительной, слуховой, артикулярной и осязательной (моторной).

  1. Стихотворение записывается от руки шариковой ручкой или карандашом на листе бумаге, – работает осязательная (моторная) память.

  2. При записывании каждое слово четко проговаривается вслух, – работает артикулярная и слуховая память.

  3. Естественно при этом идет автоматическое чтение, - работает зрительная память.

Проделав это один, максимум два раза продолжить закреплять эффект просто повторяя двустишия или четверостишия, либо подключив приемы, из способов, которые описаны ниже.

Как повысить мотивацию к учебе

Способ советского стандарта

Особенностью советского обучение было выстраивания системы обучения, которая поднимала бы максимальный процент обучаемых на твердый средний уровень знаний. Это давало возможность создать крепкую середину социалистического общества «самой читающей страны в мире». Не обошла вниманием эта система и способ выучить стихи. Способ не самый быстрый, но максимально доступный большинству учеников.

  1. Стих необходимо учить с листа, на который он переписан вручную.

  2. Ученик выучивает первую строчку и повторяете ее, не подглядывая в текст.

  3. Далее, прочитывает вторую строку и вновь повторяет наизусть.

  4. Воспроизвести подряд первую и вторую строки.

  5. Повторить действия со всеми строчками, составляющими строфу, прочитав потом строфу полностью.

  6. При чтении стараться не подглядывать в текст.

  7. Учить подобным образом каждую часть стихотворения, с постепенным наращиванием строф, - 1 и 2, 1,2 и 3 и далее до конца стихотворения

Живописный способ

Больше подходит для людей с преобладающим типом мышления «центрист».

  1. Каждой строчке задается суть, того, что в ней изложено которая запечатлевается в виде картинки передающей эту «суть смысла» строки.

  2. Картинки столбиком наносятся на лист.

  3. Глядя на картинку, ребенок вспоминает «суть» связанной с ней строки и воспроизводит текст сначала подписывая текстом из стиха картинку и проговаривая строку вслух.

  4. Потом только глядя на картинки вспоминает связанную с ней строку.

  5. После этого картинки убираем, и школьник вспоминает стих по памяти.

Способ артистического этюда

Неплохо подойдет для человека с типом мышления «рефлектор».

  1. Найти аудио или видеозапись стихотворения, которое предстоит выучить школьнику в исполнении актера (актрисы), вызывающий желание у ребенка повторить его манеру исполнения.

  2. Разбить запись на четверостишья и дать ребенку учить, все остальное он сделает на рефлексе своего мышления, - быстро и с удовольствием.

  3. Способ с «умной водой».

  4. Отлично подходит для типа мышления «центрист», так как ребенок верит в то, что «суть» может и должна присутствовать во всем.

  5. Надо убедительно рассказать ребенку о исследованиях в области передачи водой «записанной» на ней информации. Этих рассказов достаточно много в интернете и, хотя вопрос остается спорным, об этом распространяться не стоит. Наоборот, это должно быть озвучено как практически известный факт.

  6. Наливаем стакан обыкновенной воды, и школьник «наговаривает стих» на воду. Прочитал две строчки вслух – сделал глоток.

  7. Может показаться странным, но во многих случаях работает. Сложно сказать об участие в этом конкретно воды, но детская вера в чудо и свойство придавать «суть» всему, даже если её возможно там и нет могут дать положительный эффект в обучении.

Как приучить ребенка к чтению

Способ с интервальным повторением

Этим способом эффективно и быстро учить стихи может как человек с типом мышления «конструктора», так и «центрист».

  1. После полного прочтения текста стихотворения в нем выделяются «ключевые слова», заключённые в каждом четверостишье. «Ключи» избираются исходя из смысла повествования.

  2. Для «центриста», с помощью его воображения, к каждому «ключевому слову» можно подобрать визуальный образ.

  3. Выстраивается схема – структура стихотворения. Ключевые слова каждого четверостишья позволяют «конструктору» соблюсти последовательность изложения, а визуализированный образ позволяет вспомнить «центристу» содержание каждого четверостишья (для «конструктора» вполне достаточно ключевых слов).

  4. Повторяя несколько раз, ученик запоминается каждое четверостишье последовательно.

  5. Использование интервального повторения, - повторить стих через 5 секунд, через 10 секунд, через 2 минуты и через 10 минут.

Эта техника применима при запоминании текстов песен, а также прозы в виде текстов презентаций, спичей для выступления перед аудиторией и параграфов в учебной литературе.

Дополнительные рекомендации, что делать для того, чтобы стихи учились быстрее

При изучении любого материала вообще, а стихов в частности золотым правилом будет заблаговременность. Когда время поджимает возникает состояние стресса, вырабатывается соответствующий гормон кортизол, который только затруднит работу мозга и снизит эффективность всех способов. Для того, чтобы выучить стих нужно иметь время хотя бы пару дней. В спокойной обстановке дело пойдет быстрее и время может вполне остаться с запасом. К тому же будет время на усвоение информации в области долгосрочной памяти, а это надежней чем кратковременная ее составляющая.

Учить стихи лучше в вечернее время, незадолго до отхода ко сну. Во сне мозг не перестает работать и пока ученик спит информация, занесённая им при запоминании стихов в кратковременную память закрепиться, а при пробуждении перейдет в долгосрочную и повторив стих можно его там надолго закрепить.

Если какое-то слово долго не запоминается, то можно записать его прямо на руке и при необходимости подглядывать его. Это придаст уверенности, когда нужно будет рассказывать стихотворение.

При любом типе мышление опора на сразу три вида памяти – зрительную, слуховую и моторную наиболее эффективна.

Статья составлена на основании книг: Джон Медина «Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям», А. Курпатов «Троица. Будь больше самого себя», О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов «Теория и методика обучения литературе» и педагогической практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/.



Оцените статью

 
Всего голосов: 0, рейтинг: 0
Комментарии
Загрузка комментариев...